Классный час "День славянской письменности"
классный час (5 класс)
Разработка классного часа основана на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ с сайта https://mosmetod.ru Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка. Разработка включает конспект занятия, приложения, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "День славянской письменности" | 25.97 КБ |
Приложения "День славянской письменности" | 105.19 КБ |
Сообщения учащихся "День славянской письменности" | 20.06 КБ |
Презентация "День славянской письменности" | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Саввинская СОШ имени С.А. Калабалина,
классный руководитель Жаркова И.Ю.,
учитель русского языка, литературы и истории.
5 класс, 2018-2019 учебный год
Классный час «День славянской письменности и культуры»
Пояснительная записка
Разработка классного часа основана на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ с сайта https://mosmetod.ru
Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка.
Цели:
- познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
- показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
- развивать у учащихся интерес к родной речи, родному языку;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
- способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
- развивать у учащихся умение анализировать информацию.
План работы: слово классного руководителя, сообщение учащегося, работа с терминами, работа с текстом.
Мультимедийное сопровождение: презентация
Ход занятия
Слово классного руководителя: Дорогие ребята, сегодня все славянские народы отмечают праздник. Какой? Слайд 1
Предположения учащихся. Сообщение учащегося №1.
Слайд 2: памятник Кириллу и Мефодию в г.Коломна, ключевые слова рассказа учащегося: 24 мая 1985г., славянские народы, церковная традиция, просветители, славянская азбука.
Сообщение учащегося №2
Чтение учащимся стихотворения №1
Сообщение учащегося № 3.
Слово классного руководителя: Давайте разберемся, все ли вам понятно из рассказов учащихся, на примерах ключевых слов.
Работа с терминами и понятиями (Слайды 3-12)
Кто такой просветитель?
Просветитель – распространитель знания, просвещения.
(Толковый словарь Ушакова)
Какие народы являются славянскими?
Восточные славяне: русские, белорусы, украинцы. Южные славяне: сербы, хорваты, македонцы, болгары. Западные славяне: чехи, словаки, поляки.
Какое отношение церковь имеет к празднику?
1. Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка. То есть языка богослужебных книг.
2. Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь.
3. Болгарский черноризец Храбр пишет в летописи о том, что Кирилл и Мефодий создали азбуку в 863 году.
4. В славянском православии Кирилл (Константин) и Мефодий почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские».
Славянская азбука изначально состояла из 45 букв. С течением времени их количество сократилось. Рассматриваем раздаточный материал (приложение 1,2): азбука и текст «Острожского букваря». Слайд 12
Слово классного руководителя: Давайте поразмыслим над некоторыми крылатыми выражениями, возникшими в культуре нашего народа. Слайд 13.
Рассуждения учащихся. Встречают затруднение при объяснении последнего выражения.
Слово классного руководителя: А чтобы трактовать правильно значение этого выражения, нужно знать чуть больше о самой азбуке. Только в русском языке существует понятие «азбучная истина»? Что оно означает? Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди. Азъ - 'я'. Буки (букы) - 'буквы, письмена'. Веди (веде) познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать. Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки: Глагол - 'слово', причем не только изреченное, но и написанное. Добро - 'достояние, нажитое богатство'. Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола 'быть'. Глагол добро есте: слово - это достояние.
Современный перевод ПОСЛАНИЯ:
Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! Слайд 14
Слово классного руководителя: А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? Слайд 15
Работа с текстом (приложение 3). Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного?
Рассуждения учащихся.
Слово классного руководителя: Какие вы знаете пословицы или поговорки о знании или учении?
Ответы и размышления учащихся об известных им пословицах и поговорках. Слайд 16
Слово классного руководителя: создание славянской азбуки в житии Кирилла описывается как великое чудо и откровение Божие. Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Слайд 17
Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.
Какие пословицы и поговорки известны вам об этих буквах? Слайд 18
Рефлексия: Что нового вы узнали на занятии?
Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других. Слайд 19
Слово классного руководителя: Закончить занятие предлагаю стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Слово». Вслушайтесь, вдумайтесь, к чему в своем стихотворении нас призывает поэт?
Чтение учащимся стихотворения №2
Ответы учащихся: поэт говорит о необходимости беречь наш бессмертный дар – речь.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/День_славянской_письменности_и_культуры
http://pkr.orthgymn.ru/textbook/
http://festival.1september.ru/
http://otherreferats.allbest.ru/culture/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/
http://www.ikt.oblcit.ru/206/khramchenko/ http://www.websib.ru/~gardarika/bukvi/
фото – Яндекс.Картинки по запросам: «День славянской письменности», «Кирилл и Мефодий».
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Страница из «Острожского букваря» Ивана Федорова (1578) с началом трактата «О письменах»
«Сказание, какое (которое) составил святой Кирилл Философ. Азбуку по языку славянскому и книги перевел, от греческих на славянский язык. Прежде были славяне еще по сути язычники (погань - от славянского языческий), не имели письмен, но чертами и нарезами читали и гадали».
Приложение 2
Приложение 3
Отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова:
«В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».
Предварительный просмотр:
Сообщения учащихся
Сообщение №1
О праздновании Дня славянской письменности
Все славянские народы ежегодно отмечают День славянской письменности и культуры. Этот праздник берет свое начало из церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X – XI веках. В России с давних лет 24 мая чествовали создателей славянской азбуки святых братьев Кирилла и Мефодия. Под влиянием различных политических и исторических обстоятельств празднование было забыто. В 1985 году родилась идея возобновления общенационального празднования памяти создателей славянской азбуки. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу нравственному и умственному развитию. С 1986 по 2009 годы центрами празднования становились города Мурманск, Вологда, Великий Новгород, Киев, Минск, Смоленск, Владимир, Белгород, Рязань, Коломна и другие. С 2010 года основные торжества проводятся в Москве.
Сообщение №2
О братьях Константине (Кирилле) и Мефодии
Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги отцов Церкви.
Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия Константин изучал античную литературу. Константин постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.
Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед смертью он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа.
Сообщение №3
О начале славянской письменности
О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”.
С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.
Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Стихотворения
1. В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ. (Наталья Кончаловская)
2. Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь. (Иван Алексеевич Бунин)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.
Кто такой просветитель? Просветитель – распространитель знания, просвещения. (Толковый словарь Ушакова)
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.
Какие народы являются славянскими? Восточные славяне: русские, б елорусы, у краинцы. Южные славяне: с ербы, х орваты, македонцы, б олгары. Западные славяне: чехи, с ловаки, п оляки.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.
Какое отношение церковь имеет к празднику? Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка. То есть языка богослужебных книг.
Какое отношение церковь имеет к празднику? Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь.
Какое отношение церковь имеет к празднику? Болгарский черноризец Храбр пишет в летописи о том, что Кирилл и Мефодий создали азбуку в 863 году.
Какое отношение церковь имеет к празднику? В славянском православии Кирилл (Константин) и Мефодий почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские » . (Кирилл и Мефодий. Фреска собора св. Софии В Охриде . Македония. Ок.1045 г.)
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.
Славянская азбука изначально состояла из 45 букв. С течением времени их количество сократилось.
Как вы понимаете такие выражения? Что в них общего? Начать с азов. Аз да буки - вот и все науки. Не суйтесь, буки, наперёд азов. Я – последняя буква в алфавите. Азбучная истина.
Азбучное Послание Азъ буки веде . Глаголъ добро есте . Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ . Цы , черве, шта ъра юсъ яти ! Современный перевод ПОСЛАНИЯ: Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси?
Народная мудрость Без букв и грамматики не учатся математике. Велико ли перо, а большие книги пишет. Грамота не болезнь, годы не уносит. Древо и учитель познаются по плоду. Знание лучше богатства. Корень учения горек, да плод его сладок. Кто не учен, тот глуп. Не пером пишут, а умом. Хорошая книга — лучший друг. Ученый сын старше неученого отца. Уменье везде найдет примененье. Почитай учителя как родителя. С книгой поведешься — ума наберешься.
Хранится в Петербурге. В Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова -Щедрина Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года
В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Какие крылатые выражения, пословицы или поговорки известны вам об этих буквах? Расставить все точки над i . Прописать ижицу. Не суйся, ижица, поперек аза.
Спасибо за внимание и участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 6 класса "Начало славянской письменности"
24 мая отмечается праздник Славянской письменности и культуры. Школьники совместно с учителем готовят выставку книг, рисуют буквицы, учат стихи, участвуют в инсцен...
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Классный час "Появление славянской письменности"
Презентация к классному часу...
классный час "Праздник славянской письменности"
Свои первые слова мы произносим по-русски. С детски лет он привычен для нас. Давайте задумаемся: как появился наш язык и буквы? Знаете ли вы об этом?...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ...
Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.
Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...
Классный час посвященный Дню славянской письменности.
Фотографии кс классного часа, посвященного Дню славянской писменности....