Повседневная Венеция
статья по истории (7 класс)
Статья посвящена истории возникновения и процветания венецианской торгово-ремесленной республики. Венеция предвосхитила историю развития европейских стран на 2 века вперёд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povsednevnaya_venetsiya.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Венеция, Венеция, кто не видит тебя, тот не может оценить тебя по достоинству". Венецианская пословица. ПОВСЕДНЕВНАЯ ВЕНЕЦИЯ Путешественники, историки, искусствоведы и художники восхищались феноменом под названием Венеция. Культурное пространство и культурная среда Венеции формировали национальные черты народа. Географическое возникновение Венеции определило эти черты народа: предприимчивость, хитрость, расторопность, мобильность. В повседневной Венеции рождались и реализовывались идеалы свободы, предпринимательства, республиканской демократии и высокого искусства Возрождения. Являясь наследницей культуры Византии, Венеция с честью пронесла через столетия ее художественные традиции, оставив на века грядущим поколениям свои великие достижения. Экономическое и политическое развитие Венеции явилось предметом глубокого изучения ученых мира.
Венеция - город в Северной Италии расположенный на побережье Адриатического моря. В средние века это было одно из самых сильнейших итальянских государств. В VII веке центром венецианских владений на суше был г. Равенна, но к середине VIII века границы Венеции сузились до островов лагуны. Согласно традиции римского права территории островов считалась "ничьей собственностью" (лат. resnullinus), и реальную власть не осуществлял. Само возникновение Венеции окружено таинственностью и приписывается какой-то чудодейственной силе. Венеция - это остров сделанный из островов. Выдвигается гипотеза, что места, более раннего, первоначального заселения были поглощены морем и венецианцы перебрались на территорию, приспособленную для ведения сельского хозяйства, т.е. на поля. Дороги, проложенные между полями, и стали улицами города. Согласно Сансовино сто пятьдесят островков были засыпаны тростником, на которых возвели дома и дворцы. В современных энциклопедиях указывают, что город расположен на 118 островах разделенных 150 каналами, которые соединяют 400 мостов (по Сансовино - 450 мостов).2 Время появления Венеции, по мнению современников, точно нельзя определить, но венецианцы называют дату основания города 25 марта 421 году, когда по вычислениям астрономов, или астрологов, того времени звезды предвещали счастливейшее будущее всякому начинанию, и еще потому, что с марта начинается венецианский год. Переселенцы из Падуи основали на Риальто торговое поселение, которое расширилось в 452 году благодаря переселенцам из Аквилеи разоренной Аттилой. Среди переселенцев были и славяне. Своим величием выстроенный город (строился с IX по XIII в.) вызывал чувство искреннего восхищения всех посетивших его. Марк Антонио Сабеллико описывал торжество закладки города в звучных гекзаметрах и вложил в уста священного служителя следующую молитву: «Пошли нам о небо, отвагу и счастье в наших начинаниях. Мы молимся теперь пред скромным алтарем, но если исполнятся наши надежды, сотни храмов из мрамора и золота вознесутся когда-нибудь к Тебе на этом месте».1
Венеция, новая Венера, вышедшая из волн - так с точки зрения мифологии объясняют название города. Веронезе и Тьеполо изображали Венецию в образе пышной белокурой красавицы, облаченной в красный бархат и горностаевый мех, осыпаемой как Даная, золотым дождем. Другие видят в староитальянском Venetia, ставшем затем Venezia, игру латинских слов venus etiam, "приходи еще", характерное неизменное желание путешественников вновь сюда вернуться.2
В конце Х века фактически независимое положение Венеции было признано Империей и юридически. Еще в 755 году церковь Сан-Пьетро ди Кастилио на острове Оливоло (Кастелло) получила честь учреждения епископской кафедры, что соответствовало статусу "цивитас"- городского поселения, таким образом, церковно-административное деление возвело Венецию в ранг города, причем роль центра поселения была закреплена за островом "Кастелло".3 Там же находится Арсенал (XIIв.) - средоточие военной и экономической мощи Венеции. Это неприступная крепость на "Защиту не только всей территории Республики, но и всех государств Италии и даже всего христианского мира".4
Яков Бургардт в своей книге «Культура Италии в эпоху Возрождения» (стр. 67) пишет: «Граждане Венеции - стройные, белокурые люди, большей часть с коротко остриженными волосам, с осторожной поступью и обдуманной речью, мало различаются между собой одеждой и обращением».
Франсуа Декруазетт, опираясь на произведения Гольдони, характеризует народ Венеции кротким и веселым, а также приводит цитаты из его «Мемуаров»: - «Поют на улицах, на площадях и на каналах, торговцы поют, продавая свои товары, рабочие поют, возвращаясь с работы, гондольеры поют в ожидании своих господ. Основой венецианского характера является веселость, а основой венецианского говора - шутливость».1 Монтескье считал венецианцев лучшим в мире народом. В 1765 г. Лаланд отмечает, что народ Венеции "мягкий и покладистый, кроткий, спокойный, и с ним легко договориться", особенно он настаивает, что "нигде народ не пользуется такой свободой, как в Венеции. Желания его совпадают с его возможностями, а то, что делает, а делает он только то, что желает". В 1782 г. цесаревич Павел, побывавший в Венеции, высказал те же мысли - "Народ образует единую семью"; все в Венеции дышит уверенностью, чистотой и радостью".2Жители занимались рыбной ловлей, выпариванием соли и торговали солью и соленой рыбой в соседних районах материка.3 О венецианце говорили: " Не пашет, не сеет, не собирает винограда". Но, несмотря на это жители, в определенных пределах, занимались и сельским хозяйством (остров Кьюджа на рубеже IX-X веков обязан был поставлять ко двору 60 кур и два судна, нагруженных сеном). Путем обмена венецианцы получали необходимые для выживания продукты и товары: пшеницу или просо, рожь или скот, сыры или овощи, вино или масло, лес или камень и даже питьевую воду. Развивалось производство шелковых тканей, оружия, стеклянных изделий и др. В IX и X вв. венецианские торговцы заняли прочное место на континентальных рынках, проникли в главнейшие центры Византии, Египта, Сирии и другие. В 1204 году в руки венецианцев перешла вся византийская торговля и экономическое главенство в Средиземноморье. Венеция получила столько земель, что ее дожу был присвоен титул "господин четверти и восьмой Римской империи", в ее руки перешел Крит, стоявший на скрещение наиболее значительных торговых путей того времени. Венеция стала хозяйкой всей Адриатики, Ионических островов, Архипелага, Дарданелл, Мраморного и Черного морей, путей из Константинополя в Европу, связей с Малой Азией и Сирией.
В XV веке население Венеции достигло 200 тысяч человек. Венеция вывозила товаров на 10 млн. дукатов. Развивался морской флот- 300 крупных судов, 3000 тысяч малых. Велись кровопролитные войны за сферы влияния. После 4 Крестового похода торговая империя Венеции достигла наибольшего расцвета. Венеция изначально являлась купеческим городом, поэтому торговое дело было самым почетным занятием граждан. Существовало десять заповедей купечества, записанных, к примеру, в бумагах купца из Рагузы, Бенедетто Котрульони, в конце XVI века: не играть в азартные игры, приравненные к "смертному греху, ибо они ведут к божбе, обману, воровству", "соблюдать умеренность в еде и питье", чтобы тебя не одолели лень, слабоумие и телесная немощь; избегать ссор, не вступать в разговоры с людьми дурными и бесчестными; не прибегать к помощи чернокнижников, а слушаться разумных советов; не заниматься контрабандой; не обманывать своих партнеров; не водить дружбы с людьми, которые разоряют тебя; избегать мотовства", "порока еще более отвратительного, чем скупость".1 Но со временем торговое, то есть купеческое дело пришло в упадок. Это было связано с открытием португальцами новых торговых путей (1486г.), тогда кончилась венецианская монополия в восточной торговле. Государство всячески пыталось поправить дела, чему способствовали и пьесы Гольдони, который прославлял купечество и их дело. XVII век - это время возрождения морской торговли в Венеции. Принадлежность к коммерческому сословию стала не менее престижной, чем к дворянству.
Венецианская Республика в официальных документах, и в просторечии, нередко именовалась Республикой Сан-Марк, а так как республика это форма общенародного управления, то жители островов избирали своих старейшин, но имели общее народное собрание и единого для всех управителя- дожа. С 466 г. на собрании избирали 12 должностных лиц - трибунов, каждый из которых управлял одним из островов. Трибуны формально подчинялись императору Восточной Римской империи. В 697 г. Институт трибунов был упразднен и заменен единоличной властью дожа. Первый избранный в 726 году был некий Орсо, получивший от византийского императора титул ипата.2
На рубеже X века в Венеции возникает знать - преимущественно богатые владельцы торговых судов, солеварен и различных мастерских. Элиту города представляли 30-40 богатых знатных семей. Большой совет состоял из 2000-2500 членов- отпрысков патрицианских родов.
Правительство именовалось аристократическим, так как с конца XII века сословие патрициев, из числа которых избирался и дож, окончательно захватило власть в городе. В XIII века группа аристократических фамилий добилась «закрытия Большого совета», заключавшегося в лишении права участия в нем всех жителей Венеции, за исключением тех, кто внесен в «Золотую книгу», то есть лиц, предки которых заседали в Совете. Членство в Большом совете становится наследственным. Был создан Совет Десяти- чрезвычайный трибунал, отвечавший за государственную безопасность и ставший с конца XIV века постоянно действующим органом, поставленный над Большим Советом. Существовала негласная традиция выбирать дожами пожилых нобилей, лишенных личных амбиций.1 В сущности, деятельность дожей сводилась главным образом к побуждению, убеждению и надзору. По словам делла Торре, они были устами Республики: отвечали посланникам, вносили устные поправки в решение совета. Дож не имел права голоса в собраниях, где он являлся председателем, включая собрание своего собственного Совета, если совет принимал решение внести изменения в состав правительства, государь вынужден был с ним соглашаться.
Государь - следовало понимать правительство в целом. Основные институты коммуны составляли: Сенат (120 человек), Коллегия, возглавляемая дожем и Кваранция- главный судебный орган. Конституция Венеции существовала в основном в устной форме: "Закон Венеции имеет силу не больше недели",- утверждала пословица.2 Молодые патриции вступали в большой Совет в 25 лет. Патриции женились главным образом, чтобы обеспечить постоянное присутствие представителей своего рода в правительстве. Каждый могущественный и благородный синьор в принципе мог стать дожем, это основная заповедь Республики. Сроки пребывания на официальных должностях были не продолжительны. Состав Кваранций менялся каждые 8 (восемь) месяцев, главы Кваранций - каждые 2 (два) месяца. Совет десяти менялся каждый год, его главы - каждый месяц, а «адвокаты коммуны» - каждые 16 месяцев.
Занимающие высшие правительственные должности работали без всякой корысти, т.е. «без зарплаты». Общность экономических и политических интересов играла большую роль. Дворянство передавалось по мужской линии. Новые дворяне выказывали пылкую приверженность ценностям Республики. В 1462 году бывшая коммуна стала синьорией, то есть власть в Венеции сосредоточилась в одних руках. "Неприкосновенное, непорочное и бесподобное» - так охарактеризовал правительство Венеции Франческо Сансовино. Республика была единственной и неповторимой, потому что «являла совершенный образец"; исключительного, парадоксального, аристократического и демократического.1
В XVIII веке население делится на три сословия: дворяне- нобили, патриции, аристократы; читтадини- горожане, граждане; пополане- простолюдины. В конце XVI века дворян насчитывалось- 4,5%; в 17 веке (на 1642 год)- конституции 1297 года дворяне причислены к сеньорам «во всем государстве морском 3,7%; в XVIII веке (с 1766 года по 1797год)- 2,5% . К 1760 году читтадини составляли 8% населения города, а в 1780 году составляет только 4%. Пополане в конце XVI века составляют 90% городского населения. 2Социальные слои распределились следующим образом: "Аристократ применяет свои интеллектуальные способности либо в литературной сфере, либо служит Марсу... Читтадини - представитель второго сословия- занимает должность секретаря в городской администрации, простонародье же трудится исключительно в сфере ремесла".3 Республика заботилась о гражданах, заслуги граждан вознаграждались пенсиями, а так же осуществлялась социальная помощь государства народу, заключалась она в обеспечении бесплатного или дешевого жилья, в не дорогих лекарствах, в предоставлении посильной работы. Например, старики имели право поселиться в том или ином приюте. Приюты были задуманы как коммуны, каждому члену такой коммуны отводилось жилище. Ткачи и другие ремесленники имели право на бесплатное жилье. Рабочие Арсенала с 1335 г. проживали в так называемых народных домах за очень низкую плату. Дома эти были построены вокруг их места работы. В дни религиозных праздников лавки закрывались. В 1752 году правительство издает специальный указ- двадцать осенних дней в обязательном порядке становятся не рабочими. Рабочие Арсенала пользовались дополнительно пятью днями оплачиваемых правительством. Согласно уставу корпорации хлебопеков 1737 г. "продавать хлеб на Риальто и Сан-Марко должны только те работники, которым возраст или болезни не позволяют исполнять более тяжелую работу, а также бывшие владельцы хлебных лавок, если те разорились и впали в нищету".1 Лекарства были дороги, во время болезни больной платил всего одну треть их стоимости, остальную сумму вносил после выздоровления и выхода на работу. Государство содержало за свой счет четыре больницы (Ospedali), для самых обездоленных граждан. В 1724 г. в Венеции было тридцать три благотворительных лечебницы. Моряцкая школа (Scuola) Сан-Никколо содержала за свой счет больницу для моряков. 2
Но венецианский народ умел и веселиться. Во всем мире известны красочные венецианские карнавалы, которые тесно связаны с церковными праздниками, а также с театральными сезонами ("венецианские комедии" Гольдони, предназначались для показа в скоромные дни). На время карнавала приходится главный театральный сезон. Карнавал - карнавалом, но одновременно идет подготовка к посту. В Венеции действа и обряды, исполняемые в карнавал и пост, не отступают от традиционной схемы. Второго февраля, на Санта-Мария Формаза, праздновали Сретение. В "жирный вторник" сжигали чучело Карнавала, а затем устраивали его похороны. В Венеции кульминационный момент карнавала переносили на "жирный четверг", чтобы как следует отметить последний день перед постом. Известно, что правительство использовало карнавал как своего рода клапан, с помощью которого можно было высвободить энергию народных масс, например, организовывали жители различных районов, которые устраивали жестокие кулачные бои на мосту (с 1789 г. кулачные бои и прочие развлечения подобного рода запрещают). Неправда ли, подобного рода состязания напоминают развлечения жителей древнего Новгорода. Проводилась своеобразная игра "во власть". Организованы 2 армии" были по образцу правительства. Избирался "дож",пользовавшийся существенными правами и преимуществами. Он получал привилегию участвовать в церемонии обручения с морем и следовать на лодке в фарватере "Буцентавра" (вспоминается ритуал, проводимый на Неве Петром I при открытии навигации). Имел право взимать налог с рыбачьих лодок в своем приходе, а также мог поставить два рыбных прилавка на рынках Сан-Марко и Риальто. Собиравшиеся партии горожан никогда не поддерживали ту или иную политическую партию. Правительство заботилось, чтобы организации горожан оставались игрой, и периодически издавало специальные декреты, запрещавшие им заниматься общественной деятельностью, эти декреты действовали вплоть до 1794 года.1 Но со временем карнавал утратил свою былую славу. Он превратился в демонстрацию разнузданности, перестал исполнять свою объединяющую функцию. Венецианский карнавал, по свидетельству современников, утратил свои традиции, а также добрую репутацию, о чем свидетельствуют герои пьес Гольдони.2
Божественная гармония Венеции, начиная с XVIII века, постепенно исчезает. Дома и дворцы теряют былой, славный ореол. Во дворцах и домах, построенных купцами вдоль каналов, сдавалось жилье в наем. Зачастую свои дворцы купцы использовали как склады. Многие дома Венеции по книгам- отчетам "Налоговых мудрецов" находят характеристику, как дома прекрасные снаружи, но ветхие и неудобные изнутри. Дома ветшали и требовали ремонта, на который у хозяев не было средств. Из деклараций XVI века- "старый дом, требующий немедленного ремонта", "старый и печальный с виду", "очень старый жилой дом". Дома Венеции XVIII века- "ветшающая роскошь": полуразвалившиеся старые дома, дырявые крыши- изображения, соответствующие реальности в картине художника Каналетто "Площадь Риальто". Горожане также были обеспокоены и вопросом очистки каналов города от зловония гниющего ила. Велись работы по очистке каналов, чтобы суша не могла поглотить Венецию, но также велись работы и по расширению набережных города. Улицы города были узкими. Лаланд замечает, "что хотя улицы и набережные Венеции вымощены мрамором, но те и другие узкие и вдобавок малочисленны". Самая широкой была улица Булочников, она составляла три с половиной метра в ширину. Начиная с XVI века по XVIII век, горели дворцы, склады, театры, приходы, дома.3 Но мосты в городе были узкие, плоские и скользкие, с которых зачастую падали и погибали, как сами венецианцы, так и гости города. Сансовино считал мосты совершенно непригодными для беспрепятственного хождения по городу. В 1748 г. трагический случай - отец пяти детей упал в канал с моста, он пришел помолиться Мадонне дель Орто. Считалось, что если чужестранец, свалившись в канал, выбирался на берег, то он получил "крещение" и мог претендовать на звание "венецианца". Опасны были не только мосты. Часто люди срывались с открытых террас, расположенных на крышах, или просто с плоских крыш. С XIV века сооружение террас было запрещено.1
В городе не было набережных, дома и переулки выходили прямо к воде, люди передвигались на узких и юрких черных с позолотой лодках- гондолах (в переводе с итал. gondola от gonger "морской угорь"). Гондолы - самый популярный вид передвижения Венеции не у всех путешественников вызывали чувство восхищения, а даже наоборот - эти лодки сравнивали с гробами. Выкрашены они были в черный цвет, в связи с трауром 1630 года, когда город потрясла эпидемия чумы. В 1785 году русский драматург Д.И.Фонвизин писал: "гондолы на гроб похожи и итальянцы ездят в них лежа". Писатель А.Л.Гудар, сравнивал гондолы с собственным экипажем, сильно напоминающим черный гроб, куда владелец регулярно опускает себя на пять- шесть часов в день. 2
На город обрушивались стихийные бедствия: землетрясения (1662г., 1688г., 1776г.), наводнения (1750г.), пожары (в 1745г. молния ударила во Дворец, где шло заседание Сената)- несмотря на это есть свидетельства жизнелюбия и стойкости жителей Венеции - сеньор де Вилламон полагал в 1590 году, что во всей Италии «не сыщется места, где жилось бы свободнее… ибо, во- первых, Синьория неохотно осуждает человека на смерть, во- вторых, оружие там отнюдь не запрещено, в- третьих, там вовсе нет преследования за веру, и наконец, там каждый живет как ему заблагорассудится, в условиях свободы совести…».4В 1732 году сенатор Бернардо Нани написал свои "Беседы об истории", он не строил иллюзий относительно вечности Венецианской республики: "Венецианская республика стара. Она просуществовала долго... Состояние Республики плачевно... славы нет, до общего блага никому нет дела. Из записи жителя Венеции 1664 года: «Умереть придется, но хотелось бы сделать это как можно позже - вот главная и единственная заповедь нынешнего правительства». 1
Созданием модели идеальной Европы были озадачены передовые люди разных времен и народов. Неоценимый вклад в вопрос реформирования всех институтов государства внесли выдающиеся представители Венеции.
Венеция просуществовала гораздо дольше самых знаменитых республик античности. Спарта просуществовала семьсот лет, Афины, Фивы и Родос неоднократно утрачивали свою независимость, Коринф продержался и вовсе недолго, а самая знаменитая Римская республика прожила всего пять столетий. 2 Итальянское средневековое общество создало свой отличный мир, который воплощал посредством искусства идеалы, безусловно, определяющие повседневную жизнь ее граждан. Надо ли говорить, что итальянское художественное искусство, его наследие, обогатило все страны Европы?
Сколько таланта, духовной энергии вложено ее создателями в достижение безукоризненного мастерства, безупречного вкуса, чтобы постичь совершенство. Именно через искусство мы можем понять, как исторические факты оценивались современниками, а затем, преломляясь в их сознании, воплощались в творчестве. Средневековые города коммуны это яркая страница в истории Италии. «Блестящей страницей средневековья» называл Карл Маркс вольные города.
Стремление народа освободиться от феодальной зависимости приводило ремесленный люд в города.
Народная пословица гласила: «Городской воздух делает свободным».3 Сила коммуны была в том, что она пробуждала самосознание своих граждан. В Х1V веке, защищая светское государство от посягательства церкви, Марсилий Падуанский признавал, что источником власти является народ. В XV веке Кавальканти делла Альбицци, обращаясь к выборным, говорил:
«Вы - коммуна, то, что вами будет совершено, совершает коммуна, ибо коммуна - это вы». Сохранились исторические свидетельства, которые указывают на веру в победу республиканского строя и, что «дух городов коммун проникнут свободой, который трудно искоренить». 1 Космополит и патриот - Гольдони называет Венецианскую республику "Славнейшей, могущественнейшей и благоустроеннейшей из Республик". Являясь летописцем своего города Гольдони, побуждает задуматься о будущем республики.
Его театр - лаборатория (испытание действенности соглашения заключенного Республикой со всеми общественными сословиями, которые Гольдони выводит на сцену).
В Европе Венецию прославляли ее славные сыны, выдающиеся деятели: скульпторы и художники- Розальб Каррьер, Канова, Пиранези, Тьеполо отец и сын; музыканты - Бенедетто Маргелло, Антонио Вивальди Бальдассаре Галуппи; коллекционер- Антон Чезаротти; журналист- Франческо Гризелини, основатель "Итальянского журнала" (сын ткача); экономист- Джанмарио Ортес, который произвел расчет распределения рабочего времени- восемь часов для работы, восемь часов для сна, восемь часов для "развлечений", и триста рабочих дней в году; Франческо Альгаротти- блистательный ум начала XVIII века (сын купца), научными трудами которого восхищался Вольтер, интересовался всем, был пылким приверженцем "культурных обменов", очарованным путешественником, устремленным в будущее и сам постоянно созидающим.
Объединяет их одна общая черта - они все были путешественники.2 Венеция была далека от идеала.
Венеция - символ процветания общественного союза и социальной гармонии- перестал удовлетворять своих обитателей и превратился в место социальной напряженности. Поэтому уроженцы ее стремились за пределы Венеции в поисках новых открытий, а, также желая поведать миру обо всем, что есть прекрасного в родном краю. Гольдони, живший в Париже, приветствовал интеллектуальную "диаспору" своих просвещенных сограждан. Этих искренних и убежденных в возможности уничтожения барьеров между народами, и построения такой Европы, где бы, "различные члены ее совместно владели наследием человеческого разума и осуществляли бы между собой обмен идеями, не принадлежащими никому, но рожденными для всеобщей пользы",3- писал просветитель - утопист и переводчик Мелькиоре Чезаротти.
Список литературы
1. Алексеев Ю.Г., « К Москве хотим»: Закат боярской республики в Новгороде, Л., Лениздат, 1991 г.
2. Алпатов М.В., Художественные проблемы итальянского возрождения, Москва, Искусство, 1976 г.
3. Бахтиаров А.А., Брюхо Петербурга (очерки столичной жизни), Санкт-Петербург, Ферт, 1994. 4. Буркгардт Яков, Культура Италии в эпоху Возрождения, Смоленск «Русич», 2002 г.
5. Верман Карл, История искусства всех времен и народов, Полигон, Москва, Санкт-Петербург, 2003 г. 6. Власов В.Г., Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, Азбука -Классика, т. 2, 2004 г. 7. Венеция, Памятники всемирного наследия, Автор составитель Красильникова Е.Н., Москва, «Вече», 2004 г.
8. Губарева М.В., Низовский А.Ю., Сто великих храмов мира, Москва, «Вече», 2005 г. 9. Декруазетт Франсуаза, Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони, Москва, Молодая Гвардия, Палимпсест, 2004 г.
10. Дмитриева Н., Краткая история искусств, Москва, Аст-Пресс; Галарт, 2004 г. 11.История искусств,Ренессанс,Иллюстрированная энциклопедия, «Северо-Запад пресс», Санкт-Петербург, 2003 г. 12.Оке Жан-Клод, Средневековая Венеция, Москва, «Вече», 2006 г.
13.Муратов П.П, Образы Италии, Москва, «Сварог и К», 2005 г.
14.Нессельштраус Ц.Г., Искусство раннего средневековья, Санкт-Петербург, «»Азбука, 2000 г.
15.Энциклопедия, История средних веков, Москва, Олма Пресс образование, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волжская Венеция
Балаково – очень компактный город и это одно из главных его преимуществ. На сравнительно небольшую площадь города приходится сразу пять водоемов, два из которых очень крупные: Волга и Судоходный канал...
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ? (Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов) Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в чело...
Евгений Онегин - венец творчества А.С.Пушкина
Презентация к уроку литературы на тему: "Образ Онегина"...
Колокола – Руси венец.
Колокола… На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. С колыбели протекала она под колокольные звоны. Оттого и пословица сложена: «Звоном началось, звоном и кончится»»,...
Урок по МХК на тему: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».
Цель урока. Дать учащимся представление о понятии «барокко», его характерными чертами. Познакомить ребят с образцами стиля барокко в Венеции. Развивать художественно-творческий потенциал шк...
Урок по МХК на тему: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».
Цель урока. Дать учащимся представление о понятии «барокко», его характерными чертами. Познакомить ребят с образцами стиля барокко в Венеции. Развивать художественно-творческий потенциал шк...
Дискуссия. «Человек – венец природы?»
Внеклассное мероприятие. «Человек – венец природы?»...