Воспитание патриотизма на уроках истории.
проект по истории

Маленькие, маленькие, не могли знать боли вы.

Но зато за партою были вы героями.

На пустой желудок лишь герой так сможет:

Апельсины с яблоками вычитать и множить.

Да ещё и правильно, да ещё на пять,

да ещё при этом даже не заплакать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_klub_starsheklassnikov.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма на уроках истории.

Маленькие, маленькие, не могли знать боли вы.

Но зато за партою были вы героями.

На пустой желудок лишь герой так сможет:

Апельсины с яблоками вычитать и множить.

Да ещё и правильно, да ещё на пять,

да ещё при этом даже не заплакать.

«Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».  В этих строках   Майи Румянцевой  и писателя Аркадия Гайдара история  детей  военной поры:Дети войны  выжили и  выучились.и стали восстанавливать своё Отечество…  Это стало возможным благодаря Героям – Победителям.

Сегодня в этом зале сидите вы,   дети, школьники  Махачкалы. Дагестана, России, правнукитех героев.…  Вы молоды и красивы.  А что вас  ещё объединяет? Я хотела бы узнать, чтобы вы узнали о себе и друг о друге как можно больше.  Для этого предлагаю провести мини-интервью за 2 минуты -  узнайте как можно больше о своем соседе: чем интересуется, увлекается, какими своими достижениями может с вами поделиться.  Это знакомство поможет вам в дальнейшей работе клуба.

- а сейчас поделитесь полученной информацией, тем,  что наиболее вас  поразило, удивило и заинтересовало в вашем новом знакомом.- поднимите руки, кому  хотя раз задавали вопрос- ради чего вы добиваетесь этих результатов и кому  вы их посвящаете?

- а вы сами задумывались над этим? Поднимите руки, кто задумывался?

- все мы граждане одной страны и поэтому все наши достижения мы совершаем во имя Родины. Мы – творцы истории  

  тема нашей встречи  с вами - патриотизм.      

В 6 классе начинается изучение истории России и на первых  уроках дети изучают термин «патриотизм» - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. В каждом соприкосновении с историей Родины кроется глубокий смысл: увидеть и впитать в себя лучшее, высокое, героическое, чем она богата, ощутить свою сопричастность к её событиям и задуматься о будущем, о своей ответственности перед ним.

1942 год. Фашисты плотной стеной подступают к нашим окопам. Но вдруг впереди во весь рост поднялась девочка, на нарукавной повязке – красный крест. «Товарищи! Мужчины! Что же  вы лежите?! Фашистов испугались? Вперёд, за мной,  в атаку!». Громовое «ура» закричали бойцы и ринулись в штыки на врага. Погибла  девушка-санитарка. Ведь у неё не было даже пистолета. Но враг был смят и подавлен.

Эту фотографию знают многие, она обошла страницы газет, журналов, интернета… командир поднимает солдат в атаку. Вот сейчас десятки, сотни, тысячи солдат пойдут за ним в огонь, на смерть… долгие годы не знали героя этой фотографии. 1973 год. Евдокия Лукьяновна газеты редко брала в руки, а тут взяла,  увидела и узнала своего мужа, Алексея Гордеевича Ерёменко, пропавшего без вести в 1942 году. Эта фотография - символ Мужества, символ Победы, символ Бессмертия. Их подвигу 70 лет.

Её называют символом воинской доблести, чести, свободы и любви к родному краю. Её  подвигу  исполняется 620 лет.

По тайным тропинкам  хромой Тамерлан,

Огромное войско привёл в Дагестан,

эмир, покоривший полсвета почти,

свободное племя решил извести.

Так думал жестокий и злобный хромец,

Примерив бессмертья кровавый венец,

Ведь горы зелёные был он готов

В тот миг превратить в горы из черепов

Но нам ли бояться заморских ворон,

Их сабель кривых и лохматых знамён,

Когда впереди всех мужчин Патима

Спешит на кровавую сечу сама.

За девою скачет орлиный отряд.

Священной и праведной  местью горя.

Пускай убедится железный хромец –

В горах его войско найдёт свой конец.

Символом Единства народов Дагестана стал памятник победителям битв 1741-1743 годов с армией  Надир-шаха. Именно любовь к Родине  привела дагестанцев  к Победе.

Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.   Бернард Шоу

Уже в в младших классах дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, долг и ответственность, а основу любви составляют огромное терпение и постоянный труд. На вопрос, заданный 5-классникам, что такое патриотизм, они отвечают: «Это любовь к Родине, семье, школе, природе, ко всем людям».  Патриотическому воспитанию сегодня уделяется большое внимание. Патриотическое воспитание – это осознанное  восприятие исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны. Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Наши предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками военные и государственные тайны. Не хотели,  и тем не менее шли на смерть. Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал своему сыну о том, что нашего патриота покорить нельзя.  

 Любить Родину – значит гордиться её  достижениями, быть полезным своему народу…А полезное для народа ведь не обязательно творится на поле боя. 1921 год. На равнине в районе Махачкалы добровольно собрались тысячи людей с самыми простыми орудиями труда – с лопатами, кирками, тачками, арбами. Цель их была проста – оросить и напоить водою сухие прибрежные степи и одновременно дать пресную воду растущей столице республики. Тогда не было ни машин, ни бульдозеров, приходилось рассчитывать только на единое согласованное действие тысячи человеческих рук. Работа не прерывалась до зимы 1923 года и канал был прорыт от Сулака до Махачкалы и дальше. Люди жили в степи под открытым небом, в землянках, палатках – им было нелегко,  но уже к 1923 году по каналу пошла вода и оросила тысячи гектаров прибрежной земли. С тех пор прошло более 90 лет и люди продолжают пользоваться. В этом и есть проявление патриотизма. Не красивыми словами – именно делами, реальными достижениями,  успехами, нелегкими усилиями и трудом приносить известность и славу своей «малой родине» и своему великому Отечеству – это и есть истинный  патриотизм.

. . В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не надо становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить и во многих других странах.  Причём это не просто записи. В этих строчках главная идея воспитания в школе. Мы, россияне, очень много сделали не только для истории своей страны, но и для спасения  и сохранения всего мира. Но, к сожалению, за все свои хорошие дела, мы вынуждены были извиняться перед человечеством и доказывать свою правоту. Наша задача научиться гордиться подвигами предков, помнить о них и продолжать.

Здесь вспоминаются слова Р.Гамзатова: «Я поднялся на самую высокую вершину Дагестана и смотрю сурово во все стороны. Разбегаются дороги, мерцают вдали огоньки, земля скрывается в синей дымке. Хорошо мне смотреть на мир, чувствуя под ногами родную землю. Чувство родной земли было и остаётся опорой всем нам – дагестанцам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Воспитание патриотизма на уроках истории

статья о том, как в современной школе говорить с детьми о патриотизме,...

Воспитание патриотизма на уроках истории

статья о том, как в современных условиях прививать детям патриотизм. И чтоб это были не просто слова, а их убеждения....

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....