Личность в истории. Пётр Великий.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Данный материал можно использовать при проведении урока обобщения после изучения темы «Эпоха Петра I». Особенностью данного урока является связь с метапредметным подходом, используются элементы лабораторной работы, интерактивности и имеет высокий воспитательный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_1.pptx1.47 МБ
Файл Личность в истории. Пётр Великий.195.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ у чителя истории МБОУ « Многопрофильная гимназия №38» г.Махачкалы Р. Дагестан Шапиевой Сакинат Идрисовны МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 2

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Слайд 3

Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы. Пётр Великий .



Предварительный просмотр:

        

«Личность в истории. Пётр Великий».

F:\ПЕТР 1\Петр 1\6.jpg

разработан учителем истории

МБОУ  «Многопрофильная гимназия №38»

г.Махачкалы

Шапиевой С.И.


Тема:

Личность в истории. Пётр Великий.

Аннотация.

Данный материал можно использовать при проведении урока обобщения после изучения темы «Эпоха Петра I». Особенностью данного урока является связь с метапредметным подходом, используются элементы лабораторной работы, интерактивности и имеет высокий воспитательный потенциал.

По окончании занятия учащиеся смогут:

  1. Анализировать основные факты, события, характеризующие личность Петра I;
  2. Создать портрет русского царя по высказываниям его современников, потомков и иностранцев;
  3. Определить своё отношение к личности Петра Великого;
  4. расширить опыт оценочной деятельности;
  5. сделать вывод, что споры о личности Петра и его роли в истории России продолжаются.

Для занятия нужно:

  1. Приложение 1. Рабочие тетради белого, синего и красного цветов.
  2. Приложение 2. Раздаточный материал.
  3. Приложение 3. Листы самоанализа.
  4. Магнитные доски
  5. Презентация Power Point

Учитель приветствует учащихся, говорит о целях и задачах урока, знакомит с правилами и этапами урока.

Называет эпиграфы к уроку: 

                               «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила….»

                Так писал русский поэт С. Есенин.  

«Россия, едва известная некогда по имени, теперь сделалась предметом внимания большинства держав Европы, которые ищут её дружбы, или боясь ее враждебного отношения к их интересам, или надеясь на выгоды от союза с ней».  

                                                     Компрсдон. Посол Франции в России.

3 группы создаются произвольно - участники мастер-класса, садясь за белый, синий и красный столы, выберут с каким материалом они будут работать.

Белые рабочие тетради - современники

Синие тетради - потомки

Красные тетради - иностранцы.

 На слайде портретная галерея (Пушкин А.С., И.В.Сталин, Пётр I, Екатерина II, Г.К.Жуков, Л.Н. Толстой, Р.Г.Гамзатов)

Учитель:  - Кого вы знаете? Чем они были знамениты? Как одним словом вы можете охарактеризовать этих людей?

После ответов учитель обращает внимание, что перечисленных людей можно назвать великими.  Дальше работа в группах. Участники должны проработать термин «великие люди» и назвать знаменитых людей, которые по их мнению повлияли на ход событий.

На слайде большая портретная галерея и учитель берёт в руки маску и спрашивает: -какая связь?

Учитель: маска первоначально обозначало личину, в которой выступал актёр в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актёра и его роль. Позднее слово «личность» изменило своё значение. Превратившись в термин, оно стало обозначать нечто противоположное тому, что подразумевали под ним в античности: личность – это человек, который играет определённую роль не в качестве «лицедея», а всерьёз.  

 Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций общества. Как называется этот процесс?

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, где только можно говорить о социальной роли, её значимости и оценке со стороны других людей и всего общества.

В ходе беседы рассматривается понятие «историческая личность», задаются вопросы: Как вы объясните понятие «историческая личность»? Какие слова (прилагательные) можно подобрать к понятию? Какая оценка может быть дана исторической личности, от чего она зависит? (положительная, отрицательная, многозначная; зависит от деятельности с учётом особенностей того периода, от поступков).

Какая личность в истории страны стала знаковой фигурой, изменившей путь развития страны?

Высказывания Ключевского О.В.  и С.М.Соловьева о Петре и его реформах.

Учитель приглашает учащихся в творческую лабораторию, мастерскую, где они должны по высказываниям современников, потомков и иностранцев создать портреты Петра I. (на магнитной доске прикрепить слова вокруг его портрета (любознательный, сильный, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, независимый, великий).

Сведения разные, кому верить?    

         

Учащиеся приступают к выполнению заданий в рабочей тетради.  

Работа с отрывками художественных произведений:

А.С Пушкин 1826г (великий деятель)

Хомяков 1845 (варвар)

А.Н. Толстой 1934 (мудрый преобразователь)

Б.Чичибабин 1989 (зловещая персона)

Учащиеся знакомятся с выдержками из источников и дополнительной литературы, и проводится беседа.

Просмотр фрагментов художественных фильмов  - «Завещание», «Пётр I»

Учащиеся после просмотра сделают вывод, что эти фрагменты демонстрируют Петра как историческую личность и Человека, который мечтал о счастье, как и все и люди.

- Простой заурядный человек не может влиять на ход истории, он должен быть необычным. Да, он ранимый, чувствительный, понимающий и в тоже время он сильный и решительный.

После беседы подводится итог о том, что личность Петра многогранна, многоцветна, как и наша история. Не может быть одного взгляда, одного цвета. Споры о нём продолжаются вот уже 300 с лишним лет. Собственно, это и является показателем масштаба личности Петра I, в котором сочетается плохое и хорошее, злое и великое.

После ответов детей на вопрос «Определите ваше мнение о Петре I» учитель предлагает ответить на вопрос –Какой пример современной личности вы можете назвать, который ради интересов государства жертвует своим личным счастьем?  - Спустя столетия мы можем оценивать действия Петра. Спустя годы потомки смогут оценить деятельность …   в подтверждении нашего разговора хочу напомнить что многие города, улицы, прспекты носят имя Петра Великого. И если всем хорошо известен Санкт – Петербург, то я хочу сказать, что я тоже из города Петра. «Во время Персидского похода 12 августа 1722 года Пётр 1 остановился лагерем    у Тарков в 5 верстах от резиденции кумыкского владетеля – шамхала Адиль-Герея Тарковского. На 3 день царь отслужил литургию в походной церкви Пребраженского полка и положил возле нее камень. То же самое он предложил сделать своим приближённым – вырос каменный холм на месте будущего Порт-Петровска» 24 октября 1857 года император Александр 2 своим указом утвердил «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря». Вензелевое имя Петра 1 в арке изображено в честь исторического названия нашего города – Порт-Петровск.

           

«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»                                                                       Пётр Великий.

На столах есть цветные стикеры. Обсудите внутри вашей группы ответы на вопросы и прикрепите их на доску:

  1. Чем полезен для нас сегодняшний урок?
  2. Выполняя задания, мы сегодня научились…
  3. Мы хотим сказать Вам…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории России - КВН "Пётр Великий", 7 класс

Цели мероприятия: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования Петра Великого. 2. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за ге...

Тест по теме "Пётр Великий"

Тест для 7 класса...

Методический проект урока по истории. Пётр Христианович Витгенштейн - великий патриот России и Преднистровья.

Работа отражает деятельность Петра Христиановича Витгенштейна во время войны с Наполеоном 1812 года в России, а в послевоенное время преобразовательную деятельность светлейшего князя в развитии хозяйс...

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий» 7 класс

Внеклассное мероприятие по истории России  КВН «Пётр Великий» 7 класс...

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий»

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий»...

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий» 7 класс

Цели:  1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования  Петра Великого.2. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за героичес...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...