Тренировочная работа по истории в форме ОГЭ с ответами
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (9 класс)

Данная тренировочная работа в форме ОГЭ для учащихся, которые изучают историю по линейной системе, без XX века. Можно использовать материал для подготовки к ОГЭ по предмету.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovoch_naya_rabota_po_istorii_oge.00.220.0.docx655.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочная работа по истории в форме ОГЭ

При выполнении заданий 1–22 запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Часть 1.

1. К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?

1) VIII в.                2) IX в.           3) X в.               4) XI в.

2. Русская Правда в Древней Руси – это
1) сборник законов Древнерусского государства            2) первая древнерусская летопись
3) название договора между Русью и Византией
4) литературное произведение, написанное киевским князем

3. Что из перечисленного стало одним из последствий Смуты в начале XVII в.?
1) завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы
2) вхождение украинских земель в состав России
3) пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты
4) воцарение династии Романовых на российском престоле

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого в отрывке.
«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».
1) Иван III               2) Иван IV                3) Фёдор Иванович            4) Борис Годунов

5. Какое из перечисленных событий революции 1905–1907 гг. произошло позже остальных?
1) принятие манифеста 17 октября               2) Кровавое воскресенье
3) роспуск II Государственной думы    4) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

6. III отделение императорской канцелярии было создано в целях
1) создания единого свода законов        

2) разработки проектов отмены крепостного права
3) усиления полицейского контроля над обществом
4) улучшения положения государственных крестьян

7. Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной
1) русско-турецких войн                        2) заключения Вечного мира с Польшей
3) участия России в разделах Польши     4) антифранцузской политики Российской империи

8. Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора.
«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск
<…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».
1) А.В. Суворов              2) М.И. Кутузов              3) П.И. Багратион      4) М.Д. Скобелев

9. Назовите московского князя, в правление которого Русь окончательно освободилась от ордынского владычества.
1) Иван Калита        2) Дмитрий Донской         3) Иван III             4) Василий III

10. Укажите произведение древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах.
1) «Слово о законе и благодати»                  2) «Повесть временных лет»
3) «Поучение детям»                                     4) «Житие Бориса и Глеба»

11. Как  назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

 1) мануфактуры         2) фабрики               3) цехи                    4) гильдии

12. Укажите военные победы, благодаря которым удалось предотвратить захват западными завоевателями русских земель.

 1) битва на реке Неве и Ледовое побоище                    2) битва на реке Калке и сражение на реке Сити

3) стояние на реке Угре и битва на рекеШелони          4) битва на реке Воже и Куликовская битва

13. Какой из перечисленных манифестов был подписан императором в 1810 г.?

 1) об изгнании неприятеля из России и окончании Отечественной войны   2) об учреждении Гос. совета

3) «О незыблемости самодержавия»               4) «Об усовершенствовании государственного порядка»

14. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите реку, название которой дважды пропущено в тексте.

 «…Король шведский, стремясь завоевать Ладогу и Новгород, послал зятя своего, Биргера, на ладьях в ___________, к устью Ижоры, с великим числом шведов, норвежцев, финнов. Этот опытный и удачливый вождь велел надменно сказать князю новгородскому: "Сражайся со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей". Князь не изъявил ни страха, ни гордости послам шведским, но спешил собрать войско. У него не было времени ждать помощи от Ярослава, отца своего. Александр выступил в поле и 15 июля приблизился к берегам ______________, где стояли шведы».

 1) река Угра                      2) рекаШелонь                 3) река Непрядва                 4) река Нева

15. Укажите период времени, когда в России начался промышленный переворот.

 1) конец XVIII в.      2) первая половина XIX в.         3) вторая половина XIX в.      4) начало XX в.

16. Какое из перечисленных мероприятий было осуществлено Петром I?

 1) создание первых приказов — органов центрального государственного управления

2) переход к комплектованию армии на основе рекрутских наборов

3) секуляризация церковных земель                      4) начало создания «военных поселений»

17. Какое  из  перечисленных  событий  стало  одной  из  причин приостановки деятельности Уложенной комиссии в годы царствования Екатерины II?

 1) начало русско-турецкой войны                                              2) революционные события во Франции

3) участие России во втором разделе Речи Посполитой          4) дворцовый переворот

18. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите, когда произошло событие, о котором идёт речь.

 «Манифест… предотвратил немедленную катастрофу, но он не явился радикальным лекарством в создавшемся положении, которое до сих пор остаётся угрожающим. Всё, на что я могу надеяться, – это сохранить положение без больших потрясений до открытия Думы, но даже в осуществлении этой надежды я не могу быть вполне уверен. Новый революционный взрыв представляется всегда возможным».

 1) 25 декабря 1825 г.               2) 19 февраля 1861 г.               3) 29 апреля 1881 г.         4) 17 октября 1905 г.

19. Кто из перечисленных деятелей был членом Избранной рады?

1) Иосиф Волоцкий         2) Андрей Курбский        3) Афанасий Ордин-Нащокин    4) Василий Голицын

 20.

https://www.examen.ru/assets/images/is20-geo.jpg

Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту, обозначенному на схеме.
1) Е.П. Хабаров           2) И.Ф. Крузенштерн           3) В.Д. Поярков           4) С.И. Дежнёв

21. Фреска в Древней Руси — это

 1) изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

2) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

3) техника изготовления ювелирных украшений

4) вид скульптуры, в котором изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева

22. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

 https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7305

Укажите период, когда был возведён памятник архитектуры, изображённый на марке.

1) конец XVII в.       2) вторая половина XVIII в.      3) середина XIX в.            4) начало XX в.

23. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) отмена крепостного права в России
2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня
3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича
4) созыв первого Земского собора

24. Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

ПРИНЦИПЫ

А) О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения.

1) независимость суда

Б) Судебная власть… распространяется на всех и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

2) всесословность суда

В) В судебном разбирательстве участвуют представители защиты и обвинения.

3) гласность суда

 

4) состязательность процесса

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

25. Кто из перечисленных военачальников был участником Русско-турецких войн во второй половине XIX в.? Найдите в приведённом списке двух военачальников и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) П. А. Румянцев         2) П. С. Нахимов         3) Г. А. Потёмкин         4) М. С. Воронцов

5) М. Д. Скобелев

26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
   Инвестиции различных стран в экономику России

Год

Франция

Англия

Германия

1880

31,4 млн руб.

30,1 млн руб.

29,8 млн руб.

1890

66,6 млн руб.

35,3 млн руб.

79,0 млн руб.

 

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

А) К 1890 г. преобладающими в экономике России стали

1) увеличились

Б) К концу XIX в. иностранные инвестиции в российскую экономику

2) германские инвестиции

В) Наиболее слабой динамикой в конце XIX в. характеризовались

3) английские инвестиции

 

4) французские инвестиции

 

5) сократились

27.Запишите термин, о котором идёт речь.

 «Название восточнославянского племенного союза, проживавшего по среднему течению Днепра, племенным центром которого был Киев».

28.Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую –
порядковые номера черт различия.
1) существование внутренних таможенных пошлин  
2) существование мануфактурного производства
3) отсутствие перевозки грузов по железным дорогам
4) преобладающее значение сельского хозяйства

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

29. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

https://www.examen.ru/assets/images/is29-geo.jpg

30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) мещанство; 3) крестьянство; 4) чиновничество;  5) духовенство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Часть 2.

Для ответов на задания этой части (31—35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Совет решил, что пришло время действовать, и назначил на 7 декабря начало всеобщей политической забастовки и восстания, которое должно было свергнуть царскую власть. Несмотря на поддержку значительного числа бастующих, Совету всё же не удалось, как в октябре, остановить работу жизненно важных отраслей, в частности железнодорожного транспорта. Восстание было обречено. За четыре дня (15—18 декабря) войска под командованием адмирала Дубасова сумели расправиться с очагами восстания, во главе которых стояли боевые отряды большевиков, сконцентрированными главным образом в районе Пресни.

Власти, ощутив свою силу в борьбе с социальной революцией, решились начать наступление на права и свободы населения. Первая из обещанных Манифестом 17 октября свобод — неприкосновенность личности &mdash была не более чем пустым звуком, ибо кругом шли аресты подозреваемых. За один только декабрь в столице было арестовано около 2 тыс. человек. Весной общее число заключённых в тюрьмы и высланных превысило 50 тыс. человек. Такого количества репрессированных при царской власти ещё никогда не было.

Право на забастовку фактически сводилось на нет законом от 2 декабря, запрещающим бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, жизненно важных для экономики страны.

О свободе слова и говорить было нечего. Как могла она сочетаться с законом от 13 февраля, согласно которому можно было подвергнуть преследованиям любое лицо, виновное в «антиправительственной пропаганде»».

Задание 31

Укажите год, когда происходили описываемые события. Назовите императора, подписавшего манифест, упоминаемый в отрывке.

Задание 32

Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, признаки которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух признаков данной ситуации.

Задание 33 

Молодой человек обучался в привилегированном учебном заведении, созданном по указу императора для своих младших братьев. После окончания учебного заведения вступил в тайное общество, основанное

гвардейскими офицерами, а затем принял участие в вооружённом выступлении в Санкт-Петербурге.

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Какое название получили участники тайных обществ, членом одного из которых стал молодой человек?

3) Укажите одну из причин, обусловивших создание тайных обществ, членом одного из которых был молодой человек.

Задание 34 № 454

Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Задание 35 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.

Ответы

№ вопроса

Ответы

1

2

2

1

3

4

4

2

5

3

6

3

7

1

8

2

9

3

10

4

11

2

12

1

13

2

14

4

15

2

16

2

17

1

18

4

19

2

20

4

21

1

22

2

23

4231

24

314

25

25

26

213

27

Поляне

28

3412

29

Пестель

30

4

Часть 2

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Совет решил, что пришло время действовать, и назначил на 7 декабря начало всеобщей политической забастовки и восстания, которое должно было свергнуть царскую власть. Несмотря на поддержку значительного числа бастующих, Совету всё же не удалось, как в октябре, остановить работу жизненно важных отраслей, в частности железнодорожного транспорта. Восстание было обречено. За четыре дня (15—18 декабря) войска под командованием адмирала Дубасова сумели расправиться с очагами восстания, во главе которых стояли боевые отряды большевиков, сконцентрированными главным образом в районе Пресни.

Власти, ощутив свою силу в борьбе с социальной революцией, решились начать наступление на права и свободы населения. Первая из обещанных Манифестом 17 октября свобод — неприкосновенность личности &mdash была не более чем пустым звуком, ибо кругом шли аресты подозреваемых. За один только декабрь в столице было арестовано около 2 тыс. человек. Весной общее число заключённых в тюрьмы и высланных превысило 50 тыс. человек. Такого количества репрессированных при царской власти ещё никогда не было.

Право на забастовку фактически сводилось на нет законом от 2 декабря, запрещающим бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, жизненно важных для экономики страны.

О свободе слова и говорить было нечего. Как могла она сочетаться с законом от 13 февраля, согласно которому можно было подвергнуть преследованиям любое лицо, виновное в «антиправительственной пропаганде»».

Задание 31

Укажите год, когда происходили описываемые события. Назовите императора, подписавшего манифест, упоминаемый в отрывке.

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) год — 1905 г.;

2) император — Николай II.

Задание 32

Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, признаки которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух признаков данной ситуации.

Пояснение.

В ответе должно быть указано предложение: «Власти, ощутив свою силу в борьбе с социальной революцией,

решились начать наступление на права и свободы населения».

Могут быть указаны следующие признаки:

1) нарушается неприкосновенность личности;

2) нарушается свобода слова;

3) рабочие лишены права на забастовку.

Задание 33 

Молодой человек обучался в привилегированном учебном заведении, созданном по указу императора для своих младших братьев. После окончания учебного заведения вступил в тайное общество, основанное

гвардейскими офицерами, а затем принял участие в вооружённом выступлении в Санкт-Петербурге.

 

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Какое название получили участники тайных обществ, членом одного из которых стал молодой человек?

3) Укажите одну из причин, обусловивших создание тайных обществ, членом одного из которых был молодой человек.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император — Александр I;

2) название участников тайных обществ — декабристы;

3) могут быть указаны причины:

а) разочарование части общества во внутренней и внешней политике правительства;

б) бесправное положение основной массы населения, существование крепостного права;

в) самодержавный характер власти (может быть названа другая причина).

Задание 34 № 454

Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Пояснение.

Могут быть приведены факты:

1) борьба за первенство среди русских князей;

2) стремление найти поддержку у Русской Православной Церкви;

3) строительство укреплений Московского Кремля;

4) вооружённое противостояние с Тверью;

5) расширение территорий Московского княжества.

Могут быть приведены другие факты.

Задание 35 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Причины русско-турецких войн:

а) необходимость для России обезопасить южные границы;

б) стремление России присоединить Причерноморье с его плодородными землями;

в) необходимость выхода к Чёрному морю для торговли.

2. Русско-турецкая война 1768−1774 г.:

а) основные сражения (Ларга, Кагул, Чесма);

б) полководческий талант П. А. Румянцева;

в) Кучюк-Кайнарджийский мир.

3. Присоединение Крыма к России.

В 1783 г. Россия присоединила Крым. Это стало одной из причин новой войны.

4. Русско-турецкая война 1787−1791 гг.:

а) основные сражения (Рымник, Измаил, Калиакрия);

б) вклад А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в развитие русского военного искусства;

в) Ясский мир.

5. Деятельность Г. А. Потёмкина в ходе русско-турецких войн.

6. Общие итоги русско-турецких войн:

а) Россия добилась выхода к Чёрному морю;

б) государство получило плодородные земли Причерноморья;

в) ослабление Турции помогало освободительной борьбе славянских народов;

г) Россия обезопасила южные границы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Продолжи предложение" - проверочная работа по истории для 5 класса с ответами

Проверочная работа. Появление человека и Древний Египет. Есть ответы к заданиям....

Годовая контрольные работы по истории и обществознанию задания с ответами

Разработки заданий годовых котрольных работ, по истории и обществознанию в 9,10,11 классах. Задания  составленны на основе базы данных ОГИ ЕГЭ....

Экзамен по истории России 7 класс в форме ЕГЭ с ответами.

Экзамен по истории России 7 класс в форме ЕГЭ с ответами....

7 вариантов тренировочной работы ЕГЭ по математике с ответами (профиль)

Данный материал включает 7 вариантов тренировочной работы по математике ЕГЭ...

Тренировочная работа по истории на тему: «Россия в XV-XVIII веках»

Методическая разработка по истории России содержит разноуровневые задания для подготовки по предмету, иллюстративный и картографический материал, ответы к заданиям....