Рабочая программа 2018-19 обществознание
рабочая программа по истории (6 класс)

Олчанмай Юлия Монгун-ооловна

Добрый день, коллеги.

вашему вниманию представлен материал по программе история в 6 классах на 2018-19 учебный год, на 35 учебных недель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. КЫЗЫЛА РТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по обществознанию

_6_ класс

Рабочая  программа учебного предмета «Обществознание» общеобразовательных классов 6 «А,Б,В».

Настоящая программа разработана в соответствии и на основе следующих документов:

  1. Федерального  Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. « 1897);
  3. Авторской программы  Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение 2014

УМК  Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»

в неделю _1  ч., в год  35 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

      Рабочая программа устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы за 6 класс:

      личностным, Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

     метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

     предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты :

1)  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Планируемые результаты обучения:

знать/понимать

 -социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

 -значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

 -закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

 -различные подходы к исследованию человека и общества;

 -основные социальные институты и процессы;

 -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

 -характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

 -сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 -формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 -применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с

социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки

собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и

гуманистических ценностей;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Содержание тем учебных предметов.

Введение 1 час.

Человек в социальном измерении  (12 часов).

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Человек среди людей (10 часов).

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.

 Нравственные основы жизни (8 часов).

Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.

Гуманизм – уважение и любовь к людям.

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

часы

дата по плану

дата по факту 6а

1

Вводный урок

1

07.09

Глава 1. Человек в социальном измерении

12

2

3

Человек-личность

Рубежная контрольная работа

2

14.09

21.09

4

Человек-личность

1

28.09

5

Человек познает мир

1

05.10

6

Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя»

1

12.10

7

8

Человек и его деятельность

2

19.10

26.10

9

10

Потребности человека

2

09.11

16.11

11

На пути к жизненному успеху

1

23.11

12

Человек в социальном измерении

1

30.11

13

Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении

1

07.12

Глава 2. Человек среди людей.

10

14

15

Межличностные отношения

2

14.12

21.12

16

17

Человек в группе

2

28.12

11.01

18

19

Общение

2

18.01

25.01

20

21

Конфликты в межличностных отношениях

2

01.02

08.02

22

Практикум «Человек среди людей»

1

15.02

23

Повторительно-обобщающий урок

«Человек среди людей»

1

22.02

Глава 3. Нравственные основы жизни

12

24

25

Человек славен добрыми делами

2

01.03

07.03

26

27

Будь смелым.

2

15.03

22.03

28

29

Человек и человечность

2

05.04

09.04

30

31

Практикум по теме : «Нравственные основы жизни»

2

12.04

19.04

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и общество»

1

26.04

33

34

Мини-проект «Идеальный человек»

2

10.05

17.05

35

Обобщение и повторение пройденного курса.

1

24.05

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

часы

дата по плану

дата по факту 6б

1

Вводный урок

1

07.09

Глава 1. Человек в социальном измерении

12

2

3

Человек-личность

Рубежная контрольная работа

2

14.09

21.09

4

Человек-личность

1

28.09

5

Человек познает мир

1

05.10

6

Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя»

1

12.10

7

8

Человек и его деятельность

2

19.10

26.10

9

10

Потребности человека

2

09.11

16.11

11

На пути к жизненному успеху

1

23.11

12

Человек в социальном измерении

1

30.11

13

Полугодовая контрольная работа.

1

07.12

Глава 2. Человек среди людей.

10

14

15

Межличностные отношения.

Межличностные отношения

2

14.12

21.12

16

17

Человек в группе

2

28.12

11.01

18

19

Общение

2

18.01

25.01

20

21

Конфликты в межличностных отношениях

2

01.02

08.02

22

Практикум «Человек среди людей»

1

15.02

23

Повторительно-обобщающий урок

«Человек среди людей»

1

22.02

Глава 3. Нравственные основы жизни

12

24

25

Человек славен добрыми делами

2

01.03

07.03

26

27

Будь смелым.

2

15.03

22.03

28

29

Человек и человечность

2

05.04

09.04

30

31

Практикум по теме : «Нравственные основы жизни»

2

12.04

19.04

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и общество»

1

26.04

33

34

Мини-проект «Идеальный человек»

2

10.05

17.05

35

Обобщение и повторение пройденного курса.

1

24.05

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

часы

дата по плану

дата по факту 6в

1

Вводный урок

1

07.09

Глава 1. Человек в социальном измерении

12

2

3

Человек-личность

Рубежная контрольная работа

2

14.09

21.09

4

Человек-личность

1

28.09

5

Человек познает мир

1

05.10

6

Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя»

1

12.10

7

8

Человек и его деятельность

2

19.10

26.10

9

10

Потребности человека

2

09.11

16.11

11

На пути к жизненному успеху

1

23.11

12

Человек в социальном измерении

1

30.11

13

Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении

1

07.12

Глава 2. Человек среди людей.

10

14

15

Полугодовая контрольная работа. Межличностные отношения.

Межличностные отношения

2

14.12

21.12

16

17

Человек в группе

2

28.12

11.01

18

19

Общение

2

18.01

25.01

20

21

Конфликты в межличностных отношениях

2

01.02

08.02

22

Практикум «Человек среди людей»

1

15.02

23

Повторительно-обобщающий урок

«Человек среди людей»

1

22.02

Глава 3. Нравственные основы жизни

12

24

25

Человек славен добрыми делами

2

01.03

07.03

26

27

Будь смелым.

2

15.03

22.03

28

29

Человек и человечность

2

05.04

09.04

30

31

Практикум по теме : «Нравственные основы жизни»

2

12.04

19.04

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и общество»

1

26.04

33

34

Мини-проект «Идеальный человек»

2

10.05

17.05

35

Обобщение и повторение пройденного курса.

1

24.05



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. КЫЗЫЛА РТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по истории  

_6_ класс

Рабочая программа учебного предмета «История» общеобразовательных 6 классов «А,Б,В».

Настоящая программа разработана в соответствии и на основе следующих документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН от 17.12.2010 года № 1897);
  3. Авторской программой А.А. Вигасина., О.С.Сорок-Цюпы (Всеобщая история)

Рабочая программа ориентирована на использование УМК. История Средних веков:

«Всеобщая история. История Средних веков» авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А.: М, Просвещение, 2015;

История России:

«История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. : М, Просвещение, 2016 г;

В неделю 2 ч., в год 70 ч.

Атласы и контурные карты по истории Средних веков, Истории России для 6 класса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные).

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

•Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).  

познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и  государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Планируемые результаты обучения.

Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Средневековье;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов эпохи Средневековья, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

Содержание изучаемого курса.

Всеобщая история.

История Средних веков (30 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. 1ч.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. 4 ч.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество. 3 ч.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 1 ч.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. 2 ч.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы. 2 ч.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 1 ч.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. 1 ч.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 1 ч.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. 1ч.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) 6 ч.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. 3 ч.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). 1 ч.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв. 3 ч.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. 2 ч.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья. 1 ч.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии. 3 ч.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (38 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности. 5 ч.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) 1 ч.

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.) 11 ч.

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.). 5 ч.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв. 10 ч.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Календарно- тематическое планирование.

             Всеобщая история. История Средних веков (31 час)

№ урока

Тема урока

часы

дата по плану

дата фактическая

6 А

дата фактическая

6 Б

дата фактическая

6 В

1

Введение

1

04.09

1 раздел. Становление средневековой Европы (VI – XI века)

6

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.

1

06.09

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

11.09

4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

13.09

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.

1

18.09

6

Англия в раннее Средневековье

1

20.09

7

Рубежная контрольная работа.

1

22.09

Раздел 2. Византийская империя и славяне вVI – XI веках.

2

8

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Повторение «Англия в раннее Средневековье»

1

25.09

9

Культура Византии. Повторение «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.». Образование славянских государств.

1

27.09

Раздел 3. Арабы в VI – XI веках.

2

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

09.10

11

Культура стран халифата.

1

11.10

Раздел 4. Феодалы и крестьяне.

2

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

16.10

13

В рыцарском замке.

1

18.10

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

14

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

1

23.10

15

Контрольная работа.

1

25.10

Раздел 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы.

2

16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

06.11

17

Крестовые походы

1

08.11

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)

6

18

Как происходило объединение Франции.

1

13.11

19

Самостоятельная работа по теме «Крестовые походы».

1

15.11

20

Что англичане считают началом своих свобод.

1

20.11

21

Столетняя война.

1

22.11

22

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

27.11

23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках.

Самостоятельная работа по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)»

1

29.11

Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках.

2

24

Гуситское движение в Чехии.

1

04.12

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Самостоятельная  работа по теме «Славянские государства в Византии в XIV – XV веках».

1

06.12

Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века.

3

26

Образование и философия.

1

11.12

27

Средневековая литература. Средневековое искусство.

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

13.12

28

Научные открытия и изобретения.

Самостоятельная  работа по теме «Культура Западной Европы в Средние века».

1

18.12

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

3

29

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Повторение «Научные открытия и изобретения.»

1

20.12

30

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Повторение «Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.»

1

25.12

31

Итоговое повторение.

1

27.12

             

 

История России. История России с древности до XV в. (39 часов)

№ урока

Тема урока

часы

дата по плану

дата фактическая

6 А

дата фактическая

6 Б

дата фактическая

6 В

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

5

32

Древнейшие народы на территории России.

1

10.01

33

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1

15.01

34

Образование первых государств.

1

17.01

35

Восточные славяне и их соседи.

1

22.01

36

Контрольная работа по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности.»

1

24.01

Глава 2. Русь в IX- в первой половине XII в.

10

37

Первые известия о Руси.

1

26.01

38

Становление Древнерусского государства.

1

29.01

39

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

31.01

40

Русское государство при Ярославе Мудром.

1

05.02

41

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

07.02

42

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

12.02

43

Культурное пространство Европы и культура Руси.

1

14.02

44

Повседневная жизнь населения.

1

19.02

45

Место и роль Руси в Европе.

1

21.02

46

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в IX- в первой половине XII в.»

1

26.02

Глава 3.Русь в середине XII- в начале XIII в.

5

47

Политическая раздробленность на Руси.

1

28.02

48

Владимиро-суздальское княжество.

1

05.03

49

Новгородская республика.

1

07.03

50

Южные и юго-западные русские княжества.

1

12.03

51

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII- в начале XIII в.»

1

14.03

Глава 4. Русские земли в середине XIII-XIV в.

10

52

Монгольская империя и изменение политической карты мира.

1

19.03

53

Батыево нашествие на Русь

1

21.03

54

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

02.04

55

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика , культура.

1

04.04

56

Литовское государство и Русь.

1

09.04

57

Усиление Московского княжества.

1

11.04

58

Объединение русских  земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

16.04

59

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.

1

18.04

60

Родной край в истории и культуре Руси.

1

23.04

61

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII-XIVв»

1

25.04

Глава 5. Формирование единого Русского государства.

9

62

Русские земли на политической карте Европы и мира в нач.XV в.

1

30.04

63

Московское княжество в первой половине XV в.

1

07.05

64

Распад Золотой Орды и его последствия.

1

10.05

65

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

14.05

66

Русская православная церковь в XV в.- нач XVI в.

1

16.05

67

Падение Византии. Независимость Русской Православной церкви.

1

21.05

68

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

23.05

69

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

1

28.05

70

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого Русского государства».

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по обществознанию. 11 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (2018 год)

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (2018 год)...

Рабочие программы по обществознанию 2018-2019 учебный год

Материал содержит рабочие программы  по обществознанию для 11.классов....