Рабочая программа 2018-19 обществознание
рабочая программа по истории (6 класс)
Добрый день, коллеги.
вашему вниманию представлен материал по программе история в 6 классах на 2018-19 учебный год, на 35 учебных недель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 18-19 уч.год на 35 часов | 36.35 КБ |
Рабочая программа по истории 18-19 уч.год на 70 часов | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. КЫЗЫЛА РТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
_6_ класс
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» общеобразовательных классов 6 «А,Б,В».
Настоящая программа разработана в соответствии и на основе следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. « 1897);
- Авторской программы Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение 2014
УМК Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»
в неделю _1 ч., в год 35 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы за 6 класс:
личностным, Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты :
1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые результаты обучения:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание тем учебных предметов.
Введение 1 час.
Человек в социальном измерении (12 часов).
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Человек среди людей (10 часов).
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Нравственные основы жизни (8 часов).
Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.
Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | часы | дата по плану | дата по факту 6а |
1 | Вводный урок | 1 | 07.09 | |
Глава 1. Человек в социальном измерении | 12 | |||
2 3 | Человек-личность Рубежная контрольная работа | 2 | 14.09 21.09 | |
4 | Человек-личность | 1 | 28.09 | |
5 | Человек познает мир | 1 | 05.10 | |
6 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | 12.10 | |
7 8 | Человек и его деятельность | 2 | 19.10 26.10 | |
9 10 | Потребности человека | 2 | 09.11 16.11 | |
11 | На пути к жизненному успеху | 1 | 23.11 | |
12 | Человек в социальном измерении | 1 | 30.11 | |
13 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении | 1 | 07.12 | |
Глава 2. Человек среди людей. | 10 | |||
14 15 | Межличностные отношения | 2 | 14.12 21.12 | |
16 17 | Человек в группе | 2 | 28.12 11.01 | |
18 19 | Общение | 2 | 18.01 25.01 | |
20 21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | 01.02 08.02 | |
22 | Практикум «Человек среди людей» | 1 | 15.02 | |
23 | Повторительно-обобщающий урок «Человек среди людей» | 1 | 22.02 | |
Глава 3. Нравственные основы жизни | 12 | |||
24 25 | Человек славен добрыми делами | 2 | 01.03 07.03 | |
26 27 | Будь смелым. | 2 | 15.03 22.03 | |
28 29 | Человек и человечность | 2 | 05.04 09.04 | |
30 31 | Практикум по теме : «Нравственные основы жизни» | 2 | 12.04 19.04 | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и общество» | 1 | 26.04 | |
33 34 | Мини-проект «Идеальный человек» | 2 | 10.05 17.05 | |
35 | Обобщение и повторение пройденного курса. | 1 | 24.05 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | часы | дата по плану | дата по факту 6б |
1 | Вводный урок | 1 | 07.09 | |
Глава 1. Человек в социальном измерении | 12 | |||
2 3 | Человек-личность Рубежная контрольная работа | 2 | 14.09 21.09 | |
4 | Человек-личность | 1 | 28.09 | |
5 | Человек познает мир | 1 | 05.10 | |
6 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | 12.10 | |
7 8 | Человек и его деятельность | 2 | 19.10 26.10 | |
9 10 | Потребности человека | 2 | 09.11 16.11 | |
11 | На пути к жизненному успеху | 1 | 23.11 | |
12 | Человек в социальном измерении | 1 | 30.11 | |
13 | Полугодовая контрольная работа. | 1 | 07.12 | |
Глава 2. Человек среди людей. | 10 | |||
14 15 | Межличностные отношения. Межличностные отношения | 2 | 14.12 21.12 | |
16 17 | Человек в группе | 2 | 28.12 11.01 | |
18 19 | Общение | 2 | 18.01 25.01 | |
20 21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | 01.02 08.02 | |
22 | Практикум «Человек среди людей» | 1 | 15.02 | |
23 | Повторительно-обобщающий урок «Человек среди людей» | 1 | 22.02 | |
Глава 3. Нравственные основы жизни | 12 | |||
24 25 | Человек славен добрыми делами | 2 | 01.03 07.03 | |
26 27 | Будь смелым. | 2 | 15.03 22.03 | |
28 29 | Человек и человечность | 2 | 05.04 09.04 | |
30 31 | Практикум по теме : «Нравственные основы жизни» | 2 | 12.04 19.04 | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и общество» | 1 | 26.04 | |
33 34 | Мини-проект «Идеальный человек» | 2 | 10.05 17.05 | |
35 | Обобщение и повторение пройденного курса. | 1 | 24.05 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | часы | дата по плану | дата по факту 6в |
1 | Вводный урок | 1 | 07.09 | |
Глава 1. Человек в социальном измерении | 12 | |||
2 3 | Человек-личность Рубежная контрольная работа | 2 | 14.09 21.09 | |
4 | Человек-личность | 1 | 28.09 | |
5 | Человек познает мир | 1 | 05.10 | |
6 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | 12.10 | |
7 8 | Человек и его деятельность | 2 | 19.10 26.10 | |
9 10 | Потребности человека | 2 | 09.11 16.11 | |
11 | На пути к жизненному успеху | 1 | 23.11 | |
12 | Человек в социальном измерении | 1 | 30.11 | |
13 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении | 1 | 07.12 | |
Глава 2. Человек среди людей. | 10 | |||
14 15 | Полугодовая контрольная работа. Межличностные отношения. Межличностные отношения | 2 | 14.12 21.12 | |
16 17 | Человек в группе | 2 | 28.12 11.01 | |
18 19 | Общение | 2 | 18.01 25.01 | |
20 21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | 01.02 08.02 | |
22 | Практикум «Человек среди людей» | 1 | 15.02 | |
23 | Повторительно-обобщающий урок «Человек среди людей» | 1 | 22.02 | |
Глава 3. Нравственные основы жизни | 12 | |||
24 25 | Человек славен добрыми делами | 2 | 01.03 07.03 | |
26 27 | Будь смелым. | 2 | 15.03 22.03 | |
28 29 | Человек и человечность | 2 | 05.04 09.04 | |
30 31 | Практикум по теме : «Нравственные основы жизни» | 2 | 12.04 19.04 | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и общество» | 1 | 26.04 | |
33 34 | Мини-проект «Идеальный человек» | 2 | 10.05 17.05 | |
35 | Обобщение и повторение пройденного курса. | 1 | 24.05 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. КЫЗЫЛА РТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
_6_ класс
Рабочая программа учебного предмета «История» общеобразовательных 6 классов «А,Б,В».
Настоящая программа разработана в соответствии и на основе следующих документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН от 17.12.2010 года № 1897);
- Авторской программой А.А. Вигасина., О.С.Сорок-Цюпы (Всеобщая история)
Рабочая программа ориентирована на использование УМК. История Средних веков:
«Всеобщая история. История Средних веков» авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А.: М, Просвещение, 2015;
История России:
«История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. : М, Просвещение, 2016 г;
В неделю 2 ч., в год 70 ч.
Атласы и контурные карты по истории Средних веков, Истории России для 6 класса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные).
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
•Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Планируемые результаты обучения.
Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Средневековье;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов эпохи Средневековья, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
Содержание изучаемого курса.
Всеобщая история.
История Средних веков (30 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. 1ч.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. 4 ч.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество. 3 ч.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 1 ч.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. 2 ч.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы. 2 ч.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 1 ч.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. 1 ч.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 1 ч.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. 1ч.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) 6 ч.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. 3 ч.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). 1 ч.
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв. 3 ч.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. 2 ч.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья. 1 ч.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии. 3 ч.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (38 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности. 5 ч.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) 1 ч.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.) 11 ч.
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.). 5 ч.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв. 10 ч.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Календарно- тематическое планирование.
Всеобщая история. История Средних веков (31 час)
№ урока | Тема урока | часы | дата по плану | дата фактическая 6 А | дата фактическая 6 Б | дата фактическая 6 В |
1 | Введение | 1 | 04.09 | |||
1 раздел. Становление средневековой Европы (VI – XI века) | 6 | |||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. | 1 | 06.09 | |||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | 11.09 | |||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | 13.09 | |||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. | 1 | 18.09 | |||
6 | Англия в раннее Средневековье | 1 | 20.09 | |||
7 | Рубежная контрольная работа. | 1 | 22.09 | |||
Раздел 2. Византийская империя и славяне вVI – XI веках. | 2 | |||||
8 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Повторение «Англия в раннее Средневековье» | 1 | 25.09 | |||
9 | Культура Византии. Повторение «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.». Образование славянских государств. | 1 | 27.09 | |||
Раздел 3. Арабы в VI – XI веках. | 2 | |||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | 09.10 | |||
11 | Культура стран халифата. | 1 | 11.10 | |||
Раздел 4. Феодалы и крестьяне. | 2 | |||||
12 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | 16.10 | |||
13 | В рыцарском замке. | 1 | 18.10 | |||
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | |||||
14 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | 1 | 23.10 | |||
15 | Контрольная работа. | 1 | 25.10 | |||
Раздел 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. | 2 | |||||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | 06.11 | |||
17 | Крестовые походы | 1 | 08.11 | |||
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) | 6 | |||||
18 | Как происходило объединение Франции. | 1 | 13.11 | |||
19 | Самостоятельная работа по теме «Крестовые походы». | 1 | 15.11 | |||
20 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | 20.11 | |||
21 | Столетняя война. | 1 | 22.11 | |||
22 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | 27.11 | |||
23 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Самостоятельная работа по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)» | 1 | 29.11 | |||
Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. | 2 | |||||
24 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | 04.12 | |||
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Самостоятельная работа по теме «Славянские государства в Византии в XIV – XV веках». | 1 | 06.12 | |||
Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века. | 3 | |||||
26 | Образование и философия. | 1 | 11.12 | |||
27 | Средневековая литература. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | 13.12 | |||
28 | Научные открытия и изобретения. Самостоятельная работа по теме «Культура Западной Европы в Средние века». | 1 | 18.12 | |||
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 3 | |||||
29 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Повторение «Научные открытия и изобретения.» | 1 | 20.12 | |||
30 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Повторение «Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.» | 1 | 25.12 | |||
31 | Итоговое повторение. | 1 | 27.12 |
История России. История России с древности до XV в. (39 часов)
№ урока | Тема урока | часы | дата по плану | дата фактическая 6 А | дата фактическая 6 Б | дата фактическая 6 В |
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 5 | |||||
32 | Древнейшие народы на территории России. | 1 | 10.01 | |||
33 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | 15.01 | |||
34 | Образование первых государств. | 1 | 17.01 | |||
35 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | 22.01 | |||
36 | Контрольная работа по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности.» | 1 | 24.01 | |||
Глава 2. Русь в IX- в первой половине XII в. | 10 | |||||
37 | Первые известия о Руси. | 1 | 26.01 | |||
38 | Становление Древнерусского государства. | 1 | 29.01 | |||
39 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | 31.01 | |||
40 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | 05.02 | |||
41 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | 07.02 | |||
42 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | 12.02 | |||
43 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | 14.02 | |||
44 | Повседневная жизнь населения. | 1 | 19.02 | |||
45 | Место и роль Руси в Европе. | 1 | 21.02 | |||
46 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в IX- в первой половине XII в.» | 1 | 26.02 | |||
Глава 3.Русь в середине XII- в начале XIII в. | 5 | |||||
47 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | 28.02 | |||
48 | Владимиро-суздальское княжество. | 1 | 05.03 | |||
49 | Новгородская республика. | 1 | 07.03 | |||
50 | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | 12.03 | |||
51 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII- в начале XIII в.» | 1 | 14.03 | |||
Глава 4. Русские земли в середине XIII-XIV в. | 10 | |||||
52 | Монгольская империя и изменение политической карты мира. | 1 | 19.03 | |||
53 | Батыево нашествие на Русь | 1 | 21.03 | |||
54 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | 02.04 | |||
55 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика , культура. | 1 | 04.04 | |||
56 | Литовское государство и Русь. | 1 | 09.04 | |||
57 | Усиление Московского княжества. | 1 | 11.04 | |||
58 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | 16.04 | |||
59 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в. | 1 | 18.04 | |||
60 | Родной край в истории и культуре Руси. | 1 | 23.04 | |||
61 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII-XIVв» | 1 | 25.04 | |||
Глава 5. Формирование единого Русского государства. | 9 | |||||
62 | Русские земли на политической карте Европы и мира в нач.XV в. | 1 | 30.04 | |||
63 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | 07.05 | |||
64 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | 10.05 | |||
65 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | 14.05 | |||
66 | Русская православная церковь в XV в.- нач XVI в. | 1 | 16.05 | |||
67 | Падение Византии. Независимость Русской Православной церкви. | 1 | 21.05 | |||
68 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | 23.05 | |||
69 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | 28.05 | |||
70 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого Русского государства». | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по обществознанию. 11 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...
Рабочие программы по обществознанию 2017-2018 учебный год
Рабочие программы...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год
Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (2018 год)
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (2018 год)...
Рабочие программы по обществознанию 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по обществознанию для 11.классов....