Методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка по истории

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx831.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

Игра по истории «Перестройка в СССР»

среди обучающихся ГБПОУ ЯНАО « Ямальский полярный агроэкономический техникум»

Цели мероприятия:

- Обобщение и углубление знаний обучающихся по новейшей истории РФ;

Задачи мероприятия:

-Развитие творческих способностей обучающихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;

-Развитие умения обучающихся работать в группе;

-Воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;

-Реализация межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация.

Оргкомитет: Для проведения мероприятия создается оргкомитет, выполняющий функции жюри.

Участники мероприятия:

Обучающиеся 2 курса очного отделения техникума

Команда состоит из 6 человек, присутствует вся группа в качестве болельщиков и участвует в игре.

Мероприятие включает в себя:

Задание 1 для команды («Игра слов»)- письменный конкурс (16 вопросов)

За каждый правильный ответ – 1 балл

Задание 2 (для болельщиков) «Персоналии» (10 вопросов). Узнать исторического деятеля по фото.

За каждый правильный ответ – 2 балла. Критерии оценки: 1. Правильность ответа. 2. Полнота ответа. 3. Быстрота.

Задание 3 Карикатуры (для команды). Описать карикатуру (подготовить рассказ)

Время подготовки – 5 минут.

Максимальный балл – 5

Задание 4 (для болельщиков) «Узнать событие по фотографии» (11)

За каждый правильный ответ – 2 балла

Задание 5 (для команды) «Даты» (письменные ответы) (14 вопросов)

Время выполнения - 5 минут

За каждый правильный ответ – 2 балла

Задание 6 (для болельщиков) «Почему?» (10 вопросов)

За каждый правильный ответ –максимально 2 балла

Если ответ неверный, отвечает команда, которая второй была готова ответить. Если команда не дает ответа, болельщики могут ответить на вопрос.

Болельщики принимают участие в игре, отвечая на вопросы, пока команды готовятся отвечать.

Подведение итогов и награждение:

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается грамотой и материально поощряется в соответствии с «Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материального поощрения обучающихся государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области «Ярославский автомеханический колледж».

Сценарий внеклассного мероприятия по истории

«Перестройка в СССР»

Задание 1 «Игра слов» (для команды)

Подобрать термины к определениям (письменные ответы)

За каждый правильный ответ – 1 балл

Время выполнения – 5 минут

  1. государственная политика, осуществляющаяся в СССР с середины 80-х годов в целях коренного переустройства жизни всего общества на основе демократизации. (перестройка)
  2. лозунг и политический курс Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 23 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформаторского курса («гласность — перестройка — ускорение»), проводившегося в СССР в 1985—1991 гг. (ускорение)
  3. общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения различных споров, функционирования общественных объединений и т.д.) и широкое информирование о них жителей. (гласность)
  4. наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.(парад суверенитетов)

  1. Ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объёма производства, улучшению качества продукции и увеличению заработной платы (хозрасчет)
  2. Вневедомственный контроль за качеством выпускаемой продукции (госприемка)
  3. Стремление к отделению, обособлению (сепаратизм)
  4. Всенародное голосование (референдум)
  5. Путь всестороннего перехода от плановой экономики к рыночнойВведение свободных цен. освобождение цен от государственного контроля либерализация торговли, приватизация государственных предприятий и жилья («шоковая терапия»)
  6. Невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Отказ правительства от обязательств погашения внешних и внутренних долгов страны. Как следствие – девальвация рубля, резкий рост цен.(дефолт)
  7. Переход собственности из разряда государственной в частную (приватизация)
  8. Непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года (программа 500 дней)
  9. Свободные цены на товары (либерализация цен)
  10. Орган государственной власти, созданный при попытке государственного переворота и свержения М.И. Горбачева (ГКЧП)
  11. Приватизационный чек, дающий право на приобретение акций предприятия (ваучер)
  12. Государственные краткосрочные казначейские обязательства (ГКО)

Задание 2 (для болельщиков) Персоналии

Узнать исторического деятеля по фото

За каждый правильный ответ – 2 балла

1. Горбачев М.С. В марте 1985 г., после смерти Черненко, был избран новым генеральным секретарем. Первый президент СССР

2.Ельцин Б.Н., первый Президент РФ 1991-1999 гг.

3. Гайдар Е.Т. с июня 1992 по декабрь 1992 — исполняющий обязанности председателя Совета Министров

4. В. Черномырдин Декабрь 1992г. – YII съезд народных депутатов освободил от занимаемой должности и.о. председателя правительства Е.Гайдара и утвердил В.Черномырдина

5. В.Ростропович, виолончелист с мировым именем. Пришел защищать Белый дом (сторонников Верховного Совета)

6. В.В.Жириновский, лидер ЛДПР

7. С.В.Кириенко, Председатель Правительства 28.04.1998-23.08.1998, дефолт

8. Д. А. Медведев, третий Президент Российской Федерации, 2008-2012 гг.

9. Г.А. Зюганов, лидер КПРФ

10. Д. Дудаев В 1991 г. Чечня провозгласила независимость и выход из состава СССР и РСФСР, президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Джохар Дудаев.

11. Члены ГКЧП

12. Валерия Новодворская, оппозиционер

Задание 3 Карикатуры (для команды)

Описать карикатуру (подготовить рассказ)

Время подготовки – 5 минут

Максимальный балл – 5

Команды по жребию выбирают карикатуру

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/04/s_59ada79c64125/683110_1.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/04/s_59ada79c64125/683110_2.jpeg 


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/04/s_59ada79c64125/683110_3.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/04/s_59ada79c64125/683110_4.png


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/04/s_59ada79c64125/683110_5.png

Задание 4 (для болельщиков) «Узнать событие по фотографии «

За каждый правильный ответ – 2 балла

1.Референдум 25 апреля 1993 года

2.Авария на чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.

3.Беловежское соглашение 8 декабря 1991 года – распад СССР

4.Штурм Белого дома 3-4 октября 1993 г – противостояние Президента РФ Б.Н.Ельцина и Верховного Совета РФ

5. Ельцин на танке напротив здания правительства 19 августа 1991 г. Ельцин обратился к толпе сторонников со своим заявлением о незаконности действий ГКЧП.

6. 31 августа 1996 г. подписано Хасавюртовские соглашения - А.Масхадов и А.Лебедь – окончание первой чеченской войны

7. Талоны на продукты и промышленные товары. Наибольшее распространение талонная система получила в 1988—1991 годы, когда тотальный дефицит достиг пика.

8.Вывод советских войск из Афганистана. 19 февраля 1989 г.

9. Приватизационный чек (ваучер) 1992 гг. Приватизация в РФ

10.Штурм Грозного 1994-1995 гг.

11.Беслан, освобождение заложников из школы 3 сентября 2004

Задание 5 (для команды) «Даты» (письменные ответы)

Время выполнения - 5 минут

За каждый правильный ответ – 2 балла

  1. 1989 (вывод войск из Афганистана)
  2. 12 июня 1990 (Декларация о суверенитете РСФСР)
  3. 12 июня 1991 - декабрь 1999 (президентство Б.Н. Ельцина)
  4. 19 августа 1991 (ГКЧП)
  5. 8 декабря 1991 (подписание Беловежских соглашений, распад СССР. Создание СНГ)
  6. 25 декабря 1991 (Горбачев М.С., президент уже несуществующего СССР подал в отставку)
  7. 3 – 4 октября 1993 (штурм Белого дома правительственными войсками)
  8. 12 декабря 1993 (референдум о принятии Конституции)
  9. 1992 -1994 (радикальная экономическая реформа). Осуществлялась правительством Е. Т. Гайдара (до декабря 1992 г.) и В. С. Черномырдина (до 1994 г.) (председатель правительства в декабре 1992 – марте 1998 г.) с помощью мер «шоковой терапии». Правительство Е. Гайдара состояло из радикально настроенных реформаторов – убеждённых сторонников свободных рыночных отношений, выступавших против государственного контроля над экономикой.
  10. 1994 – 1996 (первая чеченская война)
  11. 1998 (финансовый кризис и дефолт в РФ)
  12. 1999 – 2009 (контртеррористическая операция российских войск в Чечне)
  13. 31 декабря 1999 г. (президент РФ Б.Н. Ельцин подал в отставку с поста президента)
  14. 26 марта 2000 г. (выборы президента РФ – главой государства выбран В.В.Путин)

Задание 6 (для болельщиков)

«Почему?»

За каждый правильный ответ – 2 балла

1.Почему началась в стране перестройка?

наблюдалось отставание во всех сферах жизни – экономической, политической, духовной, социальной от стран Запада.

1.Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

2. Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

3. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4. Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции.

2.Почему перестройка не состоялась?

Отсутствие обоснованной концепции перестройки. Коммунистическая идея потерпела крах и показала свою несостоятельность. Попытки экономических реформ привели к падению жизненного уровня населения.

3. Почему был создан ГКЧП?

Партийная элита не желала перемен. Политика гласности и демократизации, предоставление свободы оппозиционным силам, обострение отношений между центром и республиками, односторонние уступки на международной арене вызвали недовольство у многих руководителей КПСС и союзных структур власти.

4. Почему ГКЧП не удалось совершить переворот?

(не было поддержки общества)

5. Почему, несмотря на итоги референдума, не удалось сохранить Советский Союз?

кризис во всех сферах – экономический: отсутствие товаров на прилавках, постоянный их дефицит, огромные очереди, обесценивание денег; идеологический: коммунистическая идеология не находила поддержки у народа; социальный: обнищание народа; политический: неспособность Горбачева М.С. удержать власть. Руководители союзных республик хотели независимости.

6. Почему дефолт способствовал росту российской экономики?

из-за дешевизны рубля сократился ввоз импортных товаров, повысилась конкурентоспособность российской экономики, с крахом системы ГКО стало выгодно вкладывать средства в отечественное производство.

7. Почему премьер-министру С.В. Кириенко народ дал прозвище киндер-сюрприз?

Появление его было большой неожиданностью (сюрприз) для всех и к тому же это был чуть ли не самый молодой в мире - 35 лет - (киндер по - немецки ребенок) премьер. Вот и придумали прозвище по детскому лакомству с игрушкой внутри. А смысл назначения простой. Экономика катилась в пропасть, нужен был виновник во всем. В августе Россия объявила дефолт. Все списали на Кириенко - молодой - не справился.

8. Почему в противостоянии Горбачев-Ельцин победил Б.Н. Ельцин?

победа над ГКЧП , после путча в СССР возникла ситуация политического многовластия СМИ жестко критиковали союзные структуры, обвиняя их в поддержке путча. С 21 августа по 1 сентября 1991 г. Латвия, Литва. Эстония, Украина, Молдавия, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан заявили о провозглашении своей независимости. Литва и Грузия сделали это раньше. В этих условиях Президент СССР и союзный центр фактически утратили свои полномочия.

9. Почему начались межнациональные конфликты на территории СССР?

межнациональная неприязнь возникала и раньше, но она замалчивалась. Гласность привела к тому, что их широко освещали СМИ. Падение коммунистической идеологии привело к тому, что духовный вакуум заполнялся националистическими идеями. Местные лидеры хотели независимости.

Какие вам известны?

10. Почему РФ приняла на себя долговые обязательства СССР?

Россия взяла на себя все обязательства СССР и поэтому она считается правопреемницой СССР. Россия взяла на себя все долги СССР - но она также взяла себе и все активы СССР за рубежом. этих активов было немало. И счета в иностранных банках, и недвижимость за рубежом. Но вместе с долгами к России отошел и весь ядерный арсенал СССР.

Жюри подводит итоги, награждает победителей

Список литературы

  1. Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «Об усилении
  2. борьбы с пьянством и алкоголизмом», М., 1985.
  3. В. В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. // История (для всех специальностей СПО)., 2015г.
  4. Л. Б. Яковер История России. ТЦ Сфера., М.2002 г.
  5. А. А. Тимофеева // История государства и права., 2013. - №8. - С. 45-48.
  6. В.В. Согрин Политическая история Современной России.1985-1991: от Горбачёва до Путина. М.,2001 г.
  7. интернет-сайты по теме "История России".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...