Методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка по истории
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 831.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия:
Игра по истории «Перестройка в СССР»
среди обучающихся ГБПОУ ЯНАО « Ямальский полярный агроэкономический техникум»
Цели мероприятия:
- Обобщение и углубление знаний обучающихся по новейшей истории РФ;
Задачи мероприятия:
-Развитие творческих способностей обучающихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
-Развитие умения обучающихся работать в группе;
-Воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;
-Реализация межпредметных связей.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация.
Оргкомитет: Для проведения мероприятия создается оргкомитет, выполняющий функции жюри.
Участники мероприятия:
Обучающиеся 2 курса очного отделения техникума
Команда состоит из 6 человек, присутствует вся группа в качестве болельщиков и участвует в игре.
Мероприятие включает в себя:
Задание 1 для команды («Игра слов»)- письменный конкурс (16 вопросов)
За каждый правильный ответ – 1 балл
Задание 2 (для болельщиков) «Персоналии» (10 вопросов). Узнать исторического деятеля по фото.
За каждый правильный ответ – 2 балла. Критерии оценки: 1. Правильность ответа. 2. Полнота ответа. 3. Быстрота.
Задание 3 Карикатуры (для команды). Описать карикатуру (подготовить рассказ)
Время подготовки – 5 минут.
Максимальный балл – 5
Задание 4 (для болельщиков) «Узнать событие по фотографии» (11)
За каждый правильный ответ – 2 балла
Задание 5 (для команды) «Даты» (письменные ответы) (14 вопросов)
Время выполнения - 5 минут
За каждый правильный ответ – 2 балла
Задание 6 (для болельщиков) «Почему?» (10 вопросов)
За каждый правильный ответ –максимально 2 балла
Если ответ неверный, отвечает команда, которая второй была готова ответить. Если команда не дает ответа, болельщики могут ответить на вопрос.
Болельщики принимают участие в игре, отвечая на вопросы, пока команды готовятся отвечать.
Подведение итогов и награждение:
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается грамотой и материально поощряется в соответствии с «Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материального поощрения обучающихся государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области «Ярославский автомеханический колледж».
Сценарий внеклассного мероприятия по истории
«Перестройка в СССР»
Задание 1 «Игра слов» (для команды)
Подобрать термины к определениям (письменные ответы)
За каждый правильный ответ – 1 балл
Время выполнения – 5 минут
- государственная политика, осуществляющаяся в СССР с середины 80-х годов в целях коренного переустройства жизни всего общества на основе демократизации. (перестройка)
- лозунг и политический курс Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 23 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформаторского курса («гласность — перестройка — ускорение»), проводившегося в СССР в 1985—1991 гг. (ускорение)
- общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения различных споров, функционирования общественных объединений и т.д.) и широкое информирование о них жителей. (гласность)
- наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.(парад суверенитетов)
- Ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объёма производства, улучшению качества продукции и увеличению заработной платы (хозрасчет)
- Вневедомственный контроль за качеством выпускаемой продукции (госприемка)
- Стремление к отделению, обособлению (сепаратизм)
- Всенародное голосование (референдум)
- Путь всестороннего перехода от плановой экономики к рыночной. Введение свободных цен. освобождение цен от государственного контроля либерализация торговли, приватизация государственных предприятий и жилья («шоковая терапия»)
- Невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Отказ правительства от обязательств погашения внешних и внутренних долгов страны. Как следствие – девальвация рубля, резкий рост цен.(дефолт)
- Переход собственности из разряда государственной в частную (приватизация)
- Непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года (программа 500 дней)
- Свободные цены на товары (либерализация цен)
- Орган государственной власти, созданный при попытке государственного переворота и свержения М.И. Горбачева (ГКЧП)
- Приватизационный чек, дающий право на приобретение акций предприятия (ваучер)
- Государственные краткосрочные казначейские обязательства (ГКО)
Задание 2 (для болельщиков) Персоналии
Узнать исторического деятеля по фото
За каждый правильный ответ – 2 балла
1. Горбачев М.С. В марте 1985 г., после смерти Черненко, был избран новым генеральным секретарем. Первый президент СССР
2.Ельцин Б.Н., первый Президент РФ 1991-1999 гг.
3. Гайдар Е.Т. с июня 1992 по декабрь 1992 — исполняющий обязанности председателя Совета Министров
4. В. Черномырдин Декабрь 1992г. – YII съезд народных депутатов освободил от занимаемой должности и.о. председателя правительства Е.Гайдара и утвердил В.Черномырдина
5. В.Ростропович, виолончелист с мировым именем. Пришел защищать Белый дом (сторонников Верховного Совета)
6. В.В.Жириновский, лидер ЛДПР
7. С.В.Кириенко, Председатель Правительства 28.04.1998-23.08.1998, дефолт
8. Д. А. Медведев, третий Президент Российской Федерации, 2008-2012 гг.
9. Г.А. Зюганов, лидер КПРФ
10. Д. Дудаев В 1991 г. Чечня провозгласила независимость и выход из состава СССР и РСФСР, президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Джохар Дудаев.
11. Члены ГКЧП
12. Валерия Новодворская, оппозиционер
Задание 3 Карикатуры (для команды)
Описать карикатуру (подготовить рассказ)
Время подготовки – 5 минут
Максимальный балл – 5
Команды по жребию выбирают карикатуру
1
2 3
4
5
Задание 4 (для болельщиков) «Узнать событие по фотографии «
За каждый правильный ответ – 2 балла
1.Референдум 25 апреля 1993 года
2.Авария на чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.
3.Беловежское соглашение 8 декабря 1991 года – распад СССР
4.Штурм Белого дома 3-4 октября 1993 г – противостояние Президента РФ Б.Н.Ельцина и Верховного Совета РФ
5. Ельцин на танке напротив здания правительства 19 августа 1991 г. Ельцин обратился к толпе сторонников со своим заявлением о незаконности действий ГКЧП.
6. 31 августа 1996 г. подписано Хасавюртовские соглашения - А.Масхадов и А.Лебедь – окончание первой чеченской войны
7. Талоны на продукты и промышленные товары. Наибольшее распространение талонная система получила в 1988—1991 годы, когда тотальный дефицит достиг пика.
8.Вывод советских войск из Афганистана. 19 февраля 1989 г.
9. Приватизационный чек (ваучер) 1992 гг. Приватизация в РФ
10.Штурм Грозного 1994-1995 гг.
11.Беслан, освобождение заложников из школы 3 сентября 2004
Задание 5 (для команды) «Даты» (письменные ответы)
Время выполнения - 5 минут
За каждый правильный ответ – 2 балла
- 1989 (вывод войск из Афганистана)
- 12 июня 1990 (Декларация о суверенитете РСФСР)
- 12 июня 1991 - декабрь 1999 (президентство Б.Н. Ельцина)
- 19 августа 1991 (ГКЧП)
- 8 декабря 1991 (подписание Беловежских соглашений, распад СССР. Создание СНГ)
- 25 декабря 1991 (Горбачев М.С., президент уже несуществующего СССР подал в отставку)
- 3 – 4 октября 1993 (штурм Белого дома правительственными войсками)
- 12 декабря 1993 (референдум о принятии Конституции)
- 1992 -1994 (радикальная экономическая реформа). Осуществлялась правительством Е. Т. Гайдара (до декабря 1992 г.) и В. С. Черномырдина (до 1994 г.) (председатель правительства в декабре 1992 – марте 1998 г.) с помощью мер «шоковой терапии». Правительство Е. Гайдара состояло из радикально настроенных реформаторов – убеждённых сторонников свободных рыночных отношений, выступавших против государственного контроля над экономикой.
- 1994 – 1996 (первая чеченская война)
- 1998 (финансовый кризис и дефолт в РФ)
- 1999 – 2009 (контртеррористическая операция российских войск в Чечне)
- 31 декабря 1999 г. (президент РФ Б.Н. Ельцин подал в отставку с поста президента)
- 26 марта 2000 г. (выборы президента РФ – главой государства выбран В.В.Путин)
Задание 6 (для болельщиков)
«Почему?»
За каждый правильный ответ – 2 балла
1.Почему началась в стране перестройка?
наблюдалось отставание во всех сферах жизни – экономической, политической, духовной, социальной от стран Запада.
1.Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.
2. Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».
3. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.
4. Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции.
2.Почему перестройка не состоялась?
Отсутствие обоснованной концепции перестройки. Коммунистическая идея потерпела крах и показала свою несостоятельность. Попытки экономических реформ привели к падению жизненного уровня населения.
3. Почему был создан ГКЧП?
Партийная элита не желала перемен. Политика гласности и демократизации, предоставление свободы оппозиционным силам, обострение отношений между центром и республиками, односторонние уступки на международной арене вызвали недовольство у многих руководителей КПСС и союзных структур власти.
4. Почему ГКЧП не удалось совершить переворот?
(не было поддержки общества)
5. Почему, несмотря на итоги референдума, не удалось сохранить Советский Союз?
кризис во всех сферах – экономический: отсутствие товаров на прилавках, постоянный их дефицит, огромные очереди, обесценивание денег; идеологический: коммунистическая идеология не находила поддержки у народа; социальный: обнищание народа; политический: неспособность Горбачева М.С. удержать власть. Руководители союзных республик хотели независимости.
6. Почему дефолт способствовал росту российской экономики?
из-за дешевизны рубля сократился ввоз импортных товаров, повысилась конкурентоспособность российской экономики, с крахом системы ГКО стало выгодно вкладывать средства в отечественное производство.
7. Почему премьер-министру С.В. Кириенко народ дал прозвище киндер-сюрприз?
Появление его было большой неожиданностью (сюрприз) для всех и к тому же это был чуть ли не самый молодой в мире - 35 лет - (киндер по - немецки ребенок) премьер. Вот и придумали прозвище по детскому лакомству с игрушкой внутри. А смысл назначения простой. Экономика катилась в пропасть, нужен был виновник во всем. В августе Россия объявила дефолт. Все списали на Кириенко - молодой - не справился.
8. Почему в противостоянии Горбачев-Ельцин победил Б.Н. Ельцин?
победа над ГКЧП , после путча в СССР возникла ситуация политического многовластия СМИ жестко критиковали союзные структуры, обвиняя их в поддержке путча. С 21 августа по 1 сентября 1991 г. Латвия, Литва. Эстония, Украина, Молдавия, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан заявили о провозглашении своей независимости. Литва и Грузия сделали это раньше. В этих условиях Президент СССР и союзный центр фактически утратили свои полномочия.
9. Почему начались межнациональные конфликты на территории СССР?
межнациональная неприязнь возникала и раньше, но она замалчивалась. Гласность привела к тому, что их широко освещали СМИ. Падение коммунистической идеологии привело к тому, что духовный вакуум заполнялся националистическими идеями. Местные лидеры хотели независимости.
Какие вам известны?
10. Почему РФ приняла на себя долговые обязательства СССР?
Россия взяла на себя все обязательства СССР и поэтому она считается правопреемницой СССР. Россия взяла на себя все долги СССР - но она также взяла себе и все активы СССР за рубежом. этих активов было немало. И счета в иностранных банках, и недвижимость за рубежом. Но вместе с долгами к России отошел и весь ядерный арсенал СССР.
Жюри подводит итоги, награждает победителей
Список литературы
- Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «Об усилении
- борьбы с пьянством и алкоголизмом», М., 1985.
- В. В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. // История (для всех специальностей СПО)., 2015г.
- Л. Б. Яковер История России. ТЦ Сфера., М.2002 г.
- А. А. Тимофеева // История государства и права., 2013. - №8. - С. 45-48.
- В.В. Согрин Политическая история Современной России.1985-1991: от Горбачёва до Путина. М.,2001 г.
- интернет-сайты по теме "История России".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Что, Где, Когда»
Интересная игра ,которую можно провести на тематической неделе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...