План-конспект урока по истории в 7 классе по теме: "Возвышение Москвы"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Коспект урока истории в 7 классе по теме: "Возвышение Москвы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 7 классе.
Тема: Возвышение Москвы.
Цель: формировать представление о том, как происходило постепенное увеличение земель Московского княжества и возрастание авторитета Москвы.
Задачи:
Обучающие: воссоздать картину жизни русского народа во время монголо – татарского ига; показать, что монголо – татарское иго задержало развитие хозяйства, культуры Русского государства. Дать представление о личности Даниила Московского и его правлении Московскими землями.
Корреционно - развивающие: развивать умение ориентироваться по исторической карте; формировать умение делать выводы и обобщения, находить причинно – следственные связи.
Воспитательные: воспитание чувства уважения к личности Даниила Московского, его политике по укреплению и расширению Московских земель.
Оборудование:
Сигнальные карточки, карточки с вопросами, презентация
Личность в истории:
- Даниил Московский – младший сын Александра Невского, основатель династии московских князей,
- Иван Данилович Калита.
Важнейшие даты:
1325-1340 – правление Ивана Калиты
1327 – восстание в Твери
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты обучения:
в результате изучения данной темы учащиеся:
- получат представление о том, почему в борьбе за великокняжеский ярлык в первой половине XIV века победу одержали московские князья;
- ознакомятся с историческим отрывком «Повесть Шевкале. 1326-1327 гг», который поможет ребятам выяснить, причины восстания в Твери и каким последствиям оно привело
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение пройденного.
Мы изучили, какие трагические события происходили на Руси с XIII века.
Сейчас я предлагаю выполнить задание «Верно - неверно».
У каждого из вас есть две карточки: красная и зелёная.
Я зачитываю утверждение. Если оно верное–поднимите зелёную карточку, если я ошибаюсь-поднимите красную и дайте правильный ответ:
Древнерусское государство раздробилось на 14 княжеств и Новгородскую боярскую республику.
Государство монголо-татар называлось Золотая Орда.
Первым ханом, объединившим монголо-татар был хан Батый.
В битве на реке Калке русские дружины одержали победу над монголо-татарами.
Столица Золотой Орды город Сарай на реке Ахтубе.
Город Торжок монголо-татары назвали «злым городом».
Сборщиков дани называли темниками.
Грамота на княжение называлась ярлык.
Крестоносцы- это войска шведских рыцарей.
Александр Невский жил в городе Переяславль.
Невская битва состоялась в 1242 году.
За победу над шведскими рыцарями на реке Неве князь Александр получил прозвище Невский.
Ледовое побоище получило такое название потому, что состоялось зимой.
Любимое построение немецких рыцарей русские называли «свиньёй».
Подведение итога работы.
3. Работа по теме урока.
Рассказ учителя:
Иван Калита умер в 1340 г. Его сыновья Семен Гордый (1340—1353) и Иван Красный (1353—1359) продолжали политику отца: лояльные отношения с Ордой, опора на нее, укрепление своего положения на Руси, противостояние Великому княжеству Литовскому. Митрополитом с 1354 г. стал Алексей, сын московского боярина. Алексей часто ездил в Орду, поддерживая дружественные отношения с ханом. В 50-е гг. XIV в. в Золотой Орле началась «великая замятия» - на престоле сменились десятки ханов, истреблявших друг друга. В это же время в Москве скончался Иван Красный, и суздальский князь Дмитрий Константинович сумел получить ярлык на великое княжение. Однако московские бояре повезли в Орду 10-летнего сына Ивана Красного Дмитрия. Там он получил ярлык на великое княжение. Вскоре московское правительство, которое фактически возглавил митрополит Алексей, сумело примириться с Дмитрием Константиновичем. В 1365 г. союз этот был скреплен браком Дмитрия с Евдокией, дочерью суздальского князя.
Для Москвы по-прежнему наибольшую опасность представлял тверской князь. Княживший в Твери Михаил Александрович имел союзником великого князя литовского Ольгерда, выдающегося полководца. Михаил убедил Ольгерда двинуть войска на Москву. Московское войско было разбито. Москвичи укрылись за стенами недавно построенного белокаменного Кремля. Множество народа было угнано в Литву. В ответ Дмитрием были разорены тверские земли. В 1370 г. литовцы вновь подошли к Москве. Однако и в этот раз осада была безуспешной. В 1372 г. Ольгерд вновь пошел на Москву. Москвичи встретили войска Ольгерда около Калуги. Простояв некоторое время по обеим сторонам крутого оврага, ни та ни другая сторона не решилась начать битву, было заключено перемирие. В 1375 г. Михаилу Тверскому удалось получить в Орде ярлык на великое княжение, он объявил войну Дмитрию. Тверь была побеждена. По договору Михаил признал старшинство московского князя Дмитрия.
В 70-е гг. XIV в. в Орде усилилась власть полководца Мамая, которому удалось частично восстановить единство и силу этого хищного государства. Москва в конце 70-х гг. XIV в. прекратила выплату дани Орде, не подчинялась приказам ханов, за которыми стоял Мамай. В 1377 г. его войска на реке Пьяне разгромили русских и разорили Нижний Новгород. На следующий год Мамай послал на великого князя московского войско мурзы Бегича. 11 августа 1378 г. оно было разбито Дмитрием Ивановичем. Мамай собрал новое огромное войско, около 200 тыс. человек. На помощь Мамаю шел и литовский князь Ягайло, сын умершего Ольгерда. Дмитрий обратился ко всем русским землям. Из многих княжеств стали собираться ополчения. Русское войско насчитывало около 150 тыс. человек.
В конце августа — начале сентября 1380 г. Мамай вышел навстречу русской рати. На рассвете 8 сентября 1380 г. русские отряды перешли Дон и двинулись к устью реки Непрядвы. Конный Засадный полк был спрятан за небольшой рощей. После ожесточенной схватки ордынцы преодолели сопротивление передового и сторожевого полков. Мамай бросил все свои силы на большой Полк. Но, несмотря на то что русская пехота понесла наибольшие потери, сломить ее не удалось. Ордынцы перенесли главный удар против полка левой руки. Потеснив его, войска Мамая повернулись спиной к зеленой дубраве, в которой скрывался Засадный полк под предводительством князя Владимира Андреевича серпуховского и князя Дмитрия Михайловича Боброка. Засадный полк стремительно бросился на ордынцев. Одновременно перешли в наступление и все другие русские полки. Русские войска получили безоговорочную победу в тяжелом бою, Мамай бежал. Велико было значение победы в битве на Куликовом поле:дружины различных княжеств сражались в этой битве как представители единой этнической общности против общего врага; зародилось новое государство — Московская Русь.
«Десятки тысяч обезумевших от ненависти людей, рубивших, резавших, коловших, душивших друг друга в страшной давке, — такова была апокалипсическая картина Куликовской битвы, единственным безучастным зрителем которой был сам Всевышний», — пишет Н.С. Борисов. После окончания Куликовской битвы посланные Владимиром Серпуховским воины с трудом отыскали на поле князя Дмитрия Ивановича. Доспехи его были иссечены, но сам князь остался невредим. В сопровождении оставшихся в живых князей и воевод Дмитрий Донской объезжал поле битвы. Вид его был ужасен: повсюду лежали горы трупов, стонали и кричали раненые. Восемь дней стояли воины-победители на Куликовом поле, хороня своих погибших ратников, собирая оружие. Тяжела, но сладка была победа.» Мамай вскоре был убит, и в Орде воцарился хан Тохтамыш. В 1382 г. с громадными силами он двинулся но Русь. Русским князьям не удалось сохранить недавнее единство. С помощью нижегородских князей Тохтамыш обманом взял Москву и сжег ее. Дмитрий, прозванный за победу на Куликовом поле Донским, вынужден был возобновить выплату дани.
Физкультминутка
Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз- два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!
4. Закрепление.
1. Подумайте, почему Русь поднялась на открытую борьбу против Мамая?
2. Почему московский князь сумел собрать большое и хорошо вооруженное войско?
3. Каковы причины дальнейшего упадка борьбы Руси против ордынцев?
Итог урока.
Оценки, дом.задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...