Контрольная работа по истории России XIX века
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Контрольная работа для 10 класса по истории России XIX века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа «Российская империя в XIX веке»

Вариант I

Пишут: Виктория, Алия, Маргарита, Раниль, Амир, Вероника, Тамуна, Диана, Яна, Никита, Лейла

Прочитайте текст и дайте ответ на вопросы.

«Каждому из штурмов Малахова кургана предшествовали бомбардировки, страшные по своей разрушительной силе. На рассвете 6 июня начался 4-й штурм Малахова кургана превосходящими полчищами врага, который закончился поражением союзников. В 3 часа пополуночи, когда только что стало рассветать, показались неприятельские (французские) войска, поднимавшиеся из-за левого берега Киленбалки, и, вслед затем, густая неприятельская цепь, поддержанная колоннами, бросилась на 1-й и 2-й бастионы и на промежуточную куртину. Неприятель был встречен с оборонительной линии сильным картечным и ружейным огнём... Понеся значительные потери от нашего огня, французы... не выдержали и отступили, стараясь укрыться за камнями и неровностями местности, откуда они открыли огонь по нашим амбразурам... Вслед за отступлением французов от 1-го и 2-го бастионов с редута Виктория взвилось несколько ракет, и в то же мгновение вышли густые французские цепи.... Вместе с тем англичане штурмовали 3-й бастион и укрепление на Пересыпи. Несмотря на сильный огонь с атакованных укреплений, французы упорно шли вперёд... Начали спускаться в ров и подниматься на бруствер куртины. Тогда пехота (русская), занимавшая банкеты, вскочила на бруствер и встретила неприятеля штыками. Французы были отбиты, и в беспорядке отступили в каменоломни и траншеи. Неприятель ещё два раза пытался штурмовать куртину... но оба раза был отражён нашим огнём... Отбитию атаки неприятеля на Малаховом кургане немало способствовали полевые орудия, только что поставленные на переднем фасе кургана... будучи легки и удобоподвижны, превосходили орудия большого калибра скоростью картечной стрельбы».

  1. Как называлась война, в ходе которой развернулось данное сражение? Укажите её годы. В каком городе велись бои за господствующую высоту – Малахов курган?
  2. Используя знания по истории, укажите, как оборона данного города повлияла на дальнейшие события войны. (Приведите два положения.)

Прочитайте текст и дайте ответ на вопросы. Из сочинения историка

«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что … был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно

и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н.Н. Раевский, писал: "Нами никто не командовал". Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счёте завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели – занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.

Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».

  1. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, в котором описывается ситуация, подтверждённая которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.
  2. Укажите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.
  3. Ниже приведен список терминов, относящихся к одному из событий XIX века. Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все его элементы(слова и словосочетания). Слова и словосочетания из списка должны быть использованы в их историческом значении.
  1. мировой посредник; 2) присяжные; 3) отрезки; 4) земская управа; 5) уставная грамота.
  1. Несмотря на целый ряд отличительных особенностей, внешняя политика Николая I и Александра II имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

Контрольная работа «Российская империя в XIX веке»

Вариант II

Пишут: Света Смирнова, Аделя, Катя, Айвар, Ильфат, Алина, Макс, Света Шувалова, Андрей, Данис, Аида, Станислав

Прочитайте текст и дайте ответ на вопросы.

«Воротившись домой, получил записку Рылеева, по коей меня ожидали в казармах Московского полка. Было 10 часов утра, лошади мои стояли запряжённые. Взъехав на Исаакиевский мост, увидел густую толпу народа на другом конце моста, а на Сенатской площади каре Московского полка. Я пробился сквозь толпу, прошёл прямо к каре, стоявшему по ту сторону памятника, и был встречен громким “ура!” В каре стояли князь Д.А. Щепин-Ростовский, опершись на татарскую саблю, утомившись и измучившись от борьбы во дворе казарм, где он с величайшим трудом боролся: переранил бригадного командира В.Н. Шеншина, полкового – Фредерикса, батальонного полковника Хвощинского, двух унтер-офицеров и, наконец, вывел свою роту; за ней следовала и рота М.А. Бестужева 3-го и ещё по несколько десятков солдат из других рот. Князь Щепин-Ростовский и М.А. Бестужев 3-й ждали и просили помощи, пеняли на караульного офицера Якова Насакина, отчего он не присоединялся к ним с караулом своим? На это я подтвердил им данную мною инструкцию накануне. Всех бодрее в каре стоял И.И. Пущин, хотя он, как отставной, был не в военной одежде; но солдаты охотно слушали его команду, видя его спокойствие и бодрость. На вопрос мой Пущину, где мне отыскать князя Трубецкого, он мне ответил: "Пропал или спрятался, – если можно, то достань ещё помощи, в противном случае и без тебя тут довольно жертв"».

  1. О каком событии идёт речь? Укажите год этого события. В каком городе оно произошло?
  2. Используя текст документа и знания по истории, укажите не менее двух причин описанного выступления.

Прочитайте текст и дайте ответ на вопросы. Из сочинения историка

«Благодетельные реформы последнего царствования (крестьянская, университетская, судебная, военная и другие), вызванные настоятельными требованиями жизни, имели последствием умаление, чтоб не сказать уничтожение привилегий, которыми пользовалось дворянство. Понятие

о государственном строе вылилось в формулу Царь и народ, т.е. представляя её графически: "высокий столб, на вершине которого Царь, а основание покоится на необъятной стихийной силе, называемой народом". Пока масса спокойна, всё хорошо, но кто поручится, что она никогда не заколышется?

Графически понятие о государственном строе должно изображаться пирамидою: на вершине Самодержавный Царь, а посредствующими слоями между ним и народом – дворянство, (войско), духовенство и торговое сословие. В дворянстве ещё до некоторой степени сохраняются предания, оно несомненно обладает высшим образовательным цензом, но оно оскудело и равнодушно относится  к общественным делам…

Дворянством, как ближайшею опорою Трона, необходимо дорожить, его нужно поднять в собственных его глазах. Это достигается привлечением в местные административные советы земского дворянства, заинтересованного в правильном ходе администрации, и даст ему возможность выказать свои способности на более широком поприще. Нужно, дав дворянству выгоды, побудить его заняться своими имениями. Необходимо совершенно закрыть доступ в дворянское сословие. Никакой чин, никакой крест, а только исключительные заслуги дают право быть причисленным к дворянству. Только тогда дворянское сословие будет освежаться и пополняться личностями, вполне соответствующими, а не писарями, дослужившимися до Статского Советника».

  1. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее описание цели, меры для достижения которой называются в последующем тексте. Напишите не менее двух мер, приведённых в отрывке.
  2. Назовите императора, в годы правления которого были проведены реформы, упоминаемые в первом абзаце. Укажите период проведения данных реформ.
  3. Существует точка зрения, что, несмотря на новые черты в организации образования и просвещения в начале XIX в., в годы правления Александра I сохраняется общность тенденций в развитии образования и просвещения с периодом царствования Екатерины II. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
  4. Ниже приведен список терминов, относящихся к одному из событий XIX века. Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все его элементы (слова и словосочетания). Слова и словосочетания из списка должны быть использованы в их историческом значении

1) земские начальники; 2) выкупные платежи; 3) Крестьянский банк; 4) земства; 5) подушная подать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории России для 7 класса по теме "Внешняя политика России в 17 веке"

Контрольная работа представляет собой тестовые задания с выбором ответов для 2 вариантов выполнения....

Контрольная работа по истории России в 7 классе по теме «Россия на рубеже XVI – XVII веков»

Контрольная работа по истории России в 7 классе по итогам темы "Россия на рубеже XVI XVII вв.". Содержит тестовые задания на нахождение правильного ответа, необходимости указания неверного ответа, уст...

Контрольная работа по Истории России XVI века (7 класс)

Контрольная работа в форме теста в двух вариантах. Тест составлен с применением заданий в формате ЕГЭ, работа с картами и иллюстрациями. Контрольная работа рассчитана на 40 минут, для учащихся быстро ...

Годовая контрольная работа по истории России 18 века

Итоговая контрольная работа по истории России 19 века  для 8 класса составлена в формате ВПР к учебнику "История России" под ред.Торкунова...

Годовая контрольная работа по истории России 19 века

Итоговая контрольная работа по истории России 19 века для 9 класса составлена в фрмате ВПР к учебнику под ред.Торкунова...

Входящая контрольная работа по истории России XIX века за 9 класс

Контрольная работа состоит из 4 вариантов. В каждом варианте 12 заданий. Задания составлены в формате ЕГЭ....