метод проектов в изучении генеологии
учебно-методический материал по истории (5 класс)

колосова татьяна евгеньевна

Использую разные методы и приемы: словесный, наглядный исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов обучающихся, мини – семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_izuchenii_genealogii.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в изучении генеалогии

В 5 классе на уроках ОДНКНР  рассматриваю такие темы, по которым обучающиеся готовят следующие проекты:

1. «История моего имени» (экскурс в историю имени обучающегося, знакомство со святцами).

2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие).

3. «История моих предков».

4. «История моей улицы, моего дома».

5. «История моих бабушек и дедушек».

6. «История моих родителей».

7. «Родословное древо».

Использую разные методы и приемы: словесный, наглядный исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов обучающихся, мини – семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.

Возникающие проблемы решаю путем изучения материала учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника  для каждого обучающегося начинает звучать по-новому, становится лично – значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. Я разработала алгоритм деятельности обучающихся при изучении вопросов генеалогии в курсе истории России.

Таким образом, в результате моей работы над родословной с целью формирования у обучающихся национального самосознания

* возрастет  мотивация к изучению истории Отечества,

* успешно осваиваются приемы поисково- исследовательской работы,

* укрепляется взаимопонимание в семье.

Работа над родословной превращает каждый мой  урок в урок двух историй – своей семьи и своей страны; она помогает моим ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.

Проектную деятельность организую с соблюдением определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности. На разных этапах отслеживаю выполнение соответствующего элемента проектной деятельности. В процессе работы над ученическим проектом погружаю учащихся в технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата (Таблица№1). Основные этапы работы над программным проектом организую следующим образом:

  • Выбор темы проекта
  • Разработка проектного задания
  • Планирование работы
  • Подготовка материалов к исследовательской работе
  • Разработка проекта
  • Оформление результатов исследования, проектной документации
  • Презентация и защита проекта, рефлексия

На первом этапе обучающиеся определяют тему проекта, отбирают необходимые источники информации, составляют маршрутные карты реализации проекта. На этом этапе формируются творческие группы, определяемые по принципу интереса к проблеме. На первом этапе включаю к определению содержания и структуру проекта самих обучающихся.Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определений общих путей реализации целей делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию  мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.

На втором этапе выстраиваю образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, обучающиеся проявляют коммуникативные навыки, учатся координировать свои планы с планами других членов группы, обсуждают первые результаты ,отбирают и анализируют полученный материал в группе.

На третьем этапе обучающиеся осуществляют предварительную защиту проекта. Особое внимание уделяю составлению школьниками итогового отчета, который выполняется в виде брошюры. Это значимый «продукт»,полученный в результате проектной работы.

На четвертом этапе обучающиеся защищают проект на уроке.

В итоге обучающиеся знают как выполнять структуру проекта, умеют анализировать ситуации, общественные явления с точки зрения патриотической компетенции, работают в группах :

  • сотрудничают,
  • помогают,
  • договариваются друг с другом ,
  • ведут дискуссии ,
  • публично выступают,
  • слушают,
  • организуют совместную деятельность,
  • оформляют результаты работы,
  • анализируют полученные результаты,
  • делают правильные и обоснованные выводы,
  • защищают исследовательские работы перед аудиторией.

Таблица №1  Этапы подготовки учебного проекта

№ п/п

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

5

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2

Планирование

Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа предоставления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей0 между членами команды – в случае коллективной работы

Устанавливают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

3

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит

4

Результаты и (или) выводу

Анализ информации, формулирование выводов

Анализируют 

 информацию

Наблюдает, советует

5

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, демонстрация материалов, письменный отчет

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

6

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Каждый проект подлежит оцениванию, исходя из следующих критериев:

1.Соответствие целевой установки проекта требованиям стандарта по предмету «История».

2.Оригинальный аспект содержания проекта, аксиологический  акцент и формулировка темы, усиливающие личностную и социально – практическую значимость проекта.

3.Использование разнообразных средств реализации проекта и видов деятельности.

4.Открытый и диалоговый характер защиты проекта.

Градацию критериев оценки варьирую с учетом возраста обучающихся, формы проекта, степени участия педагога.

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и  исследования, широкого использования местных источников.

Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности,  выработать собственную гражданскую позицию.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения  событий Великой Отечественной войны  и связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы  очевидцев событий Отечественной войны – людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешними, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше и меньше, а знания и опыт, получаемый ребятами от таких встреч поистине исторических личностей велик.  При изучении материала по истории родного края создаю такие условия, при которых возникает активная познавательная (оценочная ,эмоциональная) деятельность учащихся. А это возможно при соблюдении следующих требований:

1. Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.

2. Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях).

3. Применение освоенных знаний как в рамках учебного курса истории Отечества, так и во внеклассной деятельности.

4. Сочетание  аудиторных  и  внеаудиторных занятий. Смысл изучения истории края в том, чтобы  ученик умел смотреть и видеть: извлекать из объекта информацию, оценивать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.

Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...

Метод проектов при изучении математики

Сегодня в нашей стране резко возросли возможности для проявления личной инициативы, человеку приходится регулярно принимать важные решения и при этом нести полную ответственность за качество принятых ...

Применение метода проектов при изучении темы "Арифметическая прогрессия"

Презентация содержит исследование результатов использования метода проектов на уроках математики по теме "Арифметическая прогрессия"...

Применение метода проектов при изучении темы "Арифметический квадратный корень"

Презентация содержит исследование по применению метода проектов на уроках математики....

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...