Мастер-класс "Кейс-технология"
методическая разработка по истории

Токарева Ольга Владимировна

Представлен мастер-класс по использованию Кейс- технологии в образовательном процессе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.01 КБ
Office presentation icon k_master-klassu_kyoys_metod.ppt640.5 КБ
Файл istoriya_teksty.pptx270.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Кейс-технология»

1.Что общего у слов, что их объединяет: Случай, ящик, комод, положение, футляр, сумка, обстоятельство, ларец, чемодан.

2. Назовите педагогические ассоциации к термину кейс, запишите их.

3 Работа  с помощью приёма пилы, из имеющихся частей составить определение, что такое кейс-технология.

Кейс-технология - это интерактивная технология для обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Кейс-технология  -  технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Кейс-технология - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

  1. Краткая историческая справка.

 Возможности кейс - технологии в образовательном процессе                                    - повышение мотивации учения у обучающихся;                                                                -развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

КС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения проблемы, который, по мнению слушателя, является оптимальным в сложившейся обстановке.

КС ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации, который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.

(выделить ключевые  отличительные черты)

Типология кейсов: Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы.

Самый распространённый метод ситуационного анализа — традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) — глубокое и детальное исследование реальной  или имитированной ситуации.

Разновидности метода АКС, часто используемые в процессе обучения, — ситуационное упражнение и метод ситуационного анализа — кейс-стади (case-study)                                                                                                                                         У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Вы можете это найти в методичке, которую получили. Там же есть 5 шагов разбора ситуаций.

Метод анализа кейсов, казусов – наиболее приемлемая интерактивная технология

При обучении часто используют такие разновидности АКС, как
• метод кейсов;
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.

Приведу несколько наиболее практических методов

Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что ученику предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения и предлагается дать их оценку. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

Инцидент (от лат. инциденс) — случающийся, случай, происшествие, столкновение. Этот метод отличается тем, что его цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и — как следствие — обучение его работать с информацией: собщать её, систематизировать, анализировать. Учащиеся получают краткое сообщение (в письменной или устной форме) об инциденте в какой-нибудь стране, организации. Для принятия обоснованного решения учащимся предлагается явно недостаточная информация, поэтому им необходимо разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чём она состоит, что надо делать, что нужно знать для того, чтобы принять то или иное решение.

Один из методов АКС - это метод разбора деловой корреспонденции, или метод «папки с входящими документами». «В профессиональной литературе по игровым имитационным технологиям этот метод еще называют «информационным лабиринтом» («In tray exercises»; «In basket exercises»), или «баскетметодом». Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

При работе с такой технологией анализа ситуаций обучаемые получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия, учреждения или его подразделения. Сам участник такого обучения выступает в роли лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа). Цель упражнения для участника — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

В папке находятся письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных или подчиненных подразделений, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного руководителя».

Игровое проектирование.

Практика (опыт) – наилучший учитель.
Цицерон

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа:
Исследовательский
Поисковый
Творческий
Прогностический
Аналитический

Например, прогностический…  


Обучаемые получают задание разработать проект идеальной модели будущего, например, «Какой мы видим страну в 3000г.?». При этом проект должен представлять собой не загадочные фантазии, а выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несет в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования человеческой практики.
Как и любой метод, данный имеет свои особенности подготовки и проведения.

Метод разбора деловой корреспонденции (иные названия: метод «папки входящих документов», «информационный лабиринт», «баскетметод»). Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Дебрифинг
Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше.
Теренций

Английский термин «debriefing» означает «выдаивание» знаний из участников игрового взаимодействия. Первым эту методику предложил Джеффри Митчел.

«Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа игрового занятия. В российской системе образования этот термин практически не применяется или, если и используется, то под иными названиями. Более популярным является термин «рефлексия» — предполагающая возможность для играющих оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией, а также термин «дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.

Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.

Хорошо подготовленное игровое занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими; подобная включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих из действия, также нужно использовать игротехнические приемы.

Дебрифинг реализует следующие функции:

- вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей;
- внести ясность в происходящие события (на уровне фактов);
- устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки;
- снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех обучаемых, которые находятся в таком состоянии;
- выявить возникшие установки, чувства и перемены, произошедшие с обучаемыми в ходе, например, ситуационно-ролевых игр;
- дать возможность участникам занятия развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их;
- усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения;
- соотнести итоговый результат с первоначально поставленными целями;
- проанализировать, почему события происходили именно так, а нс иначе;
- сделать выводы по итогам анализа поведения и действий студентов;
- закрепить или откорректировать усвоение новой информации;
- наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему занятию;
- установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д.

Этап рефлексии

Что даёт кейс учителю, что ученику? (работа с ватманом)

Задание №1

Для какого метода на ваш взгляд приемлем каждый из кейсов.

 Кейс №1  «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения  и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

 Кейс №2  Отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС  Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Кейс №3 Телеграмма Никола II,  март 1917 « Не со спокойной душой брат мой оставляю  страну, народ, но надеюсь, что ты сможешь, ты справишься и твой народ, твоя страна поддержат тебя, поймут, увидят в тебе приемника. С богом  начинай своё Великое дело»

Задание №2

Проработайте кейс, определите основные проблемы поднимаемые авторами

Нет определённого стандарта,   в представлений кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает их более наглядными. C печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать её, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видеовариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время всё популярнее становятся мультимедиа-представление кейсов. Возможности мультимедиа-представления кейсов позволяют избежать многих трудностей и сочетают преимущества текстовой информации и интерактивного видеоизображения

Задание №3

 В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов и работодателей, подчёркивает, что на вопрос: «Каким вы хотите видеть будущего специалиста?» — получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Действительно, если выпускник школы или вуза не утратил интереса к знаниям, если он ищет и находит необходимую информацию для решения тех или иных научных или прикладных проблем, то ему легче будет повысить профессиональный уровень, переквалифицироваться. Такой профессионал всегда будет востребован производством, сферой услуг или научным сообществом.  Этот метод обучения начал применяться в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской школе бизнеса. В период с 1909 года по 1919 год обучение проходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 году.

В последнее время кейсовый метод находит широкое применение в области изучения менеджмента, маркетинга, планирования, прогнозирования, социологии и других общественных дисциплин. Из вузовских аудиторий он постепенно перемещается в лицейские и школьные классы. Однако преподаватели, пользующиеся кейсовым методом, по-разному понимают его сущность.

Например, упомянутая выше Гарвардская школа бизнеса так определяет метод кейсов: «Это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные, исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс – технология

Слайд 2

Случай, ящик, комод, положение, футляр, сумка, обстоятельство, ларец, чемодан. ??????????

Слайд 3

Кейс-технология - это интерактивная технология для обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс-технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Кейс-технология - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Слайд 4

Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 10-15 лет.

Слайд 5

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе: повышение мотивации учения у обучающихся; развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Слайд 6

Специфика технологии КС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения проблемы, который, по мнению слушателя, является оптимальным в сложившейся обстановке. КС ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации, который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.

Слайд 7

Специфика технологии КС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения проблемы , который, по мнению слушателя, является оптимальным в сложившейся обстановке. КС ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации , который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.

Слайд 8

Типы кейсов: Тренировочный Обучающий Аналитический Исследовательский Систематизирующий Прогностический

Слайд 9

Типы кейсов Практические (кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации); Обучающие кейсы (основной задачей которых выступает обучение); Научно-исследовательские кейсы (ориентированные на осуществление исследовательской деятельности).

Слайд 11

Основные методы метод ситуационного анализа (кейс-стадии); метод инциндента; метод ситуационно-деловой игры, инсценирование; метод разбора деловой корреспонденции; метод дискуссии.

Слайд 12

Метод ситуационного анализа Самый распространённый метод ситуационного анализа — традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) — глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Разновидности метода АКС, часто используемые в процессе обучения, — ситуационное упражнение и метод ситуационного анализа — кейс-стади. Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что ученику предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения и предлагается дать их оценку. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

Слайд 13

Метод инциндента Инцидент (от лат. инциденс) — случающийся, случай, происшествие, столкновение. Этот метод отличается тем, что его цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и — как следствие — обучение его работать с информацией: со­бщать её, систематизировать, анализировать. Учащиеся получают краткое сообщение (в письменной или устной форме) об инциденте в какой-нибудь стране, организации. Для принятия обоснованного решения учащимся предлагается явно недостаточная информация, поэтому им необходимо разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чём она состоит, что надо делать, что нужно знать для того, чтобы принять то или иное решение.

Слайд 14

Метод разбора деловой корреспонденции Метод разбора деловой корреспонденции (иные названия: метод «папки входящих документов», «информационный лабиринт», «баскетметод»). Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Слайд 15

Метод проигрывания ролей (инсценировки) Метод разбора деловой корреспонденции (иные названия: метод «папки входящих документов», «информационный лабиринт», «баскетметод»). Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Слайд 16

Метод дискуссии Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Слайд 17

Основные методы метод ситуационного анализа (кейс-стадии); метод инциндента; метод ситуационно-деловой игры, инсценирование; метод разбора деловой корреспонденции; метод дискуссии.

Слайд 18

Структура Кейса Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом Приложения

Слайд 19

Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса Построение, или выбор модели ситуации Создание описания Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения

Слайд 20

Как организовать работу с кейсом Вне аудитории Определение темы кейса Проведение исследования Подготовка кейса Разработка вопросов к аудитории В аудитории Презентация кейса Организация работы малых групп по анализу кейса Презентация работы групп Анализ и оценивание результатов

Слайд 21

Дебрифинг Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше. Теренций Английский термин «debriefing» означает «выдаивание» знаний . Первым эту методику предложил Джеффри Митчел. Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа. В российской системе образования этот термин практически не применяется или, если и используется, то под иными названиями. Более популярным является термин «рефлексия», а также термин «дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.

Слайд 22

Что дает использование кейс-технологии Преподавателю Ученику Доступ к базе современных учебно-методических материалов Организация гибкого учебного процесса Сокращение затрат времени на подготовку к урокам Беспрерывное повышение квалификации Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время Работа с дополнительными материалами Постоянный доступ к базе консультаций Возможность самому готовиться к аттестации Общение с другими учащимися в группе Освоение современных информационных технологий

Слайд 23

“ Самое главное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ по истории Часть В Задание 4, 8, 11, 14 Работа с источником

Слайд 2

Прочитайте отрывок «Жития Сергия Радонежского» и напишите, о каком сражении идёт речь. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому и победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал». Ответ: Куликовская битва

Слайд 3

Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите имя государя, о котором идёт речь . «…рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитых государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево , тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские… (Он) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия». Ответ: Иван Третий

Слайд 4

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идёт речь. «После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твёрдый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти». Ответ: Михаил Романов

Слайд 5

Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь. «В 1655 г. в неделю православия патриарх совершил в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнёс сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал её на железный пол с такой силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы.» Ответ: Никон

Слайд 6

Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего « собинного друга» Алексея Михайловича. Все года, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому». Ответ: Никон

Слайд 7

Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика. « Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлёвские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нём во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королём и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нём не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками». Ответ: Пётр Первый

Слайд 8

Прочитайте отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идёт речь . «…Позволяется сим нашим указом для размножения…заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг - и мануфактур-коллегии, токмо под такоею кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно». Ответ: Посессионные крестьяне

Слайд 9

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя государственного деятеля, о котором идёт речь. « В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия. ». Ответ: Меншиков

Слайд 10

Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите императрицу, о которой идёт речь. «Россияне хвалили её царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет». Ответ: Елизавета Петровна

Слайд 11

Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь. « Начала своё царствование с того, что …щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 года была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской , прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учёными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе ». Ответ: Екатерина Вторая

Слайд 12

Прочитайте отрывок из сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идёт речь «Помещик всецело овладел /крестьянином/ в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока /крепостные крестьяне/ томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в /помещичьих/ полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот всё, что остаётся крестьянину для отдыха». Ответ: барщина

Слайд 13

Прочитайте отрывок из письма и напишите название войны XIX века, о последствиях которой идёт речь «Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь ,что Москва сделалась, узнать её нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое ч3удо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…» Ответ: Отечественная

Слайд 14

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь «Составляющей… единения /представителей общественной мысли/ была…теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие /представители этого направления/, Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс « студентства » в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, Д.Валуев…» Ответ: Славянофилы

Слайд 15

Прочитайте отрывок из письма императора и напишите название войны XIX века, о событиях которой идёт речь «Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нём покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск. Николай I ». Ответ: Крымская

Слайд 16

Прочитайте отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX веке войны, о которой идёт речь «Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…» Ответ: Русско-турецкая

Слайд 17

Прочитайте свидетельство К.П.Победоносцева и напишите имя императора, проводившего описанное совещание «Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальш /проекта Лорис-Меликова /, я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подумаешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребённым труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование /Александра Второго/? Мы говорили, говорили… и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы – в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили – и только…» Ответ: Александр Третий

Слайд 18

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования «Министр народного просвещения И.Д.Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 году издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». Ответ: Александр Третий

Слайд 19

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите фамилию чиновника, о деятельности которого идёт речь «Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили /его/ престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов /при Александре Третьем/. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю… По его инициативе в стране вводится золотая валюта… /Он/ нашёл общий язык с самим Победоносцевым!» Ответ: Витте

Слайд 20

Прочитайте отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь «Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчётном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им (Москве)». Ответ: Третьяков

Слайд 21

Прочитайте отрывок из воспоминания философа Н.А.Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени». Ответ: Серебряный век

Слайд 22

Прочитайте отрывок из речи Николая II и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался. «Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас». Ответ: Дума

Слайд 23

Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями. «Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы». Ответ: Столыпин

Слайд 24

Прочитайте отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор. «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся». Ответ: Япония

Слайд 25

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «…Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача её без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землёй они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 года была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождём и теоретиком партии был В.М.Чернов». Ответ: Эсеры

Слайд 26

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путём и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX - XX вв. В либеральном движении всё громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н.Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А.Муромцева, В.М.Гессена, Л.И.Петражицкого, экономистов и публицистов – П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева». Ответ: Кадеты

Слайд 27

Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России» , - говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний». Ответ: Столыпин

Слайд 28

Прочитайте фрагмент статьи 1917 года и напишите название правительства, о котором идёт речь. «Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, - наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной»…в пределах Зимнего дворца». Ответ: Временное

Слайд 29

Прочитайте отрывок из воспоминаний У.Черчилля и напишите название описанного им явления. «Находились ли они, союзники /страны Антанты/, в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда». Ответ: Интервенция

Слайд 30

Прочитайте отрывок из документа и напишите название армии, о которой в нём идёт речь. «Строилась она на принципах старых, отменённых революцией и большевиками в первый период их властвования, в том числе на нормальной организации, единовластии и дисциплине… Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специалистов», заведомо чуждых или враждебных господствующей партии». Ответ: Красная Армия

Слайд 31

Прочитайте отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами… с «космополитами» и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В конечном счёте лично для него, «вождя», такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление». Ответ: Сталин

Слайд 32

Прочитайте отрывок из воспоминаний С.Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий. «…В августе 1949 года я сам присутствовал при взрыве… так что обо всём знаю не понаслышке… Сообщение ушло в Москву прямо …с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И.В.Курчатова и его ближайших помощников… Все получили колоссальное материальное вознаграждение… И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности». Ответ: Атомная бомба

Слайд 33

Прочитайте отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями», создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву». Ответ: Сталин

Слайд 34

Прочитайте отрывок из статьи Г.Фёдорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления. «Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведён и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды… Пенсионная реформа . До неё пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование. Жилищная реформа . Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными». Ответ: Хрущев

Слайд 35

Прочитайте отрывок из статьи журналиста В.Кобыша и напишите название страны, о которой идёт речь. «В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности /этой страны/. Меры эти, в частности, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны это решение представлялось тем более оправданным, что Соединённые Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что доставив… свои первые ракеты, мы не сделали официального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт?..» Ответ: Куба

Слайд 36

Прочитайте отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «…Главнокомандующий Объединёнными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С.Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште». Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с / фамилия руководителя СССР /» Ответ: Хрущёв

Слайд 37

Прочитайте отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя. «Уважаемый г-н Председатель, …Я пришёл к выводу, что ключевые элементы… заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство… прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…» Ответ: Хрущев

Слайд 38

Прочитайте отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведённого высказывания. «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать ещё 20-30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время… Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет». Ответ: Горбачев

Слайд 39

Прочитайте отрывок из резолюции I съезда шахтёров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята. «Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений. Льготный стаж, который идёт освобождённым партийным и комсомольским работникам, должен быть отменён. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решён вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий». Ответ: Перестройка

Слайд 40

Прочитайте отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию. «В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…». Ответ: Горбачев