Проектирование современного урока
методическая разработка

Токарева Ольга Владимировна

Представлена система учителя по проектированию образовательного пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_sovremennogo_uroka_vks.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование современного урока

Можно ли обойтись,  сегодня без проектирования урока и если нет,  то какой  из этапов проектирования  требует от учителя наибольшего внимания,

Что значит: «Проектирование урока»? Почему не планирование урока?

Проведение урока по жесткому плану предполагает якобы обязательное достижение запланированного результата с той или иной степенью отклонения от цели урока, при чем предполагается, что это отклонение случается в результате именно недоработок преподавателя, вызванных «сопротивлением  материала».

Напротив, вероятностный проект урока, а не жесткий план действий  должен обеспечить, как и всякий проект, только наиболее вероятностное достижение целей.

Особенность проекта по сравнению с планом в том, что его результаты вероятностны не только в смысле достижения -  недостижения, но и в смысле изменения по сравнению с первоначальным замыслом в зависимости от того  или иного сценария его развертывания. А тот или иной сценарий возникает и реализуется как совместное творчество всех участников проекта – и учащихся и преподавателя, которое основано на инсайте, озарении, что наверняка точно спрогнозировать, спланировать, организовать невозможно.

Проект предполагает создание педагогического события, в результате проживания которого личности, участвующие в нем, изменятся. План же – осуществление мероприятий, результатом которого   должно стать овладение, чаще всего запоминание, учащимися нормативных знаний, умений и навыков.      Проект имеет в основе внутреннюю рефлексию и саморазвитие, а план лишь внешнее изменение. Поэтому проект урока принадлежит к инструментовке именно вариативного и личностно ориентированного образования,

Значит, выражение «план урока» можно оставить в ХIХ – ХХ веках, а современный урок, урок ХХI века строится  в соответствии с проектом.    

Из чего складывается проектирование урока? При подготовке к уроку главенствующими вопросами, стоящими перед преподавателем были и остаются:

  • Для чего учить?
  • Чему именно учить?
  • Как учить?

        При современном подходе к уроку как к элементу в более крупной единице, предназначенной для изучения темы,  оказывается неизбежным вопрос: зачем в структуре изучения темы нужен именно этот урок?

Поэтому проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет.

Определение типа урока – первый этап проектирования урока

Тип урока – это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма организации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию.

При классификации уроков по дидактической цели под типом урока следует понимать образец, модель урока,  которые по своей дидактической конструкции, структуре, методике организации  наиболее соответствуют данной         цели, что придает такому уроку определенное своеобразие по сравнению с другими.

Наиболее перспективной с точки зрения уроков  деятельностной напрвленности по целепологанию  является следующая кассета типов уроков:

  1. Урок открытия  новых знаний;
  2.  Урок построения системы знаний;
  3.  Урок рефлексии;
  4.  Урок развивающего контроля;

Второй этап  проектирования урока: постановка целей урока

Принципиально важный момент – выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока. В последнее время  я все чаще понимаю, что для уроков закрепления и в некоторых случаях для уроков изучения нового материала цели могут быть разными для разных учащихся в группе.  

Сформулированные цели урока необходимо представить в виде задач. Ориентиром здесь должен служить образовательный стандарт (что должен знать, уметь ученик, о чем должен иметь представление). Примеры формулировок целей урока я предложила в материалах к ВКС

  • Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока -  представление целей системой задач.

          Задачи, отвечающие ведущей цели урока, называют главными задачами. Еще хочу напомнить вам , что есть цели, а что есть задачи. Цели – это конечный результат урока, а задачи – это шаги, при помощи которых идут и приходят к цели.

Теперь,  исходя из  поставленных главных задач, подберем метод обучения, адекватный этим задачам.

  • Выбор метода обучения –четвертый этап проектирования урока

При выборе метода мы не должны забывать о психологических характеристиках учащихся 

На этом этапе для меня очень важным подспорьем является, теоррия множественных интеллектов Ховарда Гарднера:

  • визуалу (зрительный) и кинестетику (осязательный) не годятся долгие и эмоциональные повествования,
  • но аудиалу (слуховой)  именно они дадут максимум эффекта;
  • кинестетику и аудиалу  бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем или опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и приятна;
  • визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами,
  • а кинестетик только в них и может получить наиболее адекватное  для него понимание информации.   И исходя из этого определяю главные методы обучения!  

                                                                                     

  • Пятый этап проектирования урока - отбор подходящей организационной формы обучения

 Под организационной формой будем понимать организационную форму урока и формы организации деятельности учащихся  на данном уроке. Форм организации урока сегодня огромное количество:

  • Лекция;
  • Семинар;
  • Диспут;
  • Практическое занятие;
  • Лабораторная работа;
  • Практикум;
  • Игра (педагогическая или дидактическая);
  • Экскурсия;
  • Конференция;
  • Зачет;
  • Контрольная работа;
  • Консультации;
  • Интегрированный урок (бинарный урок, урок-триада, урок-квартет, интеллект - урок)

Вы,  наверное сможете назвать не менее 10 форм которые вы используете.

В гимназии мы проводим большие интелект – уроки в которых задействованы сразу 5-6 педагогов! Опыт проведения таких уроков мы неоднократно представляли.

  • Шестой важнейший этап – разработка структуры урока содержательное наполнение урока

На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа, плана или схемы.

На данном этапе идет самая активная работа по созданию технологической карты урока, наполнение её конкретным содержанием различных видов деятельности

Здесь мы определяем:

  • Что расскажем учащимся;
  • Что потребуем изучить самостоятельно;
  • Какие зададим вопросы;
  • Какие задачи предложим на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы;
  • Какие задания дадим на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее);
  • Какую часть материала учащиеся могут освоить сами;
  • Где потребуется помощь преподавателя;
  • Что необходимо прочно запомнить
  • Что использовать только для иллюстрации;
  • Как закрепить вновь изученное;
  • Что будет интересным и легким;
  • А что трудным;
  • Какие приемы проверки успешности учащихся применить;
  • Как будет проходить контроль и коррекция их  учебной деятельности
  • Каким образом будут достигнуты воспитывающие и развивающие аспекты,

Во всех случаях в плане или схеме, технологической карте будущего урока расставим значки, показывающие время и характер применения выбранных средств.  На этом завершается седьмой этап проектирования урока – отбор средств обучения.

  • Восьмой этап урока – способы рефлексии учебной деятельности на уроке

???? В чем особенность этого этапа.

Его место очень сложно определить! В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Он может быть на любом этапе!

  • Девятый этап связан  с имиджем урока.  Это творчество самого учителя. Возможно, следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставит мебель, изменить оформление стендов, иначе повесить шторы, по-другому аранжировать цветы, сделать подсветку, свечи зажечь и т.д.

Не повредит музыка в первые и последние минуты при самостоятельной работе с материальными объектами – например, во время лабораторного опыта.

Частью проекта урок является внешний облик преподавателя – от  костюма до косметики и выражения лица.

Психотехники очень советуют придумать уроку девиз или эпиграф, временные атрибуты, носимые значки или эмблемы.

Завершаюший этап для педагога мастера это виденье  и стремление получить образовательный продукт, который раскроет новые возможности для учителя и учеников

Целеполагание в процессе проектирования

ПОМНЮ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик

  • сам себе их поставил
  • они понятны ему
  • очевидны
  • с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Я предлагаю учащимся построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руковожу  процессом отбора могу я  сама учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а я в этом случае могу  лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Крещение Руси?" построили план действий:

1. Повторить что такое язычество .
2. Определить, какие минусы языческих верований затрудняли развитие государства.
3. Сравнить несколько религий .
4. Определить закономерность принятия христианства, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например,

 Прослушайте и запомните ряд слов. Что общего во всех словах? 
 Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  историческому герою; сочинить письмо одного современника к другому; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить понятийные  знания.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."

Проектирование  современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....

Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....