Северная война. Пётр 1 Были беды и победы
план-конспект урока по истории (8 класс)
Урок изучения нового материала по внешней политике Петра 1 Северная война
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок изучения нового материала с использованием исторических источников. | 58.5 КБ |
severnaya_voyna.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Все было – беды и победы…»
Цель урока: создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики России в годы Северной войны (1700 – 1721гг.).
Задачи урока:
- Образовательные: создать условия для определения учащимися основных результатов внешней политики Петровской России в нач. XVIIIв.
- Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
- Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.
Формирование ключевых метапредметных компетенций:
Учебных: анализа первоисточников, грамотной устной речи.
Коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,
Толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами,
Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: историческая карта «Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII.», мультемидийный проектор, ПК.
План урока:
- Направления внешней политики России в нач.XVIIIв. , цели, задачи.
- Отношения со Швецией в к.XVII-нач.XVIII в.
- Итоги внешнеполитической деятельности России.
Ход занятия: ( мотивация учащихся- муз. Фрагмент песни Ив. Молчанов «Было дело под Полтавой»).
Учитель: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(учащиеся называют «Полтавская битва»).
Учитель: я предлагаю назвать наш урок словами советского поэта Гордейчева В. «Все было – беды и победы…»
Вопрос: Почему поэт характеризует политику России в начале XVIIIв. именно этой строкой?
( уч-ся называют – какие беды, победы, чего было больше)
Вопрос: О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой?
( уч-ся: направление
цели
задачи
союзники, соперники, результаты.)
Учитель: Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики России в 1700-е годы .
Результаты нашей работы фиксируем в таблице. В ней вы ведете записи в течение урока. Вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики.
Работа по карте: - обратите внимание на карту России в конце XVII – нач. XVIIIвв. – какая внешнеполитическая цель стояла перед Петром I?
( возвратить исконно русские земли, получить выход в Балтийское море)
Учитель: зачем?
( уч-ся называют и фиксируют в карте задачи: / Борьба за выход в Балтийское море являлась одной из основных внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XVII в. Необходимо было вернуть захваченные Швецией в XVII в. российские земли. Балтика манила удобством торговых связей со странами Западной и Северной Европы. Прямые контакты с ними могли помочь техническому прогрессу России./).
Учитель: какие государства были союзниками , противниками России? (Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V, и Россия, возглавляемая Петром I.
В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония — в 1706. После этого до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Русское царство воевало со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России — курфюршество Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции — Англия (c 1707 года — Великобритания), Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турок, но большей частью — русские войска. Россия возвратила выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мира, и установила контроль над Эстляндией и Лифляндией.).
Учитель: Петр I начинает свою внешнеполитическую деятельность на западном направлении.
Работа с учебником стр. 25-26.
Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности России на данном направлении.
Учащиеся называют: Нарвское сражение, Битва у д. Лесная.
Учитель: Россия: Петр I увлекался мореплаванием и судостроением – он был заинтересован в выходе к Балтийскому морю, и оскорбление (холодный прием), полученное им от шведов во время приема в Риге. Кроме того, Московское государство закончило войну с Турцией. В 1700 г. продолжалась как дипломатическая, так и военная подготовка к Северной войне. В дипломатии было достигнуто главное – Россия должна была вступить в войну не в одиночестве, а в союзе с достаточно сильными партнерами: Саксонией, располагавшей сильной регулярной современной армией, и Данией, главным козырем которой был военно-морской флот.
Царь проявил живой интерес к укреплениям противника и количеству гарнизонов в них, в частности к крепостям Нарва и Нотебургу. Для сбора данной информации Петр послал надежного человека В. Д. Корчмина. Одновременно Петр не упускал шансов дезинформации: он известил воевод в Новгороде и в Пскове, о необходимости готовиться к войне.
Швеция: Одни историки считают, что к концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз, инициатором которого был курфюрст Саксонии и король польский Август II, который хотел подчинить себе входящую в Швецию Ливонию (Лифляндию), что позволило бы ему упрочить свою власть в Речи Посполитой. Ливония оказалась в руках Швеции по Оливскому мирному договору 1660 года.
Учитель: подведем итоги: . Разгромное поражение под Нарвой было первой, но к сожалению, далеко не единственной ошибкой Петра, который на протяжении всей кампании регулярно доказывал свою несостоятельность как полководца. Отъезд из армии Петр якобы объяснил необходимостью поторопить идущие к Нарве остальные полки русской армии и «особливо, чтоб иметь свидание с королем польским». К сожалению при всем своем недюжинном характере Петр несколько подмочил репутацию, проявив не раз в минуты опасности признаки малодушия.
Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли.
После Нарвы у Карла ХII остался выбор: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз"в Польше.
Задание для групп:
1группа – проанализировать результативность развития промышленности в России в нач. 1700-х годов.
2 группа – обратиться к теме урока – чего больше было бед или побед.
3 группа – спрогнозировать по результатам дальнейшее течение внешнеполитических событий.
(уч-ся должны сказать –шведский король продолжал готовиться к новым сражениям. У России не было даже союзников.)
С какими силами продолжать войну?).
Работа с источником: Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.
Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.
Учитель: Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?
Результаты не замедлили сказаться .Обратимся к фактам.
Задания по группам:
1группа – Каков результат битвы?
2 группа – В чем вы видите причины победы русской армии под Полтавой?
Задание 3-й группе – Можно ли считать, что война завершилась после разгрома Карла XII под Полтавой?
Работа по учебным страницам: 28-32.
Учитель: в таблицу заносим даты основных сражений в ходе Северной войны, результаты.
Учитель: обратимся к теме нашего урока – чего было больше – бед или побед…
Уч-ся: много было того и другого. (Потери сторон:
Меншиков, получив к вечеру подкрепление 3-тысячной калмыцкой конницы, преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тыс. шведов.
В сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.
Полтавская «виктория» означала перелом в войне. Значительно окреп международный престиж России.).
Учитель: ясно, что победа в Северной войне вывела Россию на новый уровень исторического развития.
Рефлексия: а теперь проверим уровень наших знаний:
( игра «крестики-нолики»).
- Империя – монархическое государство во главе с императором, имеющее колониальные владения.
- Великая Северная война началась летом 1700 года.
- Весной 1702 года в устье реки Невы был заложен город Петербург.
- Первые крупные металлургические заводы были построены заводчиками Демидовыми на Урале в 1701-1704 гг.
- Первый русский военный 28-пушечный фрегат был построен на Воронежской верфи.
- Сражение у деревни Лесная 28 сентября 1708г. была названа Петром 1 «матерью Полтавской победы».
- Гетман Мазепа воевал на стороне Петра 1.
- В Гангутском морском сражении Швеция потеряла весь свой морской флот.
- Ништадский мир был заключен в 1720 году.
- Х; 2. О; 3. О; 4. Х; 5. О; 6. Х; 7. О; 8. Х; 9. 0).
Задачи России в 1700-е гг. ХVIII в.
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
Направления | |
Противники | |
Союзники | |
Основные события | |
Результаты |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Все было – беды и победы…»
Цель урока: создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики России в годы Северной войны (1700 – 1721гг.).
Задачи урока:
- Образовательные: создать условия для определения учащимися основных результатов внешней политики Петровской России в нач. XVIIIв.
- Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
- Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.
Формирование ключевых метапредметных компетенций:
Учебных: анализа первоисточников, грамотной устной речи.
Коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,
Толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами,
Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: историческая карта «Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII.», мультемидийный проектор, ПК.
План урока:
- Направления внешней политики России в нач.XVIIIв. , цели, задачи.
- Отношения со Швецией в к.XVII-нач.XVIII в.
- Итоги внешнеполитической деятельности России.
Ход занятия: ( мотивация учащихся- муз. Фрагмент песни Ив. Молчанов «Было дело под Полтавой»).
Учитель: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(учащиеся называют «Полтавская битва»).
Учитель: я предлагаю назвать наш урок словами советского поэта Гордейчева В. «Все было – беды и победы…»
Вопрос: Почему поэт характеризует политику России в начале XVIIIв. именно этой строкой?
( уч-ся называют – какие беды, победы, чего было больше)
Вопрос: О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой?
( уч-ся: направление
цели
задачи
союзники, соперники, результаты.)
Учитель: Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики России в 1700-е годы .
Результаты нашей работы фиксируем в таблице. В ней вы ведете записи в течение урока. Вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики.
Работа по карте: - обратите внимание на карту России в конце XVII – нач. XVIIIвв. – какая внешнеполитическая цель стояла перед Петром I?
( возвратить исконно русские земли, получить выход в Балтийское море)
Учитель: зачем?
( уч-ся называют и фиксируют в карте задачи: / Борьба за выход в Балтийское море являлась одной из основных внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XVII в. Необходимо было вернуть захваченные Швецией в XVII в. российские земли. Балтика манила удобством торговых связей со странами Западной и Северной Европы. Прямые контакты с ними могли помочь техническому прогрессу России./).
Учитель: какие государства были союзниками , противниками России? (Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V, и Россия, возглавляемая Петром I.
В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония — в 1706. После этого до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Русское царство воевало со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России — курфюршество Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции — Англия (c 1707 года — Великобритания), Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турок, но большей частью — русские войска. Россия возвратила выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мира, и установила контроль над Эстляндией и Лифляндией.).
Учитель: Петр I начинает свою внешнеполитическую деятельность на западном направлении.
Работа с учебником стр. 25-26.
Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности России на данном направлении.
Учащиеся называют: Нарвское сражение, Битва у д. Лесная.
Учитель: Россия: Петр I увлекался мореплаванием и судостроением – он был заинтересован в выходе к Балтийскому морю, и оскорбление (холодный прием), полученное им от шведов во время приема в Риге. Кроме того, Московское государство закончило войну с Турцией. В 1700 г. продолжалась как дипломатическая, так и военная подготовка к Северной войне. В дипломатии было достигнуто главное – Россия должна была вступить в войну не в одиночестве, а в союзе с достаточно сильными партнерами: Саксонией, располагавшей сильной регулярной современной армией, и Данией, главным козырем которой был военно-морской флот.
Царь проявил живой интерес к укреплениям противника и количеству гарнизонов в них, в частности к крепостям Нарва и Нотебургу. Для сбора данной информации Петр послал надежного человека В. Д. Корчмина. Одновременно Петр не упускал шансов дезинформации: он известил воевод в Новгороде и в Пскове, о необходимости готовиться к войне.
Швеция: Одни историки считают, что к концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз, инициатором которого был курфюрст Саксонии и король польский Август II, который хотел подчинить себе входящую в Швецию Ливонию (Лифляндию), что позволило бы ему упрочить свою власть в Речи Посполитой. Ливония оказалась в руках Швеции по Оливскому мирному договору 1660 года.
Учитель: подведем итоги: . Разгромное поражение под Нарвой было первой, но к сожалению, далеко не единственной ошибкой Петра, который на протяжении всей кампании регулярно доказывал свою несостоятельность как полководца. Отъезд из армии Петр якобы объяснил необходимостью поторопить идущие к Нарве остальные полки русской армии и «особливо, чтоб иметь свидание с королем польским». К сожалению при всем своем недюжинном характере Петр несколько подмочил репутацию, проявив не раз в минуты опасности признаки малодушия.
Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли.
После Нарвы у Карла ХII остался выбор: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз"в Польше.
Задание для групп:
1группа – проанализировать результативность развития промышленности в России в нач. 1700-х годов.
2 группа – обратиться к теме урока – чего больше было бед или побед.
3 группа – спрогнозировать по результатам дальнейшее течение внешнеполитических событий.
(уч-ся должны сказать –шведский король продолжал готовиться к новым сражениям. У России не было даже союзников.)
С какими силами продолжать войну?).
Работа с источником: Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.
Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.
Учитель: Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?
Результаты не замедлили сказаться .Обратимся к фактам.
Задания по группам:
1группа – Каков результат битвы?
2 группа – В чем вы видите причины победы русской армии под Полтавой?
Задание 3-й группе – Можно ли считать, что война завершилась после разгрома Карла XII под Полтавой?
Работа по учебным страницам: 28-32.
Учитель: в таблицу заносим даты основных сражений в ходе Северной войны, результаты.
Учитель: обратимся к теме нашего урока – чего было больше – бед или побед…
Уч-ся: много было того и другого. (Потери сторон:
Меншиков, получив к вечеру подкрепление 3-тысячной калмыцкой конницы, преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тыс. шведов.
В сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.
Полтавская «виктория» означала перелом в войне. Значительно окреп международный престиж России.).
Учитель: ясно, что победа в Северной войне вывела Россию на новый уровень исторического развития.
Рефлексия: а теперь проверим уровень наших знаний:
( игра «крестики-нолики»).
- Империя – монархическое государство во главе с императором, имеющее колониальные владения.
- Великая Северная война началась летом 1700 года.
- Весной 1702 года в устье реки Невы был заложен город Петербург.
- Первые крупные металлургические заводы были построены заводчиками Демидовыми на Урале в 1701-1704 гг.
- Первый русский военный 28-пушечный фрегат был построен на Воронежской верфи.
- Сражение у деревни Лесная 28 сентября 1708г. была названа Петром 1 «матерью Полтавской победы».
- Гетман Мазепа воевал на стороне Петра 1.
- В Гангутском морском сражении Швеция потеряла весь свой морской флот.
- Ништадский мир был заключен в 1720 году.
- Х; 2. О; 3. О; 4. Х; 5. О; 6. Х; 7. О; 8. Х; 9. 0).
Задачи России в 1700-е гг. ХVIII в.
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
Направления | |
Противники | |
Союзники | |
Основные события | |
Результаты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Чтобы не было беды"
Данная игра может быть проведена на классном часе в средних классах по пожарной безопасности...
«Чтобы не было беды»
Занятие направлено на создание условий для закрепление знаний детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе....
"Чтобы не было беды"
Классный час по теме: "Чтобы не было беды" расчитан на детей 3-5 класса....
урок истории в 9 классе Тема урока: «Все было – беды и победы…»
Тема урока: «Все было – беды и победы…» был проведен в 9 классе по проблеме метапредметных компетенций.......
Реформы Петра I как средство победы в Северной войне (урок на основе кейсового метода)
Урок создан как начало изучения двух тем - "Северная война" и "Реформы Петра I" - в их взаимосвязи между собой. Главная особенность урока в использовании метода кейсов. Учени...
Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне»
Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне» по учебнику .А. Соловьева, А.П. Шевырева"...
СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 78-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. «ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»
Общешкольное мероприятие, посвященное празднованию 9 мая, проводится накануне праздника Победы и относится к серии мероприятий по патриотическому воспитанию детей, является одним из заключительных, по...