Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
проект по истории
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения в малокомплектной школе в разновозрастных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy.docx | 21.54 КБ |
proekt_kolybel_moih_predkov_sedyh.docx | 330.7 КБ |
shashka.doc | 50.5 КБ |
5_klass_vseobshchaya_istoriya.docx | 216.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.
Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.
В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.
Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!
Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть — знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.
В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.
Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми сталкиваются малочисленные школы. Особым проблемным местом это формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе.
Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 2 до 9 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Перед каждым из нас, педагогов, встаёт проблема создания образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь ребенку в получении образования в соответствии не только с ФГОС II поколения, но и историко – культурным стандартом.
Для решения этих задач я, как учитель, в своей работе использую различные традиционные и инновационные формы и методы, пользуюсь современными учебниками и новинками методической литературы, периодической печатью и, конечно же, сетью Интернет.
Сложно проводить в маленьких классах ролевые игры, дискуссии, диспуты, конференции. В классах с малой наполняемостью важнейшее условие эффективности урока – индивидуализация заданий, учет характера ученика, способностей, темпа работы, уровня подготовки по предмету.
В основе моей работы лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.
Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с ними активные методы обучения.
Преобладающими типами учебных занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, повторительно-обобщающие уроки.
Урок начинается с определения темы, целей или проблемного вопроса. Формулируют перечисленные элементы сами учащиеся при содействии учителя и на основе проблемных заданий, им составленных. В качестве проблемных заданий могут выступать схемы, тексты, отдельные слова и словосочетания, вопросы, картинки, аудио-видео файлы. Приведу несколько примеров придуманных мной творческих проблемных заданий, которые я использую на уроках истории и обществознания.
Проблемное задание в форме текста
На уроках обществознания в 5-6 классах, например, я часто использую притчи, которые есть в метод. пособии. Учащиеся должны определить тему и проблемный вопрос урока. Это сравнительно простое задание.
Проблемное задание в форме картинки. Всеобщая история. 7 кл. тема «Великие географические открытия». На доске изображение каравеллы и карта полушарий.
Проблемное задание в форме схемы. Генеалогическое древо Романовых. Тема «Начало правления ПетраI»
Проблемное задание в форме музыкального произведения. Тема «Начало Великой Отечественной войны». Звучит известная песня «Вставай страна огромная».
При объяснении нового материала я использую формы проблемного обучения – проблемное изложение, поисковую беседу, создание мотивационно-проблемных ситуаций, постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы.
При этом решающая роль учителя совсем не означает пассивной роли учащихся. И на уроках истории и на уроках обществознания, где дети гораздо активнее принимают участие в изучении темы, я использую наиболее подходящую для небольших классов – фронтальную форму обучения и связанные с ней способы обратной связи: фронтальный опрос, эвристическую беседу, проблемное изложение, иллюстративный метод, составление алгоритма по теме, работу с книгой, дидактические игры, а также – индивидуальную форму обучения, которая находит свое воплощение преимущественно в разнообразных практических задачах.
Возвращаясь к активным формам обучения, хотелось бы рассказать о своем опыте использования кроссвордов. Разгадывание кроссвордов проводится индивидуально каждым учащимся или коллективно всем классом. Ребята сами с удовольствием участвуют в составлении кроссвордов. Все эти формы и методы способствуют формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объём информации, задействованной в историческом образовании. Позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. Но, к сожалению, скорость работы интернета у нас низкая, а то и вовсе отсутствует. Что не позволяет использовать его на уроках. Зато можно широко использовать готовые мультимедийные программы; создавать собственные разработки с помощью стандартного программного обеспечения.
Опять-таки к созданию этих средств надо подходить очень ответственно. К программам такого рода предъявляются определенные требования.
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы. Уже несколько лет в практике преподавания истории мною используется
- История России XX век. 4 ч. КЛИО СОФТ (WWW.HISTORY.RU)
- История Древнего мира. Электронное картографическое пособие.
- Уроки истории с применением информационных технологий. 5 класс. (Мультимедийные презентации, интерактивные исторические карты, видеофрагменты)
- Уроки истории. Средние века. С применением информационных технологий. 6 класс.
- Электронное приложение к учебнику. История России: с древнейших времен до конца XVIвека. 6 класс.
- Электронное приложение к учебнику. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс.
- История России. 8 класс. Интерактивные дидактические тренировочные задания.
- От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM
- Священная война. Хрестоматия. Мультимедиа. (содержит различные типы исторических источников: текстовые документы, аудиодокументы, фрагменты кинохроники, анимированные карты и др.)
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.
Применение в моей практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся на таких уроках включаются в активную деятельность.
Важным направлением в моей работе является прослеживание причинно-следственных связей. Для этого использую следующие методические приемы: составление схем, таблиц, опорного конспекта, деловые игры.
Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки - путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. Ввожу элементы игры на определенном этапе урока: перестрелка исторических терминов, аукцион дат, «крестики-нолики» и др.
В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов, интервью, написание эссе и др.
Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся. В 8 классе при изучении темы«Положение основных слоев общества» (п. 32-33) ученики работают над «выпуском» журнала «Общественная жизнь». Каждый пишет статью (эссе, интервью и тд.) о положении одного из слоев общества. По итогам – дискуссия по теме.
Большое предпочтение на своих уроках я отдаю тестам, так как они способствуют подготовке учащихся к сдаче экзаменов. К сожалению, за многие годы у учеников и их родителей сложилось мнение, что приоритетными предметами являются русский язык и математика. И это понятно, именно по этим предметам всегда сдавались экзамены. Но мы подошли к новому рубежу. Ученики выбирают историю и обществознание..
Уроки обобщающего повторения часто провожу в форме игры: «Брейн-ринг», «Штурм крепости» 6 кл., «Историческая эстафета», «Своя игра» и др.
Интересно и плодотворно проходят уроки «погружения в историю»: уроки-путешествия, уроки-экскурсии. «Путешествие в Древние Афины», 5 класс.
«Путешествие в Древний Египет».
Урок-эстафета «Россия в VIII в.»
Урок-салон по истории культуры
Раньше широко использовала написание учащимися рефератов, но с приходом интернета эта форма плавно перетекла в Метод проектов.
Исследовательский проект это долгий, кропотливый труд учителя и учеников, в ходе которого формируются предметные, метапредметные и личностные результаты.
Все эти образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.
Предварительный просмотр:
Развитие и формирование компетентной личности
через краеведческий проект
Важнейшим аспектом учебно-воспитательного процесса является снижение негативного влияния социума на личность ребенка и использование позитивных возможностей для развития личности. Перед школой в такой ситуации встает задача формирования компетентной личности, готовой к самореализации в различных сферах деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях на основе физического, нравственного и интеллектуального развития.
«Не зная прошлого – невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» - эти слова стали девизом поисково-исследовательской работы учащихся и учителей школы. Итогом поисковой работы стало присвоение школьному музею боевой и трудовой славы статуса историко-краеведческого музея села.
На сегодня современный музей – это новые информационные технологии, исследования и проекты, мастерская для учителей. Музей сегодня ценен как фактор формирования духовных потребностей молодого подросткового поколения.
В 2006 году приоритетным направлением школы становится «музейная педагогика». Музейная педагогика – это отрасль педагогики, в которой раскрывается теория и практика обучения и воспитания человека средствами музея, его среды и условиями.
В рамках этого направления выстраивается краеведческий проект «Колыбель моих предков седых», основанный на погружении личности в специально организованную предметно- пространственную среду, включающую памятники природы, произведения искусства, исторические реликвии, быт, обычаи и традиции народа.
Реализация проекта поднимет школьную культуру на новый уровень, который будет получен в ходе исследовательской краеведческой работы всего коллектива школы. Это общественно-значимое дело, являющееся лучшей формой развития и формирования компетентной личности.
Объект исследования: предметно- пространственная среда, включающая памятники природы, произведения искусства, исторические реликвии, быт, обычаи и традиции народа.
Цель проекта: изучение родного края, воспитание любви к малой родине через приобщение к истокам и традициям родной культуры.
Задачи:
- Воспитание потребности в изучении истории родного края
- Освоение учащимися традиционной культуры бурятского народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций и т.д.
- Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение творчества композиторов, писателей
- Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий
- Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании учащихся через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательных потенциалов семьи и школы, изучение родословной, истории семьи
Гипотеза исследования:
создание краеведческой тропы позволит поднять школьную культуру на новый уровень, воспитать личность, способную к самореализации в различных сферах деятельности.
Для реализации проекта были избраны следующие методики:
- Изучение литературы по родному краю;
- Поисково-исследовательская работа;
- Беседа с учащимися, учителями, родителями, общественностью села.
Ожидаемые результаты: Реализация проекта окажет влияние на следующие группы умений ребенка:
- Исследовательские
- Социальные
- Оценочные
- Информационные
- Презентационные
- Рефлексивные
Сроки реализации проекта: сентябрь 2008- май 2010 г.
Краеведческая тропа
«Колыбель моих предков седых…»
Год создания – 2008 г.
Протяженность – 45 км
Количество стоянок – 6.
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ – республика Бурятия, Селенгинский район, с.Нур-Тухум.
НИТКА МАРШРУТА:
- краеведческий музей школы
- заповедная зона местного значения «Абрикосовая роща»
- археологический памятник 2 в. до н.э. «Плиточные могильники в местности Боонгын Ара
- Подсобное хозяйство школы
- с.Дэбэн «Малая родина ученого Н.Мункуева, композиторов Найдана и Пурбо Дамирановых»
- Бултумурский дацан
- Историко-краеведческий музей Убур-Дзокойской средней общеобразовательной школы.
Слова М.Горького: «Не зная прошлого -невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»- являются девизом работы школьного музея. Музей в школе был создан в 1981 году как музей боевой и трудовой славы села. В 2002 году музей был возрожден как историко – краеведческий.
В музее широко представлены подлинные этнографические экспонаты, демонстрирующие быт, уклад жизни бурят в древности. В экспозиции музея представлена история села: период гражданской войны, годы коллективизации, военная история периода Великой Отечественной войны, послевоенные годы, история колхоза «Эрдэм», история школы, знатные люди села.
Невозможно полюбить Отечество, не зная или имея эпизодические представления о малой родине, ее истории, природе, укладе и традициях населения, человеческих взаимоотношениях. Историко-краеведческий музей в школе призван привести в систему знания учащихся о родном крае.
- Заповедная зона местного значения «Абрикосовая роща»
Абрикос сибирский из семейства розоцветных - редкий, с сокращающейся численностью вид. Кустарник или дерево до 3-х метров высотой. Листья сердцевидные, мелкопильчато-зубчатые с резко оттянутым зубцом на вершине.
Цветки довольно крупные, белорозовые. Плоды округлые, сжатые с боков, оранжевые, бархатистые. Характерный восточно-азиатский лесостепной вид. Засухоустойчив и зимостоек. Размножается вегетативно и семенами. Цветет рано и обильно в конце мая. Цветет 5-10 дней. Листья появляются после цветения.
Плоды созревают в середине августа и быстро опадают.
В Бурятии проходит Западная граница ареала. Абрикосовая роща невелика по площади, расположена лишь на южных склонах Боргойского хребта. Абрикос сибирский занесен в Красную Книгу Республики Бурятия, поэтому решением Убур-Дзокойской сельской администрации места произрастания абрикоса сибирского объявлены заповедной зоной местного значения
- Подсобное хозяйство
Подсобное хозяйство Убур-Дзокойской средней общеобразовательной школы было образовано в 1990 году в местности Саган-Бургас для разведения крупного рогатого скота, овец.
В 2005 году было перебазировано в местность Сурпа на берегу реки Селенги. В данное время в подсобном хозяйстве содержатся коровы, овцы, лошади, козы.
Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания.
Народный обычай «туhаламжа» практикуется в нашей школе на базе подсобного хозяйства. Учащиеся приобретают различные трудовые умения и навыки: запрягать и седлать лошадей, заниматься животноводством, заготовлять сено, готовить сани, телегу, конскую упряжь и среди этих умений можно выделить наиболее трудоемкие процессы: обработка шерсти, умение делать войлок, вязание различных изделий из шерсти.
- Археологический памятник 2 в. до н.э. – 1 в. до н.э. «Плиточные могильники» в местности Боонгын Ара.
Плиточные могильники внешне выглядят в виде прямоугольных оградок из неотесанных плит камня. Внутри оградок на некотором отдалении от них беспорядочно торчат верхушки сильно задернованных камней. Иногда по углам ограды стоят более высокие плиты, а в нескольких метрах к востоку – одиночные высокие камни, называемые «сторожевыми».
Такие плиточные могильники обнаружены на территории нашего края в трех местах:
- недалеко от бывшей деревни Номохоново, в 2,5 км, у подножья горы Абошик, в могильнике 9 могил, был открыт в 1947 г. археологом А.П.Окладниковым
- на правом берегу реки Селенги в местности Боонгын Ара
- в местности Ара-Зоохэй.
- Село Дэбэн – малая родина ученого-востоковеда, доктора исторических наук Николая Цырендоржиевича Мункуева
Село Дэбэн (Обон-Гызык) находится на живописном берегу реки Селенги. Это село является малой родиной, с которой незримыми нитями навсегда связаны самые сокровенные мысли и чувства многих знатных людей нашего края, где они родились и выросли.
Мункуев Николай Цырендоржиевич доктор исторических наук, с 1957 года работал научным сотрудником в институте востоковедения Академии наук СССР.
Мункуев Н.Ц. – высококвалифицированный специалист в области средневековой истории Китая и Монголии. Он свободно владел китайским, монгольским, английским языками, читал и переводил с немецкого, французского и японского языков. Н.Ц.Мункуев – автор около 100 научных работ, учебных пособий по китайскому языку, имеет публикации в заграничных изданиях. Труды его широко известны за рубежом. Они получили высокую оценку во Франции, Японии и других странах.
В селе Дэбэн в семье известного бурятского рода, любителей и знатоков народного творчества родился будущий композитор Найдан Бадмацыренович Дамиранов.
Найдан Дамиранов автор многих известных песен: «Ургы», «Галуута нуур», «Убур-Зоохэй» и других. Его песенное наследие получило подлинное народное признание. Дамиранов был большим знатоком народного творчества, многие годы руководил республиканским центром народного творчества.
За добросовестный труд и вклад в развитие культуры республики Найдан Бадмацыренович Дамиранов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и ему было присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры Бурятии».
Его сын Пурбо Дамиранов продолжил дело отца. Ныне он известный композитор, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель Бурятского регионального отделения Союза композиторов России.
- Бултумурский дацан «Дамчой Равжалин» (1757 г.)
- В 1757 году табангуты начали строительство Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин», который находился на территории нашего края. После Тамчинского дацана «Хамбын Хурэ» это был второй по величине и значимости дацан. Служили в нем около 300 лам, на территории дацана располагались 17 дуганов, был прекрасный музей природы, большой сад.
- В жестокие 30-е годы Бултумурский дацан постигла участь всех дацанов. Он был разрушен.
- В 2002 году была построена священная Ступа (Субурган).
- В 2006 году был возрожден один из главных дуганов «Сахюусан». Это стало одним из важных факторов формирования нравственности, народных традиций и обычаев.
Предварительный просмотр:
Шашка – оружие гражданской войны
Введение
На современном этапе идет активное возрождение традиций и культуры. Но этот процесс невозможен без знаний прошлого, т.е. истории. В связи с этим любая крупица, память, остаток прошлого представляет большой интерес для нас. И предмет моего исследования - шашка, как часть истории, дает нам лучше понять особенность того периода, в котором она участвовала.
Свою работу я посвятил исследованию одного из интересных экспонатов нашего школьного музея шашке, которая была подарена 2002г жителем нашего села Мархандаевым Алексеем Пантелеевичем. Эта шашка 1902 года выпуска была изготовлена на Златоустовской оружейной фабрике. По типу относится к казачьим шашкам образца 1881 года.
Целью нашей работы является исследование шашки как исторического источника. Исходя из цели, в своей работе мы поставили следующие задачи:
• Дать общую характеристику сабле.
• Реконструировать события гражданской войны, в которых могла использоваться эта шашка.
В своей работе я использовал работы Г.Ц. Сабжаева посвященные периоду Гражданской войны в нашем районе. Ценный фактический материал я взял из трудов Б.Б. Батуева и И.Б. Батуевой «Очерки истории Селенгинских бурят». Помимо дополнительной литературы я использовал воспоминания старожилов нашего села. Интересные данные нам рассказала внучка Бадмаева Даши-Дондока Бадмацыреновича, очевидца событий 1918-1921гг.
Физические параметры шашки.
Шашка 1902г. была подарена в школьный музей в 2002г. жителем нашего села Мархандаевым Алексеем Пантелеевичем. Экспонат представляет собой шашку, первоначальная длина которой была- 80см, 20см он отрезал, так как говорит он, она была сильно проржавевшей на конце. Вес сабли - 700гр., изготовлена из стали. Ручки не было, он самостоятельно ее переделал, оставил только латунную часть эфеса,1 где выгравирована дата изготовления сабли (1902) и место - Златоустовская оружейная фабрика. Я выяснили что, в начале XIX в. на Урале, в Златоусте, был создан новый завод, получивший весьма характерное название: Златоустовская фабрика белого оружия. Вскоре она приобрела самую широкую известность изготовлением различных образцов холодного оружия - сабель, шашек, полащей, штыков, кортиков и т.п. Булаты уральских умельцев ни в чем не уступали лучшим заграничным образцам. Все, ковавшееся здесь, носило в то время названия «белое оружие». С середины XIX столетия в России окончательно утвердился другой термин- «холодное оружие».
На нашей шашке так же заметна символика на ручке - буква и наверху в виде царской короны. Это связано с тем, что эфес офицерских шашек и головки рукоятей казачьих шашек стали украшаться орнаментами из листьев, образующих на лобовой части набалдашника рукоятей венок, в котором помещался царский вензель.
Вместе с шашкой были и ножны. От нее сохранился наконечник. Остальной металлический прибор, т.е. устья и обоймицы находчик, возможно, не заметил. Другие детали (дерево и кожа) не сохранились, потому что сгнили. Металлический прибор ножен был сделан из того же материала что и эфес.
Шашка как главное оружие русской армии.
Начиная с 18 века, шашку используют казаки, в 19 веке она появляется на вооружении регулярной конницы и конной артиллерии. В 1834 году был утвержден образец шашки азиатского типа, которая имела цельную роговую рукоять черного цвета. Казачья шашка образца 1839 года имела рукоять, окованную латунью по головке и спинке, где оковка соединялась с нижним кольцом. В 1881 году в России шашка была принята на вооружение всех кавалерийских частей, артиллерийской прислуги, офицерского корпуса всей армии, а также чинов жандармерии, конной и пешей полиции. Для отдельных родов и видов войск были утверждены свои образцы шашек, которые не сильно отличались друг от друга.
По внешним признакам мы определили, что эта шашка принадлежит к казачьим шашкам образца 1881 года. Шашки этого образца отличались от драгунских, прежде всего формой рукояти, которая была лишена душки. Казачий клинок имел один дол, а ножны изготовлялись по типу офицерских. Ножны офицерской шашки имели одну обоймицу с кольцом, а для верхнего или переднего ремня портупеи место кольца на обоймице была сделана прорезь с внутренней стороны устья.
К началу первой мировой войны казачьи шашки образца 1881 года получили распространение во всей русской кавалерии, а после 1917 года были приняты на вооружение Красной Армии, кроме кавказских национальных частей, которые пользовались шашками национального образца.
Место находки
Как было сказано выше шашка была найдена в местности Мордой. В переводе с бурятского означает место захоронения покойников - кладбище. По рассказам старожилов нашего села, действительно в этой местности есть кладбище, в котором как древние, так и современные захоронения. В 700 метрах от нее здесь же находилась стоянка, на которой жили несколько бурятских семей. Но местоположение находки было не на кладбище и не на стоянке, а в нескольких метрах в лесу. Возможно это могила человека не бурятской национальности, и его не могли захоронить на общем кладбище.
Получается, что эта шашка лежала на могиле как личная вещь покойника. Так как у казаков, белогвардейцев и у других сословий была традиция класть личные вещи на могилу покойника. Почему шашка находилась в воткнутом положении, и ножны лежали возле нее? Достоверно не удалось установить, был ли обычай втыкать оружие в землю. Возможно, шашку в землю мог воткнуть посторонний человек.
Шашка - оружие Гражданской войны.
Казачество
Судя по тому, насколько шашка была проржавевшей, я пришел к выводу что, она пролежала в земле около 70-80 лет. (Год находки 1996г). И она имеет непосредственное отношение к событиям гражданской войны.
Реконструкцию этих событий я решил связать с географическим положением местности, где была найдена шашка. Так как, я предпологаю она принадлежала человеку, не инородцу (т.е. не буряту) умершему недалеко от места находки.
Безусловно, период гражданской войны, был насыщен военными событиями. Один из первых таких военных походов был связан с проблемой выхода инородцев из казачьего сословия. После установления Советской власти в Селенгинском аймаке обострилась борьба между сторонниками земских национальных учреждений приверженцами сохранения казачества. Так в декабре 1917 г. казаки Ноехонского посёлка в количестве 80 дворов заявили о своём несогласии с разделением станицы на две части и переходом в подчинении аймака. 25 февраля 1918 г на здание Чикойской хошунной земской управы напали 20 вооружённых казаков. Они, угрожая её председателю Раднажапу Бимбаеву, забрали деньги, документы и т. д.
6 марта 1918 г группа казаков вооружённых винтовками, шашками в количестве более 80 человек прибыли на территорию Гусиноозёрского дацана и
Заняли здание аймачной земской управы, милиции, квартиру председателя управы Цыбиктарова. Отказавшись от каких-либо переговоров, казаки захватили 3 пуда пороха, железный ящик с деньгами и документацией. Кроме этого, взяв с собой арестованных члена аймачной управы Цыренжапова и милиционера Цыренова, покинули территорию. Эти нападения казаков прекратились после вмешательства Бурнацкома. Окончательно этот вопрос был решён на третьем съезде забайкальских казаков проходивших в Чите. На нем большинством голосов было принято ликвидировать казачество.1
Нападение Унгерна.
Активные боевые действия на рассматриваемой территории проходили во время похода барона Унгерна.
Еще до нападения Унгерна, конская бригада Резухина, отрядом более чем в 500 сабель напало 5-го июля 1921 года на деревню Боцы. Нависла серьезная угроза над Селендумой, где размещался штаб 105 стрелковой бригады красных. Здесь же находились склады боеприпасов, продовольствия, а так же 2 самолета «Ньюпорт».
Для прикрытия штабов и складов, командир бригады Терпиловский использовал последний резерв - курсантов бригадных курсов младшего комсостава, а так же партизан из отряда Бритикова. Хотя Красные уступали в военно-техническом плане, им все же удалось отбить все атаки, занимая выгодные оборонительные рубежи.
После ранения командира командование принял Федор Зимолонг, который сумел обеспечить отход курсантов до выгодного рубежа обороны и задержать дальнейшее продвижение противника. Встретив серьезный отпор и опасаясь быть отрезанными полками 5-ой армии, двигавшимися с юга и северо-запада, Резухин повернул обратно и поспешно ушел в Монголию, чтобы соединиться с основными силами Унгерна.
Несмотря на разгром, белогвардейцы и интервенты сделали еще одну попытку захвата Советской Сибири с помощью банды барона Унгерна, одного из подвижников японского наемника атамана Семенова. Унгерн собрал почти все белые банды на территории Монголии, увеличив состав своих вооруженных сил до 11 тысяч человек. Барон Унгерн после разгрома его войск под г. Троискосавском в конце мая и в начале июля 1921 года собрал остатки своих частей и начал новое наступление в июле. Не встречая большого сопротивления, главные силы Унгерна продолжили стремительное движение по долине р. Джиды на северо-восток и 29 июля достигли Ново-Дмитриевска (в 25 км. северо - западнее Селендумы).
В нескольких километрах севернее от Ново-Дмитриевска располагался 7-ой особый отряд красных, который прикрывал подступы к Мысовску. Унгерн намеривался прорваться к кругобайкальской железной дороге и взорвать, его чтобы прервать сообщение Советской России с ДВР.
Слабый 7-ой особый отряд не мог сдержать натиск противника, и после короткого боя вынужден был отойти назад к Северу. Но белые не решились наступать на Мысовку. На следующий день унгеровцы отдыхали в районе Ново-Дмитриевки, отправляя разведку в сторону Селендумы и Гусиного озера. 31 июля свои основные силы враг направил на Гусиное озеро. Отряд П.Е. Щетинкина и 35-ый кавалерийский полк К.К. Рокоссовского, преследуя белых, вышли только в район Боргойских степей.
С севера подходили изолированные друг от друга батальоны 232-го стрелкового полка, один из которых занял позиции на южном берегу Гусиного озера, другой Новоселенгинск.
Конная бригада Унгерна окружила со всех сторон район Гусиноозерского дацана, и захватила его. Оставив здесь небольшой отряд (около 180 сабель) унгеровцы двинулись на север по восточному берегу озера. Одним конным полком белые заняли Новоселенгинск, который был оставлен без сражения первым батальоном 232-го полка. В это время отряд красных во главе со Щетининым, пришедший из Монголии отбросил оставленный в Гусином отряд белых. Почувствовав угрозу окружения, Унгерн на рассвете резко повернул свою дивизию обратно по западному берегу Гусиного озера. Главные силы белых 4 августа снова заняли Ново-Дмитриевск. Унгерн имел намерение прорваться в юго-западном направлении по кратчайшему и удобному пути через Боргойскую степь в долину Джиды и оттуда за границу. Но здесь Унгерн снова встретил сильное сопротивление. Бой шел два дня, самыми упорными были сражения в районах Сосновки и Шабартуя. После окончательного поражения в районе Ново-Дмитриевки, в ночь на 6-ое августа, главные силы Унгерна начали движение на Покровку. Теперь исход боя на окружение белых решался тем, кто сумеет первым выйти в долину реки Ичетуй. Дивизия Унгерна всю ночь отходила из Покровки на запад и опередила подход красных войск. У белых осталось после боев не более 2-х тысяч сабель. 14-го августа остатки войск Унгерна перешли границу и бежали в Монголию. Вскоре войско барона были разбиты, а сам Унгерн взят в плен и расстрелян.
Заключение
В заключение, можно сделать вывод что, рассматриваемый музейный экспонат получил определение. Мне удалось выяснить, что эта шашка по типу относится к казачьим шашкам образца 1881 года, и была изготовлена на Златоустовской оружейной фабрике в 1902году. Точно можно утверждать, что она использовалась в событиях Гражданской войны, но невозможно определить, кому она принадлежала. Рассмотрев военные походы в близлежащих от места находки территориях, я предполагаю, что этой шашкой пользовался человек, который умер в сражениях недалеко от места захоронения. Подтвердить эту гипотезу можно путем проведения раскопок.
Хочу сказать, что при поисковой работе мы многое узнали о периоде гражданской войны в нашем крае. Поисковая работа увлекла нас, мы хотим дальше продолжать вести исследование по этой теме.
Литература:
1. Батуев. Б.Б. Батуева. И. Б. «Очерки истории Селенгинских бурят». Улан-Удэ 1993г.
2. История Бурятии. Часть1. Улан-Удэ 1993г.
3. Историко-краеведческий атлас Бурятии. Москва. 2001г.
4. Сабжаев. Г.Ц. Селенгинский район: годы, события, люди. Улан-Удэ 1998г.
5. Сабжаев. Г.Ц. Воскрешая события давно минувших лет.//Красная селенга 1988г.
6. Хаптаев. П. Г. «У. У. Ранжуров.» Улан-Удэ 1981г.
7. Воспоминания старожилов нашего села.
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета (68 ч.)
Введение (1 час)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Глава 3. Счёт лет в истории. (1 час)
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов)
Глава 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Глава 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)
Глава 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Глава 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Тематическое планирование
(2 часа в неделю в течении учебного года, всего 68 часов)
№ | Содержание учебного материала | Кол-во | ||
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний | 1 | ||
I | Раздел I. Жизнь первобытных людей | 7 | ||
I | Глава 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 | ||
2 | Древнейшие люди | 1 | ||
3 | Родовая община охотников и собирателей | 1 | ||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | ||
II | Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 3 | ||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | ||
6 | Появление неравенства и знати | 1 | ||
III | Глава 3. Счёт лет в истории | 1 | ||
7 | Измерение времени по годам. | 1 | ||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | ||
II | Раздел II. Древний Восток | 20 | ||
IV | Глава 4. Древний Египет | 8 | ||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | ||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники | 1 | ||
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | ||
12 | Военные походы фараонов | 1 | ||
13 | Религия древних египтян | 1 | ||
14 | Искусство древних египтян | 1 | ||
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | ||
16 | Повторение по теме «Древний Египет» | 1 | ||
V | Глава 5. Западная Азия в древности | 7 | ||
17 | Древнее Двуречье | 1 | ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | ||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | ||
20 | Библейские сказания | 1 | ||
21 | Древнееврейское царство | 1 | ||
22 | Ассирийская держава | 1 | ||
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | ||
VI | Глава 6. Индия и Китай в древности | 4 | ||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | ||
25 | Индийские касты | 1 | ||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | ||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | ||
28 | Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток» | 1 | ||
III | Раздел III. Древняя Греция | 21 | ||
VII | Глава 7. Древнейшая Греция | 5 | ||
29 | Греки и критяне | 1 | ||
30 | Микены и Троя. | 1 | ||
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | ||
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | ||
33 | Религия древних греков | 1 | ||
VIII | Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | ||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | ||
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | ||
36 | Древняя Спарта | 1 | ||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | ||
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | ||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | ||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | ||
IX | Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии | 5 | ||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | ||
42 | В городе богини Афины | 1 | ||
43 | В афинских школах и гимназиях | 1 | ||
44 | В театре Диониса. | 1 | ||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | ||
X | Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 | ||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | ||
48 | В Александрии Египетской | 1 | ||
49 | Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция» | 1 | ||
IV | Раздел IV. Древний Рим | 18 | ||
XI | Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | ||
50 | Древнейший Рим | 1 | ||
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | ||
52 | Устройство Римской республики | 1 | ||
XII | Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | ||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | ||
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | ||
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | ||
XIII | Глава 13. Гражданские войны в Риме | 3 | ||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | ||
57 | Восстание Спартака | 1 | ||
58 | Единовластие Цезаря | 1 | ||
59 | Установление империи | 1 | ||
XIV | Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры | 5 | ||
60 | Соседи Римской империи | 1 | ||
61 | Рим при императоре Нероне | 1 | ||
62 | Первые христиане и их учение | 1 | ||
63 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | ||
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | ||
XV | Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 | ||
65 | Римская империя при Константине | 1 | ||
66 | Взятие Рима варварами | 1 | ||
67 | Контрольная работа №4 по теме «Древний Рим» | 1 | ||
68 | Повторение по курсу: «История Древнего мира | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики
laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения
Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...