статья Социально - политический миф XX столетия
материал по истории
Моя статья о взглядах западноевропейского психолога и отчасти философа К.Г. Юнга на ключевые события ХХ века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально - политический миф XX столетия.
(взгляды психоаналитика на события XX века)
Прежде чем, обозначить взгляд К. Г. Юнга на природу мифов современности таких как нацизм, коммунизм, фашизм следует выяснить, почему говоря о таких явлениях он называет их мифами.
Миф, по Юнгу, это проявление архетипические энергий коллективного бессознательного. Это коллективное сновидение, симптоматическое проявление архетипических побуждений, исходящих из глубин архетипической души. Если миф имеет архетипический, т.е. постоянно повторяющейся в ходе истории человечества характер, то он соответственно должен иметь мифологический и исторический прецедент. Рассматривая, например, мифологический образчик коммунизма К. Маркса, ясно, что автор «Коммунистического манифеста» берет и продолжает один из величайших эсхатологических мифов Средиземноморья и Среднего Востока, а именно: спасительную роль, который должен сыграть мессия (избранный, помазанный, «невинный», в случае с коммунизмом - пролетариат) , страдание которого призвано изменить онтологический статус мира. Фактически бесклассовое общество Маркса и последующее исчезновение всех исторических напряженностей находит наиболее точный прецедент в мифе о Золотом Веке, который согласно ряду учений лежит в начале и в конце Историй. Маркс обогатил этот древний миф истинами мессианской, иудей-ско-христианской идеологии: с одной стороны - пророческой и спасительной ролью, которая приписывается пролетариату, и с другой - решающей битвой между Добром и Злом, заканчивающейся решительной победой Добра, что вполне можно сравнить с апокалипсической борьбой между Христом и Антихритсом,13 т.е. если какое политическое или социальное учение имеет некий мифологический шаблон, то, согласно юнгианской мысли, его можно называть мифом.
Причина появления таких политических и социальных мифов опять же кроется в коллективном бессознательном, в его структурных элементах - архетипах. Следует привести слова Юнга об архетипическои природе фашизма, произнесенных на так называемых Тевистокских лекциях а Лондоне в 1935 году, «в коллективном бессознательном индивида история подготавливает себя; и когда архетипы активизируются и выходят на поверхность сразу у многих индивидов, мы оказываемся в гуще истории. Архетипический образ, вызванный в жизни злобой дня, завладевает каждым. Это то, что мы наблюдаем сегодня. Я это предвидел: в 1918 году я говорил о том, что потревожен сон «белокурой бестии» и в Германии что - то должно произойти. Никто из психологов тогда вообще не понял что я имею ввиду, того люди вообще не имеют понятия о том, что наша индивидуальная психика является тонкой пленкой, зыбью, покрывающей океан коллективной психики. Последняя является могучим фактором, изменяющим нашу жизнь и облик привычного нам мира. Фактором, делающим историю, она развивается по законам совершенно отличным от тех, которые привычны нашему сознанию. Архетипы являются великими движущими силами, реальные события вызывают именно они, а не индивидуальные суждения или практические соображения. Перед мировой войной все интеллектуалы говорили: «У нас больше не будет войны, мы достаточно благоразумны, чтобы это не допустить, наши финансы и коммерция настолько переплетены, они до такой степени интернационализированы, что вопрос о войне абсолютно не стоит». А затем мы развязали войну невиданных масштабах. И сейчас они заводят бессмысленный разговор о благоразумии, о мирных планах и т.п.; цепляясь за детский оптимизм, они сами себе завязывают глаза: мол посмотрите какова реальность! Совершенно ясно, что судьбу человека решают архетипические образы. От того, какие там мысли у нас в голове, ничего не зависит -свое решает бессознательная психология человека.
Кто бы мог подумать в 1900 году, что спустя 30 лет в Германии будут возможны события вроде тех, что там происходят сегодня. Поверили бы вы в то, что целая нация, состоящая из высокоинтеллектуальных и цивилизованных людей, сможет отдаться магической власти какого -то архетипа? Я же это предвидел; мне это понятно, поскольку я знаю о силе коллективного бессознательного. Со стороны это выглядит неправдоподобно. Даже мои личные друзья зачарованы этим, а когда я нахожусь а Германии, я и сам начинаю верить; я все понимаю, я знаю, что все должно быть именно так. Но против этого невозможно устоять. Это удар не по голове, а ниже пояса. После чего весь ваш мозг ничего не стоит, поражена вся ваша симпатическая система. Это сила, которая зачаровывает людей изнутри, это пробудившееся коллективное бессознательное, это архетип, общий для всех живущих. Но поскольку это архетип, у него есть исторические аспекты, и без знания истории, мы не сможем разобраться в событиях. Это ожившая история Германии, точно также как в фашизме оживает история Италии. Речь идет о реальной истории, т.е. о том, что реально происходит с людьми и что происходило с ними испокон веку, что по своей важности значительно превосходит наши маленькие личные горести и нашу личную веру. Я знаю высокообразованных немцев, которые, как мне кажется, столь же благоразумны как мы в вами. Но над ними прокатилась волна, унесшая их разум, теперь при разговоре с ними вам остается лишь примериться с тем, что они с этим уже ничего не могут поделать. Они во власти рока, и мы не можем судить, что здесь плохо и хорошо. Тут нет места рациональным суждениям - это просто история... Ни фашизм, ни нацизм, безусловно не следует считать идеями. Это архетипы, и, следовательно, мы можем сказать: дайте людям архетип, и толпа пойдет за человеком, и ее уже никто не остановит. Согласны ли вы с тем, что нацистский разул в Германии носит религиозный смысл или не согласны не важно. Но это именно так. Не важно и то, считаете ли вы Дуче религиозной фигурой или нет, ибо это все - таки религиозная фигура. В подтверждение этого вы можете найти даже в сегодняшних газетах, когда в них цитируется следующий стих, посвященный Цезарю: «... сам кустарник поет: он - бессмертный, Меналк!». Фашизм является латинской формой религии, и именно его религиозным характером объясняется тот факт, что он так заразителен» .
Об архетипическои природе фашизма и нацизма говорит сравнение, сделанное Юнгом, психического состояния германской и итальянской нации с одержимостью этих народов их древними языческими богами, или архетипами, сложившимися на протяжении всей истории этих двух наций .
Юнг пытается объяснить феномены фашизма и нацизма не с точки зрения современного «сознательного» индивида, а с точки зрения первобытного человека, находящегося полностью под властью архетипов коллективного бессознательного. Такая «бессознательная попытка объяснения довольна интересна и тоже имеет право на существование . Появление национал-социализма в Германии - это, по Юнгу, пробуждение древнегермано - скандинавского языческого бога Вотана. Вотан (Один) - это верховный бог скандинаво - германской мифологии. Его мифологический образ находит поразительное сходство, и во многом объясняет положение дел в Германии в эпоху Третьего рейха.
Вотан является богом бури и неистовства и высвобождает сильные чувства и страсть к войне. Кроме того, Вотан - верховный маг и колдун близкий всякой оккультной тайне. Если феномен национал - социализма можно считать бесчеловечным, то Юнг при попытке его объяснения отбрасывает человеческую рациональную позицию «если мы забудем на мгновение, что живем в 1936 году от Рождества Христова, и отбросим действующую из самых лучших побуждений человеческую - слишком человеческую позицию, а также вместо себя свалим на Бога - или богов - ответственность за сегодняшние события, то гипотеза о Вотане нам сможет прекрасно все объяснить. Собственно говоря, я рискую сделать еретическое предположение, что бездонная глубина и непостижимый характер Вотана раскрывает национал - социализм глубже, чем все три разумных фактора, сложенных вместе. Понятно, что каждый из этих экономических, политических и психологических факторов объясняет какой -нибудь важный аспект дел, происходящих в Германии, но все же Вотан объясняет лучше».
Общий феномен нацизма и других социальных политических мифов, Юнг резюмировал как Одержимость. Это состояние существа , побуждаемого или почти одержимого. Одержимость обосновывает наличие некоего Одержимого того кто побуждаем чем - либо, а также Одержащего - того или чего либо, что побуждает или «одерживает». «Вотан», - по мысли Юнга, - «это Одержащий людей, и он реально единственное объяснение если только мы не хотим обожествлять Гитлера, т.е. делать именно то, что и сделали с ним сегодня».
Юнг ни в коем случае не сравнивает Гитлера с Вотаном. Вотан - это психическая архетипическая сила, приведшая к инфляционным процессам германского народа. Гитлер, как и вся германская нация тоже «одержим» этой психической силой.
Симптомы пробуждения архетипических энергий Юнг наблюдал еще в 1918 году. Эти симптомы сопровождались расстройством коллективного бессознательного в каждом простом случае у Юнговский немецких пациентов . Выраженное через архетипы психическое состояние его пациентов содержало первобытность, насилие, жестокость.
В 1946 году на воскресной радиопередаче Юнг, осмысливая прошедшие события говорил: «Прилив, возникший в бессознательном после первой мировой войны, отразился в индивидуальных сновидениях как коллективное, т.е. мифологические, символы, выражающие первобытность, насилие, жестокость, короче говоря всю власть тьмы. Когда такие символы появляются у большего числа индивидов и непонятны, они начинают как магнит притягивать индивидов друг к другу, и вот сформировалась толпа, а вскоре в ней найдется лидер среди тех, у кого наименьшая сопротивляемость, наименьшее чувство ответственности и, исходя из дьявольских низменных качеств, - наибольшая воля к власти. Лидер позволит сбросить с себя все, что готово упасть и толпа последует вслед за ним с непреодолимой силой снежной лавины».
Сравнение в Вотаном политической ситуации в Германии ,с точки зрения Юнга, «попадает в яблочко». Вотан - это основополагающая характеристика немецкой души, ее иррациональный психический фактор, действующий на высокое давление цивилизации. Опять же, следует обратить внимание на действие закона энантиодромии. Вотан, как архетипическая сила, в результате отрыва цивилизованного человека от своей инстинктивной природы, что, по формуле Юнга, привело к конфликту сознания и бессознательного.
То, что Юнг называл одержимостью можно охарактеризовать с точки зрения психолога как социальную инфляцию. Инфляция - термин аналитической психологии, обозначающий расширение личности за пределы границ индивидуального в результате идентификации с архетипом или, в патологических случаях с исторической, либо религиозной фигурой. Инфляция случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего, собственно, сознания нет.
Инфляция - характерная черта политический и социальных вероучений или мифов, которые заставляют личность отождествлять себя либо с диктатором, либо с определенной идеей, выражающей эти вероучения. Это психическое состояние во многом характеризует положение человека в условиях диктаторских режимах таких как нацизм или коммунизм. Во - первых, оно несет в себе состояние блаженства, целостности, единство с природой и богами, но во - вторых, по нашим сознательным, человеческим меркам, соотнесенным с пространственно- временной реальностью инфляция отражает состояние безответственности , необузданной похоти, высокомерия.
Таким образом, подводя итог оценки Юнгом политических и социальных мифов XX века, можно сказать: во - первых, любой социальный или политический миф, если его можно таковым назвать, имеет религиозный характер в силу своей архетипической природы, во - вторых, складывающиеся в результате этих мифов или вероучений диктаторские режимы подавляют личность и вводят ее в состояние инфляции. Юнг предлагает выход из такого положения, опять же следуя своей концепции индивидуации. «Не лучше ли, - размышляет Юнг, - признать архетипическую основу современных социо-политических мифов, осознав истинные размеры их власти над умами людей, чем принимать их за чистую монету и надеяться, что они апеллируют к разуму науки. Последнее грозит воцарением религиозности еще более коварный и враждебный для индивида, (что показала нам история, поскольку в этих мифах энергия веры действует менее очевидным образом, нежели в предыдущих, формально религиозных мифах).
Учитель истории Мануйлов А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)
Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...
конспект по обществознанию к разделу Проблемы социально-политической жизни
для подготовки к ЕГЭ...
Тесты по обществознанию. Проблемы социально-политической и духовной жизни. 11 класс.
Проверочная работа по теме "Проблемы социально-политической и духовной жизни" для учащихся 11 класса....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
Задания для контрольной работы могут быть использованы для закрепления изученного материала на уроках по краеведению1. Приведите в соответствие:1) А.В. Колчака) декабрист...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителя и подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социально-политическая история Красноярского края».Пособие содержит поурочны...
Тест по обществознанию "Проблемы социально-политической и социальной жизни" для 11 класса
Данный тест поможет учителям проверить знания учеников...
XVII Всероссийская научная конференция «История мировых цивилизаций: Образование как фактор социально-политического развития» Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка....