Тематическое планирование по истории 5 класса: "Нашествие персидских войск"
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)

Монгуш Чечек Алексеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: «Нашествие персидских войск»

Автор: Монгуш Чечек Алексеевна

Школа: МБОУ СОШ с.Усть-Бурен

Предмет: история

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала).

Класс: 5

Учебник: История Древнего мира: 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая ; под ред. А.А. Искендерова. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015 г.

                                                   

Используемые материалы:

1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

2. http://mthistory.narod.ru/ancient/grk-pers_war.htm

3. https://www.youtube.com/watch?v=INfp9SdQJtc

План урока

Цели урока: - показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы.

Задачи урока:

образовательная – познакомить учащихся с переломными событиями в истории греко-персидских войн;

развивающая –      развивать картографические и хронологические умения, умение работать с текстом учебника, анализировать материал;

воспитательная –  продолжить воспитание чувства  патриотизма на примерах проявления  греками героизма при защите своей Родины.

Оборудование урока: Карта «Греко-персидские войны», ПК, мультимедийный проектор, ватман с датами, оценки, экран. Учебник  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира»  § 35 стр. 165-170, карточки с заданиями, плакаты с названием темы урока, новыми словами, таблица «Греко-персидские войны», кроссворд.

Приложения: Компьютерная авторская презентация «Нашествие персидских войск на Элладу».

Словарная работа: Фемистокл, Фермопильский проход, триера, о. Саламин, Ксеркс.


Ход урока

Этапы

Содержание

Продолжительность

Примечания

1.

Организационный момент.

      -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Монгуш Чечек Алексеевна!  Сегодня на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь. Садитесь. Сейчас на улице зима, а у нас светит яркое солнышко, и поэтому мне бы очень хотелось, чтобы у всех присутствующих на протяжении всего урока было такое же солнечное, светлое и позитивное настроение. Как вы думаете это зависит от вас?(Да, зависит). Чтобы наш урок прошел интересно, запоминающим, какими мы должны быть?(активными, отвечать, итд)

Опрос домашнего задания.

        - Ребята, мы сейчас закрепим ранее полученные знания по теме «Победа греков над персами в Марафонской битве».

Вопросы:

- Когда произошла Марафонская битва? 

- Покажите место высадки войск Дария I в 490 г. до н. э.

- Чем в военном отношении персы превосходили греков?

- Почему, несмотря на это превосходство греки победили?

- Какова роль стратега Мильтиада в этой победе?

Подготовка к повторительно-обобщающему уроку.

  1. Сейчас мы проведем словарную игру «Кто быстрее»? На доске написаны термины, ваша задача отгадать и дописать   правильный ответ.

п..л..с, и..о..ы, ..ем..кр..т..я, а..ео..аг, Г..м..р

  1. А сейчас мы разгадаем кроссворд.

-Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд в выделенном вертикальном столбике, вы прочитаете, второе название Древней Греции.(Эллада)

По горизонтали:

  1. Так называли себя греки.
  2. Одна из поэм Гомера?
  3. В 594 году до н. э. его избрали архонтом?
  4. Область в Средней Азии?
  5. Простой народ в Греции?
  6. Родина Одиссея?

По вертикали:

  1. Второе название Греции?

Переход к изучению новой темы.

   - «Как мы знаем греки одержали победу над персами в Марафонской битве, как вы думаете, персы приняли свое поражение или нет? Может быть они с новыми силами решили напасть на Элладу?» (Да, она решили продолжить нападение на Грецию и ее города!) Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей) Тема урока: «Нашествие персов на Элладу»

А что мы узнаем при изучении «Нашествия персов на Элладу»? СЛАЙД

 

10 мин

Карта

-490 г. до н.э.

- в Марафонской бухте

- численное превосходство, наличие кавалерии и лучников,

- военная организация греков,что персидские воины сражались за чуждые им интересы, а греки защищали свою независимость.

- ---

-небольшое самостоятельное государство в Греции

-как звали рабов в Спарте

-по-другому власть народа

-совет знати в Афинах,

-кто является автором поэм «Иллиада» и «Одиссея»

- эллины

-илиада

-солон

-аттика

-демос

-итака

-Эллада

2.

Открываем тетради, пишем число, тему урока. (На доску вывешиваются плакаты с темой урока и с новыми словами)

План урока:

  1. Подготовка к войне с персами
  2. Бой в Фермопильском ущелье
  3. Саламинское сражение.
  4. Итоги сражений

     Словарная работа:  (А4 распечатать!)

Фемистокл – энергичный и умный афинянин, вождь демоса.

Фермопильский проход – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.

Триера – мелкосидящий греческий военный корабль с тремя рядами вёсел.

Остров Саламин – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.

Ксеркс – властитель Персидского царства, сын Дария.

Леонид – спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско.

Изучение нового материала и его параллельное закрепление.

Постановка проблемного задания к уроку:

- Имя…….., прочитай пожалуйста какой проблемный вопрос нашего сегодняшнего урока?  (Почему Греция, небольшая по размерам страна сумела дать отпор могущественной Персидской державе?)

Ответ на него мы узнаем в конце урока.

Ребята, мы познакомились с некоторыми событиями из жизни древних греков, с Марафонской битвой. Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск.

    Учитель:  Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл. А кто же такой Фемистокл ПОСМОТРИМ НА СЛАЙДЕ!

(рассказ о Фемистокле).

Именно под руководством Фемистокла, греки и начали подготовку к войне в персами. Фемистокл выступил  в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.

Учащиеся: Ребята, откройте пожалуйста учебники на стр. 165 второй абзац и найдите ответ на вопрос: в чем  достоинства триер?

Учитель: Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а сам приказал построить новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег.

Вывод: Таким образом, Фемистокл сыграл большую роль в подготовке к обороне от персов! Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции.

Учитель: обьяснение по карте

Таким образом: Стих

  1. Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя ее области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

По решению Народного Собрания жители Аттики спешно покидали свои дома и перебрались на остров Саламин под защиту флота. Где и произошло Саламинское сражение.

Учитель: Давайте, посмотрим видеофрагмент о Саламинском сражении:

«Внимательно просмотрите видеофрагмент и ответьте пожалуйста «Почему греческий флот одержал победу над персами»? Какие достоинства имеет триер?

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Вывод: Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в тяжелой и длительной борьбе отстояли свою независимость!

20 мин

5 мин

Паруса  на триерах играли вспомогательную роль: преред боем их обычно убирали. Триера благодоря согласованным действиям ста восьмидесяти гребцов развивали скорость до 18 км в час.

3.

Физкульминутка

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

Закрепление материала:

                         Хоть немножечко устали,

                        Силу знаний показали,

                        Ну, ещё один шажок,

                        Закрепим мы наш урок.

1. Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).

А сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили персов?

Заполнение таблицы «Греко-персидские войны» (Приложение №2)

Дата

Сражение

Результаты сражения

490г. до н.э.

Марафонская битва

Победа греков

480г. до н.э.

Бой в Фермопильском ущелье

Победа персов

480г. до н.э.

Саламинское сражение

Победа греков

По результатам таблицы мы увидели, что греки в сражениях всегда побеждали, кроме одного боя на котором потерпели поражение от персов.

Давайте, дадим полный обобщающий ответ на ранее поставленный проблемный вопрос

СЛАЙД

Вывод: Молодцы, дети, по вашим ответам видно, что вы  усвоили материал урока.

Потому что у греков была огромная любовь к соему государству, они готовы были отдать все, чтобы быть свободными.

У греков была сильная армия.

3 мин

4.

 Домашнее задание: § 35 стр. 158-163. Главные  сражения  греков  с  персами.

  1. У вас  имеются карточки с заданиями.

Вписать недостающие слова и даты.

  1. На М____________й  равнине в 490году до н.э. греками командовал стратег М___________д.  Битва завершилась победой _____________________________________.

  1. В Ф_______________м  ущелье в _______году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид.  Битва завершилась победой  ___________________________________.

  1.  В С___________________м  проливе в _________году до н.э. афинским флотом командовал стратег Ф________________. После поражения в битве персидский царь Ксеркс_____________________________________________

         ___________________________________________.

    4.Близ города П_________и  в _________году до н.э. битва    

       завершилась победой ________________________________.

2 мин

5

Итог урока.

                           Понравился ли вам сегодняшний урок, давайте оценим?

Сегодня на уроке  за активное участие, за полные       ответы  я ставлю следующие оценки:

                «5» -

                «4» -

                «3» -

   Урок окончен. До свидания. Спасибо вам за совместный урок, желаем вам быть такими же активными, умными, творческими учащимися!

      

                                                                             

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории нового времени 8 класс.УМК ВедюшкинВ.А.История Нового времени

Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс. По учебнику Ведюшкина В.А. История нового времени 8 класс. Планирование развёрнутое , расчитанное на 34 часа.Включает в себя : наменование ...

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

календарно- тематическое планирование по истории Казахстана и Всемирной истории для 7-9 классов

календарно- тематическое планирование по истории, составленное по учебной программе МОН РК "Астана 2010"...

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ9 класс на 2013-2014 уч.год...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе (к учебникам :А.Я.Юдовская и др. "Всеобщая история" , 2014 г. и А.А.Данилов и др. "История России. XIX в.", 2014 г.)

Модульное планирование позволяет представить материал крупными блоками. Например, история нового времени в данном планировании разделена на 4 модуля, которые в свою очередь делятся на темы. Обобщения ...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...