Методические статьи
тренажёр по истории
Из опыта работы учителя истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 154.86 КБ |
statya_2.docx | 20.47 КБ |
statya_3.doc | 35.5 КБ |
statya_4.doc | 26 КБ |
statya_5.docx | 30.81 КБ |
statya_6.doc | 34.5 КБ |
statya_7.docx | 104.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Усенко С.С.
Шахты, МБОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФГОС
Аннотация: В статье рассматривается проектная деятельность на уроках истории и обществознания как основа результативности ФГОС. Приводится фрагмент урока в 11-ом классе по теме: «Проблемы искаженной интерпретации итогов Великой Отечественной войны», в которой были использованы элементы проектной технологии. Даются методические рекомендации на основе обобщения опыта работы учителя истории и обществознания.
Ключевые слова: ФГОС, проектная деятельность, межпредметных понятия, коммуникативная деятельность, монопроекты, исследовательская учебная деятельность, рефлексия.
Уроки истории и обществознания являются основой школьного гуманитарного образования обучающихся. На сегодняшний день, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже учитель способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить об учениках. В современной геополитической ситуации мы можем наблюдать, как зарубежные средства массовой информации пытается оперировать историческими фактами в своих целях, используя это против России и ставя под сомнения достоверность этих самых фактов или отвергая их вовсе. Известно, что история - наука, наиболее подверженная политизации. Ученики, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию. Поэтому, именно на плечи учителя истории и обществознания ложится ответственность за реальную и достоверную информацию.
Но это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ФГОС истории и обществознания. Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока истории или обществознания в условиях перехода на ФГОС. ФГОС истории и обществознания направлен на обеспечение:
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся; - единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
- духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
- развития государственно-общественного управления в образовании;
- формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
- условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознания:
- Личностные. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- Метапредметные. Освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- Предметные. Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Исходя из собственного опыта хочу признать, что именно проектная деятельность отвечает всем заявленным высшее требованиям. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
На мой взгляд, самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одном случае учитель сам определяет тему с учетом учебной ситуации, интересов и способностей учащихся.
В другом случае – тема проекта, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими детьми, которые, естественно, ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные
Могут темы проектов относиться к практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и требующего привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Достигается естественная интеграция знаний (например, движение скинхедов в Омске, знания нужны из области государства и права, этноса и пр.)
Условиями успешности проектной технологии являются:
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных.
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике, я почувствовала как изменяется позиции учителя в учебном процессе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Практическое применение элементов проектной технологии.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:
- характеризуется высокой коммуникативностью;
- предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
- особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;
- основана на цикличной организации учебного процесса.
Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме. За одну – две недели ребятам объясняется тема и модель анализа проблемы, которая состоит из следующих элементов:
- исторический анализ проблемы;
- выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы;
- разделение изучаемой темы на отдельные вопросы;
- поиск и разработка частных задач одной общей проблемы;
предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.
- предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.
Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования темы и выявления трудностей в ее решении, учащимися в ходе спора намечаются возможные попытки выхода по разрешению проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.
Так, в 11-ом классе был проведен урок по теме: «Проблемы искаженной интерпретации итогов Великой Отечественной войны», в которой были использованы элементы проектной технологии. Ученикам было предложено проанализировать два проблемных задания, касающихся итогов ВОВ:
- доказать тезис «Союзнические силы антифашистской коалиции независимо от СССР одержали победу во Второй Мировой войне»
- доказать тезис «Союзнические силы антифашистской коалиции только благодаря СССР одержали победу Второй Мировой войне».
Были созданы две группы, которые подготовили и защитили проект по каждому тезису. В ходе дискуссии ученики определили роль СССР во Второй Мировой войне. Другой вариант применения проектной технологии – это непосредственно разработка и защита проекта по выбранной теме. Так, в 11-ом и 9-ом классах после изучения главы «ВО война советского народа» было предложено учащимся разработать проекты по следующим темам:
- первый день войны глазами ее участников (солдата, ребенка, матери – жены);
- орден в моем доме;
- выпускники школы №2 – участники ВО войны;
- школа – госпиталь № 2 в годы войны.
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «ВОВ», повысить мотивацию к обучению.
Задачи:
- помочь учащимся осмыслить роль субъективного фактора в истории;
- развивать аналитические навыки и навыки критического мышления;
- помочь в освоении новых форм поиска, обработки и анализа информации, интерпретации результатов;
- содействовать развитию коммуникативных умений и навыков;
- вызвать чувство гордости за свою страну, победившую фашизм;
- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Тип проекта – информационно-исследовательский, монопроект, коллективный, внутришкольный, краткосрочный.
Авторы проекта – рабочие групп.
Возраст участников проекта – 15-17 лет (9 - 11 класс).
Время работы над проектом – 1 месяц.
Итоговый продукт деятельности – стендовый доклад, макет.
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный | Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. | Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый | Оформление проекта, подготовка к защите. | Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта. |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта. |
В моей педагогической практике много подобных примеров от стартапов по теме «Предпринимательская деятельность» 11 класс до «Города Донского края» 8 класс. Конечно, использование этого метода требует учебно-материальной базы, значительных материальных затрат, но имеет ряд положительных моментов. Эта педагогическая технология – гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте.
Из приведенных примеров, можно сделать вывод, что данная технология обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, грубость, высокомерие, авторитарность не совместимы с этой технологией.
Завершая анализ теоретических проблем использования проектной технологии, необходимо отметить и некоторые ее негативные стороны. Так, учителя и методисты отмечают:
• неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы над проектом (нарастание напряжения накануне презентации);
• сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
• увеличение риска неудачного окончания работы учащегося;
• повышение эмоциональной нагрузки и на учащегося, и на учителя;
• невозможность включить значительное число учащихся в работу над проектом.
Используя данную технологию, учитель позволяет обучающимся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Конечно, если все учителя по всем предметам сразу дадут учащимся проекты, то никакого позитивного результата никому достичь не удастся.
Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива внеурочной системе. Однако это не означает возврата к педагогике проектов 30-х годов, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Проектные технологии – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика. Мы, как это ни странно звучит, через данную технологию готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Ведь работодатели заинтересованы в таком работнике, который:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е.применять полученные знания для их решения)
- обладает критическим и творческим мышлением
- владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Предварительный просмотр:
Усенко С. С.,
заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания,
МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ.1914-1921 ГГ.» НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА
Аннотация: Сегодня, определяя свое место в мире, обретая новую национально-государственную идентичность, Россия вынуждена уделять особое внимание вопросам исторического знания. С 1 сентября 2014 года обучение истории должно происходить на основе Историко-культурного стандарта. В связи с этим появилась необходимость сформировать единые подходы к основным историческим событиям, возник вопрос об отражении отечественной истории на уроках истории в школе.
Ключевые слова: процесс формирования исторических знаний в старшей школе, Историко-культурный стандарт, системно-деятельностный подход
При написании данной статьи использован широкий круг источников, включающий опубликованные документы и материалы в сети Интернет.
Основным документами используемые при исследовании особенностей проектирования и методике преподавания темы «Предпосылки революции 1917 г.» являются Историко-культурный стандарт и ФГОС.
Историко-культурный стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Современная школа работает в условиях внедрения в основную общеобразовательную школу Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС ставит следующие педагогические задачи: достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов, формирование компетенций на основе знаний.
Реализация этих задач должна осуществляться на основе содержания дисциплины «История», включая методологические подходы к ее изучению, методов и технологий обучения, средств обучения, среди которых важнейшим является УМК. В связи с этим появилась необходимость сформировать единые подходы к основным историческим событиям, возник вопрос об отражении отечественной истории в школьных учебниках.
Особенностью ИКС является то, что впервые обращается внимание на отбор исторических фактов и событий, на которых необходимо сосредоточить внимание в обучении истории в школе. Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, вносит изменения в периодизацию. Вводится понятие «Великая российская революция», которая охватывает период с 1917 по 1922 гг., а февральские, октябрьские события и гражданская война рассматриваются в качестве ее этапов. ИКС оговаривает направлений трансляции трудных вопросов истории. Одним из таких вопросов является «причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в гражданской войне».
В рамках данной темы предлагаются следующие вопросы для изучения:
- война как революционизирующий фактор;
- незавершенность и противоречия модернизации;
- диктатура пролетариата;
- советы как форма власти;
- гражданская война как общенациональная катастрофа;
- идеология белого движения;
- политика «военного коммунизма»;
- вопрос о земле;
- национальный фактор в гражданской войне.
В Историко-культурном стандарте предлагается концепция исторического образования в следующем варианте:
1. Культурно-антропологический подход. Особое место уделено личности в истории, через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы.
2. Освещение проблем духовной и культурной жизни России.
3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.
4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям - важнейшая задача преподавания истории в школе.
5. Учебник как навигатор.
Исходя из моего личного опыта преподавания в старшей школе для реализации требований ФГОС и ИКС наиболее оптимальной технологией получения высокого результата является блочно-модульная подача материала. В данной статье представлена практика реализации модуля «Россия в годы «Великих потрясений». 1914-1921 гг.» в старшей школе (10-11 класс) в рамках системно-деятельностного подхода.
В системно-деятельностном подходе деятельность сама рассматривается как своего рода система: дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично запоминают. Знания усваиваются как способы действий. Обучение рассматривается не только и не столько как простое накопление разнообразных знаний, а как целенаправленное формирование у учащихся стройной и четкой системы понятий, закономерностей, обобщенных структур, свойственных изучаемой науке деятельности, преобразуют его, частично – запоминают способах действий.
Этапы работы с модулем «Россия в годы «Великих потрясений». 1914-1921 гг.»:
1. Новый материал: обзорная лекция, составление опорных конспектов:
1.1. Россия в Первой мировой войне
1.2. Великая российская революция 1917 г.
1.3. Первые революционные преобразования большевиков
1.4. Созыв и разгон Учредительного собрания.
2. Практическая работа по теме «Гражданская война и ее последствия»
3. Семинар по теме «Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма».
4. Работа с терминами и датами
5. Работа с документами и картой
6. Тестирование.
Педагог создает особые условия, обеспечивающие деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач.
Действуя в системе можно реализовать все виду деятельности через следующие технологии:
1.Проектная технология.
2. Технология развития критического мышления.
3. Технология проблемного обучения.
4. Интерактивная технология обучения.
5. Кейс-технология.
6. Игровые технологии.
7. Информационные технологии.
Конечно, раскрытие темы уроков происходит через модель проблемно – диалогического урока.
Структура урока:
1. Создание проблемной ситуации.
Фразы-вопросы (задания), которые создают у учеников ситуацию противоречия. Примером может служить проблемный вопрос урока: Революция 1917 года: случайность или закономерность?
В соответствии с первым пунктом намеченного плана урока, дается задание (например, одно из послепараграфных) по извлечению новых знаний из параграфа (документа, видеоролика и т. д.) данной темы (теперь им необходимо найти решение или часть решения проблем.
2. Формулирование проблемы.
Причины революции 1917 года Причины обострения ситуации в стране к осени 1917 года.
3. Версии
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
4. Актуализация знаний, планирование деятельности.
Что мы уже знаем по этой проблеме? (Вариант: письменное задание для всех (2-З мин.), а потом коллективный анализ результатов выполнения.)
Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Разбить текст на смысловые части.
Составление тезисного плана.
5. Открытие нового знания (по пунктам плана).
Задания по остальным пунктам плана (принципиально важно).
Открытие нового знания
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Основные формы и методы работы с текстом:
- составление вопросов к тексту и ответы на них;
- комментированное чтение текста;
- аналитическое чтение текста.
Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
Составление логической схемы.
Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
Реферирование текста.
6. Применение нового знания - вывод по проблеме, оценивание.
Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? - Используя свои новые знания ... (дается задание на продуктивное применение - рассказ, эссе, и т.п.) Обобщают, делают вывод по проблеме
Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.
7. Домашнее задание.
Как показывает практика, системно-деятельностный подход помогает раскрыть человеческое измерение истории, прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого.
В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать и развивать. Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов обучающихся, через историю их рода и семьи. Следует показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Это способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. История должна предстать как увлекательный рассказ о прошлом, о людях и их характерах, о повседневной жизни.
Список литературы.
1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. М., 2000 № 1 стр.19-25.
2. Вяземский Е.Е. О разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014, №1, с.53-58.
3. Историко-культурный стандарт. Сайт Минобрнауки РФ. [Электронный ресурс].
4. Методика обучения истории: учебник для вузов / под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазукова.- М.: Изд-во Академия, 2014.- 432с
Предварительный просмотр:
Усенко С.С.
Шахты, МБОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»
статья «Проблемы преподавания трудных вопросов истории Великой Отечественной Войны»
Изучение Великой Отечественной войны должно обладать повышенной взвешенностью и отличаться многообразными подходами. Особое внимание следует уделять работе с документами. Их должно быть больше, чем в ныне действующих учебниках. Главный акцент должен делаться на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых, писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших. А главное нужно сделать так, чтобы документ стал равным компонентом наряду с авторским текстом. Рассматривать события ВОВ следует с учетом всей стратегической обстановки мировой войны в целом. Учебники по этому периоду пока не совсем отвечают современным концептуальным посылкам. Возникают определенные трудности с системой изложения материала, отсутствием документов и противоречивостью суждений. Публикации современных зарубежных и отечественных авторов по военной тематике не всегда отличаются правдивостью и логичностью. Задача учителя - научить ребят разбираться в источниках информации, учитывая субъективность мнений.
Основная трудность в преподавании материала военной истории заключается в превалировании идейных и эмоциональных пристрастий. Необходимая определенность в постановке и решении учебных проблем часто входит в противоречие с незавершенностью многих реальных процессов военного периода. Данную эпоху следует рассматривать через призму чисто человеческих, личностных оценок.
Результатами изучения школьного курса истории второй мировой войны могут быть знания фактов, умение ориентироваться в хронологии, представления о наиболее устойчивых тенденциях мирового развития и, конечно же, интерес к предмету, вызывающий желание самостоятельно разобраться в сложных проблемах ХХ века.
В нашей школе постоянно ведется работа по изучению победных дат великого подвига нашего народа: легендарных битв под Москвой, Сталинградом, Курской дуге, снятию блокады Ленинграда. Эти великие даты, посвященные им исследовательские и краеведческие работы, позволяют детям проникнуться в мир былых сражений, трудностей и героизма старшего поколения, своих дедов и прадедов, глубже узнать историю своей страны, с чувством уважения и благодарности относиться к старшему поколению, своим родным.
Реформирование российского общества выразилось в изменении системы ценностей, их содержания и форм проявления. Поэтому наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.
Содержание нравственного воспитания определяется концепцией. В национальной доктрине образования РФ в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание граждан России, обладающих высокой нравственностью».
У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы.
Главным источником знаний для учащихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь учащимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение.
Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Обсуждая вопрос об уроках войны, о значении памяти о великой Победе для современной жизни россиян, необходимо обращаться к тем, кто посвятил свою жизнь служению в советской и российской армии. В каждой школе есть выпускники, которые поступили в высшие военные учебные заведения или воевали в локальных конфликтах. В нашей школе была проведена операция «Воины-интернационалисты – выпускники нашей школы», был собран огромный материал, положенный в основу музейной экспозиции. Этих ребят мы приглашаем на традиционные Уроки Мужества наряду с ветеранами войны и труда.
Интерес к истории Великой Отечественной войны сегодня значительно вырос. Причины этого понятны. Все же хотелось бы выделить одно обстоятельство.
В современных условиях, на фоне кризисных явлений, в общественном сознании россиян идет поиск того, что условно можно назвать «якорями гордости», т.е. таких событий, явлений, имен нашей истории, которые воспринимаются как доказательства состоятельности России и уверенности в ее успехе в будущем.
Переживаемые трудности заставляют людей искать аналогии в истории своей страны, демонстрирующие способность выходить из тяжелейших ситуаций. История Великой Отечественной войны по сложности решаемых проблем выделяется среди всех других событий.
Великая Отечественная война — единственное крупнейшее событие истории России XX в., воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза.Именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян.
Современные старшеклассники не вовлечены в восприятие войны через повседневность, как это было с послевоенными поколениями, жившими в обществе, в котором на бытовом уровне все события делились на: «до войны», «во время войны», «после войны».
Современные старшеклассники всю свою сознательную жизнь многое воспринимали через такой период работы СМИ, когда те, в своем большинстве, не были ориентированы на раскрытие героизма Великой Отечественной войны, а или активно показывали негативные стороны борьбы с агрессорами, или обращались к тематике Великой Отечественной только по соответствующим праздникам.
Современные школьники получают информацию из более широкого круга источников, чем послевоенные поколения учащихся. И сегодня в изучении истории именно общеобразовательные учреждения имеют возможность раскрывать вопросы прошлого: во-первых, в системе; во-вторых, под руководством профессионала; в-третьих, при опоре на социокультурные возможности среды жизни учащихся.
Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети, интернет за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в интернете, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие, в том числе и я, ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. И сегодняшняя конференция, конечно же, позволит сделать нам определенные шаги в этом направлении.
Предварительный просмотр:
«Социализация и воспитание обучающихся на историко-культурных и нравственных традициях Донского края. Из опыта работы МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина».
Усенко С.С.
Шахты, МБОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию презентацию своей внеурочной деятельности по теме «Социализация и воспитание обучающихся на историко-культурных и нравственных традициях Донского края».
Любовь к близким людям, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотические чувства юных граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или поселка, где проживает ребенок.
Социальный опрос обучающихся гимназии по вопросам истории Донского края, казачьим традициям, православию показывает положительное отношение, желание не только изучать, но и участвовать в поиске новых открытий в культурно-историческом наследии родного края.
В связи с этим в своей внеурочной деятельности основной целью ставлю: создание условий для формирования у обучающихся чувства гордости за свою малую Родину, а именно: гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Основные направления моей работы:
Проведение цикла познавательных занятий для обучающихся 5-х классов на кружке «Краеведение» в форме беседы, рассказов, интеллектуальных игр, виртуальных путешествий, просмотров и обсуждений видеосюжетов, на различные темы, где изучается Донской край в древности.
Проведение внеклассных мероприятий для обучающихся моего 6 класса на гражданско-патриотические темы «ВОВ в истории города Шахты »; «Мои знаменитые земляки»; «История города в названиях улиц»; «Традиции и обычаи донского казачества» и т.д. Активное участие класса в гимназическом Месячнике гражданско-патриотического и военно-спортивного воспитания-конкурсе чтецов «Я родом из донского края», посвященном творческому наследию донских писателей, фестивале-конкурсе казачьей песни «Распахнись, душа казачья!», посвященному я юбилею Ростовской области.
Проведение экскурсий по городу Шахты с обучающимися 5-х классов в рамках кружковой работы и 6 -7 классов по памятным местам поселка и района под названием «Моя малая родина».
Расширение и укрепление связей и отношений с культурно-просветительскими учреждениями: сотрудничество с Библиотекой имени А.С.Пушкина, городским краеведческим музеем и районным архивом. Сотрудничество с данными учреждениями предоставляет возможность обучающимся использовать краеведческий материал в исследовательской работе.
Организация проектно-исследовательской деятельности среди обучающихся 8-х классов. Под моим руководством были разработаны исторические исследовательские работы по теме «Человек и малая Родина», «История семьи», «Фронтовые письма земляков». Обучающиеся приняли участие в XVIII Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия-XX век» и стали призерами на 9 гимназической конференции «Наука. Творчество. Поиск».
Активное участие детей в выставках, конкурсах, олимпиадах, проявление интереса к русским традициям, к истории и культуре России, своего родного края-это также является результатом патриотического воспитания и способствует формированию активной гражданской позиции гимназиста.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность на уроках истории»
Усенко Светлана Сергеевна,
заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания
МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»
В настоящее время методу проектов уделяют большое внимание в связи с переходом к новым образовательным парадигмам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм действий:
Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
1-й этап. Проблема, выбор темы, которая должна содержать проблему; формулировка гипотезы, определение цели и задач.
2-й этап. Проектирование. Определено количество участников, в какой форме будет проект. Запуская проект необходимо составить календарь работы над проектом: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы, ответственные за каждый этап.
Каждый член группы должен знать, что он предоставит к концу того или иного этапа работы
3-й этап. Поиск (исследовательская деятельность). Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта. Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.
4-й этап. Продукт. Оформление материалов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм, презентаций. Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту. Материально-техническое обеспечение проекта: аудио, видео, стенд.
5-й этап. Презентация. Ребята защищали свои проекты.
Проекты бывают:
Исследовательские. Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования;
Прикладные. Они направлены на получение конкретного результата деятельности;
Информационные. Они направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте;
Ролевые. Они направлены на реконструкцию и моделирование определенных ситуаций.
Что предполагает более глубокое погружение в определенную тему.
Таким образом, каждый проект имеет внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний – опыт деятельности - достояние учащегося, соединившего в себе знания и умения.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеурочное время.
Смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Метод проектов на уроках истории и обществознания
В своей работе применяла различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
Учащимся предлагается после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующее задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички ( можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья( можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки( в качестве заменителя моно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д.На уроке учащимся предлагается самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр.
Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.
После изучения темы “Счет лет в истории” ученики самостоятельно составляют сложные задачи на хронологию, включая их в определенный исторический контекст, иллюстрируя их с помощью собственных рисунков.
В 6 классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого комплекса умений. В качестве примера можно привести следующий мини-проект. После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают творческое задание на дом: придумать и написать свою “Историю рыцаря”, придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под древний манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями, можно добавить комментарий ученого историка, приложить какие-то реликвии или вещи, письма рыцаря, его дневник, портрет и т.д.
В 7-8 классах возможно использование такой формы работы как сравнительный анализ различных источников по одной теме. Такими источниками могут выступать как документальные источники, так и нарративные. В качестве примера можно привести следующий проект: “Рабовладение в США в 19 в. и крепостная система в Российской империи: сравнение на основе произведений художественной литературы (роман Г.Бичер-Стоун “Хижина дяди Тома” и “Записок охотника” И.В.Тургенева”).
Сравнительный анализ участники проекта осуществляют по предлагаемому плану, который может творчески ими редактироваться и изменяться. План в себя включает: изучение биографии авторов, обстоятельства появления на свет их произведений, широкий исторический фон, на котором происходит действие книги, далее сравнение цивилизационных особенностей проявления института рабства в США и России, отличия в критике рабства и в отношении к нему в обществе. Данные проблемы иллюстрируются историко-литературным анализом текста произведений, развернутыми цитатами, собственными рассуждениями, иллюстрациями, возможно, собственным литературным творчеством.
Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Исторический кроссворд можно модернизировать самыми разными способами, например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации. В 5 -6 кл. хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки. В 7 -8 Кл. возможно применение так называемых обратных кроссвордов, в которых ответы уже присутствуют, а необходимо составить к ним вопросы. Эти кроссворды можно использовать для проверки больших блоков пройденного материала.
Использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома
На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.
В 10-11 классах проекты стали более сложными, с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например , видеофильм «Древний Китай,» «Древнее Междуречье» ( информационные проекты), видеофильм «Древний Египет» , «Наука в 19 веке» , как ролево-игровые проекты «Дети войны»,
Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуализация содержания, главной мысли образовательного материала заложена в образовательных возможностях ИКТ. Их использование позволяет сделать учебный процесс более эффективным и значимым для школьников. Однако слайды, созданные в PowerPoint, постепенно теряют свою актуальность.
В данной статье я хочу поделиться опытом работы с лучшими сервисами для быстрого создания ярких WOW-презентаций и возможностью их использования на уроках истории и обществознания. Использование данных сервисов способствует повышению учебной мотивации учащихся, развитию их ИКТ – компетенций, более глубокому осмыслению программного материала.
Одним из актуальных облачных сервисов для создания интерактивных презентаций в режиме онлайн является Prezi. Визуализации контента способствует огромное количество разнообразных решений через использование медиафайлов, векторной и другой графики, а также множество заготовок, стилей и шаблонов. Особенность сервиса — послайдовые переходы и система масштабирования (приближение, поворот и отдаление отдельных объектов).
Среди достоинств Prezi можно выделить возможность совместной работы над проектом несколькими пользователями (что очень удобно использовать в мобильном компьютерном классе), размещение готовой презентации в блоге или на сайте, сохранение презентации для автономного показа.
Трудностью в использовании данного ресурса является то, ресурс является англоязычным. Однако разработчиками предлагается бесплатный тестовый период на месяц.
В целом процесс создания презентаций в Prezi достаточно понятен, не требует больших временных затрат. Меня, при первом знакомстве с презентацией, созданной в сервисе Prezi, поразила легкость, с которой можно во время демонстрации сделать акцент на том или ином тексте, слове, изображении. Интересно приближение текста или схемы, части схемы, а затем снова продолжить презентацию или увидеть её целиком. Можно быстро вернуться на любую часть размещенного в презентации материала. Меняется сама подача предъявления материала.
Еще привлекает то, что материал на одном листе, не нужно думать о том, как разместить информацию. В то время как иногда трудно скомпоновать материал в пределах слайда, работая в Power Point. Инструмент последовательности показа материала в презентации позволяет настроить показ так, как тебе необходимо. Можно изменить последовательность, что-то убрать или добавить, не удаляя сам материал, а просто исключая его из показа.
Чаще всего данный вид презентации я использую на повторительно-обобщающих уроках истории в 9-11 классах в проектной деятельности. Обучающиеся в группах получив домашнее задание, подбирают материал для работы на уроке по раннее изученному разделу, во время урока из общей информации отбирают самое основное и создают один или два слайда отражающее суть домашнего задания, затем по сети передают «монтировщикам», которые через несколько минут предлагают классу готовый продукт. Первичная защита общего продукта происходит по слайдово, с обсуждением и дискуссией. Вторичной защитой является представление работ на школьной научно-исследовательской конференции или на уроках.
Альтернативой презентации в PowerPoint, на мой взгляд, является презентация, созданная в облачном сервисе Google Docs. Преимуществом данного сервиса является возможность обмена промежуточными результатами с коллегами и обучающимися, дальнейшее построение проекта в режиме онлайн, сохранения презентации в файл-менеджере. Использование данного сервиса позволяет оформлять презентации с помощью разнообразных шаблонов дизайна и шрифтов, анимационных эффектов и других выразительных инструментов, скачивать презентации в двух форматах – pdf и pptx, который подходит для Power Point.
Знакомство с данным сервером у меня началось с международного проекта «Великие русские иностранцы: Дороги истории», в котором мои ученики приняли участие. Проект заключался в рассмотрении сплетений судеб многих народов и наций на протяжении столетий, приведших к появлению таких предметов как самовар, шапка-ушанка, пельмени и др.; и рождению на российской земле таких гениальных личностей как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.
Целями проекта являются популяризация истории России, ее национальных и культурных ценностей и формирование благоприятного для России общественного мнения за рубежом.
Проект адресован ученикам и педагогам, всем любителям русского языка, литературы, культуры. При этом упор при рассмотрении объектов в рамках проекта делается на то, что каждая из стадий усовершенствования данного объекта проходит через его национализацию в принимающей культуре. И конечная стадия проходит в России (XVII-XX века), - откуда продукт без изменений, в совокупности с наименованием, переносится на инонациональные почвы.
Первоначально, нам как участникам проекта была дана ссылка на онлайн-платформу с помощью, которой мы смогли составить конкурсный продукт в виде интерактивного плаката. Результат так понравился обучающимся, что я стала использовать его на уроках. Плюсом данного интерактива является:
- Создание медиа-плакатов решает главную задачу – учит обучающихся учиться (заниматься познавательной деятельностью, анализировать и синтезировать полученную информацию)
- Полностью реализует коммуникативные навыки обучающегося и умения применять полученные знания на практике.
- Плакат является ярким информационным средством межпредметного обучения.
На мой взгляд, при создании продукта есть один весомый минус, - это время, но информационная составляющая его нейтрализует.
Максимально упрощенным ресурсом для быстрого создания ярких презентаций является Haiku Deck. Достоинством сервиса является его простота и набор необходимых функций (выбор тем оформления, фоновые изображения, качественные шаблоны, различные типы заголовков, вставку текста, графиков и диаграмм и т.д.).
Ограниченной возможностью сервиса является минимализм стиля, который не позволяет вставить сложный график, музыку или видео. Однако оформление презентации для онлайн-показа в формате «картинка + текст» для решения определённых образовательных задач на уроке представляется достаточным.
Данный вид сервера я использую при подготовке к урокам для создания разноуровневых заданий, в том числе кроссвордов и сканвордов, а так же для создания игр. Например, в 5-6 классах после изучения раздела я применяю игру «Колесо истории», которая состоит из нескольких уровней и содержит дифференцированные задания, выполненные с помощью Haiku Deck.
В заключение хотелось бы сказать, что ресурсы образовательных возможностей ИКТ безграничны. Они предоставляют учителю возможность модификации различных средств, создание продуктов и их дальнейшего использования. Позволяют учителю по максимуму раскрыть способности обучающихся и смотивировать их на дальнейшую образовательную деятельность.
Предварительный просмотр:
Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»
Усенко Светлана Сергеевна,
заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания
МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»
В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуализация содержания, главной мысли образовательного материала заложена в образовательных возможностях ИКТ. Их использование позволяет сделать учебный процесс более эффективным и значимым для школьников. Однако слайды, созданные в PowerPoint, постепенно теряют свою актуальность.
В данной статье я хочу поделиться опытом работы с лучшими сервисами для быстрого создания ярких WOW-презентаций и возможностью их использования на уроках истории и обществознания. Использование данных сервисов способствует повышению учебной мотивации учащихся, развитию их ИКТ – компетенций, более глубокому осмыслению программного материала.
Одним из актуальных облачных сервисов для создания интерактивных презентаций в режиме онлайн является Prezi. Визуализации контента способствует огромное количество разнообразных решений через использование медиафайлов, векторной и другой графики, а также множество заготовок, стилей и шаблонов.Особенность сервиса — послайдовые переходы и система масштабирования (приближение, поворот и отдаление отдельных объектов).
Среди достоинств Prezi можно выделить возможность совместной работы над проектом несколькими пользователями (что очень удобно использовать в мобильном компьютерном классе), размещение готовой презентации в блоге или на сайте, сохранение презентации для автономного показа.
Трудностью в использовании данного ресурса является то, ресурс является англоязычным. Однако разработчиками предлагается бесплатный тестовый период на месяц.
В целом процесс создания презентаций в Prezi достаточно понятен, не требует больших временных затрат.Меня, при первом знакомстве с презентацией, созданной в сервисе Prezi, поразила легкость, с которой можно во время демонстрации сделать акцент на том или ином тексте, слове, изображении. Интересноприближение текста или схемы, части схемы, а затем снова продолжить презентацию или увидеть её целиком. Можно быстро вернуться на любую часть размещенного в презентации материала. Меняется самаподача предъявления материала.
Еще привлекает то, что материал на одном листе, не нужно думать о том, как разместить информацию. В то время как иногда трудно скомпоновать материал в пределах слайда, работая в PowerPoint. Инструмент последовательности показа материала в презентации позволяет настроить показ так, как тебе необходимо. Можно изменить последовательность, что-то убрать или добавить, не удаляя сам материал, а просто исключая его из показа.
Чаще всего данный вид презентации я использую на повторительно-обобщающих уроках истории в 9-11 классах в проектной деятельности. Обучающиеся в группах получив домашнее задание, подбирают материал для работы на уроке по раннее изученному разделу, во время урока из общей информации отбирают самое основное и создают один или два слайда отражающее суть домашнего задания, затем по сети передают «монтировщикам», которые через несколько минут предлагают классу готовый продукт. Первичная защита общего продукта происходит по слайдово, с обсуждением и дискуссией. Вторичной защитой является представление работ на школьной научно-исследовательской конференции или на уроках.
Альтернативой презентации в Power Point, на мой взгляд, является презентация, созданная в облачном сервисе Google Docs. Преимуществом данного сервиса является возможность обмена промежуточными результатами с коллегами и обучающимися, дальнейшее построение проекта в режиме онлайн, сохранения презентации в файл-менеджере. Использование данного сервиса позволяет оформлять презентации с помощью разнообразных шаблонов дизайна и шрифтов, анимационных эффектов и других выразительных инструментов, скачивать презентации в двух форматах – pdf и pptx, который подходит для Power Point.
Знакомство с данным сервером у меня началось с международного проекта «Великие русские иностранцы: Дороги истории», в котором мои ученики приняли участие. Проект заключался в рассмотрении сплетений судеб многих народов и наций на протяжении столетий, приведших к появлению таких предметов как самовар, шапка-ушанка, пельмени и др.; и рождению на российской земле таких гениальных личностей как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.
Целями проекта являются популяризация истории России, ее национальных и культурных ценностей и формирование благоприятного для России общественного мнения за рубежом.
Проект адресован ученикам и педагогам, всем любителям русского языка, литературы, культуры. При этом упор при рассмотрении объектов в рамках проекта делается на то, что каждая из стадий усовершенствования данного объекта проходит через его национализацию в принимающей культуре. И конечная стадия проходит в России (XVII-XX века), - откуда продукт без изменений, в совокупности с наименованием, переносится на инонациональные почвы.
Первоначально, нам как участникам проекта была дана ссылка на онлайн-платформу с помощью, которой мы смогли составить конкурсный продукт в виде интерактивного плаката. Результат так понравился обучающимся, что я стала использовать его на уроках. Плюсом данного интерактива является:
1. Создание медиа-плакатов решает главную задачу – учит обучающихся учиться (заниматься познавательной деятельностью, анализировать и синтезировать полученную информацию)
2. Полностью реализует коммуникативные навыки обучающегося и умения применять полученные знания на практике.
3. Плакат является ярким информационным средством межпредметного обучения.
На мой взгляд, при создании продукта есть один весомый минус, - это время, но информационная составляющая его нейтрализует.
Максимально упрощенным ресурсом для быстрого создания ярких презентацийявляется HaikuDeck. Достоинством сервиса является его простота и набор необходимых функций (выбор тем оформления, фоновые изображения, качественные шаблоны, различные типы заголовков, вставку текста, графиков и диаграмм и т.д.).
Ограниченной возможностью сервиса является минимализм стиля, который не позволяет вставить сложный график, музыку или видео. Однако оформление презентации для онлайн-показа в формате «картинка + текст» для решения определённых образовательных задач на уроке представляется достаточным.
Данный вид сервера я использую при подготовке к урокам для создания разноуровневых заданий, в том числе кроссвордов и сканвордов, а так же для создания игр. Например, в 5-6 классах после изучения раздела я применяю игру «Колесо истории», которая состоит из нескольких уровней и содержит дифференцированные задания, выполненные с помощью Haiku Deck.
В заключение хотелось бы сказать, что ресурсы образовательных возможностей ИКТ безграничны. Они предоставляют учителю возможность модификации различных средств, создание продуктов и их дальнейшего использования. Позволяют учителю по максимуму раскрыть способности обучающихся и смотивировать их на дальнейшую образовательную деятельность.
Предварительный просмотр:
Статья «Создание медиаплакатов технологии Flash используя язык программирования Action Script в текстовом редакторе Microsoft Word, и варианты их применения»
Усенко Светлана Сергеевна,
заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания
МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»
В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуализация содержания, главной мысли образовательного материала заложена в образовательных возможностях ИКТ. Их использование позволяет сделать учебный процесс более эффективным и значимым для школьников. Однако слайды, созданные в PowerPoint, постепенно теряют свою актуальность.
В данном вебинаре мне хотелось бы поделиться опытом работы с лучшими сервисами для быстрого создания ярких медиаплакатов и возможностью их использования в метапредметной среде. Использование данных сервисов способствует повышению учебной мотивации учащихся, развитию их ИКТ – компетенций, более глубокому осмыслению программного материала.
Что такое интерактивный плакат?
Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т.п. Важно то, что плакат по своей сути – это средство предоставления информации, то есть основная его функция – демонстрация материала.
Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Таким образом, интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Что из этого следует? Как минимум то, что интерактивный плакат не может представлять собой статичную иллюстрацию, либо набор мультимедиа компонентов – он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.
Для чего он нужен?
В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:
- за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний;
- за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.
Какие виды интерактивных плакатов бывают?
Интерактивные плакаты можно классифицировать по форме и по содержанию.
В зависимости от объема материала выбирают одно- или много-уровневую схему построения интерактивного плаката. Одноуровневый плакат, как правило, представляет собой рабочую область и набор различных интерактивных элементов (ИЭ). Содержание рабочей области изменяется в зависимости от состояния интерактивных элементов (нажатий кнопок, содержания полей ввода текста и т.д.).
Несколько больший интерес представляют многоуровневые плакаты. Как правило, многоуровневые плакаты строятся по следующей схеме (ссылка на источник):
В данном случае плакат первого уровня представляет собой меню, с помощью которого мы получаем доступ к соответствующим компонентам. Каждый из компонентов в свою очередь может представлять собой как мультимедийный или интерактивный плакат (одно- или много-уровневый), так и отдельный документ, интернет-страницу и т.д. Безусловным преимуществом использования многоуровневого плаката является гораздо больший объем материала, который может содержать в себе интерактивный плакат.
В рабочей области интерактивных плакатов могут размещаться любые мультимедиа объекты: статичные иллюстрации, анимации, текст. Кроме того, в отличие от мультимедийных плакатов, в ней могут быть размещены как статичные 3D модели, так и 3D анимации. Что делает интерактивные плакаты чрезвычайно привлекательными при обучении устройству, правилам эксплуатации и ремонта различного оборудования. Еще одним объектом, который может быть использован в интерактивных плакатах и способен значительно расширить их функционал, является Flash-приложение. Широкие возможности, которые предоставляет разработчикам технология Flash и язык программирования Action Script, я думаю, на сегодняшний день уже знакомы абсолютному большинству пользователей, интересующихся информационными технологиями. Можно смело говорить о том, что возможности Flash-приложений позволяют разработчику реализовать большинство его замыслов и могут придать интерактивным плакатам богатые функциональные возможности.
Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Они не только могут содержать гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты, но и способны предоставлять его в гораздо более наглядной и эффективной форме. За счет использования интерактивных элементов может быть решена одна из важнейших задач, стоящих перед учебными пособиями – привлечение внимания обучаемого и его вовлечение в активную познавательную деятельность.
Данный вид плакатов разнообразен и применим нами в электронных пособиях и УМК. Но современное образование ставит перед нами задачи сформированности компетенций у обучающихся. Конечно проще уже использовать готовый продукт. А можно ли самим создать плакат и при этом сформировать многие компетенции учащихся? Ведь данные навыки и умения в дальнейшем пригодятся в жизни. И на помощь приходит медиа.
Знакомство с платформами медиаплакатов у меня началось с международного проекта «Великие русские иностранцы: Дороги истории», в котором мои ученики приняли участие. Проект заключался в рассмотрении сплетений судеб многих народов и наций на протяжении столетий, приведших к появлению таких предметов как самовар, шапка-ушанка, пельмени и др.; и рождению на российской земле таких гениальных личностей как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.
Целями проекта являются популяризация истории России, ее национальных и культурных ценностей и формирование благоприятного для России общественного мнения за рубежом.
Проект адресован ученикам и педагогам, всем любителям русского языка, литературы, культуры. При этом упор при рассмотрении объектов в рамках проекта делается на то, что каждая из стадий усовершенствования данного объекта проходит через его национализацию в принимающей культуре. И конечная стадия проходит в России (XVII-XX века), - откуда продукт без изменений, в совокупности с наименованием, переносится на инонациональные почвы.
Первоначально, нам как участникам проекта была дана ссылка на онлайн-платформу с помощью, которой мы смогли составить конкурсный продукт в виде интерактивного плаката. Самым большим плюсом платформы было то, что она была создана на основе сервисов документа Microsoft Word.
Результат так понравился обучающимся, что я стала использовать его на уроках. Плюсом данного интерактива является:
- Создание медиа-плакатов решает главную задачу – учит обучающихся учиться (заниматься познавательной деятельностью, анализировать и синтезировать полученную информацию)
- Полностью реализует коммуникативные навыки обучающегося и умения применять полученные знания на практике.
- Плакат является ярким информационным средством межпредметного обучения.
На мой взгляд, при создании продукта есть один весомый минус, - это время, но информационная составляющая его нейтрализует.
А самое главное медиаплакаты помогают осваивать метапредметные результаты (ФГОС):
- Умений планировать неречевое и речевое поведение.
- Коммуникативной компетенции.
- Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
- Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
- Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
- Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
- Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.
Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.
В заключение хотелось бы сказать, что ресурсы образовательных возможностей ИКТ безграничны. Они предоставляют учителю возможность модификации различных средств, создание продуктов и их дальнейшего использования. Позволяют учителю по максимуму раскрыть способности обучающихся и смотивировать их на дальнейшую образовательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии ...
методическая статья о духовно - нравственном воспитании учащихся
Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности....
методическая статя" Контроль. учет и оценка знаний учащихся по математике
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя трад...
Методическая статья "Литературная рефлексия"
Статья об организации рефлексии на уроках литературы...
Методическая статья. Опыт работы одного инновационного учреждения.
ОПЫТ РАБОТЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ГОРОДА САРАТОВА ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИ...
Методическая статья. Опыт работы учителя.
Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...
Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"
Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...