Урок "Культура России в 17 в."
план-конспект урока по истории (7 класс)

Благодарёва Марина Валерьевна

Изучение вопросов культуры вызывает наибольшую сложность как у обучающихся, так и педагогов. В ходе данного урока семиклассники учатся извлекать информацию из различных источников, анализировать и структурировать ее,  планировать свою деятельность, представлять и оценивать результаты своей работы, вступать в диалог, работать в группе, творчески переосмысливать учебную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii_rossii_v_7_klasse.docx19.29 КБ
Файл prilozhenie_1.docx25.16 КБ
Файл test.docx956.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России в 7 классе

(2 часа)

«Искусство 17 века, или 2 дня в Москве»

Цель - Подвести обучающихся к пониманию, что в искусстве 17 века  сочетались европейское влияние и русские традиции; создать условия для развития коммуникативных навыков обучающихся.

Ключевые понятия, персоналии – «узорочьё», московское (нарышкинское) барокко, изразцы,  парсуна. Симон Ушаков.

Тип и вид урока – урок изучения нового материала, урок-путешествие.

Этап урока, время

Содержание

Оргмомент, 3 мин

Подготовка к уроку, сдача рапорта, приветствие учителя

Стадия «Вызов», 7 мин

Перенесемся в 1675 год на одну из дорог, ведущих в Москву. Купец Шумило, оставив дома семью, держал с товарами путь с Макарьевской ярмарки в столицу. На следующий день из-за поворота на горизонте показалась Москва. Огромная столица – жителей в ней около 200 тысяч. Даже иностранных купцов она пленяла. Вот как о ней писал один зарубежный гость: «город виден за 15 вёрст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом».

Посмотрите на тему урока и предположите, чем займется купец Шумило в Москве.

А чем займемся мы с вами? (Вместе с купцом пройти по Москве, познакомиться с памятниками искусства, узнать, что нового появилось в традициях русского искусства). Но, прежде чем начать наше путешествие, давайте вспомним какую историческую эпоху мы изучаем, какие события произошли, т.к. искусство – это отражение действительности через художественные образы. (формирование всероссийского рынка, установление торговых связей с Европой, восстания и самое крупное из них – Степана Разина, правление Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, реформа патриарха Никона)

Стадия «Осмысление»

Работа 3 групп. Выдаются карточки с заданиями. После выполнения задания каждая группа представляет результаты своей работы. Учитель обращает внимание на нововведения. Выводы записать в тетрадь.

Архитектура (25 мин)

Приложение 1

Живопись

(17 мин)

Приложение 2

ДПИ

(12 мин) Приложение 3

Работа с учебником (представить содержание пункта)

Группа1

Группа 2

Фрески, иконы, парсуны

Группа 3

Хохлома

Работа с иллюстративным материалом (дополни презентацию), ПК

Группа 2

Останутся 2 нижних рисунка(Теремной дворец и Иерусалим)

Группа 3

Группа1

Работа с учебником (подготовить вопросы для первых двух групп)

Группа 3

Группа1

Группа 2

Краткие выводы:

Появляются красочность и декоративность построек. В деревянном и каменном строительстве – «дивное узорочьё», в конце века- нарышкинское барокко. Мастера перенимали европейский опыт и отходили от строгих канонов церковного строительства

Под влиянием европейской живописи, происходит «обмирщение» русской живописи. Это переходный период к светской живописи.

Несмотря на западное влияние, на Руси сохранялись и развивались собственные традиции в искусстве

По итогам работы групп – тест (приложение 5)

Стадия «Рефлексия», 5 мин

Урок 1. Подведение итогов урока.

- Что увидел купец Шумило в Москве? Что нового он заметил в Москве? А вы?

- Я могу назвать …. (3 новых понятия, 3 памятника архитектуры, 3 зодчих, 2 стиля….)

Д/з, 2 мин

Прочитать п. 2 и 3 §26 (опережающее задание)

Стадия «Рефлексия»

Урок 2.

-Мы вместе с купцом Шумилой прожили несколько дней в Москве. Что вам понравилось? Что бы вы купили из вещей 17 века домой?

- Продолжи фразу

 Мне больше всего удалось ... 
   Я  могу себя похвалить за… 

   Я  могу похвалить одноклассников за...

Я бы оценил работу группы на….
   
Меня удивило…
   
Для меня было открытием то, что ... 
   
На мой взгляд, не удалось…, потому что… 

Д/з

Тест (если не успели на уроке)

 

Источники и литература:

  1. Презентация «Искусство 17 века» //https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0d79/000e51d0-800dbe36.pptx
  2. Видеоэкскурсия в Коломенское https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=14219862965373559450&text=видеоэкскурсия%20коломенское&noreask=1&path=wizard&reqid=1523339946764934-1651286810357285594184434-sas1-5452-V
  3. Методическое пособие по истории СССР. 8 класс  /под ред.А.А.Преображенского. – М.:Просвещение, 1989
  4. Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6—9 классов общеобразовательных организаций Автор-составитель Л.А. Пашкина [электронный ресурс]// http://русское-слово.рф/History_rus/Docs/Rab_prog_6-9.pdf


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Архитектура-1 группа

Время выполнения – 15 минут

1. Прочитайте пункт «Архитектура» §26.

2.Составьте простой план текста. Обсудите его в группе.

3. Запишите его на доске.

Архитектура-2 группа

Время выполнения – 15 минут

1. Просмотрите пункт «Архитектура» в презентации.

2.На слайд №5 допишите имена зодчих, построивших дворец, и  название архитектурного стиля.

3. На слайде №6 добавьте описание храма.

4. Обсудите в группе и на слайде №14 удалите изображения, 1)которые не относятся, по-вашему мнению, к данному стилю 2)которые не мог видеть Шумило.

Архитектура-3 группа

Время выполнения – 15 минут

1. Прочитайте пункт «Архитектура» §26.

2.Подготовьте вопросы для других групп, которые начинаются со слов:

В чём различие…?

Поясните ….

Почему ……?

Кто ……?

Что было раньше……?

Приложение 3

Декоративно-прикладное искусство-3 группа

Время выполнения – 7 минут

1. Прочитайте пункт «Декоративно-прикладное искусство» §26.

2.Составьте развернутый план текста. Обсудите его в группе.

3. Запишите его на доске.

Декоративно-прикладное искусство -1 группа

Время выполнения – 7 минут

1. Просмотрите пункт «Декоративно-прикладное искусство» в презентации.

2.На слайде №26 разместите предметы быта, которыми торговал Шумило.

Декоративно-прикладное искусство -2 группа

Время выполнения – 7 минут

1. Прочитайте пункт «Декоративно-прикладное искусство» §26.

2.Подготовьте вопросы для других групп, которые начинаются со слов:

Поясните почему ….?

Где ……?

Как……?

Приложение 2

Живопись-2 группа

Время выполнения – 10 минут

1. Прочитайте пункт «Живопись» §26.

2.Продолжи кластер:

 

3. Запишите ее на доске. Приведите примеры каждого жанра

Живопись-2 группа

Время выполнения – 10 минут

1. Просмотрите пункт «Живопись» в презентации.

2.На слайде №17 выделите жирным шрифтом новое в изображении святых на иконах.

Живопись-1 группа

Время выполнения – 10 минут

1. Прочитайте пункт «Живопись» §26.

2.Подготовьте вопросы для других групп, которые начинаются со слов:

В чём различие…?

Поясните ….

Почему ……?

Кто ……?



Предварительный просмотр:

Приложение №6

Тест по теме «Искусство 17 века»

1.Какие два из перечисленных лиц является деятелем искусства 17 века?                                      1) С.Ушаков 2) Д. Трезини 3) Б. Огурцов 4) А. Фиораванти

2. Какие два памятника архитектуры были построены в XVII в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.                                                                                                             1) царский дворец в селе Коломенском                     2) храм Василия Блаженного                     3) храм Покрова на Нерли        4) Успенский собор Московского Кремля                                  5) Грановитая палата Московского Кремля 6) Теремной дворец Московского Кремля

3.Парсуна, так же, как и икона. – изображение                                                                        1)написанное на доске   2) святого                                                                                          3)реальных людей   4) сделанное из кусочков смальты

4.Рассмотрите изображения и ответьте на вопрос.

Какой из данных архитектурных памятников построен в стиле «нарышкинское барокко»? Напишите цифру, под которой он указан.

5.Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. При каком царе был построен этот архитектурный памятник?                                                                                               1) Алексее Михайловиче                                                                   2) Михаиле Фёдоровиче                                                             3) Борисе Годунове                                                          4) Лжедмитрии I

6. Что свидетельствует об «обмирщении» культуры 17 века?                                                                                                            1) закрытие школ при монастырях                                                     2) запрещение иконописи                                                               3) прекращение печатания религиозных книг                              4)снижение влияния церкви и религии на сознание людей

7. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание букв (например, АБВГ).  В 17 в. Много нового появилось в повседневном быту богачей. Дом боярина представлял собой комплекс деревянных построек, соединенных между собой (1) - __________. В окна домов были вставлены пластины из (2) _____. Если в первой половине 17 века главным украшением помещения была печь, выложенная разноцветными (3) _______, то во второй половине на стенах появились (4)________, картины голландских и немецких художников.

А) Изразец   Б) Парсуна   В) Слюда    Г) Стекло    Д) Тафта    Е) хоромы

Ответы: 1-1,3   2- 1,6   3 – 1  4 – 1  5- 2   6- 4   7- ЕВАБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...