Применение методов кинопедагогики с целью формирования информационных компетентностей учащихся
статья по истории
Данная авторская статья посвящена применению методов кинопедагогики, которые я использую во время учебного процесса и во внеурочной деятельности, с целью формирования информационных компетенций учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение методов кинопедагогики с целью формирования информационных компетентностей учащихся
Иванова Наталья Васильевна
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары
Структурообразующим компонентом технологии медиаобразования являются методы кинопедагогики. Через восприятие киноискусства происходит обогащение жизненного опыта учащихся. Велико источниковедческое и культурологическое значение кино в конкретном преломлении определенных исторических реалий.
Как учитель истории и обществознания, а также как руководитель школьной медиастудии «Новый взгляд» я применяю методы кинопедагогики в контексте технологии медиаобразования на мероприятиях школьного киноклуба «Волшебный мир кино», на которых провожу не только кинодискуссии по просмотренным вместе с учащимися фильмам, но и даю практические упражнения для развития навыков анализа и рефлексии киноматериала:
- Схематические зарисовки своих ассоциаций, героев фильма и их поступков, нравственных дилемм.
- Экспликация (раскадровки) значимых для участников кинодискуссии сцен из фильма.
- Перемонтирование фильма. Данное упражнение можно проводить по-разному. Я предлагаю учащимся осуществить перемонтирование эпизодов фильма в программе Adobe Premiere Pro. Облегченный вариант, который можно осуществить в любых условиях: мысленное перемонтирование эпизодов фильма (их перестановка по своему усмотрению) и последующее озвучивание на кинодискуссии.
- На кинодискуссиях можно проводить ролевые игры с элементами психодрамы, где учащиеся, становясь героями фильма, разыгрывают сцены из него, по-своему их дополняя либо полностью пересматривая.
- В конце кинодискуссии можно предложить всем учащимся поделиться своими впечатлениями, рассказать о чувствах, вызванных как самим фильмом, так и его восприятием и поиском автора. Данное упражнение можно осуществлять как письменно – в виде письменного эссе (его желательно дать написать учащимся сразу после дискуссии), так и в виде устного обсуждения.
Данные практические упражнения можно применять на кинодискуссиях по фильмам самой разной тематики. Широки возможности их применения во внеклассной деятельности не только учителей-предметников, но и классных руководителей.
В рамках проекта «Школьная медиастудия «Новый взгляд» мной было проведено несколько уроков кинопедагогики. С учащимися 9-х классов я провела кинодискуссию по документальному фильму Ольги Арлаускас «Клеймо». Это фильм про людей на обочине мироздания - людей с ментальной инвалидностью, фильм-исследование про грани человечности и человекообразия. Материал данного документального фильма натолкнул учащихся на размышления о правах людей с ментальными нарушениями и их роли в современном обществе. Ребята задумались над вопросами о том, почему фильм имеет именно такое название, в чем заключается сущность понятия «клеймо» в контексте данной картины, рассказали о людях с ограниченными возможностями, которых они знают лично и с которыми общаются. По завершении кинодискуссии ребята попробовали своими силами создать небольшой социальный ролик о правах людей с ментальными нарушениями. Учащиеся получили задание, в соответствии с которым непосредственно на уроке, на котором проводилась кинодискуссия по данному фильму, им необходимо было создать в малых группах с привлечением креативных средств такие социальные ролики, которые были бы направлены на привлечение внимания широкой общественности к проблемам нарушения прав людей с ограниченным возможностями здоровья. Для этого ребята за короткий срок должны были найти определенный иллюстративный и содержательный материал в глобальной сети интернет, озвучить видеоролик и смонтировать видео в программе Adobe Premiere Pro. Все участники кинодискуссии отметили, что раньше с ними не проводили подобные уроки, указали на особую важность таких кинодискуссий. Как сказали ребята, этот урок стал для них диалогом один на один, позволил раскрыть проблемы, о которых они ранее не задумывались и стал важным шагом по пути осмысления учащимися острых социальных вопросов, в частности, таких, как права людей с ограниченными возможностями.
Учитывая тот факт, что наша школа является инклюзивной и в ней обучаются, наряду со здоровыми учащимися, и дети с ограниченными возможностями здоровья, уроки кинопедагогики о правах людей с особыми потребностями приобретают особую актуальность и способствуют расширению инклюзивного пространства в школе. С учащимися 7-х классов я провела кинодискуссию по документальному фильму протоиерея Сергия Баранова «Не забывай меня». Автор сценария и режиссер фильма - протоиерей Сергей Баранов, который входит в состав попечительского совета дома-интерната. При его участии в учреждении была создана действующая домовая церковь. По словам священнослужителя, цель фильма — привлечь внимание общества к этой проблеме, побудить людей быть более милосердными к особым детям, оказывать моральную поддержку семьям, воспитывающим таких детей. Ребята отвечали на дискуссионные вопросы по фильму, рассуждали о ключевых духовно-нравственных ценностях, которые поднимает эта лента.Все участники кинодискуссий отмечали, что фильм глубоко задевает за живое каждого зрителя. По завершении урока кинопедагогики учащиеся записали друг у друга аудиоинтервью о чувствах и эмоциях, которые всколыхнул данный фильм.
Опыт реализации проекта «Школьная медиастудия «Новый взгляд» показал, что применение методов кинопедагогики является эффективным способом развития у учащихся таких непреложных истинных нравственных ценностей, как доброта, милосердие и сострадание. С учащимися 8-х классов я провела урок кинопедагогики, приуроченный 2018-му Году добровольца и волонтера, на тему «Флоренс Нейтингейл- первая в истории сестра милосердия. Сёстры милосердия в контексте изучения исторического аспекта добровольчества». На данном уроке учащиеся просмотрели и обсудили художественный фильм режиссера Дэрила Дьюка «Флоренс Нейтингейл», который создан по биографии реальной исторической личности - известной английской аристократки, которая бросила светскую жизнь, пожертвовала имевшимися у нее аристократическими привилегиями и стала первой в истории сестрой милосердия во время Крымской войны. Солдаты британской армии называли Флоренс Нейтингейл Леди с лампой, так как женщина заботливо ухаживала за тяжело ранеными, даже если была глухая ночь, и пыталась сделать все возможное для того, чтобы облегчить участь раненых солдат. Главная героиня фильма ищет свое призвание, а найдя его, жертвует всем – богатством, привилегиями, личным счастьем, для того, чтобы всю свою жизнь помогать тем, кто особенно нуждается в помощи.
С учащимися 10-х классов была проведена кинодискуссия на тему «Боль и мужество экологических катастроф». Материалом для кинодискуссии послужил короткометражный фильм «Дверь» режиссера Хуаниты Анистон, поставленный по одному из рассказов повести «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. Ребята обсудили последствия самой страшной экологической катастрофы, а также подвиг ликвидаторов на Чернобыльской АЭС. По окончании кинодискуссии ребята создали видеоролик, в котором постарались дать ответ на вопрос о том, как в будущем можно предотвратить экологические катастрофы. Для создания ввидеоролика по окончании кинодискуссии ребята опирались на воспоминания ликвидаторов и очевидцев тех событий, а также на документальный видеоматериал.
С учащимися 4-х классов я провела урок кинопедагогики на тему «Дети Сталинграда», приуроченный 75-летию со дня победы советской армии в Сталинградской битве. Поскольку данный урок кинопедагогики проводился с самыми маленькими участниками школьной медиастудии, киноматерилом для него послужили короткометражные фильмы о Сталинградской битве и юных героях Сталинграда, созданные различными юношескими СМИ в разных городах и регионах нашей страны.
Применение методов кинопедагогики в контексте медиаобразовательной технологии позволяет развивать у учащихся навыки рефлексии и сопереживания, развивать эмоционально-волевую сферу, то есть социально-психологическую компетентность в целом.
Применение методов кинопедагогики способствует развитию внимания, памяти, наблюдательности, навыков формулирования своих суждений, умения слушать и слышать, формирование эстетического вкуса, художественных и творческих способностей, духовно-нравственного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.
Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
Мастер-класс Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)
Мастер-класс "Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)"Цели:Формирование у участник...
Формирование информационной компетентности учащихся в условиях креативной организации обучения
Рассмотрение одного из решений проблемы в достижении нового уровня организации учебного процесса, обеспечивающего возможность творческой самореализации учащихся...
Информатизация образовательного процесса – условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов
Цель: эффективное использование единой школьной образовательной информационной среды.Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практической разработки и использовани...
Содержательные и методические аспекты применения метода проектов как средства развития компетентной личности с использованием ЭОР.
Метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности учащихся. Музыкально-проектн...