Применение медиаобразовательных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности
статья по истории
Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию авторские статьи и материалы, посвященные применению медиаобразовательных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_mediaobrazovatelnyh_tehnologiy_dlya_povysheniya_informatsionnoy_kultury.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение медиаобразовательных технологий для повышения информационной культуры учащихся
Иванова Наталья Васильевна
учитель истории и общестознания
МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары
В современной жизни наши ученики сталкиваются с непрерывным потоком информации, что особенно актуально для меня как для учителя истории. Информации, которую необходимо усваивать нашим учащимся настолько много, что зачастую возникают проблемы с ее усвоением и запоминанием, анализом и эффективной интерпретацией. В итоге мы как педагоги сталкиваемся с тем, что информация для детей теряет какой-либо смысл и обесценивается.
Все это порождает целый ряд проблем. Во-первых снижается мотивация учащихся к обучению, т.к. информация для них общедоступна. Во-вторых, в данных условиях снижается память учащихся. Общеизвестным является тот факт, что чем больше информации, тем сложнее ее усваивать. В современных условиях ребенок зачастую просто теряется в непрерывном информационном потоке.
С этим связана и актуальная проблема смещения ориентиров в самовыражении учащихся. В условиях распространения социальных сетей самовыражение детей зачастую носит демонстративный характер, не способствуя развитию их ключевых компетенций.
Данные проблемы могут возникнуть у каждого учителя.
Итак, мы видим, что для современных детей информация обесценивается. Но как же можно решить эти проблемы?
Как сделать информацию в глазах учащихся более осмысленной? Как эффективно направить информационные ресурсы для саморазвития, самовыражения учащихся, поиска ими новых смыслов и ценностей, формирования ключевых компетенций для успешной самореализации в будущем? Как научить ребенка использовать информационные ресурсы для формирования активной гражданской позиции, способности приносить пользу обществу и государству?
Иными словами: как сделать обесценивающуюся информацию бесценной?
Я всерьез задумалась над поиском ответов на эти вопросы и нашла для себя образовательную технологию, применение которой может решать озвученные мной проблемы - технологию медиаобразования. Медиаобразование – это неотъемлемая часть демократического общества, связанного с педагогикой, культурой, политикой и правами человека.
В первую очередь необходимо отметить, что технология медиаобразования может применяться в процессе преподавания разных предметов. Я использую ее на уроках истории, обществознания и культуры родного края с 8-го по 11-й классы.
На моих уроках дети выполняют практические упражнения, связанные с медийной активностью – самостоятельным созданием медиатекстов на основе материалов прессы, кино или глобальной сети интернет.
В процессе изучения курсов истории, обществознания и культуры родного края дети выполняют проекты, рассчитанные на самостоятельную исследовательскую и практическую деятельность на основе медийного материала.
Таким образом, педагог получает возможность развивать у учащихся способность к критическому осмыслению любой медиапродукции на основе анализа и интерпретации медиатекстов.
Приведу конкретные примеры применения технологии медиаобразования в своей педагогической практике на уроках истории, обществознания и культуры родного края.
В процессе изучения отдельных тем по данным предметам можно развивать медиакомпетенции учащихся с помощью программы видеомонтажа Adobe Premiere Pro.
К примеру, группе учащихся предлагается кейс с набором коротких видеосюжетов по теме «Русская архитектура 17-го века». Учащимся необходимо их рассмотреть, объединить в единое полотно и создать на их основе свой мини-фильм, а затем представить его остальным учащимся и рассказать о результатах своей работы.
Для тех учащихся, которые не обладают высоким уровнем развития навыков видеомонтажа, можно дать это практическое упражнение в более упрощенной форме.
Ребятам дается кейс с набором иллюстраций по определенным темам. Учащиеся должны объединить данный иллюстративный материал в определенный видеоряд. По времени выполнение данного упражнения как в усложненной, так и в облегченной форме, составляет до 15 минут. Благодаря его применению у учащихся развиваются навыки работы учащихся с иллюстративным и видеоматериалом, информационно-коммуникационные компетенции.
Можно применить данное упражнение в процессе преподавания самых разных предметов. Например, на уроках математики можно предложить ребятам прямо на уроке создать мини-фильм о золотом сечении, на уроке физики – мини-фильм о диффузии.
Навыки работы с аудиоматериалом в контексте применения технологии медиаобразования чрезвычайно многообразны. Можно попросить учащихся записать интервью на тему «Итоги индустриализации». Ответы учащихся они могут смонтировать в программе аудиомонтажа Adobe Audition и даже создать на их основе небольшую радиопрограмму. На основе представленной учащимися и изученной ими информации в сети Интернет они могут записать аудиоэкскурсию, например, по Московскому Кремлю.
Можно усложнить упражнение по работе с адиоматериалом и предложить ребятам написать сценарий и поставить мини-аудиоспектакль, например, по теме «Политические репрессии в 30-е годы». Для этого учащимся предлагается кейс с определенным набором исторических источников, мемуаров, воспоминаний. Конечно, по времени данное упражнение является более длительным, однако в случае необходимости можно использовать его в проектно-исследовательской деятельности учащихся или дать им выполнить его в качестве домашнего задания.
С моей точки зрения, широки возможности применения упражнений по работе с аудиоматериалом на уроках русского языка и литературы, иностранных языков, на уроках литературного чтения в начальной школе.
В процессе применения технологии медиаобразования очень важную роль играют упражнения, направленные на развитие навыков учащихся грамотно презентовать определенную медиаинформацию. Для этого можно дать ребятам следующие практические упражнения:
- Создать промо-ролик к своему будущему фильму, например, о героях Отечественной войны 1812 года. Как это сделать? Очень просто. Дети могут поставить мини-сценку на эту тему, используя имеющуюся у них знания об Отечественной войне 1812 года и снять ее на камеру (или, если нет камеры, на смартфон).
- Создать промо-ролик на основе кейс-пакета информационных материалов, представленных учителем.
- Создать афишу к своему мини-фильму на основе представленного иллюстративного материала в программе Паблишер.
Применение данных практических упражнений способствует не только развитию навыков самопрезентации у учащихся, но и способностей творческого самовыражения и творческой самореализации.
Помимо классно-урочной и внеурочной деятельности, я применяю технологию медиаобразования и в своей проектной деятельности.
На определенном этапе я поняла, что возможности технологиии медиаобразования на уроках и внеклассных мероприятиях не позволяет учащимся в достаточной степени раскрыть свой творческий потенциал. Кроме того, передо мной стояла задача включения учащихся нашей школы – детей с ограниченными возможностями здоровья – в плодотворную творческую медиасреду для их успешной социализации и самореализации.
Поиск способов решения данных проблем привел меня к идее создания инклюзивной киностудии с символичным названием «Новый взгляд». Идея инклюзивной киностудии была реализована благодаря победе нашей школы в международном конкурсе малых грантов «Православная инициатива 2016-2017».
Проект «Инклюзивная киностудия «Новый взгляд» был направлен на создание силами самих учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, трех документальных фильмов о трех православных храмах г. Чебоксары – Покровско-татианинской соборе, Храме Новомучеников и исповедников Российских, Введенском кафедральном соборе. Таким образом, учащиеся своими силами создали три документальных фильма, которые были выпущены на DVD-дисках и распространены среди образовательных организаций и библиотек города.
Участники моей инклюзивной киностудии принимали участие в презентации своих фильмов для педагогов и сверстников, что способствовало развитию их навыков самопрезентации и творческой рефлексии. Кроме того, ребята учились справедливой самокритике в процессе анализа собственных киноработ.
Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. Применение технологии медиаобразования развивает различные метапредметные компетенции учащихся:
- умения и навыки пользоваться программными средствами и информационными ресурсами сети Интернет;
- декодировать медиатекст;
- делать видео- и аудиомонтаж.
Медиаобразовательные технологии не ограничиваются применением профессиональной аппаратуры. Можно ограничиваться непрофессиональными гаджетами и девайсами.
Медиаобразовательные технологии могут использовать не только учителя-предметники и классные руководители, но и педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Самое главное в деле применения технологии медиаобразования – это вдохновение и творческая мотивация педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Управленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной свободы В.Ф.Ба
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления....
Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы
В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...
Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...
Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.
Использования интерактивных технологий в учебном процессе.Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся. В современном мире для любой организации, в том числе и школы у...
Обучающий семинар для учителей ГБОУ Школа № 37 «Использование интерактивной доски в учебном процессе и во внеурочной деятельности
Материал содержит примеры заданий для использования интерактивной доски на уроках....
Данная программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом в рамках внеурочной деятельности «Подготовка к ГТО» в 5–9 классах МБОУ СОШ № 21г. Сальска
Внедрение ВФСК ГТО в общеобразовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Данный комплекс предусматривает выполнение установленных нормативов, а также участие в физкультурно-спо...