Урок в 5 классе по предмету "Обществознание" на тему:"Семья" с применением технологии "кроссенс"
методическая разработка по истории (5 класс)

Гончарова Елена Ивановна

Открытый урок проводился в 5 классе на уроке обществознания по теме: "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сафоново Смоленской области

Урок - практическая лаборатория

по обществознанию в 5 классе по теме

«Семья»

Гончарова Елена Ивановна,

учитель истории, обществознания

(1 квалификационная категория).

г. Сафоново

2019 г.

Урок - практическая лаборатория с применением технологии кроссенс

в 5 классе по теме «Семья»

Цели урока:

Деятельностная цель  -  формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД в процессе работы над темой «Семья»;

Предметно-дидактическая цель - формирование представления о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; раскрытие понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности» «экономика семьи».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учащиеся овладеют целостными представлениями о семье;
  •  научатся объяснять ключевые слова понятия семья, поколение;
  • научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи.

Метапредметные:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составлять план действий;
  • осуществлять расширенный поиск информации;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятий.

Личностные: способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.

Тип урока:  урок - практическая лаборатория с использованием технологии кроссенс.

Методы обучения: проблемно-поисковые.

Средства обучения : доска с иллюстрациями, реквизиты к уроку (семейный альбом, ромашка, чайная пара, кукла), учебник, контрольно - измерительные материалы по теме «Семья» (приложения), Конституция РФ.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационный этап

Мотивация

-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу.

 -Кому еще вы с утра подарили свою улыбку?

- Значит, вы любите и уважаете этих людей.

Почему именно без близких людей человеку сложно прожить?

-  Без чего на белом свете                Взрослым не прожить и детям?          Кто поддержит вас, друзья?              Ваша дружная... (семья)

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

2. Самоконструкция. Актуализаций знаний

- Какое понятие объединяет иллюстрации, размещённые на доске? Давайте вместе определим тему практической лаборатории?

-    В чем смысл этой притчи?

- Давайте сформулируем тему практической лаборатории?

- Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем обсуждать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает цель урока.

Читают притчу,  отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью.

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего данному уроку

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

3. Социализация. Работа в группах.

Цель: закрепление понятий, что такое семья, семейные отношения.

4.Социоконструкция. Работа в парах.

- Ребята, перед вами лежат предметы (ромашка, кукла, семейный альбом, чайная пара).

- Для того чтобы ответить на вопрос, зачем люди создают семью, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки), четвёртая группа – от имени родственников (Проверка выполнения задания.)

- На чем, в первую очередь, строится семья? (Любовь.)

Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и преданности.

При рождении каждому из нас родители  дали имя, но история появления имени у каждого своя.

Ребятам предлагаются наборы разрезанных на половинки поговорок и пословиц о семье. Их задача соединить их вместе 

- В чем же главный смысл этих поговорок?

- В чем основа семьи, ее главная особенность? 

-  Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Группа выбирает себе предмет.

Работа в группах –  от каждой группы выступает учащийся по теме «что такое семья» в течение 40 секунд.

выступление 1 группы

Первая группа рассказывает о покровителях семьи Петре и Февронии Муромских. После выступление учащиеся прикрепляют символ семьи – Ромашку на доску.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Каждой группе предлагается выполнить задание 1 и 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

(На партах устанавливаются таблички родители, дети, бабушки, дедушки. родственники)

Выступление 2 группы,  которая выбрала «Семейный альбом»

Учащиеся рассказывают о  генеалогическом древе своей семьи.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Каждой группе предлагается выполнить задание по  теме «Свободное время» работа в парах. (Приложение)

выступление 3 группы.

 «Я и моё имя»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

«Найти вторую половинку»  

(Ответы детей).

Выступление 4 группы ,которая выбрала чайную пару. Традиции семьи.

Практическое задание по теме «Экономика семьи» работа в парах.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Освоение социальных норм

Формирования умения логически мыслить, приводить примеры

Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье, оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью

5. Построение проекта -выхода из затруднений

Да, семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди

 Слово «семья» входят в наше подсознание с первых лет жизни.

-  Сейчас вы будете «строить» дом счастья. Подумайте и решите, каким он будет. Поместите туда частички любви, дружбы, здоровья, трудолюбия, взаимопомощи, красоты , чистоты, понимания и уважения, а также хорошее настроение.

мини Проект «Строим дом счастливой семьи»

Каждая группа выполняет свой макет дома. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Представление своего мини-проекта «Дом счастливой семьи»

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Формирования умения логически мыслить, приводить примеры

6. Первичное закрепление

Продолжите

Семья- это…

-Итак, ребята, ответим на главный поставленный  вопрос-

Какое значение имеет семья для человека?                                      

Формулируют свои ответы  в соответствии с требованиями учителя

7. Рефлексия

-заполнение листа самооценки

Осуществляют самооценку деятельности.

8. Оценивание результатов

Подводит итог урока в целом. Объявляет оценки.

Выставляют оценки

9. Д/зад.

1-й уровень- отвечать на вопросы-с.108

2-й ур.-с.111- В каждом лучике солнышка запишите качество семьи

Записывают д/зад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 8 класс-Искусство (Музыка), тема"Портрет"

Урок посвящён знакомству с жанром портрета  - 8 класс...

Урок биологии7 класс "Обобщение по теме "Рыбы".

Урок обобщение. Урок насыщен различными педагогическими технологиями. На одном уроке можно использовать набор тех или иных технологии. Это и игровые и ТРИЗ, игральные карты, пазлы, кроссворды, тесты, ...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

конспект урока 9 класс, раздел "Баскетбол", тема: "Совершенствование приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Штрафной бросок.

Урок по типу - совершенствование  ранее изученных технических приемов баскетбола. Урок с оптимальной моторной плотностью,  используется метод поточный, групповой, круговой тренирвоки....