Религии России. Католицизм
учебно-методический материал по истории (8 класс)
Разработка урока по предмету Религии России. Тема: Католицизм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Католицизм" | 68.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Вахтанская средняя школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «КАТОЛИЦИЗМ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЛИГИЯМ РОССИИ ДЛЯ 8 КЛАССА
Выполнила:
учитель религий России
МАОУ «Вахтанская средняя школа»
гог Шахунья, пос. Вахтан
Колчанова Ирина Васильевна
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Вахтан
2017
Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!
(Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн)
Пояснительная записка
Данная образовательная программа предназначена для изучения курса «Религии России» в 8-х классах общеобразовательной школы на основе учебной программы и тематического планирования для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ, Департамента образования Нижегородской области, Нижегородского института развития образования, авторской программы под ред. В.А. Сомова, В.К. Романовского, Г.Б. Гречухина. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2015г.
После долгих десятилетий забвения и запретов, в отношении вероисповедания различных религий на территории бывшего Советского Союза, наступил период полной свободы. Эта вседозволенность привела не только к возвращению религиозных праздников и обрядов, но и появлению множества различных псевдорелигиозных сект и течений, порой не безопасных для жизни и здоровья людей и особенно подрастающего поколения. На фоне такого массированного давления на умы и сознание детей и молодёжи, знание основ религиозной культуры становится не столько желательным элементом образования, сколько жизненно необходимым звеном адаптации подростков в условиях современных жизненных реалий.
Великое культурное наследие, накопленное и преумноженное за прошедшие столетия, являет собой тот прочный фундамент знаний, усвоив который, юный гражданин нашей страны сможет адаптировать себя в современных условиях.
На вопрос: как всё выше изложенное можно соотнести с преподаванием конкретного раздела «Католицизм» по предмету «Религии России»? Ответ лежит на поверхности: культура каждого народа зиждется на обычаях и традициях его предков. А основа всех культур народов мира уходит корнями в религиозные представления, основанные на природно-климатических условиях и законах выживания в той или иной среде обитания. Со временем, из способности людей приспосабливаться, появилась потребность культурного гармоничного развития. Из страха перед силами природы выросло желание взаимодействия и контакта. Так на протяжении долгих столетий и даже тысячелетий из множества языческих верований сформировались три основных религии: христианство, буддизм и ислам.
Новизной данного раздела курса является обращение к духовным и историческим корням периода возникновения католицизма, его проникновения в отдельные уголки России. Стремление ликвидировать тот пробел периода атеизма в нашем сознании, который складывался на протяжении десятков лет в нашей стране; желанием избавиться от ксенофобии и развитие толерантности. Стремление возродить духовность и нравственность, как отличительную черту россиян любой религиозной конфессии.
Данный раздел программы выбран потому, что именно тема из этого раздела приходилась по плану проведения урока во время прохождения муниципального этапа конкурса «Учитель года», в котором и участвовала автор представленной разработки.
Раздел «Католицизм»
Раскол христианской церкви. Исторические условия формирования католицизма. Особенности вероучения, культа. Католическая догматика. Догматы о филиокве, чистилище, непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, о непогрешимости папы в делах веры. Священное Писание и Священное Предание. Церковная организация. Единый центр - Ватикан. Социальная доктрина католицизма. Католицизм в России.[1]
Цель раздела «Католицизм» :
Способствовать формированию у учащихся представлений о католицизме, его взаимосвязи с другими религиями. содействовать развитию у обучающихся чувства толерантности.
Формирование современного понимания роли католицизма в истории отдельных народов в процессе их становления и совершенствования. Раскрытие представлений о специфике развития католицизма как неотъемлемой части формирования отдельных наций.
Задачи:
Познавательные: - познакомить с условиями формирования и становления религии католицизм, её особенностях вероучения.
- познакомить с основными догматами католицизма, углубить знания по данной теме, расширить понятийный аппарат учащихся.
Развивающие: - содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки;
- формировать у обучающихся умение излагать и аргументировать собственные суждения о современных католических объединениях России.
Воспитательные: - воспитание веротерпимости, уважение прав и свобод граждан, прав личности в духовной сфере в целом;
- развитие нравственных начал личности, этической культуры, уважения к традициям и обычаям католических народов России;
- формирование у обучающихся позитивных жизненных мотиваций, высокого морального уровня и толерантного мышления.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Ожидаемые результаты данной методической разработки – профессиональный рост учителя по преподаваемому предмету. Надеюсь, что полученный мной педагогический опыт будет полезен учителям, преподающим Религию России.
Хотелось бы, чтобы моя работа помогла в становлении нравственных и духовных качеств обучающихся нашей школы, а также творчески работающим учителям.
В результате изучения темы Католицизм в 8 классе ученик должен знать:
- историю возникновения католицизма, основы его учения;
- формы и типы культуры, основные культурно- исторические центры и регионы мира по распространению католицизма, его место в системе мировой религии и цивилизации в целом;
- факты, основные термины и догматы католицизма;
- основные даты и ключевые события при утверждении католицизма, как одной из ветвей христианской мировой религии;
Понимать и объяснять:
- особенность католицизма, его роль в человеческой жизнедеятельности;
- способы приобретения, хранения и передачи базовых ценностей католицизма;
- значение католицизма в оценке исторической науки;
- причины распространения католицизма.
Уметь:
- работать с разнообразными источниками и литературой;
- грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию;
- аргументировано высказывать свои суждения, опираясь на основные источники отечественной историографии;
- соотносить общие исторические процессы, отдельные факты и явления католицизма, выявлять существенные сходства и различия католицизма от других религий;
- группировать имеющиеся факты, явления по заданному признаку; - объяснять смысл и значение изученных понятий, терминов, явлений, выявлять общее и различия при изучении данной темы, определять на основе изученного материала причины и следствия утверждения католицизма его роли в духовно-нравственном развитии человека.
- объяснять значение основных понятий и терминов;
С учётом ФГОС содержание подготовки школьников по предмету «Религии России» в основной школе:
- Определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов;
- овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности;
- готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Предполагаемые личностные, предметные и метапредметные результаты изучения предмета «Религии России» учащимися 8 — 9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути развития религиозных особенностей народов своей страны и человечества как основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания формирования религий и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных религиозных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний религиозных личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Для всестороннего гармоничного развития личности учащихся немаловажную роль играет деятельностный подход к образовательному процессу, который должен обеспечить высокую мотивацию к изучению данного предмета.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся:
В условиях бурного развития современного общества перед школой стоят новые актуальные требования к обучению подрастающего поколения. Высокая эффективность образовательного процесса может быть достигнута при постоянном повышении интереса обучающихся к изучаемому предмету. Активная творческая позиция педагога, направленная на вовлечение детей и их направление на поиск самостоятельных решений, даёт более высокий уровень получения знаний, умений и применения их на практическом уровне.
Ведущим принципом преподавания курса "Религии России" является принцип историзма, позволяющий раскрыть условия возникновения и существования религиозных организаций в России, историческую последовательность смены форм религиозного сознания. Основные виды учебных занятий - уроки различного типа с обязательным использованием как лекций, так и практикумов, семинаров. Таким образом, формы организации учебного процесса традиционны для гуманитарных дисциплин: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-закрепление материала; целесообразно также использовать проектный метод обучения. Особенности учебного курса предполагают организацию текущего и итогового контроля за усвоением материала учащимися.
В лекции учитель раскрывает основные положения изучаемой темы, объясняет термины, понятия, суть рассматриваемого вероучения, особенности культа и религиозной организации, присущие данной религиозной системе. При этом для концентрации внимания учащихся на теме полезно использовать иллюстративный материал, карты-схемы, видео- и аудиоматериалы. Учебный материал должен содержать необходимую информацию для последующей работы на уроках-практикумах.
Урок-семинар призван способствовать развитию важнейших умений школьников: осознавать проблему, самостоятельно подбирать информацию, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, выслушивать противоположное мнение и вести диалог; он предполагает самостоятельную подготовку учащихся по заранее заданной теме, работу с хрестоматией, выступление с докладами. Здесь особенно приветствуется инициатива и самостоятельная активность учащихся при выборе темы и подготовке выступлений.
Уроки-практикумы проводятся с целью приобретения школьниками новых знаний, закрепления, расширения, углубления освоения ими основных проблем, понятий, тем, разделов курса, формирования навыков работы с различного вида текстами.
Урок-экскурсия предполагает посещение религиозных исторических памятников и действующих храмов, мечетей, синагог и т.п.
Урок-закрепление материала может включать в себя различные сочетания форм контроля знаний: фронтальный опрос, тесты, контрольную работу, эссе, сообщения, доклады, мультимедийные презентации. Главное при этом - не допустить, чтобы контроль оказался проверкой убеждений, а не знаний школьника, ибо выбор мировоззренческой позиции (и это утверждено современным российским законодательством) не может навязываться при осуществлении школьного учебного процесса. Критерием же оценки должен быть прежде всего интерес учащихся к преподаваемому предмету.
Успешной реализации программы способствует широкое использование всего спектра педагогических технологий:
Проблемное обучение:
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.
Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
Разноуровневое обучение :
Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Исследовательский метод;
Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских задач:
Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).
Проектные методы обучения:
Основа метода проекта – его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Игровые технологии:
Используются в качестве части урока (при работе с хронологией и терминами). Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.
Групповые и коллективные технологии:
Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Здоровье сберегающие технологии:
Способствуют сохранению здоровья учащихся на уроках. Обеспечивают условия физического, психического, социального и духовного комфорта, способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся, их продуктивной и познавательной деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Раздел: Система знаний и система деятельности
Система знаний
В процессе обучения у учащихся формируется система знаний и умений. Приобретённые навыки и умения в разделе «Католицизм» дети могут применять в течение всей жизни, а так же связать свою творческую деятельность с будущей профессией, где потребуются знания в области религиоведения.
а) общенаучные знания:
При изучении раздела «Католицизм» у школьников развивается наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное) мышление. Осуществляются межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по истории России (знание исторических событий разных периодов истории России), Всеобщей истории (развитие и формирование католицизма в Европе), МХК (знакомство с искусством и архитектурой католических храмов). На уроках раздела «Католицизм» дети получают знания из определённых научных областей: философии – для изучения всеобщих законов развития мира и общества, а также литературоведения, лингвистики, педагогики, психологии, права, социологии, этики. Все эти дисциплины затрагивают различные сферы человеческого бытия, касающиеся культурных и духовных аспектов деятельности человека.
б) знания в определенной научной области:
Научность обучения по разделу «Католицизм» предмета религии России достигается в том случае, если учащимся рассказывать не только о том, что такое католицизм и где его исповедуют, но даётся ответ на вопрос, почему именно это религиозное течение распространилось на той или иной территории, в чём его особенности, какова суть данного мировоззрения. Взаимоотношения с государственной властью и многое другое. Учащиеся овладевают умениями по выполнению различных исторических задач по разделу «Католицизм», в результате получая целостное представление о процессе формирования данного религиозного направления.
в) фундаментальные знания:
У обучающихся формируются знания, умения при анализе исторических источников по разделу «Католицизм». Для приведения знаний в систему, важную роль играет обобщение изучаемого материала.
Усвоение знаний и умений обучающихся будут успешными, если они получат полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике при работе с историческими источниками.
Система деятельности:
а) познавательная деятельность:
в процессе изучения раздела «Католицизм» у обучающихся развивается историческое мышление, они овладевают понятиями, учатся делать выводы, высказывать суждения. Результаты познания отражаются и закрепляются в сознании ребёнка в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности ребёнка образуют определённую модель (картину мира). С помощью уроков дети учатся познавать мир, в них присутствует и теоретическая часть, где педагог рассказывает об истории возникновения и распространения католицизма и практическая при работе с историческими источниками.
б) преобразующая деятельность:
Преобразующая деятельность раздела строиться на основе известных методов мышления: индукции и дедукции, включающие в себя такие способы умственной деятельности, как анализ и синтез. Обучающиеся запоминают и воспроизводят конкретные религиозные католические термины, факты, понятия и затем преобразуют учебный материал из одной формы в другую (интерпретируют, объясняют, кратко излагают, прогнозируют дальнейшую деятельность по изучению католицизма). После этого демонстрирует применение изученного материала в форме разгадывания кроссвордов, заполнения тематических таблиц, подготовке докладов, рефератов и презентаций.
Преобразование внутреннего мира ребёнка, становление развития личности в человеческой индивидуальности, то, что можно назвать внутренней работой души, в конечном счете, находят своё проявление в реальной жизни, в реальных поступках. Под воздействием воспитательного процесса на уроках религии России и, конкретно, раздела «Католицизм» меняется форма поведения ребёнка в обществе (культура поведения).
в) общеучебная деятельность:
Учащиеся овладевают общеучебными и специальными умениями, необходимыми для усвоения особенностей католического вероучения и культа, получают опыт применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности при работе с историческими источниками. При организации парной, групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.
Обучающиеся учатся взаимопроверке и взаимооценке. Овладевают умениями для более глубокого усвоения материала и основных понятий по организации римской католической церкви.
При изучении темы Католицизм в России, педагог учит самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, развивать самостоятельность учащихся в приобретении знаний (использовании периодической печати, книг, анализ чужих работ). Педагог не всегда предоставляет литературу для обучения, частично дети находят информацию сами. Учит навыкам общения: держать монолог, дискутировать, слушать и задавать вопросы. В основе всего этого лежит отношение к учащимся как к равноправным, активным субъектам (соучастникам) учебно-воспитательного процесса раздела, а не как пассивным объектам, которые необходимо «наполнить» тем или иным количеством информации.
г) самоорганизующая деятельность:
Учащиеся развивают умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа: учатся обосновывать суждения о причинах распространения католицизма в отдельных областях России, самостоятельно организовывать свою деятельность по работе с основными понятиями, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей в изучении религии католицизм и пути решения этих трудностей.
Контроль и коррекция результатов
При изучения материалов темы нужен постоянный контроль: первичный, текущий, итоговый. Формы контроля должны быть разными.
Я использую:
Практическая работа: основной вид контроля требует от учащихся не только наличие знаний, но еще и умение применять эти знания на практике при работе с историческим материалом.
Работа по индивидуальной карточке (обычно это или наиболее сильные, или наиболее слабые ученики).
Устный ответ у доски, хотя этот способ контроля иногда приводит к потерям времени на уроке, однако он необходим для выработки навыков монологической речи.
Самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный при актуализации знаний и при первичном закреплении материала; визуальный – различные виды самостоятельных работ.
Тестирование. Учащиеся не теряют время на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала, проявляя возможность проверки умений учащихся, связанных с распознанием. Тестовые задания могут применяться на всех этапах процесса обучения. С их помощью успешно осуществляется предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний и умений.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по подразделу «Католицизм», обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, выявить наиболее заинтересованных в данном предмете детей, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Творческие работы ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Помогают развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Учителю же позволяют определить уровень знаний и умений каждого ученика, выявить пробелы, пытаться устранить их в дальнейшем.
Коррекция результатов:
- Индивидуально – обособленная.
- Работа помощников-консультантов (сильных учеников).
- Использование таблиц, построение схем.
- Привлечение класса к дополнению и корректировке ответов учащихся.
- Выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала, ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.
Содержание программы (68 часов)
Тема 7. Католицизм
Раскол христианской церкви. Исторические условия формирования католицизма. Особенности вероучения, культа. Католическая догматика. Догматы о филиокве, чистилище, непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, о непогрешимости папы в делах веры. Священное Писание и Священное Предание. Церковная организация. Единый центр - Ватикан. Социальная доктрина католицизма. Католицизм в России.[2]
Тематическое планирование курса «Религии России» (68 часов).
№ урока | Тема 7. Католицизм (4 часа) | Кол-во часов | Примечания |
1.(26) | Особенности вероучения и культа | 1 | |
2.(27) | Церковная организация | 1 | |
3.(28) | Католицизм в России | 1 | |
4.(29) | Обобщающий урок | 1 |
Разработка урока: Особенности вероучения и культа
Цель: способствовать формированию у учащихся устойчивого представления о самой распространённой ветви христианства – католицизме.
Задачи:
Образовательные: формирование целостных знаний о процессе формирования католицизма;
Развивающие: развитие исследовательских навыков, познавательной активности, самостоятельности мышления;
Воспитательные: воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-нравственным ценностям различных религиозных течений.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Ставя перед собой данные задачи, я старалась учесть особенности класса и отдельных групп учеников. В классе обучается 20 учащихся: 9 девочек и 11 мальчиков. Трое из класса являются отличниками по данному предмету, ещё 9 человек - хорошисты. Со слов учителя, работающего в этом коллективе, класс дружный, не делится на отдельные группы и не выделяет аутсайдеров, но имеются лидеры. Эта группа ребят в классе имеет достаточно высокий уровень развития. Они способны усваивать учебный материал на конструктивном и творческом уровне.
Небольшая группа ребят, состоящая из трёх человек, со средним уровнем развития. Они способны логически мыслить, обобщать, делать выводы, но у этих ребят существуют проблемы в навыках учебного труда: не всегда умеют спланировать учебную работу, выделить главное. Иногда бывают невнимательны. При дифференцированной помощи учителя способны работать на конструктивном уровне. Но у этих ребят есть воля к достижению результата и сильная мотивация получения хорошей оценки. Так же требует развития у большинства ребят навык взаимо и самоконтроля.
Третья группа ребят имеет более низкий уровень восприятия знаний. Недостаточно развиты память и внимание, низкая воля к достижению результата, слабое логическое мышление. Эти ребята работают в основном на репродуктивном уровне, под контролем и с помощью учителя.
Тип урока: усвоение нового материала.
Оборудование урока:
Религии России. Пособие для учителя. Мин. обр. и науки РФ. НИРО. 2007г.
Религии России. Хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений. Н. Н. 2007г.
Тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.
Метод обучения: проблемное изложение.
Средства обучения:
Наглядные (мультимедийная презентация);
Печатно – словесные (учебник, документы, таблицы).
Структура урока:
1.Организационный момент. – 2 мин.
2.Определение цели урока. – 2 мин.
3.Постановка проблемы. – 2 мин.
4.Знакомство с планом урока и терминологией. – 2 мин.
5.Повторение изученного материала (тест). – 4 мин.
6.Изучение нового материала: - 16 мин. а) поэтапное объяснение нового материала; - 8 мин. б) организация групповой деятельности по работе с документом. – 8 мин.
7.Первичное закрепление изученного материала: - 10 мин. а) самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы; - 4 мин. б) фронтальная беседа. – 6 мин.
8.Домашнее задание. – 2 мин.
9. Рекомендуемые материалы. – 2 мин.
10.Подведение итогов урока. Выставление оценок. – 3 мин.
Основные понятия:
католическая религия, папа Римский, булла,
фелиокве, целибат, индульгенция, чистилище.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Приветствие. Психологический настрой на урок. - Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку. Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто отсутствует. Спасибо. Перед вами на партах лежат листы с тестами и таблицами, пожалуйста, подпишите каждый свои. Документы с текстами подписывать не надо, они по одному на каждую группу. Скажите название темы, которую мы с вами изучили на предыдущем уроке. | Физиологическая и психологическая настройка на урок. Учащиеся озвучивают название темы: «Христианство». |
2.Определение цели урока. | - Молодцы. Как вы помните из истории 6 класса, христианская церковь раскололась на два противоборствующих направления. Кто из вас может их назвать? - Прекрасно. Вот одному из этих направлений мы и посветим наш сегодняшний урок. Тема нашего урока - «Католицизм» (1 слайд). Исходя из данной темы, какие бы вы поставили для себя цели при изучении материала? - (2 слайд). Очень хорошо. На слайде вы видите, что цель урока, поставленная мной, совпадает с вашей. | - (ответ) Православие и католицизм. - (предполагаемый ответ): Получить представление об одной из трёх мировых религий - католицизме. |
3.Постановка проблемы. | - Исходя из материала урока, выяснить: «Насколько глубоки расхождения православия и католицизма на сегодняшний день?» | |
4.Знакомство с планом урока и терминологией. | - На доске вы видите план сегодняшнего урока и новые термины по теме «Католицизм». Для того, чтобы вам лучше понять особенности этого вероучения, необходимо усвоить основные понятия. | Обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, написанными на доске. |
5.Повторение пройденного материала. | - Католицизм является одной из ветвей мировой религии - христианства. Чтобы грамотно разобраться во всех тонкостях этого религиозного мировоззрения, необходимо иметь чёткое представление об истоках христианства и, конечно же, его главном вдохновителе – Иисусе Христе. Поэтому, прежде чем мы приступим к изучению нового материала, я предлагаю вам ответить на вопросы теста по материалу домашнего задания (3 слайд). (Индивидуальная работа) Тестовый опрос на тему «Знаешь ли ты жизнь Иисуса Христа?» Для проверки правильности выполнения теста мы с вами проведём взаимопроверку. Пожалуйста, поменяйтесь друг с другом листочками и сравните ответы ваших товарищей с ответами на экране (4 слайд). Если ошибок нет, то смело можете ставить оценку «5», одна – две ошибки – оценка «4», три – четыре ошибки – «3». | На отдельных подготовленных бланках ребята самостоятельно выполняют работу над тестом по материалу прошлого урока. Обучающимися проводится взаимопроверка тестов и оценивание. |
6. Объяснение нового материала. | 1) - (5 слайд). Слово католицизм пришло к нам из латинского языка, означает - вселенная, а, следовательно, католическая церковь в переводе – вселенская церковь. Уже само название говорит о претензии данной ветви религии на всемирное верховенство. (6 слайд) На этом слайде вы видите районы распространения католицизма по миру в процентном соотношении в наши дни. Но кто и в какой мере должен был стать верховным лидером тогда, более полутора тысяч лет назад: Западная Римская или Восточная Византийская, образовавшаяся в IV веке н.э.? Раскол христианской церкви вызревал несколько столетий. В V веке Западная Римская империя пала под ударами варваров, на её месте появились самостоятельные государственные образования. Византия оставалась могущественной ещё тысячу лет. Окончательный раскол христианской церкви произошёл в середине XI века. В 1053 году патриарх Михаил запретил в Константинополе службу по западному образцу и закрыл церкви, придерживающиеся римских обрядов. Папа Лев IX прислал в Константинополь послов для примирения. Но римскую делегацию возглавил заносчивый и высокомерный кардинал Гумберт. Патриарх, в свою очередь, тоже не остался в долгу и назвал послов еретиками. В ответ на такое оскорбление римские священники прямо на службе в храме Святой Софии прокляли, т.е. предали анафеме патриарха Михаила Керуллария. Так 16 июля 1054 года произошел окончательный разрыв христианства на католичество и православие. Эта анафема была снята только в 1965 году. Для более прочного усвоения нового материала мы поработаем с документами. Перед началом урока у каждой группы на столе были положены по экземпляру исторического источника. Я предлагаю вам в течение 3-х минут с ними ознакомится. Постарайтесь понять, что обозначают данные понятия и для чего они были введены. А для того, чтобы вы могли лучше представлять себе мир католицизма, вашу работу будет сопровождать католическая церковная музыка известного всему миру композитора – Иоганна Себастьяна Баха, его Токката и фуга ре минор и фотографии самых ярких католических храмов (7 – 21 слайды). Заканчиваем работу над документами, прошу вашего внимания. Ещё в V веке нарушилась единая система управления церковью. Римский епископ получил почётный титул «римского папы» (22 слайд). Что это за слово такое и откуда оно произошло, расскажет нам группа, работавшая над этим документом (23 слайд. Приложение 1). Мы выяснили, какой смысл вложен в понятие «папа», что оно обозначает. Неограниченные права папы прослеживаются и в его деятельности. Например, слово «булла» (24 слайд. Приложение 2). Пожалуйста, поясните нам смысл этого слова и его предназначение. Новый шаг к разрушению единства церкви был сделан на Толедском соборе в Испании в 589 году, так называемый «Догмат о фелиокве» (25 слайд. Приложение 3). В чём суть этого догмата, нам поведает группа, работавшая с этим документом. В добавление к «догмату о фелиокве» был принят закон «О запасе добрых дел», что абсолютно противоречили предыдущим вселенским соборам. (26 слайд) Противоречия между двумя церквами к IX – X векам достигли наибольшей остроты. Различия касались как внутреннего убранства церкви: это наличие скульптур, картин, витражей, (27 слайд) так и процесса богослужения. В католичестве существует принцип целибата, т.е. обязательного безбрачия.(28 слайд) Таинство брака (29 слайд) у них считается незыблемым – развод не допустим. При крещении (30 слайд) достаточно три раза облить голову водой, без погружения в купель. Миропомазание (31 слайд) происходит один раз в жизни с 7 до 12 лет, тогда как в православии с момента рождения и на протяжении всей жизни. Причастие только пресным хлебом. Исповедуется прихожанин - католик не видя священника. Крестное знамение сверху вниз и слева направо. (32 слайд ) При богослужении звучит орган, прихожане сидит на скамьях, вставая только при определённых молитвах, а также в католических храмах отсутствует иконостас. ( 33 слайд. Приложение 4) В про- тивовес православной католическая церковь сформулировала догмат о чистилище. Одна группа ребят работала над этим документом и расскажет его суть и цель создания. На основе учения о запасе добрых дел широкую практику получила продажа индульгенций( 34 слайд. Приложение 5). Для чего был этот документ создан и что он собой представляет, нам расскажет пятая группа ребят. | Обучающиеся слушают объяснение учителя и рассматривают слайды презентации.
Ребята знакомятся с текстами исторических источников. Стараются вникнуть в суть предложенных документов на фоне негромкого звучания католической органной музыки. Каждая группа обсуждает свой источник. Ответ группы в виде краткого анализа исследуемого документа. В группе определился лидер, который взял на себя основную функцию ответа, остальные тоже участвуют в выступлении, дополняя и высказывая свои точки зрения.
Группа так же проводит краткий анализ исторического источника. Каждый участник старается внести свою лепту в общую работу группы. Лидер группы при активной поддержке своей команды даёт исчерпывающий ответ на поставленную задачу. Учащиеся слушают объяснения учителя и с интересом рассматривают предложенные слайды. Группа так же проводит краткий анализ исторического источника. Каждый участник старается внести свою лепту в общую работу группы.
Лидер группы при активной поддержке своей команды даёт исчерпывающий ответ на поставленную задачу. |
7. Первичное закрепление материала | Чтобы более качественно закрепить полученные сегодня на уроке знания по теме «Католицизм», возьмите, пожалуйста, листочки с таблицами: «Основные отличительные особенности католицизма», заполните их в группах, а затем мы вместе их проверим (слайд 35- 44). Как вы, ребята, считаете, справились ли вы с работой в таблице? Как бы вы сами оценили свою работу? Поставьте, пожалуйста, себе под таблицей такую оценку, какую вы, по вашему мнению, заслужили. | Обучающиеся заполняют предложенные каждому таблицы. Ребята проводят самооценку своей работы с таблицей. |
Решение поставленной в начале урока проблемы. | В начале урока перед вами была поставлена проблема: «Насколько глубоки расхождения православия и католицизма на сегодняшний день?» Исходя из материала урока, попытайтесь разрешить эту проблему на конкретных примерах католического вероучения . А теперь вернёмся к нашим понятиям, записанным на доске. Ещё в начале урока многие из этих слов вам ни о чём ни говорили. Что изменилось сейчас? Что, по вашему мнению, объединяет их? Дайте каждому краткое определение. Итак, начнём. Кто первый? | Используя данные заполненной таблицы обучающиеся активно высказываются о расхождениях двух христианских учений. В итоге приходят к выводу, что расхождения с т.з. религии очень большие и это главное их взаимное неприя- тие и непонимание. Учащиеся активно работают над объяснением теперь уже понятных для них терминов и понятий. |
8. Домашнее задание. | На «3» - уметь рассказать об основных отличительных особенностях католицизма; на «4» - дать развёрнутые ответы с использованием дополнительного материала по пройденной теме; на «5» - опережающее задание: подготовить сообщения на тему «Католические ордена монахов». | Ребята записывают домашнее задание в дневники. |
9. Рекомендуемые материалы. | Для подготовки домашнего задания рекомендуется использовать литературу, представленную на стенде в классе. А также: (45 слайд ) История религии: в 2 – х томах. М. – 2002. История религий в России. – М. 2004. Кроме печатных изданий можно к соответствующим сайтам в сети Интернет: Донини, А. У истоков христианства: (от зарождения до Юстиниана) rumagic.com›ru_zar/religion_rel/donini/0/ Мень, А.В. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: лекции и беседы. gumer.info›bogoslov_Buks/bogoslov/Men/_Index.php Курбатов, Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь froyanov.csu.ru›bibl/Kurbatov_Frolov…1988.shtml | Учащиеся, которых заинтересовала данная тема, записывают в тетради рекомендуемые источники. |
10. Итог урока | А теперь, давайте подведём итог нашего урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Мы провели сегодня с вами большую работу по теме «Католицизм». Вы работали индивидуально, в парах, группами. Оценивали себя и друг друга, занимались исследовательской деятельностью. Всё это способствовало получению вами новых знаний, развитию коммуникативности, собственной значимости и стремлению к самосовершенствованию. Вы все работали в меру своих сил, молодцы. Урок окончен. Всем спасибо. | Учащиеся говорят о теме урока, понятиях, расколе христианства. |
Источники и литература по курсу
Источники
Библия: Ветхий Завет: Бытие, Исход, Книга Иова, Притчи Соломона, Книга Екклесиаста, Песнь песней Соломона; Новый Завет: Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Откровения ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Учебники, учебные пособия
Введение в общее религиоведение. – М., 2001.
Галицкая, И.А. новые религиозные культуры и школа: пособие для руководителей образования и учителей / И.А. Галицкая, И.В. Метлик – М., 2001.
Гараджа, В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа. http://www.redov.ru/religiovedenie/religievedenie/p1.php
Елисеев, Г.А. История религий: 10 – 11 классы. do.gendocs.ru›docs/index-236061.html?page=2
Закон Божий. – н. Новгород. 2003. История религии: в 2 – х томах. М. – 2002. История религий в России. – М. 2004.
История религии: лекции, прочитанные в Санкт – Петербургском университете yanko.lib.ru›ann/hist_relig-a.htm
Радугин, А.А. Введение в религиоведение / А.А. Радугин. – М., 2001.
Литература по темам
Тема 7. Католицизм
Донини, А. У истоков христианства: (от зарождения до Юстиниана) rumagic.com›ru_zar/religion_rel/donini/0/
Мень, А.В. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: лекции и беседы. gumer.info›bogoslov_Buks/bogoslov/Men/_Index.php
Курбатов, Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь froyanov.csu.ru›bibl/Kurbatov_Frolov…1988.shtml
Справочники и словари
Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах. rutracker.org›forum/viewtopic.php…
Новые религиозные культуры, движения и организации в России: словарь – справочник . lib.ru›HRISTIAN/spiski.txt
Религиозные традиции мира: в 2-х томах. biblioteka.cc›index.php?newsid=142215
Религия, свобода совести, государственно – церковные отношения в России: справочник. lib.eparhia-saratov.ru›books/noauthor/destruction…[3]
[1] Экспериментальная прогр.и тематич. планирование 8-9 кл. общеобр. учр., Н.Н. 2015., с.9.
[2] Экспериментальная прогр.и тематич. планирование 8-9 кл. общеобр. учр., Н.Н. 2015., с.9.
[3] Экспериментальная прогр.и тематич. планирование 8-9 кл. общеобр. учр., Н.Н. 2015., с.14-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Религии России. Проверочная работа по теме"Иудаизм"(8кл)
Данный материал можно использовать для повторения или контроля знаний учащихся по курсу"Религии России" в 8 классе. Представлен несколькими вариантами и содержит вопросы, охватывающие весь раздел"Иуда...
Религии России- 8 класс. Проверочная работа по теме "Буддизм"
Проверочная работа проводится после изучения темы "Буддизм". Она состоит из 4 вариантов, в каждом из которых по 3 задания : дать развернутый ответ на вопрос, дать краткий ответ с указанием дат и терми...
Религии России. Проверочная работа №1 по теме"Ислам"(9кл)
Работа состоит из 4 вариантов по 3 задания в каждом. Проверяются знания учащихся об исламе от его истоков до священных кних мусульман....
Урок по предмету Религии России
Использовался в качестве курсовой работы....
презентация по религии России
Презентация по теме "Мусульманские обряды (культ)"...
Рабочая программа по предмету "Религии России"
Рабочая программа курса "Религии России" (8-9 классы) составлена на основании авторской программы курса «Религии России» В.А.Сомов, В.К.Романовский, Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2010 г....
Контрольный тест по теме "Иудаизм" Религии России, 8 класс
Тест по теме Иудаизм 8 класс...