Урок по предмету Религии России
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Использовался в качестве курсовой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородский институт развития образования

кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Разработка урока.

Обобщающее повторение по теме:

"Религия в жизни человека".

                                                        Подготовила и разработала:

                                                            Яковлева Наталья Владимировна

                                                         МОУ средняя общеобразовательная                                                              школа № 124 г. Н. Новгорода

                                                        Автозаводского района.

Нижний Новгород, 2009 г.

-2-

Тема: Обобщающее повторение по теме:"Религия в жизни человека".

Тип урока: обобщающий урок.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:" Религия в жизни человека".

Задачи урока: 1) Образовательные:

                                                - закрепление понятийного аппарата;

                                                - систематизация знаний по вопросу" основные функции                                                   религии";

                                                - активизация познавательной деятельности учащихся в                                                   ходе работы в группах.

                       2) Развивающие:

                                                - целенаправленная ориентировка учащихся на                                                           восприятие и коллективное решение поставленных                                                           задач;

                                                - продолжение работы по формированию у учащихся                                                  умений и навыков самооценки и взаимной оценки.

                       3) Воспитательные:- продолжение работы по повышению интереса к                                                            изучаемому курсу;

                                                 - формирование у учащихся доброго отношения друг к                                                    другу в ходе оказания взаимной помощи на разных                                                    этапах урока.

Оборудование: оценочные листы, карточки лото, карточки с текстами заданий, классная                        доска.

Структура урока: 1. Орг. момент- 1 минута.

                           2. Сообщение темы и задач урока- 2 минуты.

                           3. Фронтальная беседа- 2 минуты.

                           4. Игра в лото- 10 минут.

                           5. Домашнее задание- 10 минут.

                           6. Взаимная оценка- 3 минута.

                           7. Работа с текстом и его обсуждение- 15 минут.

                           8. Подведение итогов урока- 2 минуты.

-3-

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность и предполагаемые ответы учеников.

Время

1. Орг. момент.

Взаимное приветствие. Создание благоприятной психологической атмосферы для работы на уроке.

Учащиеся рассаживаются по группам( 4 группы по 5,6 человек). Деление на группы происходило на предыдущем уроке.

1 мин.

2. Постановка задач.

Ребята, сегодня на уроке нам с вами предстоит в ходе работы в группах повторить все то, что мы изучили по теме:" Религия в жизни человека".  

Мы с вами поиграем в лото, по работаем с текстами, рассмотрим точки зрения разных авторов.

 Итогом вашей работы станет

заполнение оценочного листа.

Оценку за работу на сегодняшнем уроке получит каждый. Она будет зависеть от работы всей группы. Обратите внимание на 1 тип задания в оценочном листе. Здесь каждая группа проставляет баллы в зависимости от количества устных правильных ответов.

Учащиеся слушают, рассматривают оценочный лист.

           Оценочный лист:

ФИО:

Тип задания

Баллы и ответы

1. Устные ответы.

2. Лото.

3. Домашнее задание.

4. Работа с текстом

2 мин.

3. Основная часть.

Лото.

Отчет о домашнем задании.

Работа с текстом.

4. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте с вами вспомним, какие вопросы мы разбирали на уроках по данной теме. На этом этапе урока я рекомендую вам воспользоваться не только своими знаниями, но и записями в тетрадях.

                                               

                                                                                                                       

                                         

                                              -4-                              Молодцы ребята, мы с вами вспомнили основные вопросы темы. Поставьте баллы за устные ответы в оценочный лист.

                                                    Вы прекрасно понимаете, что   основой глубоких и прочных знаний является степень овладения понятийным аппаратом. Сейчас, играя в лото, мы с вами вспомним основные понятия изученные в данной теме. Придвиньте к себе карточки №1. Вы слушаете вопросы, отвечаете и если ваш ответ правильный, то закрываете квадратиками ответ. На данном этапе урока нельзя пользоваться тетрадями и советоваться между собой.

Вопросы:

- Что является ядром любой религии?

- В каких религиях выражена вера в единого Бога?

- В каких религиях выражена вера во многих Богов?

- Ныне существующие религии, которые влияют на сознание и поведение групп людей в современном мире?

- Особенности, специфические черты жизни общества, которые порождают у людей религиозные чувства и способствуют появлению

 религии?

- Система принципов, взглядов,  идеалов и убеждений, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения?                                     

                                              -5-

- Один из компонентов

  религии, включающий религиозную идеологию и религиозную психологию?

- Совокупность систематизированных идей, объясняющих смысл жизни человека, природу и общество, а также сверхъестественные силы, которые считаются священными?

-Синтез религиозных чувств, образов, представлений, настроений, видений и т.д.?

- Религиозная деятельность: молитвы, посты, праздники, обряды и т.д.?

- Психологическая разрядка, очищение?

- Религиозное таинство в католической и православной церкви?

- Состояние отрешенности от внешних обстоятельств и собственных переживаний?

- Узаконивающая функция религии?

- Объединяющая функция религии?

- Функция религии, благодаря которой люди находят пути спасения от несовершенства земного существования?

Ребята, мы с вами ответили на все вопросы. Сейчас проставьте баллы в оценочный лист.

Как вы думаете, какой термин должен был войти в карточки лото, но не вошел?

Что такое религия?

                                             

                                               

                                               -6-

Ребята, каждая группа получила домашнее задание  вспомнить характеристику основных функций религии.

Они сегодня нам уже встречались в лото. Сейчас каждая из групп отчитается по домашнему заданию. Представители групп возьмите у меня карточку с определением функции.  Мы слушаем друг друга, дополняем, задаем вопросы.

                                             

А сейчас передайте оценочные листы другой группе и оцените домашнюю подготовку друг друга.

На уроках мы с вами уже обсуждали вопрос о различии религиозной и не религиозной веры. Сейчас я предлагаю вам на основе уже полученных знаний и текстов, которые лежат перед вами ответить на вопросы записанные на доске:

- Чем отличается религиозная вера от не религиозной?

- В чем разница между верой и неверием?

На обсуждение в группах вам дается 10 минут, а затем мы обменяемся мнениями.

Краткие ответы вы должны записать в оценочном листе.

                                              -7-

Ребята сегодня на уроке мы с вами хорошо поработали. Как я и говорила в начале урока оценку получит каждый . Сдайте мне, пожалуйста, оценочные листы.

Домашнего задания я вам сегодня не задаю.  

Учащиеся отвечают:

- что такое религия;

- главный признак религии;

- причины возникновения религии;

- структура религии;

- функции религии;

- виды религиозных организаций.

                                                             

                                                               

Учащиеся проставляют баллы.

Карточка № 1( 1 группа):

Вера

Мировоззрение

Живые религии

Религиозное сознание

Карточка № 1( 2 группа):

Монотеистические религии

Исповедь

Религиозная идеология

Интеграционная функция

Карточка № 1( 3 группа):

Политеистические религии

Катарсис

Религиозная психология

Легитимирую-щая функция

Карточка № 1( 4 группа):

Социальные корни религии

Религиозный культ

Медитация

Компенсирую-щая функция

Учащиеся отвечают на вопросы, закрывают карточки.

Учащиеся проставляют баллы.

Учащиеся называют термин "религия".

- вера в Бога;

- вера в сверхъестественное;

- одна из форм общественного сознания;

- совокупность обрядово-культовых действий.

Учащиеся раскрывают мировоззренческую, интеграционную, легитимирующую,      компенсирующую функцию религии. Идет совместное обсуждение регулирующей функции.

1 группа передает оценочный лист 2 группе, 2-3, 3-4, 4-1.

Учащимся предлагается отрывок из работы Франка С.Л. С нами Бог. Париж, 1964. С. 63.( Хрестоматия по экспериментальному курсу...    С. 6).

В ходе обсуждения учащиеся отмечают, что религиозная вера включает в себя:

- убежденность в существовании сверхъестественного;

- веру человека в возможность общения с Богом;

- положительное отношение к Богу иконе и т.д.

Не религиозная вера также предполагает положительное отношение к предмету веры. Ученый верит в свою гипотезу. Ученый верит в свою идею и т.д.

Не религиозной вере не присуща убежденность в существовании сверхъестественного.

Учащиеся отмечают, что нельзя противопоставлять религию и науку, так как есть общая цель- познание мира, отличаются пути познания.

Учащиеся сдают оценочные листы.

2 мин.

10 мин.

10 мин.

3 мин.

20

мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "История России"

Эпиграф к уроку:«Помни войну!»Вице – адмирал С.О. Макаровучастник русско-японской войны Тема урока:               «Памяти рус...

Рабочая программа по предмету "Религии России"

Рабочая программа курса "Религии России" (8-9 классы) составлена на основании  авторской программы курса «Религии России» В.А.Сомов, В.К.Романовский, Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2010 г....

Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.»

Цель: определить основные направления внешней политики России в 1813-1825 г.г.Задачи:Личностные:-  воспитать чувство само- и взаимоуважения;- развивать сотрудничество при работе в парах, группах...

Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Отечественная война 1812 года»

Цель: формирование представления об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожерт...

урок из курса "Религии России"

Урок может быть полезен при изучении темы "Религия в жизни человека. Что такое религия?" в курсе "Обществознание", 8 класс...

Преподавание предмета "Религии России"

Цели курса "Религии России"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по предметам "История России" и "Французский язык" для 8 класса на тему: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»

Задачи урока: образовательные: познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года; дать сравнительный анализ военных планов сторон; научить чтению и анализу карт военных действий; по...