Урок по предмету Религии России
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Нижегородский институт развития образования
кафедра истории и обществоведческих дисциплин
Разработка урока.
Обобщающее повторение по теме:
"Религия в жизни человека".
Подготовила и разработала:
Яковлева Наталья Владимировна
МОУ средняя общеобразовательная школа № 124 г. Н. Новгорода
Автозаводского района.
Нижний Новгород, 2009 г.
-2-
Тема: Обобщающее повторение по теме:"Религия в жизни человека".
Тип урока: обобщающий урок.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:" Религия в жизни человека".
Задачи урока: 1) Образовательные:
- закрепление понятийного аппарата;
- систематизация знаний по вопросу" основные функции религии";
- активизация познавательной деятельности учащихся в ходе работы в группах.
2) Развивающие:
- целенаправленная ориентировка учащихся на восприятие и коллективное решение поставленных задач;
- продолжение работы по формированию у учащихся умений и навыков самооценки и взаимной оценки.
3) Воспитательные:- продолжение работы по повышению интереса к изучаемому курсу;
- формирование у учащихся доброго отношения друг к другу в ходе оказания взаимной помощи на разных этапах урока.
Оборудование: оценочные листы, карточки лото, карточки с текстами заданий, классная доска.
Структура урока: 1. Орг. момент- 1 минута.
2. Сообщение темы и задач урока- 2 минуты.
3. Фронтальная беседа- 2 минуты.
4. Игра в лото- 10 минут.
5. Домашнее задание- 10 минут.
6. Взаимная оценка- 3 минута.
7. Работа с текстом и его обсуждение- 15 минут.
8. Подведение итогов урока- 2 минуты.
-3-
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность и предполагаемые ответы учеников. | Время |
1. Орг. момент. | Взаимное приветствие. Создание благоприятной психологической атмосферы для работы на уроке. | Учащиеся рассаживаются по группам( 4 группы по 5,6 человек). Деление на группы происходило на предыдущем уроке. | 1 мин. |
2. Постановка задач. | Ребята, сегодня на уроке нам с вами предстоит в ходе работы в группах повторить все то, что мы изучили по теме:" Религия в жизни человека". Мы с вами поиграем в лото, по работаем с текстами, рассмотрим точки зрения разных авторов. Итогом вашей работы станет заполнение оценочного листа. Оценку за работу на сегодняшнем уроке получит каждый. Она будет зависеть от работы всей группы. Обратите внимание на 1 тип задания в оценочном листе. Здесь каждая группа проставляет баллы в зависимости от количества устных правильных ответов. | Учащиеся слушают, рассматривают оценочный лист. Оценочный лист: ФИО: Тип задания Баллы и ответы 1. Устные ответы. 2. Лото. 3. Домашнее задание. 4. Работа с текстом | 2 мин. |
3. Основная часть. Лото. Отчет о домашнем задании. Работа с текстом. 4. Подведение итогов урока. | Ребята, давайте с вами вспомним, какие вопросы мы разбирали на уроках по данной теме. На этом этапе урока я рекомендую вам воспользоваться не только своими знаниями, но и записями в тетрадях.
-4- Молодцы ребята, мы с вами вспомнили основные вопросы темы. Поставьте баллы за устные ответы в оценочный лист. Вы прекрасно понимаете, что основой глубоких и прочных знаний является степень овладения понятийным аппаратом. Сейчас, играя в лото, мы с вами вспомним основные понятия изученные в данной теме. Придвиньте к себе карточки №1. Вы слушаете вопросы, отвечаете и если ваш ответ правильный, то закрываете квадратиками ответ. На данном этапе урока нельзя пользоваться тетрадями и советоваться между собой. Вопросы: - Что является ядром любой религии? - В каких религиях выражена вера в единого Бога? - В каких религиях выражена вера во многих Богов? - Ныне существующие религии, которые влияют на сознание и поведение групп людей в современном мире? - Особенности, специфические черты жизни общества, которые порождают у людей религиозные чувства и способствуют появлению религии? - Система принципов, взглядов, идеалов и убеждений, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения? -5- - Один из компонентов религии, включающий религиозную идеологию и религиозную психологию? - Совокупность систематизированных идей, объясняющих смысл жизни человека, природу и общество, а также сверхъестественные силы, которые считаются священными? -Синтез религиозных чувств, образов, представлений, настроений, видений и т.д.? - Религиозная деятельность: молитвы, посты, праздники, обряды и т.д.? - Психологическая разрядка, очищение? - Религиозное таинство в католической и православной церкви? - Состояние отрешенности от внешних обстоятельств и собственных переживаний? - Узаконивающая функция религии? - Объединяющая функция религии? - Функция религии, благодаря которой люди находят пути спасения от несовершенства земного существования? Ребята, мы с вами ответили на все вопросы. Сейчас проставьте баллы в оценочный лист. Как вы думаете, какой термин должен был войти в карточки лото, но не вошел? Что такое религия?
-6- Ребята, каждая группа получила домашнее задание вспомнить характеристику основных функций религии. Они сегодня нам уже встречались в лото. Сейчас каждая из групп отчитается по домашнему заданию. Представители групп возьмите у меня карточку с определением функции. Мы слушаем друг друга, дополняем, задаем вопросы.
А сейчас передайте оценочные листы другой группе и оцените домашнюю подготовку друг друга. На уроках мы с вами уже обсуждали вопрос о различии религиозной и не религиозной веры. Сейчас я предлагаю вам на основе уже полученных знаний и текстов, которые лежат перед вами ответить на вопросы записанные на доске: - Чем отличается религиозная вера от не религиозной? - В чем разница между верой и неверием? На обсуждение в группах вам дается 10 минут, а затем мы обменяемся мнениями. Краткие ответы вы должны записать в оценочном листе. -7- Ребята сегодня на уроке мы с вами хорошо поработали. Как я и говорила в начале урока оценку получит каждый . Сдайте мне, пожалуйста, оценочные листы. Домашнего задания я вам сегодня не задаю. | Учащиеся отвечают: - что такое религия; - главный признак религии; - причины возникновения религии; - структура религии; - функции религии; - виды религиозных организаций.
Учащиеся проставляют баллы. Карточка № 1( 1 группа): Вера Мировоззрение Живые религии Религиозное сознание Карточка № 1( 2 группа): Монотеистические религии Исповедь Религиозная идеология Интеграционная функция Карточка № 1( 3 группа): Политеистические религии Катарсис Религиозная психология Легитимирую-щая функция Карточка № 1( 4 группа): Социальные корни религии Религиозный культ Медитация Компенсирую-щая функция Учащиеся отвечают на вопросы, закрывают карточки. Учащиеся проставляют баллы. Учащиеся называют термин "религия". - вера в Бога; - вера в сверхъестественное; - одна из форм общественного сознания; - совокупность обрядово-культовых действий. Учащиеся раскрывают мировоззренческую, интеграционную, легитимирующую, компенсирующую функцию религии. Идет совместное обсуждение регулирующей функции. 1 группа передает оценочный лист 2 группе, 2-3, 3-4, 4-1. Учащимся предлагается отрывок из работы Франка С.Л. С нами Бог. Париж, 1964. С. 63.( Хрестоматия по экспериментальному курсу... С. 6). В ходе обсуждения учащиеся отмечают, что религиозная вера включает в себя: - убежденность в существовании сверхъестественного; - веру человека в возможность общения с Богом; - положительное отношение к Богу иконе и т.д. Не религиозная вера также предполагает положительное отношение к предмету веры. Ученый верит в свою гипотезу. Ученый верит в свою идею и т.д. Не религиозной вере не присуща убежденность в существовании сверхъестественного. Учащиеся отмечают, что нельзя противопоставлять религию и науку, так как есть общая цель- познание мира, отличаются пути познания. Учащиеся сдают оценочные листы. | 2 мин. 10 мин. 10 мин. 3 мин. 20 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по предмету "История России"
Эпиграф к уроку:«Помни войну!»Вице – адмирал С.О. Макаровучастник русско-японской войны Тема урока: «Памяти рус...
Рабочая программа по предмету "Религии России"
Рабочая программа курса "Религии России" (8-9 классы) составлена на основании авторской программы курса «Религии России» В.А.Сомов, В.К.Романовский, Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2010 г....
Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.»
Цель: определить основные направления внешней политики России в 1813-1825 г.г.Задачи:Личностные:- воспитать чувство само- и взаимоуважения;- развивать сотрудничество при работе в парах, группах...
Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Отечественная война 1812 года»
Цель: формирование представления об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожерт...
урок из курса "Религии России"
Урок может быть полезен при изучении темы "Религия в жизни человека. Что такое религия?" в курсе "Обществознание", 8 класс...
Преподавание предмета "Религии России"
Цели курса "Религии России"...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по предметам "История России" и "Французский язык" для 8 класса на тему: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»
Задачи урока: образовательные: познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года; дать сравнительный анализ военных планов сторон; научить чтению и анализу карт военных действий; по...