«Общественное движение в годы правления Николая 1».
методическая разработка по истории (8 класс)

Рахмукова Елена Сергеевна

Общественные движения в годы правления Николая 1. Охарактеризовать основные  направления цели изадачи данного движения. определить результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx248.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

По теме: «Общественное движение в годы правления Николая 1».

Класс 8.

Автор: Рахмукова Е.С. учитель истории.

Цель: показать исторические причины активизации общественного движения в 30—50-е гг. XIX в. и его особенности; охарактеризовать основные направления, цели и задачи участников консервативного, либерального и радикального движения; определить результативность общественного движения данного периода.

Персоналии: С. С. Уваров; Н. Г. Устрялов; М. П. Погодин; Т. Н. Грановский; С. М. Соловьёв; К. С. и И. С. Аксаковы; А. И. Герцен; Н. П. Огарёв; В. Г. Белинский; П. Я. Чаадаев.

Ключевые понятия: общественное движение; консерватизм; «православие, самодержавие, народность»; либерализм; революционеры; западники; славянофилы.

Основные даты: конец 20-х — начало 30-х гг. XIX в. — кружковый период общественного движения; конец 30-х — начало 40-х гг. XIX в. — формирование идеологии западничества и славянофильства; 40-е — начало 50-х гг. XIX в. — формирование революционного лагеря в общественном движении.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания (карточки).

3. Особенности общественного движения 30 – 50-х гг

2. Консервативное движение.

3. Либеральное движение.

4. Революционное движение.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Орг. момент (отмечаем отсутствующих)

 2. Проверка д/з с помощью карточек ( раздаем карточки для индивидуальной работы- выборочно).

Карточка №1

1) Русско-турецкая война состоялась в:

А) 1812 – 1814 гг. Б)1826 – 1829 гг.   В)1828 – 1829 гг.

2) Адрианопольский мирный договор был заключён :

А) в 1828 г. с Ираном               Б) в 1829 г. с Турцией

В) в 1831 г. с Польшей

3) Туркманчайский мирный договор был заключён:

 А) в 1828 г. с Ираном             Б) в 1829 г. с Турцией

В) в 1831 г. с Польшей

4) Причина обострения русско-английских отношений в 30-е гг.

А) Недовольство Англии установлением союзнических отношений между Россией и Турцией

Б) Недовольство Англии континентальной блокадой

В) Недовольство Англии подавлением польского восстания русскими войсками

Изучение новой темы.

3. Особенности общественного движения
30 – 50-х гг.

Проблемные вопросы  в начале изучения темы.

  • Какой исторический поворот переживала Россия в 30-50-е гг. XIX в.?
  • Какой вопрос стал главным в общественной жизни страны?
  • Какие особенности имело общественное движение в 30-50-е гг. XIX в.?

       Ответы на них в конце урока.

Запись таблицы в тетрадь:

http://istorikazov.ru/Rossia_8_klass/images/izo/Obshhestvennoe_dvizhenie_pri_Nikolae_1.jpg

СОСТАВЛЕНИЕ по П.13 ИНТЕЛЛЕКТ КАРТЫ.  Задание на весь урок.

Учитель: делит класс на 4 группы .

1 группа работает над вопросом: Консервативное движение.

2 группа работает над вопросом: Либеральное движение.

3 группа работает над вопросом: Революционное движение.

4 группа работает над вопросом: Особенности общественного движения 30 – 50-х гг .

Итоги работы групп показаны  на карте.

http://images.myshared.ru/5/413790/slide_8.jpg

Учитель подводит итоги работы и делает вывод: Главным итогом развития общественного движения 30-50 годов стало распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части общества и начали борьбу за преобразования.

 Ребята, Вы все сегодня хорошо поработали. Но мне бы хотелось, чтобы Вы сейчас сами себя оценили: насколько хорошо была усвоена новая тема, остались ли вопросы.

Учитель проводит саморефлексию. На выбор ученикам предоставлено 3 жетона с различным обозначением, где красный жетон означал – тема не понята; желтый жетон – тема понята, но есть проблемные вопросы, зеленый жетон – тема полностью понятна. Ученикам предлагается не озвучивать результат своей рефлексии, что способствует более адекватному самооцениванию. Так же необходимо акцентировано внимание на том, что у учеников есть возможность обратиться в индивидуальном порядке к учителю, если у них остались какие-либо вопросы, или хотелось бы спросить какой-то совет.

Домашнее задание

- изучить П.13 и подготовить доклад-презентацию о жизненном пути и идеологических воззрениях А.И. Герцена.

Дополнительные материалы к уроку

I. Кружок братьев Критских

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских. Следственные материалы свидетельствуют о 6 членах кружка и 13 «прикосновенных» - студентов, мелких чиновников и даже одного юнкера. Основными темами бесед в кружке были «любовь к отечеству» и судьба декабристов, осуждение крепостного права и сурового режима, царившего в армии.

Участники кружка строили планы широкой антиправительственной пропаганды, Были предложения выпустить прокламацию, которую предполагалось в день кори-нации Николая I положить у памятника Минину и Пожарскому на Красной .пловИ ди, а самому монументу «прилепить изображение казненных государственных пр1 ступников» (декабристов). Перед самой коронацией Николая f участники кружке были арестованы. Николай приказал членов кружка заключить в Шлиссельбургскую крепость и в тюрьму Соловецкого монастыря, а «прикосновенных» выселить из Москвы и отдать под надзор полиции.

(История России XIXначала XXв. Учебник для исторических факультетов университетов. М„ 1998, С. 210-211.)

II. Герцен Александр Иванович

Герцен А. И. (1812-1870) - писатель, публицист, философ. Сын родовитого московского барина И. Я. Яковлева. Свое духовное рождение Герцен связывал с восстанием декабристов. Спустя много лет он так вспоминал об этом событии в своих знаменитых мемуарах «Былое и думы»: «Рассказы о возмущении, о суде, ужас в Москве сильно поразили меня; мне открывался новый мир, который становился больше и больше средоточием всего нравственного существования моего; не знаю, как это сделалось, но, мало понимая или очень смутно, в чем дело, я чувствовал, что я не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи. Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души. <...> Филарет благодарил бога за убийства <,..> Никогда виселицы не имели такого торжества <...>

Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и, тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я кдялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками».

В 1823 г. происходит его знакомство с Николаем Платоновичем Огаревым (1813-1877), в последствие известным поэтом и публицистом, ставшим верным другом и соратником Герцена. Крепкая, трогательная дружба, зародившаяся в раннем отрочестве, связывала их на протяжении всей жизни. По истечении многих лет и" Герцен, и Огарев особо выделяли один из эпизодов своего детства, ставшего, по обоюдному признанию, началом их жизненного пути: «Раз после обеда отец мой собрался ехать за город. Огарев был у нас, он пригласил и его <...> В Лужниках мы переехали на лодке Москва-реку <...> Отец мой, как всегда, шел угрюмо и сгорбившись; возле него мелкими шажками семенил Карл Иванович, занимая его сплетнями I и болтовней. Мы ушли от них вперед и, далеко опередивши, взбежали на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах.

Запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы там, обтирал нот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать пашей жизнью на избранную нами борьбу <...>

С этого дня Воробьевы горы сделались для нас местом богомолья, и мы в год раз или два ходили туда, и всегда одни <...> Огарев  ...  писал мне потом (1833) из своей деревни: «...Напиши <...> как в этом месте (па Воробьевых горах) развилась история нашей жизни, то есть моей и твоей».

Друзья поступили в Московский университет, где в начале 1830-х годов ими был образован кружок единомышленников. Однако в 1834 г, кружок был раскрыт полицией, а его участники арестованы. Герцен был выслан в Пермь, затем в Вятку. В 1837 г. по ходатайству В. А. Жуковского он был переведен но Владимир на службу в канцелярию губернатора. А в 1839 г. освобожден от полицейского надзора. Огарев так же был арестован и по решению Николая I «за непозволительный образ мыслей» выслан в Пензенскую губернию (в имение отца). В 1839 г. получил разрешение жить в Москве. В 1847 г. Герцен эмигрировал за границу. За отказ вернуться в Россию в

 декабре 1850 г. Петербургский надворный суд вынес решение о лишении Герцена всех прав состояния и вечном изгнании из России. В 1852 г. он поселился в Лондоне, и в 1853 г. основал «Вольную русскую типографию», где издавал альманах «Полярная звезда», газету «Колокол». В 1856 г. навсегда покидает Россию и Огарев. Он  поселяется в Лондоне и участвует в работе «Вольной русской типографии».

Ш. Из «Записок» А. И. Кошелева о прениях славянофилов и западников

Кошелев Александр Иванович (1806-1883) - общественный деятель и публицист, близкий к славянофилам.

«Сообщая сведения об этом кружке (славянофилов - авт.), нельзя не упомянуть о июдях, более или менее принимавших участие в наших беседах, хотя они вовсе не разделяли наших общих убеждений. Такими были - Чаадаев, Грановский, Герцен, Н. >1). Павлов и некоторые другие умные и замечательные люди. Чаадаев охотно бывал на наших вечерних собраниях; но он особенно любил, чтобы его посещали по понедельникам утром. Тут происходили горячие богословские и исторические споры; Чаадаев постоянно доказывал превосходство католичества над прочими вероисповеданиями и неминуемое и близкое его над ними торжество. Не менее настойчиво Чаадаев утверждал, что русская история пуста и бессмысленна и что единственный путь спасения для нас есть безусловное и полнейшее приобщение к европейской цивилизации. Легко себе вообразить, что такие мнения не оставались без сильных возражений со стороны Хомякова, и споры были столь же жаркие, сколько и продолжительные. С Герценом прения были более философские и политические. Начинались они всегда очень дружелюбно и спокойно, но часто кончались настоящими словесными дуэлями: борцы горячились и расставались с неприятными чувствами друг против друга. Грановский, Н. Ф. Павлов и другие усердно поддерживали Герцена».

(Орлов А. С. и др., Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С, 251-252.)

IV. Кружок петрашевцев (из доклада следственной комиссии по делу

петрашевцев)

Буташевич-Петрашевский, еще с юношества заразившись либеральными понятиями, которые, по окончании в 1841 году университетского курса, в нем еще более укоренились от усвоенных им социальных и коммунистических идей, - под личиною общественных улучшений, путем мира и закона, - возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства. Для этой цели он употреблял различные средства: пытался посеять зловредные начала социальных систем в молодое поколение посредством учителей, сам развращал юные умы социальными книгами и беседами и, наконец, с 1845 года начал действовать уже в духе пропаганды и собирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, литераторов, студентов <...> и вообще лиц из разных сословий. На сходках сих происходили либеральные разговоры, читались секции и речи в духе социализма и коммунизма, нападали на религию и верование во все святое, осуждали наше государственное управление, <...> порицали правительственные лица и даже священную особу Вашего Императорского Величества <...>

... При следствии Петрашевский не только не скрывал желания полного и совершенного преобразования быта общественного в России, но явно сознавая себя фурьеристом и социалистом, объявил, что он желал стать во главе разумного движения в народе русском.

(Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т. II. С. 704-705.)

V. Н. В. Станкевич

Один из кружков, сложившихся в начале 1830-х в Московском университете наряду с кружками В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др. возглавлял кружок Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), который был известен как талантливый литератор, философ. Он был выходцем из семьи богатого воронежского помещика в 1830-34 гг. учился в Московском университете. В 1832 г. организовал литературно-философский кружок, членами которого в разное время были К. С. Аксаков М. А. Бакунин Т. Н. Грановский, В. П. Боткин и др. Члены кружка занимались преимущественно философией и литературой, чем отличались от других кружков социально-политической направленности. В то же время среди его членов были распространены критические по отношению к современному государству настроения Огромное значение Станкевич, подобно просветителям XVIII в., придавал приобщению людей народа к знаниям. Станкевич пользовался не только авторитетом но и теплой привязанностью и любовью у членов кружка. В 1837 г. из-за плохого здоровья Станкевич был вынужден уехать за границу для лечения, и кружок распался. В 1840 г. Станкевич умер в Италии от туберкулеза.

VI. П. Я. Чаадаев

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) происходил из дворянской семьи   в" 1811 г. окончил Московский университет, был участником Отечественной войны Бородинского сражения. Несколько лет был членом Северного общества но затем отдалился от него и на несколько лет (1823-1826) уехал за границу. Там он лично познакомился с Ф. Шеллингом, идеи которого существенно повлияли на мировоззрение Чаадаева. По возвращении в Россию Чаадаев несколько лет трудился над знаменитыми «Философическими письмами», в которых выразил свой взгляд на историю и судьбу России. Чаадаев выразил идеи о том, что, в отличие от европейских стран, Россия находится как бы на обочине истории. Она ничего не дала миру ничего не хочет заимствовать полезного и никак не участвует в общественном и культурном прогрессе. Народ же России находится в несчастном положении в сравнении с жителями европейских стран, виной чему во многом является крепостное право В «Философических письмах» Чаадаев делает вывод о том, что Россия не нашла своего места в истории, ибо не принадлежит ни западному, ни восточному миру  Вся история России - это история развития самодержавия и крепостничества  которые привели к гражданскому, экономическому и умственному застою в России  По его мысли, «Прошедшее России пусто, настоящее невыносимо, а будущего для нее вовсе нет». Еще одной причиной такого застоя России является ее приверженность православию, которое слишком оторвано ото всего земного, чтобы содействовать прогрессу. Единственным выходом для России является скорейшее и радикальное приобщение к культурным, гражданским и, наконец, религиозным ценностям запада ной цивилизации. В отличие от православия, католицизм с его заботой о мирской жизни является носителем прогрессивных начал. Первое из писем Чаадаева опубликованное в 1836 г., сразу же вызвало горячие споры в обществе. На власти оно произвело шокирующее впечатление. Чаадаев был посажен под домашний арест а затем официально объявлен сумасшедшим. Публиковать свои произведения ему'было запрещено. Славянофилы полностью не приняли взгляда Чаадаева. Западники  согласные со многими оценками, также не могли Припять столь однозначного и пессимистического вывода автора «Философических писем». Его обвиняли в полном отсутствии патриотизма. Впоследствии и сам Чаадаев признал свою неполную правоту и переменил свой столь мрачный взгляд на Россию. В 1837 г. он написал «Апологию сумасшедшего», в которой писал, что России еще суждено своей историей дать миру ответ на многие мучительные вопросы современности, тем самым признав будущее за Россией и ее народом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Россия в годы правления Николая I"

Данные КИМы соответствуют требованиям школьной программы по истории. В конце работы даны ключи к тестам...

Общественное движение в годы правления Николая I

Презентайия по истории России 8 класс...

Российская империя в годы правления Николая I. Внешняя политика.

Презентация к уроку правление  Николая 1, расчитана на 2 часа...

конспект урока истории в 8классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"

конспект урока истории в 8 классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"...

15_02_история_8класс_Общественное движение в годы правления Николая I

15_02_история_8класс_Общественное движение в годы правления Николая I...

«Общественное движение в годы правления Николая I»

Познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников, консерваторов....

Общественное движение в годы правления Николая I

Общественное движение в годы правления Николая I....