Живая память
методическая разработка по истории (9 класс)
У каждого поколения воинов есть своя память о войне, это память о тех боевых друзьях, с которыми делили краюху хлеба, память о тех, кто уже никогда не вернется. У Афгана - тоже своя Память. Афганистан в истории страны тяжёлая, кровавая страница
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30_letie_vyvoda.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фильм «Афганистан. Всем, кто был за рекой, посвящается»
1Вед. Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас и надеемся, что сегодняшняя встреча останется в Ваших сердцах.
2Вед. Наша встреча проходит накануне тридцатилетия вывода советских войск из Афганистана, и пусть эта встреча будет памятью всем выполнявшим свой интернациональный долг в Афганистане, Чечне и других горячих точках.
1Вед. Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках».
2Вед. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.
1Вед.: Сегодня день такой настал:
Сказать хотелось очень
О тех, кто был в Афганистан
Заброшен давней ночью.
О тех, кто долг свой исполнял
В совсем чужой стране,
Кто власть чужую защищал
И канул на войне.
О тех, кто выжил и живет
С израненной судьбой.
Пусть Бог им счастье принесет
И душам даст покой.
2Вед. У каждого поколения воинов есть своя память о войне, это память о тех боевых друзьях, с которыми делили краюху хлеба, память о тех, кто уже никогда не вернется. У Афгана - тоже своя Память. Афганистан в истории страны тяжёлая, кровавая страница.
3Вед .:Есть в истории бывшего Советского Союза, а теперь в истории нашего государства, известные всем даты: 25 декабря 1979 года и 15 февраля 1989 года. Две памятные даты.
4Вед Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.
3Вед 1979 год. В Афганистане победила Апрельская революция. Был создан новый национально – прогрессивный строй, привлечены широкие народные массы на сторону революции, проведены преобразования в интересах народа.
4Вед Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление, реакционные остатки старого режима развернули борьбу против революционного строя. Новое государство обратилось к правительству бывшего СССР с просьбой об оказании политической помощи, включая военную поддержку.
3Вед1979год. Холодный декабрь. По радио и телевидению с утра до вечера передают сообщения о том, что, согласно договорённости между двумя странами, по просьбе правительства дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка и демократии вводится ограниченный контингент советских войск.
4Вед: 25 декабря. С 15.00 начался ввод соединений и частей 40-й Армии в ДРА по трем направлениям: через Кушку, Термез и Хорог. 103-я воздушно-десантная дивизия перебрасывалась военно-транспортной авиацией на аэродромы Кабула, Баграма и частично Кандагара. В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле. На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска, как гарант стабильности и спокойствия в этой стране. Так началась военная акция, которая и сегодня остаётся болью сердца для многих.
3Вед Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
1чт.Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем ни строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески
И сапогами скалы будем мерить.
В горах у нас один закон, один завет:
Коли-руби душманского бродягу.
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь получишь за отвагу…
Всего лишь час до вылета нам дан.
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
1Вед.А тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись... И вдруг... Эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война.
2чт. Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
В ночь подруги им судьбу гадали.
Нагадали тысячу путей.
И выпала всем дальняя дорога
В чужую неизвестную страну.
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
И не нашлось другой судьбы у Бога,
Чем эта - через страшную войну!
Им пришлось испить ее до края,
И, обманув в письме отца и мать,
Мол, не на бой - «по делу» вылетаем
В жестокой сече к смерти привыкать.
За землю предков дрались там душманы,
А мы за что? Никто не даст ответ.
2Вед.Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война. Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней.
1ВедТак уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это "выполнением интернационального долга". А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии.
2Вед.Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины, оказывают помощь дружественному народу, солдаты выполняли свой долг.
1Вед.Там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
2Вед. А вдалеке у них остались Родина, родной город, село, дом, матери, жены, дети. Многое не успели - жизнь-то только начиналась.
3Вед.Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные "чёрные тюльпаны", как их называли груз 200, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких...
4Вед: А что такое «чёрный тюльпан»? Так называли самолёты, которые таскали через перевалы свой тягостный груз - погибших солдат, унося их тела на родину, чтобы родные смогли оплакать и проститься с ними в последний раз. Армия теряла людей на дорогах, на минных полях, в госпиталях. Но, подчиняясь приказу, она продолжала выполнять приказы.
3Вед. Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире, больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
4Вед.Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.
3Вед: Народная мудрость утверждает: Не купишь ни за какие деньги, не отдолжишь, не возьмешь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек – это наша мать. Приходилось слышать: “Да, нам довелось служить на афганской земле, нам приходилось трудно. Но наши трудности несравнимы с теми, которые выпали на долю наших матерей”. И это действительно так.
4Вед. Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: “До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад”.
3Вед: 5.462.555 человек прошли через Афганистан;
13.833 человека убиты или умерли от ран и болезней
49.985 человек получили различные ранения
6.669 человек стали инвалидами
4Вед. За мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий в Афганистане, орденами и медалями СССР были награждены свыше 200 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих (в том числе около 11 тысяч посмертно).
3Вед. Проблема человеческих взаимоотношений всегда актуальна, особенно на войне. И все те, кто был там – это герои, в большей или меньшей степени. Но есть и такие герои, которые получили это звание посмертно.
3Чт. Уже идет, которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти,
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых много смерти.
Пустыня огрызалась горячо,
В песках, скрывая призрак каравана,
Всё было, всё осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
Война свои «подарки» раздала –
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала догола,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть двадцать или тридцать лет пройдёт.
И время врачевать умеет раны.
Давайте помнить тех, кто не придёт.
Нельзя нам забывать Афганистана.
О погибших
1Вед.: Человеческая память недолговечна, а неумолимое время стирает с земли следы той далекой войны. Войны, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи, стали калеками. Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана и Чечни. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они "Мама, я жив...". Им было по 18-20 лет. Сегодня им бы выращивать хлеб, строить дома, учиться, но этого не суждено было увидеть. Нам дорога память о них. Эти парни выполнили свой долг. За нами, живыми, - долг памяти о тех, кто вернулся в "черном тюльпане", чтобы лечь навечно на сельском погосте. Долг сострадания и помощи перед их матерями, родителями. Долг помощи тем, у кого изранены тело и душа. Будем помнить об этом.
2Вед. Сегодня мы преклоняем голову перед памятью павших. Этот день для нас символ мужества, величия и силы духа поколения, родившегося после Великой Отечественной войны.
Песня «Зажгите свечи». Зажигаются свечи и выходят вперед.
4чт.Минута молчанья - это много иль мало
За тех, кого рядом уж больше не стало?
За тех, чья судьба оборвалась так круто…
Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Вдали отгремела война.
Минута молчанья,
Погибших мальчишек
Чтит в эту минуту страна.
Им много не надо,
Лишь память да верность
Да летом букетик цветов.
Ненужными стали
Им льготы и слава.
И каменный блеск орденов.
Пусть стали гранитом
Их светлые души.
Что прячет холодный гранит?
Минута молчанья,
Как белая птица,
Над миром притихшим летит.
Так встаньте же, люди,
Они заслужили, чтоб их вспоминали порой
Почтим их, Минутой молчанья одной!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
3Вед. Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года, в соответствии с заключёнными в апреле Женевским соглашением. Советский Союз обязался вывести свои войска до 15 февраля следующего года. Операция по выводу войск постоянно подвергалась атакам со стороны душманов.15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
В действительности на территории Афганистана оставались как советские военнослужащие, попавшие в плен, так и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск.
4Вед: 15 февраля 2019 г. исполняется 30 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал.
3Вед. Сегодня на нашей встрече присутствуют воины-интернационалисты, наши земляки-выпускники нашей школы Железников Валерий Иванович, Есипов Евгений Александрович, а также воины – интернационалисты, проживающие на территории нашего села – это Дюдин Николай Владимирович и председатель Хворостянакого отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», участник боевых действий на Северном Кавказе Челнаков Сергей Александрович. Все они прошли Афганистан в разное время, в разных званиях, на разных должностях. Они были совсем разные, до того, как служили в Афганистане. Но что-то теперь незримое их объединяет так, как не могут соединить даже самые родственные узы. И когда они вернулись, вели себя одинаково: вспоминали, горевали, сожалели, плакали, скучали, думали. Они с честью вынесли эти тяжелые испытания, выпавшие на их долю в мирное для страны время.
4Вед. Дорогие друзья! Мы рады, что вы сегодня пришли на встречу поколений! Спасибо вам за то, что вы вернулись живыми, продолжаете жить и работать. Пройдя дорогами войны, вы научились ценить жизнь, познали настоящую мужскую дружбу, научились самообладанию и выдержке! Вы с честью выполнили свой воинский долг!
Вам слово. Примерные вопросы:
- Сколько Вам было лет, когда Вы оказались в Афганистане?
- Как к этому известию отнеслась Ваша семья?
- Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?
- Как Вы думаете, сильно ли изменись наше поколение, способны ли на подвиг?
- Что вас потрясло в Афганистане больше всего?
- Как долго Вы были там?
- Что Вам дал Афганистан?
- Какое задание было самое трудное?
- Были ли у Вас ранения?
- Что Вы чувствуете спустя долгое время?
- Какое было Ваше главное оружие?
- Какие – то забавные истории происходили с Вами в Афганистане.
- В каком году вы закончили школу?
- Как вы попали в Афганистан?
Сейчас для вас споют песни и расскажут стихи учащиеся нашей школы.
1Вед: Чтобы ни говорили, чтобы ни думали, а вы сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ…
2Вед: Чтобы ни говорили, чтобы не думали, а вы знаете цену, мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери, вы честны перед совестью и святой памятью.
1Вед: Что бы ни говорили, а вы пройти сумели,
Все, что вам отмерила война,
И не зря сегодня вы надели
Ваши боевые ордена.
На висках, словно снег — седина,
Это вас помечала война.
И прошедшие двадцать пять лет
Не оттерли войны той след.
И становится след видней
По прошествии лет и дней.
Даже время, что лекарь ран,
Не залечит афганский шрам.
Но не стоит себя жалеть!
Стоит встретиться, стоит спеть,
Да наметить рубеж вдали,
Пока сердце еще болит.
Ведь движение — это жизнь!
Значит, двигайся и держись.
Ну, а что на висках седина —
Это вас отмечала война.
2Вед. Прошли годы и теперь говорят о ненужности этой войны. Но разве можно говорить это матерям, потерявшим своих мальчиков? И как объяснить это им, лежащим в земле, им – недолюбившим, недожившим? Возможно ли объяснить это тем, которые шли в бой, когда на их Родине был мир и спокойствие?
1Вед. Они хотели просто жить, так же, как и мы! Но Родина сказала надо! Они просто исполняли свой ДОЛГ!
Как рассказать о том, что было,
Как объяснить, чтобы поняли все,
Что мы войну ненавидим сильнее,
Что всё это было для нас не во сне?
2Вед.. Как объяснить глазами и песней,
Что это для нас не тоска, а беда,
Что вместе с осколками давит сердце
Это ненужная, но наша война.
3Вед: По-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
4Вед. Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
5чт. Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война.
Над планетой, под целым миром.
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города.
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете
Улыбались вместе со мной.
Вед.: Пусть не будет войн, разлук и горя.
Пусть покой и мир царят всегда!
Сохраните мир свой светлым, люди,
Пусть не плачут мамы никогда!
1Вед: Мы хотим, чтобы никогда, нигде на Земле не было войны. Чтобы руководство нашей страны не допускало решения конфликтов при помощи оружия. Мы должны ценить нашу страну и наш народ.
2Вед: Вот и подходит к концу наша встреча. Мы говорим большое спасибо всем тем, кто не жалея себя, встает на защиту нашей Родины, кто охраняет покой мирных граждан. Спасибо Вам за доблесть, спасибо за то, что пройдя через ад и смерть, через кровь и слёзы, вам удается сохранить человеческую доброту. А всем присутствующим мы говорим:
1Вед.: Перевернем истории страницу,
Затихнет вьюга тех горячих дней.
Кто был в Афганистане,
Пусть гордится,
Кто не бывал, об этом не жалей.
2Вед: Когда-нибудь время праведно рассудит и оценит те неоднозначные события и все поставит на свои места. Но, наша забота и цель в другом - не забыть о солдате, его верности воинской присяге, чести и мужестве, умении в самых сложных ситуациях не дрогнуть, проявить себя продолжателем славных боевых традиций отцов и дедов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль современной солдатской песни "Живая память"
Данный фестиваль проводится ежегодно в день памяти выпускника школы Рамиля Хузина, погибшего при выполнении воинского долга в Чечне. Фестиваль состоит из современных солдатских песен под гитару ...
Внеклассное мероприятие "Живая память"
День памяти воинов-интернационалистов"Живым бойцам почёт и честь, а мёртвым слава вечная"15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году советские войска покинули Аф...
Живая Память
Данное мероприятие посвящено светлой памяти выпускника нашей школы Рамиля Хузина, награжденного Орденом Мужества (посмертно)...
Урок мужества "Живая память"
Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...
Внеклассное мероприятие "Живая память"
Внеклассное мероприятие проводилось в рамках муниципального конкурса классных руководителей "Самый классный классный". Материал подготовлен об огнеборце Эдуарде Фомине- выпускнике нашей гимназии(бывше...
Тематическая линейка "Живая память"
Сценарий"Живая память" представляет собой тематическую линейу, переходящую в конференцию с воинами-интернационалистами накануне Дня вывой войск из Афганистана (15 февраля). В сценарии используют...