Историко-антропологический подход к изучению истории
статья по истории

Калугин Вадим Александрович

Статья знакомит с историко-антропологическим подходом к изучению истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriko-kulturnyy_podhod.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-антропологический подход к изучению истории

В основе описания исторического процесса рассматривается культура. Культура понимается «не только как совокупность высших достижений духа в сфере религии, философии, науки, искусства, литературы, но и как вся человеческая деятельность, в которую включены философия и кулинария, религия и землепользование, право и отношение к детям, и т.д., и т.п.». - Искровская Людмила Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.

Цицерон распространяет понятие «культура» на человека. Формирование человека, становление его как человека, в отличие от дикого зверя, предполагает неустанную, сознательную, направленную работу над самим собой, возделывание того, что заложено от природы.

Понятие «культура» у Цицерона пересекается с понятием «гуманизм» и сближает это понятие с понятием «образование» в самом широком смысле – как образования человеческой сущности. Римский мыслитель сравнивает поле и душу – как первое, человек в равной мере есть и творец культуры, и её творение – он становится человеком, лишь приобщаясь к культуре, сохраняя и приумножая, по возможности, развивая её.

 В рассуждениях этого древнеримского мыслителя и общественного деятеля прослеживается и другое важнейшее положение: в человеке следует с особой бережностью культивировать, взращивать то, что является его природной предрасположенностью, наиболее естественно для него (склонность к ремёслам, музыкальные способности и т.д.). Эта мысль особенно актуальна сегодня. Действительно, человек, подавляющий свою природу, насилующий себя в угоду призрачным, суетным, искусственным, порабощающим целям, ломает себя, свою душу, вредя при этом не только себе, но и всему обществу.

Тот путь, по которому пошло человечество и развитие цивилизации после античности, не способствовало реализации этого вполне естественного подхода. С развитием науки и техники человек западной культуры перестал ощущать себя частичкой природы, за которой необходимо следовать, учиться у неё, жить в гармонии с ней. Напротив, «культурный» человек возомнил себя её хозяином. «Знание – сила»- это утверждение Ф.Бэкона, обернулось в дальнейшем насилием над природой, подавлением её. Пагубность столь самонадеянной и безответственной позиции особенно сказывается в наши дни.

Возврат к Цицероновскому смыслу понятия «культура»  произошел лишь в эпоху Возрождения, вновь обратившую взоры к человеку и природе как к вершинам Божественного творения. Гуманисты даже считали, что человек  способен находиться в сотворчестве с Богом, продолжить его дело. Развиваемые последующими мыслителями представления культуры могут рассматриваться как взаимодополняющие:

  • Культура как просвещение, обеспечивающее культивирование способностей человека (Ф.Бэкон).
  • Культура как приобретённая способность ставить любые цели (И.Кант - 18 в.).
  • Культура как мир образования (Ф.Гегель).
  • Культура как восхождение к гуманизму (И.Г.Гердер).
  • Культура как сочетание действительности и идеала (Ф.Шиллер).
  • Культура как всеобщий труд человеческого духа (К.Маркс).
  • Культура как система ценностей (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

В 18-19 вв. сформировались 2 основные линии в разработке проблематики культуры. В первой из них культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, преодолевающих дикость и варварство (французские просветители), как эволюция духовности – морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающая прогресс человечества (немецкие философы и просветители).

Вторая же линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а скорее,  на её особенностях в различных типах общества. В данной линии культуры рассматривались как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (Риккерт, Кассирер, М.Вебер, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, А. Тойнби). В 20 в. это понятие было расширено включением в него богатства материального производства, а с другой стороны, - этнических обычаев, различных языков и символических систем, используя достижения антропологии, структурной лингвистики, семиотики, информатики, что привело к  представлению культуры как знаково-сeмиотической системы различных уровней (А. Белый, Ц. Тодоров, У. Эко, Ю. Лотман).

Таким образом, суммируя  все  определения культуры, можно определить её  как «процесс и результат созидательной деятельности человека». Непрерывным культурным процессом является образование. Неоспоримым уроком истории является то, что сохраняются и развиваются те народы, даже немногочисленные, которые сумели сохранить свою культуру – язык, литературу, музыку, традиции. В таких случаях им удаётся сохранить и свою государственность  даже во враждебном окружении могущественных соседей.

В одном ряду с понятием «культура» часто используется понятие «цивилизация».

Например, атомная бомба является порождением цивилизации, причем такой, которая  использует культурные достижения, научные, технические, эстетические для уничтожения людей, тех самых, что создают культуру, веками приумножая её достояние, готовое погибнуть в одночасье.

Удивительное пророчество сделал более столетия назад Ф.Ницше, великий знаток античной, немецкой, мировой культуры,  предсказав, что «в 20 в. пойдёт борьба за мировое господство, и пойдёт она  под знамёнами основоположников философских учений». По горькой иронии, именно Ницше фашисты провозгласили своим идейным учителем. А позже О. Шпенглер и Н.Бердяев предрекли: «Культура породила цивилизацию, которая её же и погубит».

Культурологический подход в истории есть изучение человека в истории и культуре, человечества вообще и человечности в человеке и обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Организационно-деятельностный подход в изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии.

Описание форм организации индивидуальной и коллективной игровой творческой познавательной деятельности на уроках истории древнего мира в 5 классе гимназии № 1515...

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

Методы использования компетентстного подхода при изучении истории и обществознания....

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в реш...

Методический материал "Компетентностный подход при изучении истории и обществознания".

«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и е...

Реализация историко- культурологического подхода при изучении истории в 6 классе

ИКП - предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры  нашей страны...