Игра "Блокадный Ленинград"
материал по истории (9 класс)

Вельма Евгения Викторовна

Игра, посвященная 75 годовщине полногот снятия блокады Лениинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_blokadnyy_leningrad.zip794.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  игры, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

9 классы

 Цель − в интересной форме напомнить современной молодежи об основных событиях Великой Отечественной войны.

Технология проведения: по заранее разработанному маршруту команды, состоящие из 5-10 человек, проходят каждый этап, выполняя задания. Если задание выполнено верно, команда зарабатывает баллы. Все задания связаны с темой «Блокады Ленинграда». Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим исторический квест -  игра на время, по заранее спланированному маршруту, каждая точка которого задана в виде головоломки или задания, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Ведущий 2: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда.  видеоролик

Чтец 1:   У дороги жизни шепчутся берёзы,

                 Седину лохматит дерзкий ветерок.

                 Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                 Плачет вместе с вами каменный цветок.

                 Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                 Сколько не услышит грома мирных гроз?

                Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

Ведущий 1: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 640 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. 

Ведущий 2: За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

 Объявляется минута молчания». Звучит метроном.

Ведущий 1: Чтобы снова на земной планете

                     Не повторилось той зимы,

                     Нам нужно, чтобы наши дети

                     Об этом помнили, как мы.

                     Нам наше прошлое свято и дорого.

                     Гордость победами - горечь утрат...

                     Вечная память защитникам города,

                     Вечная слава защитникам города,

                     Вечная слава тебе, Ленинград!

Ведущий 2: А сейчас мы познакомим вас с условиями игры.

Вам необходимо пройти следующие этапы:  

Каждое задание имеет определенную стоимость (баллы) и время выполнения.

Каждая команда получает маршрут прохождения.  

В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество балов.

ЗАДАНИЯ:

Станция 1. «Шифровальщики».

1. Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. И случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.

1. Расшифруйте сообщение (за правильный ответ 1 балл+1 балл если будет дан ответ какое название среди солдат получило это место (невский пятачок)

Ответ: Дубровка  

2. Разгадайте кроссворд (за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Фамилия девочки, автора страшного дневника блокадного Ленинграда. (Савичева)
  2. Месяц, в котором была снята блокада (январь)
  3. Животное, которому в Ленинграде поставлен памятник
  4. Страшное испытание для ленинградцев зимой 1941-1942гг

с

т

я

н

в

а

к

а

а

в

е

р

г

о

в

и

ч

ь

о

л

к

а

а

д

а

о

ш

к

р

Станция 2. «Минное поле».

Викторина.

1.Назовите даты блокады Ленинграда (8.09.41-27.01.44)
2. Почему блокада Ленинграда оказалась тяжелым испытанием для жителей, оставшихся в городе? Назовите не менее 3х фактов.(голод, не хватало топливо, замерз водопровод, бомбежки)
3. Была ли связь у Ленинграда с внешним миром? Какая?(дорога жизни по  Ладожскому озеру)
4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?(872)

5.Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет забыть ужасы войны (Таня Савичева)

6. Назовите фамилию композитора, который написал в Ленинграде 7 симфонию (Дмитрий Шостакович)

7.Сколько грамм хлеба выдавалось  по норме иждивенцам?(125)

9. Как называлась операция по прорыву блокады?(Искра, Январский гром)

10.  Прилетев в Ленинград и подъехав к Смольному, Жуков с удивлением обнаружил, что его не ждали, к тому же дежурный не пропускал его. Чем дежурный объяснял то, что он не может пропустить Жукова?

Ответ: Нет пропуска.

11. Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают “игрушки” для обмана немцев, то довольно скептически отнёсся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук. Что за “игрушки” делали в мастерской Мариинского театра?

Ответ: Макеты танков.

12. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Как их называли?

Ответ: “Подснежники”.

13. На “Невском пятачке” была особенная огневая точка. Внешне она ничем не отличалась от других, если бы не верёвка. Обыкновенная верёвка, не толще большого пальца, длиною метра в 2, переброшенная через перекладину жердяного навеса. Нижний её конец тлеет незаметным огоньком, распространяя чуть ощутимый аромат каких-то засушенных цветов. Как бойцы называли эту точку за скромный, никогда не угасающий осадный огонёк, необходимый всем курильщикам, не обеспеченным спичками?

Ответ: “Дай прикурить”.

14. Было в блокадном Ленинграде и бесчувствие, была чёрствость, воровство, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих. Закончите высказывание, которое употребляли воры, обшаривая умирающих людей. “Умирать-то умирай, только…”

Ответ: “…карточки отдай”.

15. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – “Дорога Жизни”. Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать?

Ответ: “Дорога Смерти”.

Станция 3. «Памятные места».

Собрать картинки из разрезных частей и дать название каждой иллюстрации. (1 балл за каждую правильно названную иллюстрацию + 1 балл за рассказ о памятнике).

  1. «Разорванное кольцо»
  2. Мемориал «Пискаревское кладбище»
  3. Курган «Дневник Тани Савичевой»
  4. «Цветок жизни»
  5. Памятник полуторке – машине

Станция 4. «Жизнь и героизм блокадного Ленинграда».

1. Выбрать три карточки из шести предложенных. Озвучить фамилию человека. Рассказать кто это? Какой вклад внёс этот человек в дело Победы? (3 балла)

2. Рассказать стихотворение о ВОВ или блокаде Ленинграда, подготовленное заранее.  (5 баллов)

3. Вспомнить и назвать песни о ВОВ (за каждую песню 1 балл)

Маршрутный лист

КОМАНДА  _______________________________

Станция

Кол-во балов

Примечание

1

«Шифровальщики»

2

«Минное поле»

3

«Памятные места»

4

«Жизнь и героизм блокадного Ленинграда»

5

Награждение победителей

Станция 1. «Шифровальщики»

Задание:

Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. И случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.

Расшифруйте сообщение:

2. Разгадайте кроссворд (за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Фамилия девочки, автора страшного дневника блокадного Ленинграда.
  2. Месяц, в котором была снята блокада.
  3. Животное, которому в Ленинграде поставлен памятник.
  4. Страшное испытание для ленинградцев зимой 1941-1942гг

с

т

я

н

в

а

к

а

а

в

е

р

г

о

в

и

ч

ь

о

л

к

а

а

д

а

о

ш

к

р

Станция 2. «Минное поле».

Викторина.

1.Назовите даты блокады Ленинграда (8.09.41-27.01.44)
2. Почему блокада Ленинграда оказалась тяжелым испытанием для жителей, оставшихся в городе? Назовите не менее 3х фактов.(голод, не хватало топливо, замерз водопровод, бомбежки)
3. Была ли связь у Ленинграда с внешним миром? Какая?(дорога жизни по  Ладожскому озеру)
4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?(872)

5.Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет забыть ужасы войны (Таня Савичева)

6. Назовите фамилию композитора, который написал в Ленинграде 7 симфонию (Дмитрий Шостакович)

7.Сколько грамм хлеба выдавалось  по норме иждивенцам?(125)

9. Как называлась операция по прорыву блокады?(Искра, Январский гром)

10.  Прилетев в Ленинград и подъехав к Смольному, Жуков с удивлением обнаружил, что его не ждали, к тому же дежурный не пропускал его. Чем дежурный объяснял то, что он не может пропустить Жукова?

Ответ: Нет пропуска.

11. Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают “игрушки” для обмана немцев, то довольно скептически отнёсся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук. Что за “игрушки” делали в мастерской Мариинского театра?

Ответ: Макеты танков.

12. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Как их называли?

Ответ: “Подснежники”.

13. На “Невском пятачке” была особенная огневая точка. Внешне она ничем не отличалась от других, если бы не верёвка. Обыкновенная верёвка, не толще большого пальца, длиною метра в 2, переброшенная через перекладину жердяного навеса. Нижний её конец тлеет незаметным огоньком, распространяя чуть ощутимый аромат каких-то засушенных цветов. Как бойцы называли эту точку за скромный, никогда не угасающий осадный огонёк, необходимый всем курильщикам, не обеспеченным спичками?

Ответ: “Дай прикурить”.

14. Было в блокадном Ленинграде и бесчувствие, была чёрствость, воровство, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих. Закончите высказывание, которое употребляли воры, обшаривая умирающих людей. “Умирать-то умирай, только…”

Ответ: “…карточки отдай”.

15. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – “Дорога Жизни”. Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать?

Ответ: “Дорога Смерти”.

Станция 3. «Памятные места».

Собрать картинки из разрезных частей и дать название каждой иллюстрации. (1 балл за каждую правильно названную иллюстрацию + 1 балл за рассказ о памятнике).

1.«Разорванное кольцо»

2.Мемориал «Пискаревское кладбище»

3.Курган «Дневник Тани Савичевой»

4.«Цветок жизни»

5. Памятник полуторке – машине

1.Разо́рванное кольцо́» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера. Открыт 29 октября 1966 года. Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин.

2. Пискарёвское кладбище основано в 1939 году[1] на северной окраине Ленинграда и было названо по названию располагавшейся неподалёку деревни Пискарёвка. В 19411944 годы стало местом массовых захоронений. В братских могилах захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (всего около 470 тысяч человек[2]; по другим данным, 520 тысяч человек — 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих[3]). Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941—1942 гг. (так, 15 февраля 1942 года доставлено для захоронения на кладбище 8452 умерших, 19 февраля — 5569, 20 февраля — 10043)[2]. Исследователь блокады писатель Михаил Стрыгин оспаривает количество захороненных и предполагает, что в действительности захоронено около 3 миллионов человек[

3,4. Мемориальный комплекс «Цветок жизни» находится на третьем километре «Дороги Жизни», близ пригорода Санкт-Петербурга Всеволожска. С автотрассы А-128 хорошо виден бетонный монумент-ромашка, самое высокое сооружение комплекса. Неподалеку расположен и мемориал, посвященный ленинградской школьнице, обыкновенной девочке, написавшей необыкновенный документ о жизни в осажденном городе.

5.Памятник легендарной «полуторке» был открыт на Румболовской горе 27 января 2012 г., в 68-ую годовщину со дня снятия блокады Ленинграда во Всеволожске, на 10 километре Дороги жизни, прямо напротив храма Спаса Нерукотворного Образа. Это первый за последние полвека существования мемориального комплекса монумент такого масштаба. В предыдущие 20 лет было не до открытия новых памятников, главной задачей было сохранить комплекс «Дорога жизни» от разрушения. Подобного памятника нет ни в одной стране мира.

Место для установки памятника было выбрано не случайно — на этом участке дороги были самые ожесточенные обстрелы.

Станция 4. «Жизнь и героизм блокадного Ленинграда».

1. Выбрать три карточки из шести предложенных. Озвучить фамилию человека. Рассказать кто это? Какой вклад внёс этот человек в дело Победы? (3 балла)

  • Жуков (Маршал, командовал войсками в годы войны, под его руководством одержано много побед в боях, маршал Победы, принимал парад на Красной площади в Москве 9 мая 1945 года)
  • Левитан ( Голос этого диктора звучал по радио в годы войны. Этот голос ждала и знала вся страна. Он сообщил о начале войны, об исходе боёв, о Победе)
  • Шостакович (Композитор, переживший блокаду, написал известную 7 «Ленинградскую симфонию», получившую второе название «Блокадная»)
  • Ахматова (Русская поэтесса, прожила всю блокаду в Ленинграде, посвятила этому городу, его героическому подвигу много стихотворений. Одно из них «Мужество»)
  • Потапов (Балтийский лётчик, Герой Советского Союза, погиб в январе 1943 года во время прорыва блокады. Его именем названа улица в Красногвардейском районе)
  • Берггольц (Поэтесса, всю блокаду работавшая на радио в Ленинграде)

2. Рассказать стихотворение о ВОВ или блокаде Ленинграда, подготовленное заранее.  (5 баллов)

3. Вспомнить и назвать песни о ВОВ (за каждую песню 1 балл)

Жуков

Левитан

Шостакович

Ахматова

Потапов

Берггольц

Савичева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...

«Ленинград. Дни тяжелых испытаний» Урок мужества к 70 лет. снятия блокады Ленинграда.

« Ленинград,  дни тяжелых испытаний»Урок мужества к 70 лет. снятия блокады Ленинграда....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...