Рабочая программа факультативного курса "Религии и мифы народов мира"
элективный курс по истории (5 класс)
Факультативный курс для 5 класса "Религии и мифы народов мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_po_istorii_5_klass.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В 5-х классах базовый курс истории углублен за счет раскрытия линий «Историческое время», «Историческое пространство», «Человек в истории» и «Историческое движение». В программу изучения истории Древнего мира введен элективный курс «Религии и мифы народов мира».
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели и задачи:
Основными учебными целями курса являются:
- современное понимание мифологии и религии в системе гуманитарного знания и формирования личности;
- ознакомление с главными религиозными системами древности и истоками происхождения современных мировых и национальных религий;
- целостное и яркое описание основных мифологических сюжетов Древнего мира и раннего Средневековья;
- раскрытие значения культурного наследия мифологии и религий древних народов для современности.
Успешное осуществление поставленных целей достигается путем решения основных задач учебного и воспитательного характера:
- усвоение наиболее репрезентативных, отвечающих требованиям современной науки, познавательно, социально и личностно значимых знаний по религии и мифологии народов мира;
- овладение элементарными методами работы с письменными историческими источниками и исторической информацией;
- усвоение базовых понятий и терминов, умение применять их в учебном процессе и социальном общении;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления мифологических сюжетов понимания неразрывной связи исторического и культурного процессов, уважительного отношения к традициям, созидательной деятельности народов;
- приобщение к гуманистическим ценностям;
- воспитание толерантности.
Содержание курса:
Введение в курс «Религии и мифы древних цивилизаций» (1 час)
Изучить понятие «религия», компоненты религии: представление о боге (или богах), религиозное чувство, религиозное действие, передача опыта.
Анимизм, шаманизм, тотемизм (1 час)
Изучить древнейшие формы религиозных верований. Выявить общее и различное. Определить взаимосвязь.
Виды мифов (1 час)
Определить понятие «миф». Провести границы между «мифами», «легендами», «сказками». Сформировать представление об основных видах древних мифов: о сотворении мира, о сотворении человека, объяснение природных явлений, деяния богов и героев, объяснение происхождения предметов и технологий, о загробном мире, о конце света.
Древние религиозные культы (1 час)
Определить границы и компоненты культа – как религиозного действия. Сформировать представление о древнейших формах обрядов, культов, богослужений на примерах культа Солнца в Древнем Египте и зороастийском культе огня.
Верования и мифы Древней Месопотамии (3 часа)
Изучить особенности религии шумеров, аккадцев, жителей вавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше». Изучить пантеон Месопотамских богов в период возвышения Вавилона.
Верования и мифы Древнего Египта (3 часа)
Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии: мемфисская, гермопольская, гелиопольская), «Осирис и Исида». Изучить суть религиозной реформы Эхнатона (Аменхетепа IV).
Библейские мифы (4 часа)
Познакомиться с Библией как с историческим источником. Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы. Ввести понятие «монотеизм».
Религия и мифология Древнего Китая (1 час)
Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая. Познакомиться с даосизмом и конфуцианством, их основными положениями, взаимодействием и влиянием на культуру и государственность Древнего Китая.
Религия и мифология древней Индии (1 час)
Изучить особенности религии и мифологии Древней Индии. Познакомиться с основными положениями ведического учения, его влияния на индийское общество. Раскрыть причины зарождения буддизма, основы его учения.
Религия и мифология древней Японии (1 час)
Изучить особенности религии и мифологии Японии. Ввести понятие «национальная религия» на примере синтоизма.
Религия и мифология Древней Греции (5 часов)
Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции. Познакомиться с пантеоном греческих богов. Познакомиться с сюжетами мифов о Прометее, Тезее, Орфее. Оценить влияние древнегреческой религии на культуру последующих цивилизаций.
Религия и мифология Древнего Рима (2 часа)
Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима. Провести сравнительный анализ с греческой религией.
Религия и мифология Скандинавских народов (2 часа)
Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов. Ввести понятие «эсхатологическая религия».
Религия и мифология народов Африки и Америки (3 часа)
Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки, североамериканских индейцев и индейцев майя.
Кельтские Мифы (1 час)
Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов, как наследников мегалитической культуры в Европе. Оценить влияние кельтской религии и культуры на европейскую цивилизацию.
Религии и мифы древних славян (2 часа)
Изучить особенности религии и мифологии древних славян. Выявить остатки древнеславянской традиции в культуре современного российского общество.
Итоговое обобщение (1 часа) – повторение и обобщение пройденного материала, подведение итогов факультативного курса «Религии и мифы народов мира» в рамках истории Древнего мира.
Требования к уровню знаний учащихся:
Знания исторических и культурологических фактов по содержанию курса:
- Знать компоненты религии;
- характеризовать основные древние, национальные и мировые религии;
- знать религиоведческую терминологию по курсу.
Работа с историческими источниками:
- Выстраивать краткий сюжет мифа с опорой на текст источника;
- Сравнивать данные разных источников;
- Производить поиск ответов на конкретные исторические, культурологические, религиоведческие вопросы в тексте источника.
Описание (реконструкция):
- Рассказывать устно (или письменно) основные сюжеты мифов по курсу;
- Описывать пантеоны богов религий Древнего Востока и Античности;
- Составлять описания культурных и религиозных объектов: храмов, статуй богов, святилищ и т.д.
Анализ (объяснения):
- Давать свою оценку поступкам богов и героев;
- Соотносить сюжеты мифов с исторической реальностью;
- Сравнивать мифологические и религиозные традиции у разных народов;
- Раскрывать смысл основных мифологических сюжетов.
Применение полученных знаний, умений и навыков:
- Применять полученные знания для раскрытия причин и оценки сущности явлений современной культуры;
- Использовать знания по курсу в общении с людьми в школе и во внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде.
Список литературы для учителя и учащихся:
- Поэзия и проза Древнего Востока. Серия БВЛ. – М.: Художественная литература, 1973.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М: Наука, 1983.
- Вейман Р. История литературы и мифология. – М.: Наука, 1975.
- Гуревич А.Я. Эдда и сага. – М.: Наука, 1979.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л., 1967.
- Донни Амброджо. У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана). – М.: Политиздат, 1979.
- Зубов А.Б. История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. – М.: «Планета детей», 1997.
- Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. – М.: Наука, 1983.
- Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М.: Наука, 1983.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1980.
- Лихачев Д.С. История древнерусской литературы. – М., 1967.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976.
- Муравьева Т.В. Сто великих мифов и легенд. – М.: Вече, 2009.
- Пьер Монтэ. Египет Рамзесов / пер. с франц. – М.: Наука, 1989.
- Рассказы начальной русской летописи. – М.: Детская литература, 1964.
- Семенова М. Поединок со змеем. – Спб.: Азбука-Терра, 1996.
- Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.
- Уоллис Бадж. Жители долины Нила. – М.: Центрполиграф, 2009.
- Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1989.
- Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М.: Наука, 1987.
- Юдовихин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. – М.: Новая школа, 1996.
Календарно-тематическое планирование
№ | Поурочное планирование | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Дата проведения |
1 | Введение в курс «Религии и мифы древних цивилизаций». «Зарождение древнейших верований» | 1 | Урок изучения нового материала | Изучить понятие «религия», компоненты религии. Понятия: Религия, вера, культ, Бог, боги, передача опыта, миф, легенда. | Устный опрос | |
2 | Анимизм, шаманизм, тотемизм | 1 | Урок изучения нового материала | Изучить древнейшие формы религиозных верований. Понятия: Анимизм, шаманизм, шаман, тотемизм, тотем, предок, дух. | Творческая работа «Мой тотем» | |
3 | Виды мифов | 1 | Урок изучения нового материала | Сформировать представление об основных видах древних мифов. Понятия: Герой, подвиг, загробный мир, сотворение мира, конец света. | Устный опрос | |
4 | Древние религиозные культы | 1 | Урок изучения нового материала | Сформировать представление о древнейших формах обрядов, культов, богослужений. Понятия: Святилище, капище, алтарь, жертва, храм. | Устный опрос | |
5 – 7 | Верования и мифы Древней Месопотамии | 3 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии шумеров, жителей нововавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше». Понятия: Энума элиш, Гильгамеш. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
8 – 10 | Верования и мифы Древнего Египта | 3 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии), «Осирис и Исида». Понятия: Космогония, пантеон, Осирис, Амон-Ра, Исида, Сет, Гор, Птах, Бастет, Атон, Аменхетеп IV. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
11 – 14 | Библейские мифы | 4 | Комбинированный урок | Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы. Понятия: Сотворение мира, Яхве, рай, Адам и Ева, дьявол-искуситель, изгнание, завет, Моисей, древнееврейское царство, Давид, Соломон. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
15 | Религия и мифология Древнего Китая | 1 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая. Понятия: Даосизм, конфуцианство | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
16 | Религия и мифология древней Индии | 1 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и Мифологии Древней Индии. Понятия: Колесо Сансары, нирвана, индуизм, Шива, Вишну, Ганеша, Кришну, буддизм. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
17 | Религия и мифология древней Японии | 1 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии Японии. Понятия: Синтоизм, Аматерасу. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
18 | Повторительно-обобщающий урок-игра «Древнейшие религии и мифы» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Обобщить знания, полученные в изучении 1 половины курса | Интеллектуальная игра | |
19 – 20 | Религия и мифология Древней Греции | 2 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции. Понятия: Олимп, Прометей, Тезей, минотавр, Дедал, Икар, Ариадна, Эгей, Орфей, Эвридика, царство Аида, Цербер, Лета, Харон. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
21 | Интегрированный урок «Олимпийские игры» | 1 | Комбинированный урок | Представить знания о культуре и религии Древней Греции в форме театральной постановки. Понятия: Основные понятия темы Религия Древней Греции, основные понятия темы культура Древней Греции из курса История древнего мира | ||
22 – 23 | Религия и мифология Древнего Рима | 2 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима. Понятия: Странствия Энея, доблестные римляне, пантеон римских богов. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
24 – 25 | Религия и мифология Скандинавских народов | 2 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов. Понятия: Сотворение мира, Старшая Эдда, Один, Тор, Локки, Вальхалла, эсхатология, «Мёд поэзии». | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
26 | Мифы африканских племен | 1 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки. Понятия: Туареги, бушмены, банту. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
27 – 28 | Мифы североамериканских индейцев | 2 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии североамериканских индейцев. Понятия: Гуровы, ковичан, оджибве, дакота, пассакмаводы. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
29 | Мифы индейцев Майа | 1 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии индейцев Майа. Понятия: Итцамна, Кинич Ахау, Чаак, Болон Дзакаб. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
30 – 31 | Кельтские Мифы | 2 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов. Сказание о Талиесине. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
32 – 33 | Религии и мифы древних славян | 2 | Комбинированный урок | Изучить особенности религии и мифологии древних славян. Понятия: Перун, Сварог, Морана, Чернобог, Макошь, Велес, капище. | Устный опрос. Сообщения учащихся. | |
34 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Обобщить знания, полученные за весь курс. | Обобщающая беседа |
Сайты:
- http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/radug/02.php
- http://tvoyhram.ru/religmira/religmira04.html
- http://gendocs.ru/v26756/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5?page=4
- http://www.cbook.ru/peoples/about/elecver.shtml
- http://www.referatnatemu.com/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D1%84_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мифы народов мира
Литература 6 класс...
Разработка урока с презентацией по теме: "Мифы народов мира"
Методическая разработка урока по теме : « Мифы разных времен разных народов мира»Цели урока:- познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»;- показать природу мифа как форму познания...
Урок-КВН "Мифы народов мира".
Урок-КВН "Мифы народов мира" для обучающихся 6 класса....
Урок-игра "Олимпийское пятиборье"(по теме "Мифы народов мира")
Урок предназначен для 6 класса. Материал поможет повторить материал в увлекательной форме. На уроке присутствуют приёмы театрализации. Игра состоит из 5 конкурсов...
Рабочая программа по МХК "Художественные традиции народов мира"
Рабочая программа по мировой художественной культуре "Художественные традиции народов мира" 9 класс. Автор учебника: Данилова Г.И. 7-9 классы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Актуальность: Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.Новизна д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов мира"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира» разработана на основе рабочей программе В.И. Ляха по физической культуре 1-4 классы в соответствии с требованиями...