Рабочая программа факультативного курса "Религии и мифы народов мира"
элективный курс по истории (5 класс)

Малых Раиса Петровна

Факультативный курс для 5 класса "Религии и мифы народов мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_po_istorii_5_klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В 5-х классах базовый курс истории углублен за счет раскрытия линий «Историческое время», «Историческое пространство», «Человек в истории» и «Историческое движение». В программу изучения истории Древнего мира введен элективный курс «Религии и мифы народов мира».

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цели и задачи:

Основными учебными целями курса являются:

  • современное понимание мифологии и религии в системе гуманитарного знания и формирования личности;
  • ознакомление с главными религиозными системами древности и истоками происхождения современных мировых и национальных религий;
  • целостное и яркое описание основных мифологических сюжетов Древнего мира и раннего Средневековья;
  • раскрытие значения культурного наследия мифологии и религий древних народов для современности.

Успешное осуществление поставленных целей достигается путем решения основных задач учебного и воспитательного характера:

  • усвоение наиболее репрезентативных, отвечающих требованиям современной науки, познавательно, социально и личностно значимых знаний по религии и мифологии народов мира;
  • овладение элементарными методами работы с письменными историческими источниками и исторической информацией;
  • усвоение базовых понятий и терминов, умение применять их в учебном процессе и социальном общении;
  • формирование на основе личностно-эмоционального осмысления мифологических сюжетов понимания неразрывной связи исторического и культурного процессов, уважительного отношения к традициям, созидательной деятельности народов;
  • приобщение к гуманистическим ценностям;
  • воспитание толерантности.

Содержание курса:

Введение в курс «Религии и мифы древних цивилизаций» (1 час)

Изучить понятие «религия», компоненты религии: представление о боге (или богах), религиозное чувство, религиозное действие, передача опыта.

Анимизм, шаманизм, тотемизм (1 час)

Изучить древнейшие формы религиозных верований. Выявить общее и различное. Определить взаимосвязь.

Виды мифов (1 час)

Определить понятие «миф». Провести границы между «мифами», «легендами», «сказками». Сформировать представление об основных видах древних мифов: о сотворении мира, о сотворении человека, объяснение природных явлений, деяния богов и героев, объяснение происхождения предметов и технологий, о загробном мире, о конце света.

Древние религиозные культы (1 час)

Определить границы и компоненты культа – как религиозного действия. Сформировать представление о древнейших формах обрядов, культов, богослужений на примерах культа Солнца в Древнем Египте и зороастийском культе огня.

Верования и мифы Древней Месопотамии (3 часа)

Изучить особенности религии шумеров, аккадцев, жителей вавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше». Изучить пантеон Месопотамских богов в период возвышения Вавилона.

Верования и мифы Древнего Египта (3 часа)

Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии: мемфисская, гермопольская, гелиопольская), «Осирис и Исида». Изучить суть религиозной реформы Эхнатона (Аменхетепа IV).

Библейские мифы (4 часа)

Познакомиться с Библией как с историческим источником. Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы. Ввести понятие «монотеизм».

Религия и мифология Древнего Китая (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая. Познакомиться с даосизмом и конфуцианством, их основными положениями, взаимодействием и влиянием на культуру и государственность Древнего Китая.

Религия и мифология древней Индии (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии Древней Индии. Познакомиться с основными положениями ведического учения, его влияния на индийское общество. Раскрыть причины зарождения буддизма, основы его учения.

Религия и мифология древней Японии (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии Японии. Ввести понятие «национальная религия» на примере синтоизма.

Религия и мифология Древней Греции (5 часов)

Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции. Познакомиться с пантеоном греческих богов. Познакомиться с сюжетами мифов о Прометее, Тезее, Орфее. Оценить влияние древнегреческой религии на культуру последующих цивилизаций.

Религия и мифология Древнего Рима (2 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима. Провести сравнительный анализ с греческой религией.

Религия и мифология Скандинавских народов (2 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов. Ввести понятие «эсхатологическая религия».

Религия и мифология народов Африки и Америки (3 часа)

Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки, североамериканских индейцев и индейцев майя.

Кельтские Мифы (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов, как наследников мегалитической культуры в Европе. Оценить влияние кельтской религии и культуры на европейскую цивилизацию.

Религии и мифы древних славян (2 часа)

Изучить особенности религии и мифологии древних славян. Выявить остатки древнеславянской традиции в культуре современного российского общество.

Итоговое обобщение (1 часа) – повторение и обобщение пройденного материала, подведение итогов факультативного курса «Религии и мифы народов мира» в рамках истории Древнего мира.

Требования к уровню знаний учащихся:

Знания исторических и культурологических фактов по содержанию курса:

  • Знать компоненты религии;
  • характеризовать основные древние, национальные и мировые религии;
  • знать религиоведческую терминологию по курсу.

Работа с историческими источниками:

  • Выстраивать краткий сюжет мифа с опорой на текст источника;
  • Сравнивать данные разных источников;
  • Производить поиск ответов на конкретные исторические, культурологические, религиоведческие вопросы в тексте источника.

Описание (реконструкция):

  • Рассказывать устно (или письменно) основные сюжеты мифов по курсу;
  • Описывать пантеоны богов религий Древнего Востока и Античности;
  • Составлять описания культурных и религиозных объектов: храмов, статуй богов, святилищ и т.д.

Анализ (объяснения):

  • Давать свою оценку поступкам богов и героев;
  • Соотносить сюжеты мифов с исторической реальностью;
  • Сравнивать мифологические и религиозные традиции у разных народов;
  • Раскрывать смысл основных мифологических сюжетов.

Применение полученных знаний, умений и навыков:

  • Применять полученные знания для раскрытия причин и оценки сущности явлений современной культуры;
  • Использовать знания по курсу в общении с людьми в школе и во внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде.

Список литературы для учителя и учащихся:

  1. Поэзия и проза Древнего Востока. Серия БВЛ. – М.: Художественная литература, 1973.
  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М: Наука, 1983.
  3. Вейман Р. История литературы и мифология. – М.: Наука, 1975.
  4. Гуревич А.Я. Эдда и сага. – М.: Наука, 1979.
  5. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л., 1967.
  6. Донни Амброджо. У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана). – М.: Политиздат, 1979.
  7. Зубов А.Б. История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. – М.: «Планета детей», 1997.
  8. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. – М.: Наука, 1983.
  9. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М.: Наука, 1983.
  10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1980.
  11. Лихачев Д.С. История древнерусской литературы. – М., 1967.
  12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. –  М.: Наука, 1976.
  13. Муравьева Т.В. Сто великих мифов и легенд. – М.: Вече, 2009.
  14. Пьер Монтэ. Египет Рамзесов / пер. с франц. – М.: Наука, 1989.
  15. Рассказы начальной русской летописи. – М.: Детская литература, 1964.
  16. Семенова М. Поединок со змеем. – Спб.: Азбука-Терра, 1996.
  17. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982.
  18. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.
  19. Уоллис Бадж. Жители долины Нила. – М.: Центрполиграф, 2009.
  20. Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1989.
  21. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М.: Наука, 1987.
  22. Юдовихин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. – М.: Новая школа, 1996.


Календарно-тематическое планирование

Поурочное

планирование

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Вид

контроля

Дата

проведения

1

Введение в курс «Религии и мифы древних цивилизаций». «Зарождение древнейших верований»

1

Урок изучения нового материала

Изучить понятие «религия», компоненты религии. Понятия: Религия, вера, культ, Бог, боги, передача опыта, миф, легенда.

Устный опрос

2

Анимизм, шаманизм, тотемизм

1

Урок изучения нового материала

Изучить древнейшие формы религиозных верований. Понятия: Анимизм, шаманизм, шаман,  тотемизм, тотем, предок, дух.

Творческая работа «Мой тотем»

3

Виды мифов

1

Урок изучения нового материала

Сформировать представление об основных видах древних мифов. Понятия: Герой, подвиг, загробный мир, сотворение мира, конец света.

Устный опрос

4

Древние религиозные культы

1

Урок изучения нового материала

Сформировать представление о древнейших формах обрядов, культов, богослужений. Понятия: Святилище, капище, алтарь, жертва, храм.

Устный опрос

5 – 7

Верования и мифы Древней Месопотамии

3

Комбинированный урок

Изучить особенности религии шумеров, жителей нововавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше». Понятия: Энума элиш, Гильгамеш.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

8 – 10

Верования и мифы Древнего Египта

3

Комбинированный урок

Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии), «Осирис и Исида». Понятия: Космогония, пантеон, Осирис, Амон-Ра, Исида, Сет, Гор, Птах, Бастет, Атон, Аменхетеп IV.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

11 – 14

Библейские мифы

4

Комбинированный урок

Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы. Понятия: Сотворение мира, Яхве, рай, Адам и Ева, дьявол-искуситель, изгнание, завет, Моисей, древнееврейское царство, Давид, Соломон.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

15

Религия и мифология Древнего Китая

1

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая. Понятия: Даосизм, конфуцианство

Устный опрос. Сообщения учащихся.

16

Религия и мифология древней Индии

1

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и Мифологии Древней Индии. Понятия: Колесо Сансары, нирвана, индуизм, Шива, Вишну, Ганеша, Кришну, буддизм.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

17

Религия и мифология древней Японии

1

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии Японии. Понятия: Синтоизм, Аматерасу.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

18

Повторительно-обобщающий урок-игра «Древнейшие религии и мифы»

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщить знания, полученные в изучении 1 половины курса

Интеллектуальная игра

19 – 20

Религия и мифология Древней Греции

2

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции. Понятия: Олимп, Прометей, Тезей, минотавр, Дедал, Икар, Ариадна, Эгей, Орфей, Эвридика, царство Аида, Цербер, Лета, Харон.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

21

Интегрированный урок «Олимпийские игры»

1

Комбинированный урок

Представить знания о культуре и религии Древней Греции в форме театральной постановки. Понятия: Основные понятия темы Религия Древней Греции, основные понятия темы культура Древней Греции из курса История древнего мира

22 – 23

Религия и мифология Древнего Рима

2

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима. Понятия: Странствия Энея, доблестные римляне, пантеон римских богов.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

24 – 25

Религия и мифология Скандинавских народов

2

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов. Понятия: Сотворение мира, Старшая Эдда, Один, Тор, Локки, Вальхалла, эсхатология, «Мёд поэзии».

Устный опрос. Сообщения учащихся.

26

Мифы африканских племен

1

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки. Понятия: Туареги, бушмены, банту.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

27 – 28

Мифы североамериканских индейцев

2

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии североамериканских индейцев. Понятия: Гуровы, ковичан, оджибве, дакота, пассакмаводы.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

29

Мифы индейцев Майа

1

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии индейцев Майа. Понятия: Итцамна, Кинич Ахау, Чаак, Болон Дзакаб.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

30 – 31

Кельтские Мифы

2

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов. Сказание о Талиесине.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

32 – 33

Религии и мифы древних славян

2

Комбинированный урок

Изучить особенности религии и мифологии древних славян. Понятия: Перун, Сварог, Морана, Чернобог, Макошь, Велес, капище.

Устный опрос. Сообщения учащихся.

34

Итоговое повторение и обобщение

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщить знания, полученные за весь курс.

Обобщающая беседа

Сайты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы народов мира

Литература 6 класс...

Разработка урока с презентацией по теме: "Мифы народов мира"

Методическая разработка урока  по теме : « Мифы разных времен разных народов мира»Цели урока:- познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»;- показать природу мифа как форму познания...

Урок-КВН "Мифы народов мира".

Урок-КВН "Мифы народов мира" для обучающихся 6 класса....

Урок-игра "Олимпийское пятиборье"(по теме "Мифы народов мира")

Урок предназначен для 6 класса. Материал поможет повторить материал в увлекательной форме. На уроке присутствуют приёмы театрализации. Игра состоит из 5 конкурсов...

Рабочая программа по МХК "Художественные традиции народов мира"

Рабочая программа по мировой художественной культуре "Художественные традиции народов мира" 9 класс. Автор учебника: Данилова Г.И. 7-9 классы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Актуальность: Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.Новизна        д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов мира"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира» разработана на основе рабочей программе В.И. Ляха по физической культуре 1-4 классы в соответствии с требованиями...