Конспект урока
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект урока по теме: "Смута в Российском государстве". 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект "Смута в Российском государстве" | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН- КОНСПЕКТ
Смута в Российском Государстве: причины, начало
Тип урока: комбинированный
Цели учебного занятия:
1.Образовательные: познакомить учащихся с основными событиями Смутного времени, а также с историческими личностями и теми ролями, которые они сыграли в судьбе России;
2. Развивающие: сформировать умения работы с историческими источниками, а также развивать коммуникативные навыки, умения доказывать и обосновывать свою позицию;
3. Воспитательные: воспитать у учащихся чувство патриотизма на примерах героев, боровшихся за независимость России
Учебное оборудование: презентация, рабочая тетрадь, карты и атласы на тему: Смутное время».
Ход урока:
I. этап урока:
Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. этап урока:
Проверка домашнего задания по теме параграфа «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI-XVII века:
карточка № 1: Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны
карточка № 2: Россия и Речь Посполитая в конце XVI-XVII века
карточка № 3:Россия и Крымское ханство XVI-XVII века
Работа с классом: тест "Повторение раннее изученного материала"
Когда произошли данные события:
1. Правление Федора Ивановича.
2. Гибель царевича Дмитрия в Угличе.
3. Указ об урочных летах.
4. Возникновение патриаршества на Руси
5. Избрание на царство Бориса Годунова.
Ответьте на вопросы:
1. Перечислите города, построенные по инициативе БорисаГодунова.
2. Назовите оборонительные сооружения, созданные в Москве в XVI веке?
3. Как повлияло учреждение патриаршества на политическую карьеру Бориса Годунова?
4. Расскажите о причинах опалы бояр Романовых.
Ответ учащихся по карточке.
III этап урока.
Мотивационно-целевой.
События рубежа XVI - XVII по праву называются Смутным временем. Временем, затронувшим не только экономическую и политическую сторону жизни российского общества, но и моральные и нравственные ценности. Для того, чтобы осознать как жилось в те страшные, но столь значимые годы для истории нашей страны, необходимо перенестись в ту удивительную эпоху.
IV. этап урока. Изучение нового материала ( Запись в рабочей тетради темы и плана урока).
План:
1. Экономические трудности начала XVII века
2. Народные выступления
3. Самозванец
4. Политика нового правителя
5. Боярский заговор
6. Царь Василий Шуйский
7. Восстание Болотникова
По словарю В. И. Даля, смута - это возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между народом и властью.
Смутное время - период в отечественной истории, когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России Гражданская война
В чем же заключались причины возникшего Смутного времени?
Внимательно прочитайте с текстом § 14 стр. страница 10, сформулируйте и запишите эти причины в тетрадь.
1. Пресечение законной московской династии;
2. Хозяйственная разруха (голод, запустение центральной части русских земель);
3. Ужесточение политики закрепощения крестьян;
4. Массовые народные волнения;
5. Противоречия между боярами и дворянами, так как шла борьба за влияние на того или иного царя;
6. Увеличение налогового гнета;
7. Ослабление центральной власти.
Проверка письменного задания.
Работа с документом "Из курса русской истории» В.О. Ключевского стр. 19
Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы:
1. О ком идет речь в отрывке?
2. Согласны ли вы с мнением историка об этом человеке?
Работа с картой: проследить путь следования Лжедмитрия I и его войска на Москву. Выявить основные сражения страница 17.
Запись в тетради: 1605 - 1606 - царствование Лжедмитрия I.
30 июня 1605 года Дмитрий венчался на царство. Новый царь не собирался выполнять обещания, данные польскому королю и воеводе Юрию Мнишек, за их помощь в восшествии на российский престол.
С самого начала своего правления новый монарх активно принялся за переустройство своего государства:
1. Запретил брать взятки;
2. Повысил должностные оклады;
3. Каждый день присутствовал на заседании Боярской думы;
4. Лично принимал дважды в неделю челобитные и выслушивал челобитчиков;
5. Нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговаривал с купцами и торговцами;
6. Любил охоту и мог сам единолично охотиться на зверя;
7. Не осенял себя крестным знамением, не разрешал себя окроплять святой водой.
Жители Москвы с недоверием наблюдали за действиями «чудом спасенного» царя, которой не желал считаться с устоявшимися русскими традициями и обычаями. Чашу народного терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с польской панной Мариной Мнишек. Неприязнь москвичей вызвал приезд Марины Мнишек с огромной польской свитой, пытавшейся жителям Москвы навязать свои порядки.
Задание: Найдите в тексте параграфа подтверждение данным фактам страница 11-12( он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал; приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.)
К началу весны 1606 г. в Москве возник заговор с целью свержения самозванца. Во главе заговора стояли Иван и Василий Голицыны, Василий, Дмитрий и Иван Шуйские, Михаил Татищев.
17 мая 1606 г. заговорщики приступили к осуществлению своего плана. Бояре и дворяне под предводительством Голицыных и Шуйских ворвались в Кремль. В Москве тревожно звонили колокола. Народ бежал к Красной площади. Лжедмитрий I, воспользовавшись замешательством, попытался бежать, но выпрыгивая из окна, повредил ногу. Стрельцы попытались взять под защиту Дмитрия, но заговорщики схватили его, сорвали с него царский кафтан и застрелили. Тело, обвязав веревкой, потащили по земле из Кремля через Спасские ворота. Тело еще два дня находилось не погребенным, и каждый желающий мог надругаться над ним.
Выступление ученика, получившего опережающее задание: рассказать об исторической личности Василия Шуйского.
Запись в тетради: 1606-1610 - царствование Василия Шуйского.
В. Шуйский стал первым российским царем, который присягнул своим подданным:
1. не допускать безграничного самовластия;
2. не слушать каких-либо ложных доносов;
3. полагаться только на справедливое расследование.
Восстание Ивана Болотникова (работа в группах)
Задание:
1 группа: охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли активную роль в восстании?
2 группа: определить, совпадали ли цели и интересы различных слоев общества, объединившихся в лагерь И. Болотникова.
3 группа: проследить, охарактеризовать ход движения восставших.
4 группа: причины поражения. Почему, на ваш взгляд, В. Шуйский сумел подавить восстание И. Болотникова?
( учащиеся работают с текстом учебника, картой "Смутное время в России начала XVII в", стр. 17 учебника и текстом документа "Из московской хроники» немецкого мемуариста очевидца Смуты К. Буссова страница 19 учебника)
Выступление групп
( Ученики формируют и записывают в тетрадь понятие "гражданская война" и дату восстания)
Гражданская война – война, в которой соотечественники воюют друг против друга.
1606-1607 - восстание под предводительством И.И. Болотникова.
V этап урока.
Первичное осмысление и закрепление знаний.
Очень долго бытовало мнение, что причиной Смуты в России является исключительно лишь династический кризис. Назовите еще причины Смутного времени в России, разделите их на три группы: экономические, политические, социальные.
VI этап урока.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обобщающая беседа:
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание: § 14, ответить на вопросы 1,2,3 страница 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....