Работа учащегося для научного общества "Особенности питания в Древней Греции по данным исторических источников"
творческая работа учащихся по истории (5 класс)
Данная работа представляет собой исследование, посвященное специфике питания в Древней Греции. Рабоат выполнена с использованием исторических источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nou_varyuhin_-_18.01.2018.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 169»
Научное общество учащихся
Особенности питания в Древней Греции по данным исторических источников
Выполнил:
ученик 5 «А» класса
Варюхин Андрей Валерьевич
Руководитель:
Звягинцева Виктория Александровна
Нижний Новгород – 2018
Содержание
Введение
1. Особенности порядка приёма пищи в Древней Греции.
1.1. Особенности древнегреческой кухни.
1.2. Распорядок приёма пищи у древних греков.
1.3. Симпосий.
1.4. Сисситий как форма объединения Древних Греков.
2. Рацион древних греков по данным исторических источников.
2.1. Хлеб и зерновые культуры.
2.2. Фрукты и овощи.
2.3. Рыба и мясо.
2.4. Почему Гомер назвал соль божественной.
3. Напитки Древних Греков.
3.1. Вода.
3.2. Вино как особая форма напитков.
3.3. Почему старики предпочитают несмешанное вино.
4. Диета как особенный жизненный путь.
4.1. Вегетарианство.
4.2. Диета спартанцев.
5. Кулинария в контексте греческой культуры.
Заключение
Введение
Для того, чтобы понять историю какого-либо общества, в том числе необходимо изучить культуру его повседневной жизни: образ жизни, поведение, моду, отношения между людьми.
Одной из основных тем при этом является культура питания изучаемого общества.
А именно – из каких продуктов люди приготавливали пищу, как именно готовили, как проходил процесс приема пищи.
Все вместе взятое это позволяет говорить об уровне социально-экономического развития, традициях и ценностях конкретного общества.
Однажды мне стало интересно о том, как питались люди в разные исторические периоды.
На просторах интернета я нашёл информацию, которая явно противоречила друг другу.
После чего я решил разобраться в данной теме.
Целью настоящей работы является изучение особенностей кухни Древней Греции по данным исторических источников.
Исходя из данной цели, был поставлен ряд задач:
- определить особенности древнегреческой кухни;
- рассмотреть, какие продукты использовали древние греки;
- раскрыть специфику процесса принятия пищи как особого церемониального ритуала того времени;
- изучить положение повара в Древней Греции.
Глава 1. Особенности порядка приёма пищи в Древней Греции
- Особенности древнегреческой кухни
Древнегреческая кухня не отличается особыми изысками ввиду достаточного ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур.
Здесь уместно вспомнить о Сократе. Он советовал воздержаться от кушаний, которые пробуждают аппетит к еде, и тех, кто не испытывает голода и ничего так не остерегается в пище, как изысканности и разнообразия. Ведь именно это увлекает за пределы удовлетворения естественной потребности к наслаждению. В простых и единообразных удовольствиях соблазн не уводит далее, чем требует природа: ведь излишество в еде - это уклонение от пути к здоровью.
В основе блюд лежала так называемая «Средиземноморская триада», куда входит пшеница, оливковое масло и вино. Нам известно о кухне и культуре еды в Древней Греции из литературных источников (по большей части из комедии Аристофана а также по фрескам, памятникам вазописи и терракотовым статуэткам.
Необходимо иметь в виду, что в разные периоды в различных частях греческого мира кухня заметно отличалась. Существовали и социальные различия.
Также интересно узнать, предпочтителен ли был обычай подавать каждому из обедающих отдельную порцию или нынешний - подавать общее блюдо?
Среди должностных лиц, согласно старинному укладу жертвоприношений, каждому из участников выделялась равная часть. Одним это очень нравилось, а другие находили такой порядок неблагородным и противным дружескому общению. Они считали, что распределение по частям превращает совместный обед в множество одиночных обедов и люди не являются сотрапезниками.
1.2. Распорядок приёма пищи у древних греков
Греки ели четыре раза в день
Завтрак состоял из ячменного хлеба, пропитанного вином, иногда в хлеб добавляли фиги или оливки.
Лёгкий второй завтрак проходили около полудня или сразу после.
Обед, самый важный приём пищи в течении дня, обычно проходили с наступлением сумерек.
Иногда днём ближе к вечеру проходил полдник, ещё один лёгкий прим пищи.
Мужчины и женщины питались раздельно. Если дома был слишком маленький, сначала ели мужчины, потом – женщины. Подавали еду рабы.
Голод был частым гостем в жилищах простых эллинов: «Всюду плач голодных детей и голодных старух причитанье...» (Аристофан)[1].
Нищие часто ели мальву, корни и кору некоторых деревьев, траву, люпин и кузнечиков. Выдавленные остатки оливок как основное блюдо бедных отмечает поэт. Три обола на трёх едоков, по мнению Аристофана, было минимумом расходов в классическое время.
Известно, что гребцы на военных судах получали три обола на питание в день.
1.3. Симпосий
Греческое слово “симпосий” переводится как “совместное пиршество”, складчина.
В Греции симпосий был одной из любимейших форм время препровождения и важной частью общественной жизни. Он состоял из двух частей: первая была отведена на еду, по большей части это были лёгкие закуски, а вторая часть посвящена распитию напитков.
Однако вино употребляли вместе с едой, а напитки сопровождались лёгкими закусками, такими как орехи, бобы, жареная пшеница или медовые пироги.
Вторая часть начиналась с возлияния, чаще всего в честь Диониса, которое сопровождалась разговорами или играми, такими как коттаб. Гости располагались полулёжа на подушках, рядом на низких столах была еда или игры. Танцовщицы, акробаты и музыканты развлекали богатых участников пира.
За исключением флейтисток, танцовщиц и гетер, в симпосии участвовали только мужчины. Наряду с грандиозными пирами богачей существовали и скромные пиры бедняков, которые оплачивались в складчину.
Главным содержанием пира было отнюдь не обжорство, а интеллектуальная беседа; отсюда возник особый жанр литературы, описывающий разговор на симпосии.
К этому жанру относятся произведения под названием “Пир” Платона и Ксенофонта, “Застольные беседы” из “Моралий” Плутарха, книга Афинея “Пир Мудрецов”.
В богатых домах гости и хозяева возлежали на высоких ложах и кроватях по двое, а столики на трех ножках (полы были земляными или из сырцового неровного кирпича) могли убираться под ложа.
Ели руками. Руки вытирали хлебным мякишем или тестом. Женщины или те, кто не смог возлечь, садились на табуреты или лавки. Можно встретить описание походного пира, на котором ели, положив куски мяса и хлеб на колени.
Ели из горшков – читра , на тарелках и керамических или деревянных пластинах – дискос или пинах, из мисок – триблионов или оксибафонов.
В период эллинизма значительно возросло количество видов сосудов и металлических предметов для кухни. Хлеб и фрукты держали в плетеных корзинках.
1.4. Сисситии как форма объединения древних греков
Термин «сисситий» означает «совместное поедание хлеба».
Сисситии представляли собой обязательную совместную трапезу социальной или религиозной группы мужчин и юношей; такой пир объединял в себе аристократический клуб и собрание военного отряда.
О сисситиях прежде всего говорят применительно к дорийским полисам (особенно к Спарте и Криту). Как и на симпосиям, на сисситии обычно присутствовали только мужчины (при этом на некоторые сисситии собирались только и женщины).
На таком пиру все блюда были простыми и не отличались большим разнообразием.
Как сообщает Плутарх, законодатель Ликург особо обращал внимание на скромность в принятии пищи на таких собраниях.
Глава 2. Рацион древних греков по данным исторических источников
2.1. Хлеб и зерновые культуры
Зерновые культуры составляли основу рациона. Особой популярностью пользовались пшеница и ячмень. Зёрна пшеницы сначала вымачивали для того, чтобы они стали мягче, затем перемалывали в муку.
Из полученной муки делали тесто, из которого потом изготавливали булки или облатки. Иногда в полученные изделия добавляли сыр или мёд. Дрожжей тогда не было, вместо них использовали винную закваску. Приготовленные из теста булки запекали в домашней глиняной печи.
Приготовить ячменный хлеб было гораздо сложнее. Сначала ячмень обжаривали и только затем перемалывали в муку. Именно из такой муки готовили ячменную лепёшку – главное блюдо греческой кухни.
В комедии «Мир» Аристофан употребляет выражение «питаться только ячменём»[2] в значении, близком к привычному нам - «сидеть на воде и хлебе». Известно несколько рецептов ячменной лепёшки. Как и пшеничный хлеб, её могли есть с сыром или мёдом.
2.2. Фрукты и овощи
В классический и более поздний периоды на полях помимо ячменя и пшеницы выращивали бобы, горох, чечевицу, капусту, морковь, лук и чеснок, артишоки, дыни и арбузы, репу, редис, огурцы, а также цветы, мяту и лекарственные травы.
Выращивали также различные виды льна для тонкой ткани виссона в Элиде и на Аморгосе, а для сетей и парусов – с Понта из Македонии.
Основными ягодами для эллинов были несомненно плоды оливы и виноград. Оливковое масло было основным продуктом питания большинства населения. Даже в римское время рекомендовалось выдавать рабам на плантациях до 100 граммов оливкового масла в день.
Масло первого отжима шло в пищу, для ритуалов и обработки мрамора статуй, для живописи, лекарств и притираний. Второй отжим шел в пищу рабам, а третий – на светильники. Так же, как и вино, масло имело различные сорта и виды.
В Афинах победителям соревнований вручали дорогие расписные сосуды с вином и маслом баснословной стоимости.
В классический период вместе с хлебными изделиями часто подавали различные виды гарнира: редиску, капусту, лук, чечевицу, сладкий горох, нут, конские бобы, репу и др. Такой гарнир имел консистенцию супа или каши. В него добавляли оливковое масло, уксус, травы или рыбный соус. Согласное произведениям Аристофана, толчённые бобы были любимым блюдом Геракла. Вообще, бобовые при малой доступности мяса играли роль основного источника белка. Бедняки питались дубовыми желудями и плодами букового дерева.
В городах свежие овощи стоили дорого, поэтому бедным горожанам приходилось довольствоваться лишь сушёными овощами. Суп из чечевицы был традиционным блюдом рабочих.
Фрукты и свежие, и сухие подавали к столу как десерты. Преобладали яблоки, груши, гранат, айва, сливы, миндаль, смоквы и фиги. Наиболее распространёнными из них был такой вкусный и сытный продукт как финики, а также изюм и гранат. Сушёные финики часто употребляли в пищу вместе с вином, жареными орехами, нутом и буковыми орехами.
Фиги как сладкий “божественный” продукт запрещалось вывозить из Афин в классическое время. Сахар эллины не знали и ели фиги, финики и мед.
2.3. Рыба и мясо
Потребление рыбы и мяса варьировалось в зависимости от богатства и местонахождения хозяйства.
В сельской местности охота (в основном с помощью силков и ловушек) доставляет на стол крестьянина мясо дикой птицы и зайца. В качестве домашней птицы выращивали кур и гусей, а крестьяне побогаче держали коз, свиней и овец.
В VIII веке до н. э. в своей поэме «Труды и дни» Гесиод описывает идеальную сельскую трапезу, и в ней упоминается мясо[3]:
…Теперь для себя отыщи ты
Место в тени под скалой и вином запасися библинским.
Сдобного хлеба к нему, молока от козы некормящей,
Мяса кусок от телушки, вскормленной лесною травою,
Иль первородных козлят. И винцо попивай беззаботно.
В городе мясо было дорогим, но колбаса и сосиски, которые изготовлялись из субпродуктов, были сравнительно доступны для различных слоев населения.
Мясо занимает меньше места в текстах классического периода, чем в ранних произведениях, но причиной может быть жанр, а не реальные изменения в сельском хозяйстве и пищевых традициях.
Поедание свежего мяса в гомеровском эпосе описывается как части, предназначенные для богов (жир и кости), а части, предназначенные людям, (мясо) жарилась и раздавалась участникам ритуала. Однако обычная торговля готовым мясом и солониной также существовала. В городах старинные установления запрещали есть или приносить в жертву рабочий скот, в том числе волов и быков, а заменять их старыми животными
Греки разводили перепелов и кур, отчасти из-за их яиц. Некоторые авторы также хвалят фазаньи яйца и яйца египетского гуся, которые сами по себе были редкими. Яйца готовили всмятку или в крутую и подавали как десерт. Белок, желток и целые яйца использовались как ингредиенты в приготовлении разных блюд.
Сельские жители пили молоко, масло также было известно, однако то, и другое редко использовалось в кулинарии. Жирное молоко новотельного животного считалось лакомым напитком.
Главным молочным продуктом в Греции был козий и овечий сыр. Свежий твердый сыр ели в чистом виде либо подавали с медом и овощами. Его также использовали в приготовлении разных блюд, включая блюда из рыбы.
Единственный сохранившийся рецепт сицилийского повара Митейка, описывающий приготовление рыбы, гласит: «выпотрошите, удалите голову, промойте, удалите кости, добавьте сыр и оливковое масло».
Однако добавление сыра в блюде приветствовалось не всеми. Поэт Архестрат пишет, что сиракузские повара портят вкус рыбы, добавляя в нее сыр. Из сыров, зелени и масла оливы делали различные соусы. Знаменитый паштет миттлотос делали из натертого сыра, чеснока и меда.
2.4. Почему Гомер назвал соль божественной
Существует древнегреческая поговорка «Друзья соли и боба». Она относится к столь близким друзьям, что для них достаточен обед из соли и бобов, а соль Гомером названа божественной[4].
Платон утверждал , что людям свойственно усматривать божественное в том , что связано с удовлетворением общих жизненных потребностей: вода, свет, земля.
Нисколько не уступает этим божественным сущностям по приносимой ею пользе и соль - увенчание всей принимаемой пище, придающее ей гармоничность.
Мало того у соли есть божественное свойство предотвращать гниение и порчу любого продукта.
Глава 3. Напитки Древних греков.
3.1. Вода
Наиболее распространённым напитком была вода. Женщины каждый день должны были приносить в дом воду, предпочтительно родниковую: признавалась её питательность, потому что она позволяет растениям развиваться, и хороший вкус. Пиндар называл воду «приятной, как мёд». Греки описывали воду как крепкая, тяжёлая или лёгкая, сухая, кислотная, острая, как вино и т.д. Один из героев комедии Антифана заявлял, что он может распознать воду Аттики по вкусу. Афиней сообщает, что многие философы пили исключительно воду, в сочетании с вегетарианской диетой. Также пили молоко, обычно козье.
Обычным сосудом для питья был скифос, сделанный из дерева, терракоты или металла. Критий также упоминает о котоне, спартанском кубке, военное преимущество которого было в том, что он скрывал цвет воды и собирал всю грязь по краям.
Греки также использовали сосуд, называемый килик (неглубокая чаша), а для пиров – канфар (глубокая чаша с ручками) и ритон- рог, обычно завершающийся изображением головы человека или животного.
3.2. Вино как особая форма напитков
Греки умели делать красное, розовое и белое вино. Лучшие вина происходили из Тасоса, Лесбоса и Хисоса; критское вино стало известно позже.
Второсортное вино, сделанное из воды и жмыха (остатков отжатого винограда) и смешанное с винным осадком из бочки, делалось крестьянами для себя.
Греки часто подслащали вино мёдом, в лечебных целях добавляли в него тмин, мяту и другие травы.
В первом веке, если не раньше, они уже были знакомы с вином, приправленным сосновой смолой. Также было известно варёное и сладкое вино из Тасоса.
3.3. Почему старики предпочитают несмешанное вино
Некоторые источники указывали на то, что в старческом организме содержится мало тепла, разогревается с трудом и поэтому требует большей крепкости смешения.
Во вкусовых ощущения старики предпочитают остроту, тоже самое относится к их обонянию, которому более приятные несмешанные ароматические запахи.
В Афинах же в одиннадцатый день месяца Антестериона отведывают молодое вино, и этот день носит название Питойгии.
Исстари повелось, что прежде всего совершают возлияние с молитвой о том, чтобы пользование этим напитком приносило благополучие.
«У нас же в Беотии этот месяц называется Простатерием и на шестой его день полагается принести жертву Благому демону. И вот отец, согласно обычаю, принёс жертву, а за обедом предложил нам, молодым людям, преданным философам»[5].
Вино обычно смешивали водой. Неразбавленное вино умели делать достаточно крепким, и получившаяся смесь могла по содержанию спирта соответствовать современному некрепкому вину.
Систематическое употребление неразбавленного вина, практикуемое северными варварами, как считали греки, может повредить здоровью. В то же время, оно использовалось как лекарство.
Вино для себя хранили в кожаных бурдюках, вино на продажу переливали в пифосы, а оттуда разливали по амфорам и запечатывали смолой для розничной продажи. Марочные вина имели специальные штампы от производителей и/или городских магистратов, которые гарантировали их происхождение. Это один из первых случаев указания географического происхождения или качества продукта, и является основой современной сертификации.
В отдаленных полисах (например - в Херсонесе и Ольвии) «фирменные» амфоры из-под дорогого качественного вина, импортировавшегося из Эллады, тщательно сохраняли.
Затем их наполняли местными низкосортными винами и под видом дорогих реализовали на рынках соседним варварским племенам. Таким образом, подделка известных торговых брендов также возникла ещё в древние времена.
Греки также пили кикеон, который одновременно являлся напитком и едой. Это была ячменная каша, к которой добавляли воду и травы. В Илиаде» напиток также содержит тёртый козий сыр. В «Одиссее» Цирцея добавляет туда мёд.
В Гомеровском гимне[6] к Деметре богиня отказывается от красного вина, но пьёт кикеон из воды, муки и мяты; этот миф объясняет использование кикеона, как ритуального напитка в Элевсинских мистериях.
Глава 4. Диета как особый жизненный путь
4.1. Вегетарианство.
Орфизм и пифагорейство – два общегреческих мистериальных культа – предлагали путь жизни, основанный на концепции чистоты.
Очищение – форма аскетизма в первоначальном смысле: аскесис – изначально ритуал, а только потом специфический образ жизни. Вегетарианство было центральным элементом орфизма и некоторых вариантом пифагорейства.
Эмпедокл оправдывал вегетарианство верой в переселение душ: кто мог гарантировать, что животное, приготовленной на убой, не являлось пристанищем человеческой души?
Вместе с тем, можно отметить, что Эмпедокл также растения в это переселение, таким образом, та же логика должна применяться при поедании растений. Вегетарианство также было следствием неприязни убийства: «Орфей учил нас обрядам и воздержанию от убийства»[7].
Авторы древнегреческих комедий, такие как Аристофан и Алексис, описывали пифагорейцев, как строгих вегетарианцев, некоторые из которых жили только на воде и хлебе.
Последователи других традиций не употребляли в пищу лишь некоторые овощи, исключали из рациона мясо священных животных, таких как белый петух, либо отдельных частей тела животного.
Отсюда следует, что вегетарианство и идея чистого аскетизма были тесно связаны и часто сопровождались сексуальным воздержанием.
В трактате «О поедании мяса» Плутарх развил тему о варварском кровопускании. Переворачивая обычные условия спора, он просит человека, употребляющего мясо, оправдать свой выбор.
Тремя заповедями были: «Почитай родителей», «Приноси богам в жертву плоды» и «Береги животных».
4.2. Диета спартанцев
Согласно Плутарху, первым атлетом, который соблюдал диету, был Икос из Тарента, победитель олимпийского пятиборья (возможно, в 444 году до н.э.).
Однако уже раньше говорилось о том, что олимпийский чемпион по вольной борьбе Милон из Кротона съедал 20 фунтов хлеба и выпивал по восемь литров вина каждый день.
Традиция проведения Олимпийских игр зародилась в Древней Греции как часть религиозного культа. Участие и победа в Играх стала смыслом жизни для многих древних греков.
Победителей чествовали как героев, они были гордостью общества. Поэтому атлеты и врачи того времени были заинтересованы в том, чтобы питание являлось компонентом, обеспечивающим им победу.
Юношей спартанцев иногда держали на «скудном» питании для того чтобы нуждаясь в еде они нападали на спящих и ленивых стражей и забирали обеды у них, таким образом они учились нападать , быть дерзкими и не перед чем не останавливаться.
Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи и воды.
О диете древних спортсменов известно не так много, но очевидно, что питанию уделялось много внимания.
Необходимые для занятий спортом протеины античные атлеты получали из мяса коз, коров, птиц, молочных продуктов. Важное место на их столе занимали оливковое масло и вино.
О целебных свойствах последнего люди знали еще в древности, и даже предпочитали его обычной воде. Первые олимпийцы не обходили вниманием овощи, фрукты, хлеб. Вместе с тем, в одном из античных трудов есть упоминание о том, что древним спортсменам рекомендовалось отказаться от мучного.
Очевидно, это должно было помочь им поддерживать свою физическую форму.
В наши дни многие спортсмены также придерживаются безглютеновой диеты (глютен – белок, содержащийся в пшенице, ячмене, ржи, выпечке, популярных пищевых добавках). Они считают, что глютен способствует набору лишнего веса и отнимает энергию.
Тренеры позднее заставляли придерживаться некоторых стандартных диетических правил: чтобы быть победителем Олимпиады, «ты должен есть в соответствии с требованиями и подальше держаться от десертов; ты не должен пить холодную воду, но можешь выпить вина, когда захочешь».
Кажется, эта идея основана преимущественно на мясе, так Гален обвинял атлетов своего времени в «ожирении плоти и крови». Павсаний также ссылается на «мясную диету».
Глава 5. Кулинария в контексте греческой культуры
Еда играла важную роль в культуре древних греков.
В «Одиссее» хороший человек отличается от плохого, и грек отличается от иностранца потому, что и как он ел. Наемные повара как профессионалы и отдельная специальность у лиц, собравшихся вблизи Тезейона на афинской агоре.
До III века до н.э. скромность в еде, обусловленная физическими и климатическими условиями жизни в стране, ещё считалось добродетелью. Греки получали удовольствие от еды, но ценили простоту. Можно сказать, что лучшая еда была бесплатной. Приготовление пищи было прерогативой женщин: свободных и рабынь.
Греки отвергали восточную изнеженность в кулинарии и гастрономические изыски. Они считались признаками упадка. Греческие авторы с удовольствием описывали слишком роскошный стол персидского царей.
Исследуя столовую персидского царского двора, Александр Македонский высмеял, их вкус и обвинил его в их поражении.
В отличии от персов, греки подчёркивали непритязательность своей кухни. Плутарх рассказывает, как одни из понтийских царей, желая попробовать спартанской чёрной похлёбки, купил повара-лаконца; но повар сказал ему, что перед тем, как есть эту похлёбку, необходимо искупаться в реке Эврот.
Однако уже в классический период кулинары стали вести свои записи. Элиан и Афиней упоминают о тысяче поваров, которые сопровождали Сминдирида из Сибариса в его путешествии в Афины во время Клисфена.
Платон в диалоге «Горгий»[8] упоминают повара Теариона, Митека, автора трактата о сицилийской кухне, и Сарамба виноторговца. Эти трое были видными знатоками выпечки, кухни и вина. Позднее повара стали писать трактаты по кулинарии.
Известен Мосхион, повар Деметрия Фалерского, купивший себе несколько дворцов за счет доходов от пиров последнего в Афинах.
Со временем все больше и больше греков стали считать себя гурманами. В эллинистический по римский период, греки – по крайней мере богатые – больше не ограничивали себя в еде. Гости на пиру, описанном в АФинеем, посвящали большую часть своих бесед вину и гастрономии.
Они обсуждали достоинства различных вин, овощей и мяса, упоминая фаршированных кальмаров, красное брюшко тунца, креветок, салат, политый медовухой, а также великих поваров, таких как Сотерид, шеф повар царя Никомеда из Вифинии.
Когда царь был вдали от побережья, он тосковал по анчоусам; Сотерид имитировал их с помощью репы, оливкового масла, соли и посыпал маковыми семенами.
Заключение
Таким образом, культура еды в античном мире является неотъемлемым компонентом истории повседневной Древней Греции, которая позволяет нам более глубоко понять историю этого периода.
Способ пропитания древних греков зависел от:
- экономических особенностей страны;
- плодородия земли;
- уровня развития скотоводства;
- изменений в общественной жизни;
- роста внешней торговли.
Более трёх с лишним тысяч лет назад началась история греческой кухни, за это время она вобрала в себя особенности кулинарии многих других народов, проходивших по этой территории во время войн. Несмотря на исторические события, кухня Греции оставалась верной самой себе – современные жители до сих пор хранят свои кулинарные предпочтения.
Греческая земля научила жителей ценить каждый листочек и плод.
Греки любят всё свежее, особенно это касается овощей, которые присутствуют в каждом приеме пищи, неважно, салат это или просто свежие овощи и фрукты, поэтому они занимают первое место в рейтинге травоядных стран.
Солнечная Греция издавна славилась вкуснейшими кушаньями, которые к тому же еще очень полезны для здоровья. При этом нельзя сказать, что кухня Греции слишком затейлива: блюда готовятся довольно простые, но свежие продукты, ароматные травы и натуральное оливковое масло превращают каждое кушанье в настоящий шедевр.
Список литературы
1. Плутарх «Застольные Беседы» пер. Я. М Боровского Ленинград, 1994, с. 512.
2. Н. Кун «Мифы Древней Греции» Москва, 2010, с. 236.
3. Хрестоматия по истории Древней Греции / под. ред. Д.П Каллистова Москва, 1994, с. 268.
4. А. Боннар «Греческая цивилизация» Т.2 Ростов-на-Дону, 1994, с. 446.
5. «Знаменитые греки и римляне» Санкт-Петербург, 1993, с. 433.
6. «Кто есть кто в античном мире» Москва, 1993, с. 310.
[1] Эллинистические поэты М.: Госиздат, 1963, с. 64
[2] Эллинистические поэты М.: Госиздат, 1963, с. 85
[3] Эллинистические поэты М.: Госиздат, 1963, с. 112
[4] Плутарх. Застольные беседы. Ленинград, 1994, с. 62
[5] Плутарх. Застольные беседы. Ленинград, 1994, с. 91
[6] А. Боннар. Греческая цивилизация. Росто-на-Дону, 1994, с. 33
[7] А. Боннар. Греческая цивилизация. Росто-на-Дону, 1994, с. 131
[8] А. Боннар. Греческая цивилизация. Росто-на-Дону, 1994, с. 182
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории
Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической раб...
Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции
Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....
Презентация "Историческое лото" по теме Древняя Греция в 5 классе.
Презентация -игра для учащихся 5 класса, изучивших тему по истории Древняя Греция.Презентация составлена для повторительно-обобщающего урока. Презентация работает по щелчку.В начале на слайде ...
Исторический КВН то теме: "Древняя Греция"
Мною представлен проект урока - обобщения по теме "Древняя Греция"...
Карточки для самостоятельной работы и проверки знаний по теме Религия Древней Греции
Задания для самостоятельнойй работы учеников по ранеее пройденному материалу...
Подготовка к ВПР (работа с текстовыми историческими источниками: 2-е задание). История Древнего мира, 5 класс.
Предлагаемый интерактивный тренажёр - презентация поможет учащимся 5 класса лучше подготовиться к выполнению 2 задания Всероссийской проверочной работы по истории....
Работа учащегося для научного общества "Формирование эффективных принципов образования и воспитания русских правителей в XIX веке"
Данная работа посвящена исследованию формирования эффективных принципов образования и воспитания русских правителей в XIX веке. Работа выполнена с использованием исторических источников....