Урок на тему "Пунические войны" (план-конспект), 5 класс
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
Цель урока: понять причины, характер, ход военных действий между Римом и Карфагеном, а также их последствия для враждующих сторон.
Задачи: выяснить противоречия между Римом и Карфагеном; оценить военное искусство Ганнибала и Сципиона; уметь по карте определять преимущества расположения войск противников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_punicheskie_voyny_5_klass.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока «Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном»в свете требований ФГОС
Автор материала: Плехова Александра Дмитриевна Класс: 5
УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под. ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2017; История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина/ авт.-сост. Н.Ю. Колиснеченко. – В.: Учитель, 2015, Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014; Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – М., Вако, 2017
Тема: «Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Подход: системно-деятельностный
Цель урока: понять причины, характер, ход военных действий между Римом и Карфагеном, а также их последствия для враждующих сторон.
Задачи: выяснить противоречия между Римом и Карфагеном; оценить военное искусство Ганнибала и Сципиона; уметь по карте определять преимущества расположения войск противников
Форма: групповая, индивидуальная
Планируемые результаты:
- Предметные: работать с исторической картой, схемами, историческими датами; давать образную характеристику Ганнибалу; уметь рассказывать о битвах при Каннах, Заме и из результатах
- Личностные: уметь давать личную оценку историческим событиям и фактам; извлекать нужную информацию из разных источников; участвовать в дискуссии.
- Метапредметные:
Познавательные УУД: анализировать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственную связь между историческими фактами; извлекать нужную информацию из разных источников; ясно формулировать ответ в ходе решения учебной задачи.
Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу; планировать свои действия для ее решения; организовывать работу группы.
Коммуникативные УУД: планировать цели и способы взаимодействия в группе, обмениваться полученной информацией; уметь слушать друг друга, отвечать на вопросы.
Образовательные ресурсы:
Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под. ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2017;
История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина/ авт.-сост. Н.Ю. Колиснеченко. – В.: Учитель, 2013; Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. 5 класс – М., Просвещение, 1996
Оборудование:
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Римское государство во II-I вв до н.э.»
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Организационный (1мин.) | Приветствие учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Вводно-мотивационный (2мин.) | Предлагает сформулировать тему урока, составить план темы (по учебнику). Вопрос: «Как вы думаете, кто выйдет победителем в войне между Римом и Карфагеном? Выскажите предположение, сделайте прогноз | С помощью учителя формулируют тему, записывают ее и план урока в тетрадь. 1.Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 2.Первая война Рима с Карфагеном 3. Вторая Пуническая война между Римом и Карфагеном 4.Битва при Каннах 5.Окончание войны 5. Выводы |
3. Актуализация знаний (2мин.) | Предлагает вспомнить, какие территории были захвачены Римом к 3 веку до н.э., как было организовано римское войско, кто им командовал?
| В ходе беседы формулируют ответы, Анализируют собственные знания |
4. Постановка проблемы, учебных задач (1мин.) | Работая с текстом учебника и дополнительной информацией, что мы должны узнать, выяснить, понять. Подтвердить или опровергнуть свой прогноз . | Формулируют вместе с учителем учебные задачи и цель урока. |
5.Изучение нового материала (35мин.) | Организует групповую исследовательскую деятельность учащихся. Определяет время выступления, поясняет, уточняет, комментирует, координирует, оценивает. Задания для групп Группа1. Работает с учебником и картой по теме «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья», определяет территории захваченные Римом. Группа 2.Анализирует причины и повод 1 Пунической войны, ее итоги. Группа 3.Исследует действия Ганнибала в ходе 2 Пунической войны и ее результаты. Группа 4. Выясняет причины поражения римлян в сражении при Каннах в 216г до н.э. Оценивает действия Ганнибала. Группа 5. Определяет причины поражения войск Ганнибала в сражении при Заме. Итоги 2 Пунической войны Группа 6. Решает историческую задачу, оценивает личность великого полководца. После выступления групп, предлагает поднять руки тем, кто верно спрогнозировал итоги войны.
| Учащиеся работают в группах, выполняют задания с использованием текста и иллюстраций учебника, дополнительных источников (см.приложение). |
6. Первичное осмысление и закрепление знаний (2мин.) | Проводит игру «разгадай путаницу» 1. Главный соперник Рима в Западном Средиземноморье «ГАФЕНРАК»…- 2. Почетное прозвище полководца-победителя «ТАРОПЕРИМ»…- 3. Захваченная римлянами территория вне Италии «ЦИНОРПИВЯ»…- 4.Командующий римскими легионами при Заме «НОПИЦИС»…- 5.Римское название жителей Карфагена «НЫУП»…- 6.Сражение проигранное римлянами «НАНЫК» | Разгадывают слова. |
7. Итоги урока. Рефлексия. (2мин.) | Спроси себя, что ты сегодня узнал, выяснил, понял. Оцени свою работу на уроке. Составь синквейн по теме урока, например, Ганнибал | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние. |
8. Домашнее задание (1мин.) | Учебник, п. 47
| Записывают домашнее задание, уточняют его. |
Приложение
Дорожная карта для работы в группе №1 «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья»
Общая задача группы: на основе текста учебника и карты определить территории захваченные Римом; почему неизбежным было столкновение между Римом и Карфагеном.
№ п/п | План действий, способов достижения поставленной задачи. | Результат мини-задачи. | Вопросы и затруднения. |
1 | Откройте учебник на странице 227. Внимательно прочитайте материал на с.227-228 | ||
2 | Изучите карту с.228, найдите на ней владения Рима, сделайте выводы. | ||
3 | Изучите дополнительную информацию и найдите ответы на вопросы. «Римские сенаторы рассуждали: »Италия принадлежит нам, а Сицилия - продолжение Италии. Поэтому остров должен быть нашим. Греческие города Сицилии должны подчиниться нам также как это сделали греки Южной Италии. И тогда нам достанутся пшеничные поля, виноградники, оливковые сады Сицилии»». Подумай: 1.В чем преимущества географического расположения Сицилии? 2.Кто мог воспротивиться попыткам римлян завоевать остров? 3. К чему это могло привести. |
Дорожная карта для работы в группе №2 «Первая война Рима с Карфагеном 264-241г до н.э.»
Общая задача: Дать анализ причин, повода и результатов 1 Пунической войны.
№ п/п | План действий, способов достижения поставленной задачи. | Результат мини-задачи. | Вопросы и затруднения. |
1 | Откройте учебник на странице 227. Внимательно прочитайте текст на с.227-228 | ||
2 | Изучите карту найдите на ней владения Рима и Карфагена. Перечислите их. Оцените местоположение Карфагена. Вспомните, кем он был основан, (в случае затруднений см. уч-к, с.75) | ||
3 | Изучите дополнительную информацию и найдите ответы на вопросы. «В колониях Сицилии Мессине и Сиракузах шла острая политическая борьба за власть. Карфагеняне и римляне вмешались в эту борьбу. На сторону Рима стали греческие города и туземное население острова, но зато пунийцы со своим флотом нападали на берега Италии. Это стало поводом для начала военных действий Рима против Карфагена. Война шла с переменным успехом. На суше, в Сицилии, перевес был на стороне Рима, на море победы одерживал Карфаген. Война истощила обе стороны. Когда в 241 г. римляне одержали морскую победу при Эгатских островах (на запад от Сицилии), Карфаген заключил с Римом мир, оставив за ним Сицилию и согласившись уплатить большую сумму денег. Сицилия была первым завоеванием римлян вне Италии, первой римской провинцией. Что должен был сделать Рим, чтобы победить? Сколько лет прошло после окончания войны? Как вы думаете, Карфаген смирился со своим поражением? |
Дорожная карта для работы в группе №3 «Вторая война Рима с Карфагеном 264-241г до н.э.»
Общая задача: исследовать действия Ганнибала в ходе 2 Пунической войны и ее результаты.
№ п/п | План действий, способов достижения поставленной задачи. | Результат мини-задачи. | Вопросы и затруднения. |
1 | Откройте учебник на странице 228-229. Внимательно прочитайте текст о вторжении Ганнибала в Италию. | ||
2 | Изучите карту «вторая война Рима с Карфагеном с.228 и ответьте на вопросы | ||
3 | Какое направление Ганнибал выбрал для нападения? Какое преимущество давал ему этот маневр? В чем причины его успеха в дальнейшем? Один из соратников Ганнибала, поздравляя его с победой, сказал: «Не пройдет и пяти дней, как ты будешь победителем пировать на Капитолии». Однако Ганнибал не пошел на Рим. Почему? Куда двинулся Ганнибал дальше? |
Дорожная карта для работы в группе №4 «Битва при Каннах 216г до н.э.»
Общая задача: выяснить причины поражения римлян в сражении при Каннах в 216г до н.э. Оценить действия Ганнибала.
№ п/п | План действий, способов достижения поставленной задачи. | Результат мини-задачи. | Вопросы и затруднения. |
1 | Откройте учебник на странице 228-229. Внимательно прочитайте текст на с.229 | ||
2 | Изучите карту на с.230. Найдите ответы на вопросы. | ||
3 | Найдите в тексте учебника данные о численности войск римлян и карфагенян. Сравните их и сделайте выводы. Как построили римляне свои войска? Как построил свои войска Ганнибал? Подумайте, почему Ганнибал поставил в центр галлов и испанцев, а по флангам африканцев? В чем, на ваш взгляд, проявился полководческий талант Ганнибала? |
Дорожная карта для работы в группе №5 «Битва при г.Зама 202г до н.э. Окончание войны»
Общая задача: определить причины поражения войск Ганнибала в сражении при Заме. Итоги 2 Пунической войны
№ п/п | План действий, способов достижения поставленной задачи. | Результат мини-задачи. | Вопросы и затруднения. |
1 | Откройте учебник на странице 231-232. Внимательно прочитайте текст. | ||
2 | Изучите карту на с.230. Найдите место сражения. Дайте ответы на вопросы. | ||
3 | Что сделал Сципион, чтобы заставить Ганнибала уйти из Италии? Найдите на карте место решающего сражения. Когда оно произошло? Что помогло римлянам одержать победу? Каковы были итоги 2-й Пунической войны? |
Дорожная карта для работы в группе №6. Решите задачу
Общая задача: решить историческую задачу, на основе информации полученной на уроке и задачи оценить личность великого полководца
№ п/п | План действий, способов достижения поставленной задачи. | Результат мини-задачи. | Вопросы и затруднения. |
1 | Прочитайте дополнительную информацию и решите историческую задачу. | ||
2 | Ганнибал был величайшим мастером военных хитростей. Он плел сети, в которые попадались его враги, устраивал им всевозможные ловушки. Так, например, во время второй войны с Римом войска Ганнибала захватили в одной из областей несколько поместий римских богачей, в том числе и поместье римского командующего. Он приказал своим воинам сжечь и разграбить все кругом, и лишь поместье командующего запретил касаться. Мало того, он приставил стражу, чтобы там ничего не повредили и ничего оттуда не похитили. | ||
3 | Предположите, в чем заключалась хитрость Ганнибала. На что он рассчитывал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Интегрированный урок ОПК и литературы в 5 классе "Уроки французского" - уроки доброты
Урок посвящён юбилею В. Распутина....
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....