Индийские касты
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Подходит для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiyskie_kasty.docx | 60.3 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 68.5 КБ |
5_klass_fgos.tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_-_indiyskie_kasty.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Индийские касты
Слайд 1. Повторение изученного материала. Пока я раздаю вам варианты самостоятельной работы, у вас есть время открыть тетрадь и вспомнить, что было на прошлом уроке.
Слайд 2. Давайте вспомним, какую страну мы проходили на прошлом уроке? – Древняя Индия. Что мы успели узнать об этом удивительном государстве? – Местоположение и основные географические объекты, природу, религию. А что самое главное мы еще не узнали? – Общество и людей государства.
Слайд 3. Запишите тему нашего урока: Индийские касты. Итак, давайте вы сейчас прочитаете §21, п.1 (стр. 100-101), будьте готовы отвечать на вопросы. Что такое каста?
Слайд 4. Каста - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Запишите это определение в тетради.
Какие касты существовали в Древней Индии? - В Древней Индии было разделение населения на касты:
- Брахманы – жрецы
- Кшатрии – цари и воины (мы их будем называть знатными воинами)
- Вайшьи – земледельцы
- Шудры – слуги
- «Неприкасаемые»
Мог ли человек находящийся в одной из каст перейти в другую, почему?
Сейчас я вам раздам рабочий лист урока (см. Приложение 1) и мы с вами его будем заполнять по ходу урока. После урока эти листы должны быть вклеены в ваши тетради.
Задание 1. Сначала мы заполним схему «Касты в Индии».
Отлично, теперь я вам раздам источник, который называется «Законы Ману» - памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману – первый царь на земле.
Слайд 5. К дважды рожденным относились: брахманы – жрецы или священнослужители, кшатрии – цари и воины и вайшьи – земледельцы. Единожды рожденные – шудры (слуги).
Слайд 6. Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный ШНУР - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны.
Упавита никогда не снимается. Во время посещения туалета, омовения и пр. упавита должна быть обвита вокруг правого уха два
Давайте прочитаем «Законы Ману» и запишем в тетради характеристику для каждой касты:
Слайд 7. Брахманы:
- Что имели? - Всё, что существует в мире.
- Основные занятия. - Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников.
- Особенности жизни. - Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество.
Учитель: Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. С семилетнего возраста начинался период обучения. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили в дар учителю корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам за себя и за других. В старости брахман мог стать отшельником. Он отказывался от жизненных благ и общения с людьми ради достижения душевного покоя. Они верили, что муки и лишения помогут обрести освобождение от бесконечной цепочки перерождений.
Брахманы занимали промежуточное место между людьми и богами. Подумайте, как выглядело жертвоприношение. Жертвоприношения: они делали возвышение из соломы и там сжигали «жертву» - зерна риса, ячмень, молоко и масло. Они думали, что эта жертва с дымом уносится на небеса к богам, и потом боги насытившись даруют людям хороший урожай. Убийство брахмана считалось большим преступлением, чем убийство любого другого человека.
Слайд 8. Знатные воины:
- Что имели? – Оружие
- Основные занятия. - Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука, охраняли подданных.
- Особенности жизни. - Имели права забирать урожай у земледельцев.
Учитель: Нормы и правила кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Для этого кшатриям даны особые права. Они единственные из всех каст имеют право наказывать вплоть до убиения тех, кто не чтит правила и отходит от правильного поведения своей касты.
Слайд 9. Земледельцы:
- Что имели? - Дом, поля, слуг.
- Основные занятия. - Возделывали поля, работали в мастерских, торговали.
Слуги:
- Не имели имущества.
- Основные занятия. - Служили представителям высших каст.
- Особенности жизни. - Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам.
«Неприкасаемые» - не входят в систему четырёх каст:
- Не имели имущества.
- Основные занятия. – Уборка мусора, работа с кожей или глиной.
- Особенности жизни. – Жили за пределами деревни.
На самой низшей ступени древнеиндийского общества располагались неприкасаемые и рабы. Рассказывают, будто когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых, то они немедленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от скверны. Однако неприкасаемые все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали даже правом на свою личность.
Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ?
Считаете ли вы справедливым разделения людей на касты? Почему?
Учитель: Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Представление о кастах было тесно связано с верой в перерождения, согласно которой душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. С точки зрения индийца, «успех» будущего воплощения зависел от поведения в нынешней жизни. Человек рождается брахманом или шудрой, царем или «неприкасаемым» в зависимости от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой жизни». Поэтому представление о четырех варнах важно для понимания не только общественной, но и религиозной жизни Древней Индии.
Задание. Прочитайте на стр. 103 Легенду о Будде и запишите смысл данной легенды в 4 предложениях.
Учащиеся сначала читают то, что записали в тетради, а потом один из них рассказывает сообщение о Будде, а другие - дополняют.
Заслушивают следующего ученика с сообщением о культурных достижениях Древней Индии.
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
I вариант Фамилия Имя
Вставь пропущенные слова:
- Соседствующее государство с Индией ______________.
- С севера границей Индии служат _______________. А с юга, запада и востока Индию омывает ________________________________.
- Эта страна получила свое название от _________________.
Напиши краткое определение:
- Джунгли –
- Почему древние индийцы изображали богов с телом человека и головой животного?
- Как индийцы относились к корове и слону?
II вариант Фамилия Имя
Вставь пропущенные слова:
- Индийский царь _____________ покровительствовал распространению буддизма на территории Древней Индии.
- ________ и _________ - самые широкие и полноводные реки.
- В Индии выращивали (не менее 3 позиций): _______________________________________________________.
Напиши краткое определение:
- Каким был климат на территории Древней Индии?
2) В чем заключалась религия древних индийцев?
3) Как индийцы относились к змеям и обезьянам?
Предварительный просмотр:
Большакова Татьяна
121 группа ПОБ-ИСТ
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
5 класс
Предмет | История | Класс | 5 | |||
Тема урока | Индийские касты | |||||
Цели урока | Сформировать знания учащихся о структуре общества Древней Индии, и ее влиянии на жизнь населения. Познакомить с культурными достижениями страны. | |||||
Задачи урока |
| |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Научиться: работать с историческими источниками, развивать понятийный аппарат. Получить возможность научиться: анализировать сущность и явления прошлого, конструировать тексты и выделять главную идею текста. | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. Представлять результаты своей деятельности в виде сообщения и др. | Понимание и уважение культурных особенностей других народов, толерантность. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки. | ||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Техническое оборудование и средства обучения | ||||
http://ifni.ru/default.htm - Древний мир. | Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под ред. Искендерова А.А. - М.: Просвещение, 2012. |
| ||||
Основные понятия и термины. Основное содержание темы | Каста, брахманы, знатные воины, земледельцы, слуги, «неприкасаемые», отшельник. Структура общества Древней Индии, Легенда о Будде, Будда – основоположник буддизма, Культурные достижения Древней Индии | |||||
Форма проведения урока | Комбинированный урок, урок-беседа |
Организационная структура урока
Этап урока (название, время, цели) | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||||
1. Организационный момент (2-3 мин.) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, заполнение классного журнала. | Приветствие учителя. Подготовка своего рабочего места. | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Актуализация знаний и способов действий. Природа и люди Древней Индии (3 мин.) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картой, «линией времени», хронологией | 1)Покажите государство, которое соседствовало с Древней Индии, как оно называется? 2)Покажите границы Индостана на севере, востоке и юге и границы древнего государства при правлении царя Ашоки. 3)Дайте краткое определение: джунгли, в чем заключалась вера древних индийцев, как в Индии относились к змеям, слону, корове и обезьяне. | 1)Показывают на карте древнее государство – Персию. 2)Показывают границы полуострова Индостана и границы государства царя Ашоки. 3)Дают определение термину «джунгли», рассказывают про верования древних индийцев и их отношении к животным. Рассказывают о схожести и различии религии древних индийцев и египтян | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; используют доказательство. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа по вопросам, работа с картой, определениями |
3. Постановка учебной задачи (3 мин.) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Что вы узнали на прошлом уроке о Древней Индии? А что вы еще не знаете о Древней Индии? | Слушают учителя, формулируют учебную задачу (Узнали: географическое положение, природу и религию, нужно узнать об обществе и людях Древней Индии). | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | Беседа по вопросам |
4. Усвоение новых знаний и способов действий Миф о происхождении каст | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, документом, иллюстрациями, беседа | Организует работу с рисунком-схемой (Приложение 1) и учебником. - Мог ли человек из одной касты перейти в другую? Почему? | Читают текст учебника, знакомятся с терминами: каста, брахманы, знатные воины, земледельцы, слуги; заполняют рисунок-схему и рассказывают: 1)Что такое каста. 2)Какие касты существовали. 3)Почему человек не мог перемещаться в социальном разделении общества. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из иллюстративного материала и текста учебника. Коммуникативные: формулируют свои мысли в понятной для слушателя форме. | Беседа по вопросам, работа с текстом, иллюстративным материалом. |
Общественное устройство | Фронтальный. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, документом | Организует работу с документом «Законы Ману» (Приложение 2) и текстом учебника: - Дайте характеристику каждой касте: 1)Что имели, 2)Особенности жизни, 3)Основные занятия. | Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника и документа. Сравнивают особенности жизни каждой из каст. Осуществляют анализ документа. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: договариваются, приходят к соглашению; используют в общении правила вежливости. | Работа с текстом документа, беседа по вопросам. |
Будда. Буддизм. Культурные достижения Древней Индии | Индивидуальная. Фронтальная. Словесный. Творческий. Сообщение, беседа | Предложение послушать сообщения учащихся о Будде, «Культурные достижения Древней Индии», задать вопросы выступающим. Организует работу с учебником «Легенда о Будде» на стр. 103: выделить главную мысль текста. | Дают характеристику основоположнику буддизма – Будде, рассказывают о возникновении шахмат и цифр. Задают вопросы выступающим. Работают с учебником. | Познавательные: владеют навыком обобщения материала и умением выделять главное и второстепенное. Коммуникативные: готовят сообщения по учебнику и ресурсам Интернета. | Беседа по вопросам, сообщение. |
5.Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Работа с учебником. | Закрепляет знания терминов и понятий. Предлагает проверить друг друга на знания материала. Организует работу с вопросами в учебнике. | Объясняют значение терминов. | Познавательные: по памяти воспроизводят определения Коммуникативные: Формулируют свою речь в понятной для слушателя форме, используют в общении правила вежливости. | Работа с учебником, беседа по вопросам. |
6.Домашнее задание | Фронтальная, словесная. Сообщение учителя. | Комментирует задание: задания 83-85 в рабочей тетради. Подготовить индивидуальное сообщение о Конфуции (по ресурсам Интернета). | Уточняют задание | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задание в рабочей тетради, сообщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Урок: "Индийские касты".
Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....
Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...
Конспект урока на тему: "Индийские касты"
Конспект урока по Древнему миру...
Тест по истории по теме "Индийские касты"
Тест по истории по теме "Индийские касты" для 5 класса.ФГОС. содержит 2 варианта. Он подходит и как элемент урока и для самостоятельного урока при проверке даной темы если объеденить оба в...