Русский фарфор
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
История становления производства фарфора в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работы И.Д.Виноградова и М.В.Ломоносова по производству фарфора | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
История развития фарфора в России
Историки считают, что в России мода на фарфор была введена Петром I, который, посетив в 1712 году королевскую резиденцию Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным. По его указанию была создана Китайская комната Монплезира и закуплен иностранный фарфор. Вскоре мода на фарфор распространилась среди русских придворных. Начались массовые закупки фарфора за рубежом. (20).
Фарфор в то время был доступен только богатой аристократии. Но несмотря на это, спрос на фарфор был велик. В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства мейсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались и уникальные сервизы, и отдельные изделия. В честь бракосочетания великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году король Август III прислал в дар императрице Елизавете роскошный фарфоровый сервиз в декоре «Holzschnittblumen». Сохранились около 100 предметов мейсенского сервиза графа Орлова-Чесменского. Русский посол в Париже Барятинский постоянно приобретал на Севрской мануфактуре фарфор для Екатерины II. Фридрих II прислал в дар Екатерине II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры.
В России фарфор вместе с фаянсом и керамикой называли цениной, от слов чиницин - "Китай". Предполагается, что происхождение слова фарфор происходит от персидского "фагфур" - китайский император.
Попытки организовать собственное производство фарфора в России начинаются при Петре I. Из Европы он приглашает Петера Эггербрехта – голландского мастера, владельца фаянсовой фабрики в Дрездене, знающего секрет изготовления фарфора. Эггебрехт пробыл в России недолго и не дал ничего полезного.
Таким образом, для нахождения состава фарфора и способов его изготовления к середине XVIII в. в России был один путь - самостоятельная исследовательская работа. Разрешить этот вопрос в России удалось двум русским людям - Дмитрию Ивановичу Виноградову и Михаилу Васильевичу Ломоносову. Д.И. Виноградов - химик, организатор первого в России фарфорового производства. Родился в Суздале. В 1732 г. закончил суздальскую цифирную школу, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в которой познакомился с М.В. Ломоносовым, в 1735 г. в числе 12 лучших учеников направлен для продолжения образования в Санкт- Петербургском университете при Петербургской Академии наук. В 1736 г. вместе с М.В. Ломоносовым и Г.У. Рейзером командирован Академией Наук в Германию для изучения металлургии. В1739–1743 гг. учился во Фрейбургской горной академии. Изучал горное дело, химию, минералогию, металлургию, механику, строительное искусство, пробирное дело. Составил «Каталог различных руд» с образцами. В 1744 г. Д.И. Виноградов вернулся в Петербург был назначен заниматься организацией «порцелиновой манифактуры» на берегах Невы. (21). А М.В. Ломоносов по собственной инициативе поставил перед собой задачу - разработать состав фарфоровой массы из отечественных сырьевых материалов.
Д.И. Виноградов принимал живейшее и непосредственное участие в организации фарфорового дела в России с первых же дней его возникновения. Ученый понимал, что для успешного завершения начатого дела необходима упорная творческая работа, опирающаяся на экспериментах. Д.И. Виноградов писал, что первым делом надо тщательно подготовить сырьевые материалы. Кварц сначала отчистить от посторонних примесей, в особенности от металлических включений, затем прокалить и обжечь на сильном огне в глиняных горшках и снова отчистить от примесей. Масса должна быть измолота очень тонко, так, чтобы при растирании ее между зубами не чувствовались песчаные частицы.
После расшифровки первый рецепт русского фарфора, разработанный Д.И. Виноградовым, может быть записан так:
Возьми:
Кварца прокаленного 768 частей
Глины подготовленной 384 части (песчанки)
Алебастра отсеянного 72 части
Многочисленные опыты по опробованию различных составов фарфоровых масс позволили Д.И. Виноградову подобрать массу, обладающую наилучшими пластическими свойствами при формировании изделий и дающую белый прозрачный фарфоровый черепок. Перед ученым встает вопрос – как сохранить состав массы и звонкие фарфоровые образцы и одновременно снизить усадку изделий при сушке? Поэтому Д.И. Виноградов вводить еще один компонент - обожжённою глину.
В начале 1747 г. Виноградов уже получил фарфор удовлетворительного качества; 30 января того же года он писал про состав одной из своих масс: «лучшая, если материалы хорошо подготовлены». (28)
Эта масса Виноградова, обозначенная № 24, состояла из 12 ф. глины обожженной, 6 ф. глины необожженной, 6 ф. кварца и 1 ф. алебастра. В 1748 г. Невская порцелиновая мануфактура уже выпускала живописные изделия из фарфора Виноградова. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Д.И. Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а употреблял малоизвестные итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова и сокращал их. Это объясняется тем, что Д.И. Виноградов получал специальные указания о том, чтобы его работа по возможности была засекречена.
Фарфор Ломоносова отличается и от русского фарфора Виноградова. Последний в качестве плавня применял алебастр (гипс), начав работы над фарфором на несколько лет раньше Ломоносова. В 1746-1747 гг. работы Виноградова по нахождению оптимального состава фарфора из русских сырьевых материалов находились в полном разгаре.
М.В. Ломоносов избрал для своих работ по фарфору гжельскую глину, о свойствах которой ему было известно. М.В. Ломоносов на основе своих проб в изготовлении фарфоровой массы составил свое собственное мнение о качествах гжельской глины. Кварцевые материалы М.В. Ломоносов вводит либо горным хрусталем, либо кварцем; он подвергает их той или иной предварительной обработке - обжигу-промывке, отмучиванию и различной степени измельчению.
Подчеркнем, что нигде в мире трудное дело создания фарфора не было выполнено так быстро и так блестяще, как в России: в одни и те же сороковые годы 18 века эта задача была решена вполне самостоятельно сразу двумя людьми, одним из которых был М.В. Ломоносов – факт, не имеющий аналогии в мировой истории керамического производства.
Ученые предполагают, что М. В. Ломоносов приступил к своим исследованиям по фарфору тогда, когда Д.И. Виноградов уже решил в основном задачу получения своего фарфора. Это видно из того, что лаборатория М. В. Ломоносова начала работать лишь осенью 1748 г., а Д. И. Виноградов уже в это время изготовлял свой фарфор. Тем не менее М. В. Ломоносов вел свои исследования вполне самостоятельно и совсем другим путем, чем Д. И. Виноградов. Это доказывается сравнением фарфоровых составов обоих ученых.
Императорский Фарфоровый Завод
имени М. Ломоносова
Открытия М.В. Ломоносова в области изготовления российского фарфора дали толчок для развития производства фарфоровых изделий в разных городах России.
Порцелиновая мануфактура была основана в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра I императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Директором был назначен Д.И. Виноградов.
После смерти Д.И. Виноградова 25 августа 1758 г. и порцелиновая мануфактура стала постепенно приходить в упадок, так как он был душой всего дела. В 1762 г. фабрика находилась в таком состоянии, что требовалось вмешательство извне. В самом начале царствования Петра III, в январе 1762 г. фабрика была передана из ведения кабинета е. и. в. в распоряжение Сената. Последний 29 января 1762 г. вынес решение о назначении М.В. Ломоносова директором фабрики. Причины такого назначения совершенно непонятны, так как М.В. Ломоносов в то время имел достаточно забот на своей усть-рудицкой «фабрике делания цветных стекол» и был поглощен многими другими делами, среди которых мозаика занимала не последнее место. 25 февраля 1762 г. Сенат передал фабрику снова в ведение кабинета е. и. в. Не известно, почему Сенат так быстро отменил свое решение. Так М.В. Ломоносов пробыл в 1762 г. директором фарфоровой фабрики менее месяца и был освобожден от этой должности, вероятно, вследствие своего отказа.
В первые годы на Невской Порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков.
Екатерина II покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.
В результате культурного подъема конца 1770-х гг. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. По мнению некоторых специалистов, Екатерина II отдавала предпочтение фарфору зарубежного производства, но в дальнейшем обратила свое внимание на отечественный фарфор.
Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нем сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Все постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. Мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.
Никто не вечен. Императором стал Александр III, который спас ИФЗ от закрытия. На заводе активизировалось производство, Александр III интересовался фарфором, появились заказы на крупные сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).
Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.
В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова, предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод, и только в 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в Императорский фарфоровый завод.
В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.
А при Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.
Продукция Императорского Фарфорового Завода — художественный фарфор, первый фарфор России по времени своего возникновения и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Изделия завода завоевывали высокие награды на международных выставках в разных городах мира. Фарфор завода представлен в собраниях крупнейших музеев мира и в частных коллекциях. Императорский фарфоровый завод с его музеем – это уникальное место, где на протяжении почти трех столетий создается и хранится воплощенная в фарфоре история и культура России.
Список литературы
1. Гладков А.К. ''Творчество М.В. Ломоносова и культура России Нового времени". Сибирская благозвонница, 2014
2. Наталия Сиповская "Фарфор в России 18 века". Питакотека, 2008
3. Салтыков А.Б. "Избранные труды". Советский художник, 1962
4. Пиотровский М.Б. "Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга
за 300 лет". АРС/ Государственный Эрмитаж, 2009
5. Андреев А.И. "Ломоносов" - сборник статей и материалов. Академия Наук СССР, 1946
6. Принцева Г.А. "Памятники русской культуры времени М.В. Ломоносова
в Гос. Эрмитаже". Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961
7. Половцов А.В. К биографии М.В.Ломоносова. Ломоносов - директор фарфоровой фабрики. // Известия ОРЯС... С.1 - 6.
8. Павлова Г.Е., Федоров А.С. "М.В. Ломоносов: жизнь и творчество". М: Наука, 1980
9. Бояринцев В. "Михайло Ломоносов". Книжный мир, 2011
10. Лаврова Т.В. "Декоративно-прикладное искусство в контексте
эстетического воспитания"
11. Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / [гл. ред. В.В. Яковлев]. – СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2003-.
12. Ченакол В.Л., Андреева Г.А. "Летопись жизни и творчества Ломоносова". Академия Наук СССР, 1961
13. Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. - М.: Искусство,с.: ил. -
Прил.: Ломоносов М.В. [Проекты памятников Екатерине II, Елизавете
Петровне и Петру I]. М.: Искусство, 1988
14. Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. (Выдающиеся деятели науки
и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде). Лениздат, 1981
15. Жуковская, И.И. Михаил Васильевич Ломоносов и его вклад в развитие
русского фарфорового производства / И.И. Жуковская // Православная
церковь и русская культура : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию светлой памяти великого русского мыслителя и писателя Ф.М. Достоевского и десятилетнему юбилею С.-Петерб. обществ. организации "Собор православной интеллигенции" во имя святого преподобного Серафима Вырицкого, 11-12 февр. 2011 г. : М.В. Ломоносов и духовные ориентиры России в свете православия : материалы Междунар.науч.-практ. конф., посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, 19 нояб. 2011 г. / Обществ. орг. "Собор православной интеллигенции". - СПб. : Лема, 2012. - С. 297-300.
16. Литвина Л.П. 250 лет жизни первого фарфорового завода России: [Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод, Санкт-Петербург] //
Обсерватория культуры / Рос. гос. б - ка. - 2006. - № 1. - С. 73-81. -
17. Баранова, Светлана Измайловна. "Изыскал фарфоровые составы...". Родина, 2011
18. М.Н.Кречетова и Э.X.Весгфален. Китайский фарфор. Гос. Эрмитаж, Л.,1947
19. Марко Поло. Путешествие. Перевод со старо-франц. И. П. Минаева. Гос. изд. худож. литер., Л., 1940
20. Н. Спилиоти. Фарфор на исторической выставке предметов искусства в С.-Петербурге, 1904 год. Художественные сокровища России, т. IV, №№ 6. 7 и 8, 1904
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Холодный фарфор"
В этой презентации вы найдёте рецепт холодного фарфора, окрашивание, изготовление розы...
Рецепт холодного фарфора, который не надо варить!
Автор МК: girasole2161Предлагаю приготовить холодный фарфор без термической обработки.ХОЛОДНЫЙ,ТАК ХОЛОДНЫЙ!!! Не переживайте,времени займёт не больше 10 минут....Берём 2 ст.ложки кукурузного кра...
Презентация по теме "Фарфор"
Презентация по теме "Фарфор" предназначена для проведения уроков химии в 9 классе по теме "Силикатная промышленность", а также будет полезна для проведения занятий в химических кружках. Презентация со...
Тема урока: "Технология изготовления холодного фарфора". "Фарфоровые розы" 11 класс
Рецепт холодного фарфора. Технология изготовления "Фарфоровые розы"...
Открытое занятие с использованием ЭОР "Изготовление магнитов "Юрта" из холодного фарфора"
Данный план-конспект занятия можно использовать на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в учреждениях дополнительного образования детей и на уроках по технологии в школе....
Использование холодного фарфора в декоративном оформлении интерьера.
Проблемно-поисковая работа....
Офорты и фарфор на темы "Фауста" Гете на выставке "Сальвадор Дали. Другое измерение. Графика, скульптура, фарфор" в Шереметевском дворце.
Выставка "Сальвадор Дали. Другое измерение. Графика, скульптура, фарфор" проходит в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга (она продлена до 3 мая).Произведения великого мастера из с...