Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Михайлова Светлана Юрьевна

Рабочая программа по истории (6 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Учебно-методический комплект 1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2013 2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 3. Атлас и контурные карты по истории России. 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl.istor_.rossii.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                        «Проверено»                                  

  Директор ГБОУ «Школа №2083»                                        Заместитель директора           __________            Т.В. Наумкина                                                 __________ О.В. Шелепова                                                                                                 «_____»______________2015 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                            «_____»______________2015

Рабочая программа

Интегрированного курса ИСТОРИИ РОССИИ

И МОСКВОВЕДЕНИЯ

для  6 класса А__

на 2015-2016 учебный год

учитель – Михайлова С.Ю.

СП «Остафьево»

2015

                                                Пояснительная записка

Рабочая программа по истории (6 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Учебно-методический комплект

 1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века.   – М.: Просвещение, 2013

2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

3. Атлас и контурные карты по истории России. 6 класс.

Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2012-2013 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI века  ученик должен

называть хронологические рамки древней и средневековой Руси, даты важнейших событий (образование государства Русь, крещение Руси, появление самостоятельных княжеств, первое упоминание о Москве, нашествие Батыя на Русь, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, свержение ордынского владычества); места, обстоятельства, участников, итоги важнейших событий; правителей, государственных деятелей, политических и духовных лидеров, оказавших значительное влияние на развитие истории; представителей общественной мысли, науки и культуры;

показывать на исторической карте государства и княжества;

описывать условия жизни, быта различных людей; достижения, последствия этого; составлять описания разного рода памятников.

соотносить факты и общие процессы развития государств и княжеств; называть характерные существенные черты политического устройства государств, международных отношений, развития культуры;

объяснять значения понятий: присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастырь, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм, удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык, боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, служилые люди, феодально-крепостническая система, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, церковный Собор, реформы;

излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

Объяснять цели, результаты, значение деятельности наиболее известных людей.

Содержание изучаемого курса

История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часа в в неделю (2 часа ∙34 недель=68часов). При этом на изучение всеобщей истории отводится 28 часов, истории России – 40 часов.

Плановых проверочных работ: всего 1 во втором полугодии.

Учебно-тематическое планирование:

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Введение. Россия сквозь глубь веков

1 часа

Раздел 1. Древняя Русь в YIII – первой половине XII века.

11 часов

Повторительно – обобщающий урок

1 час

Раздел 2. Русь Удельная  в XII – середине X III вв.

 9 часов

Повторительно – обобщающий урок

1 час

Раздел 3. Московская Русь  в XIY-XYI в.

15  часов

 Повторительно – обобщающий урок

1 час

Итоговое повторение и обобщение.

1 час

Итого:

40 часа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение-1 час

Раздел 1. Древняя Русь в YIII – первой половине XII века.   12 часов.

Народы и государства на территории нашей страны в древности[1]. 1ч.        

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

        Праславяне. Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» об образовании Руси.

Знать/уметь: 

- объяснить понятия: союз племен, пашенное земледелие, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество;

-   критически анализировать источник исторической информации «Повесть временных лет» (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- показать на исторической карте территорию расселения славян и их соседей

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси.

 Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Раздел 3. Русь Удельная  в XII –  XIII вв. (10 часов)

Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика.

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве»

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древне-русской культуры.

Единство и своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале  XIII вв. Фольклор. Славянская письменность. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нрав

        Чингиз-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия нашествия для дальнейшего развития страны.

Раздел III. Московская Русь в в XIY-XYI в.(16  часов)

 Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.)

Борьба  против ордынского ига. Русские земли в составе Великого Литовского княжества.

Восстановление хозяйства на Руси. Формы землевладения и хозяйства Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Знать/уметь:

- объяснить понятия: государство, княжеская власть, дружина, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп. Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык. Поместье, помещик, служилые люди, ересь. Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, Юрьев день, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные.

- показать на исторической карте территорию удельных княжеств, Золотой Орды, места крупных сражений;

- характеризовать исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского;

- понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлен

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в.

        Предпосылки образования Российского государства. Иван III.  Свержение ордынского ига. Василий III.  Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель. Многонациональный состав населения страны. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.. Русская культура второй половины XIII – XV в.

Монгольское завоевание и русская культура. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Формирование культуры Российского государства. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, литературе. Летописание. «Задонщина». Теория «Москва – третий Рим». Феофан Грек. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль.  Андрей Рублев

        Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы. 

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становлении самодержавия. Сословно-представительная монархия.

 Русская культура XVI в. 3 ч

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Повторительно – обобщающий урок -1час

                     

Знать/уметь: 

- объяснить понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, опричнина, заповедные лета, церковный собор;

- показать на исторической карте территории Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири, Крымского ханства;

- характеризовать государственных деятелей Ивана III, Ивана IV Грозного;

- сравнивать различные средства решения государственных проблем: реформы - террор, война – мир.

- излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.  Итоговое повторение и обобщение - 1 часа.

                                          ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                          ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

                                                 

                                          ИСТОРИЯ РОССИИ, МОСКВОВЕДЕНИЕ – 6 КЛАСС

                   68 часов, 2 часа в неделю, 28 часов – история – история средних веков,

                                                                                     40 часов – отечественная история.

                                                                                     12 часов москвоведения

(Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца ХУ1 века.

Учебник для 6 класса образовательных учреждений. 8-е изд. - : «Просвещение» 2008

№№

п/п

№№

в теме

                                 ТЕМА

Темы по москвоведению

Домаш

нее

задание

Дата по плану

Дата

Факт.

1.

Вводный. Россия сквозь глубь веков. Исторические источники по истории России.

С.4-6

Тема 1. Русь древняя. (11 часов).

2.

1.1.

Восточные славяне.

Древнейшие люди на территории Подмосковья. Археологические раскопки древних поселений: Фатьяново, Давыдково, Дьяково.

П.1

3

1.2

Соседи восточных славян.

П.2 С.14-19

4-5

1.3-1.4

Формирование Древнерусского государства

П.3 С.19-24.

24-28

6.

1.5.

Первые киевские князья.

П.4

7.

1.6.

Владимир Святославович.

 Принятие христианства.

П.5

8 - 9.

1.7-1.8.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

П.6 (С. 43-49, 50-55).

10

1.9.

Культура Древней Руси.

П.7

11.

1.10.

Быт и нравы Древней Руси.

Финно-угорские и славянские племена, жившие на территории Москвы и Подмосковья, их занятия.

П.8

12.

1.11.

ПОУ по теме «Древняя Русь»

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси. (10 часов).

13.

2.1

Начало раздробления Древнерусского государства.

 Древнейшие городища 9-11в. на территории Москвы

П.9

14-15

2.2-2.3

Главные политические центры Руси.

Легенды и предания о рождении Москвы. Первые поселения на территории московского края.

 Первое упоминание о Москве. Москва-провинциальный г. Владимиро-Суздальского княжества.

П.10-11

16.

2.4.

Нашествие с Востока.

Завоевание Батыем Москвы.

П.12

17.

2.5.

Борьба Руси с западными завоевателями.

Потомки Александра Невского московские князья.

П.13

18.

2.6.

Русь и Золотая Орда.

Москва при Иване Калите

П.14

19.

2.7.

Русь и Литва

П.15

20-21

2.8-2.9

Культура русских земель в XII-ХIIIвв.

П.16 С.127-130,136-138

22.

2.10.

ПОУ по теме «Политическая раздробленность на Руси»

Тема 3. Русь Московская. (15 часов).

23-24.

3.1-3.2.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского  княжества.

П.17 С.139-143,143-146

25.

3.3

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Дмитрий Донской-князь московский. Роль Москвы в подготовке к победе на Куликовом поле. Разорение ханом Тохтамышем в 1382г. Москвы.

П.18

26.

3.4.

Московское княжество и его соседи в конце ХIY- середине ХYвека

Карта Москвы ХY века.

П.19

27-28.

3.5.-3.6

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

П.20

29.

3.7.

Московское государство в конце ХY начале ХYI века.

П.21

30.

3.8.

Церковь и государство в конце ХY - начале ХYI века.

Становление  московского государства. Москва - третий Рим

П.22

31.

3.9.

Реформы Избранной Рады.

П.23

32.

4.0.

Внешняя политика Ивана IY.

П.24

33.

4.1.

Опричнина.

 

П.25

34.

4.2.

Просвещение, устное народное творчество, литература в ХIY-ХYI веках.

Ремесла, торговля и управление Москвой  в

ХY – ХYI веков

П.26

35.

4.3.

Архитектура и живопись в ХIY – ХYI веках.

П.27

36.

4.4.

Российский быт  ХY – ХYI веков.

Быт  москвичей  в

ХY – ХYI веков

П.28

37.

4.5

ПОУ по теме «Русь Московская»

4.Итоговое повторение (3 часа).

38.

5.1

Основные периоды в истории нашей страны

(с древнейших времен до ХYI века). Итоговый тест.

39.

5.2.

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков

40.

5.3.

Достижения культуры народов нашей страны (с древнейших времен до ХYI века).

 Государственный

историко-культурный музей заповедник «Московский Кремль».

История России с древнейших времен до конца XVI века.


Тема урока

Кол-во

часов

Темы по москвоведению

Тип урока

Форма урока

Д/З         

Дата про

ведения

Дата проведения

По       факт

плану

По плану

По факту

1

Вводный. Россия сквозь глубь веков.

Исторические источники

1

Урок-изучение нового материала

Урок-практикум. Работа с картой.

Стр.4-6

Раздел 1. Древняя Русь в YIII-первой половине XII века

12ч.

2

Соседи восточных славян. Древнейшие народы на территории России.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум составление таблицы

П.1 Р/т

3-4

 Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Соседская община

2

Древнейшие люди на территории г.Москвы. Археологические раскопки древних поселений: Фатьяново, Давыдково, Дьяково

Комбинированный урок

Урок-практикум

Работа с документом

П.2

5-6

Формирование Древнерусского государства. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности 

2

Комбинированный урок

Урок-исследование

П.3

7

Первые киевские князья

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

П.4

8

Владимир Святой. Принятие христианства.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником

П.5

9-10

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. «Русская Правда». 

2

Комбинированный урок

Урок-практикум Сообщения учащихся

П.6

11

Культура Древней Руси

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Сообщения учащихся

П.7

12

Быт и нравы Древней Руси

1

Финно-угорские и славянские племена, жившие на территории Москвы и Подмосковья, их занятия.

Комбинированный урок

Сообщения учащихся

П.8

13

Итоговое обобщение темы «Древняя Русь»

1

Урок   обобщения и закрепления знаний

Тестирование. Контрольный опрос

Раздел 2. Русь Удельная в   XII –  XIII веках – 10 часов

 

14

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Древнейшие городища 9-11в. на территории Москвы

Урок-изучение нового материала

Урок-практикум Работа с учебником

П.9

15-16

Главные политические центры Руси

2

Легенды и предания о рождении Москвы. Первые поселения на территории московского края.

 Первое упоминание о Москве. Москва-провинциальный г. Владимиро-Суздальского княжества.

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником

П.10-11

17

Нашествие с Востока

1

Завоевание Батыем Москвы

Комбинированный урок

Работа с источниками

П.12

18

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Потомки Александра Невского московские князья.

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

П.13

19

Русь и Золотая Орда

1

Москва при Иване Калите

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

П.14

20

Русь и Литва

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

П.15

21-22

Культура русских земель в в XII – XIII вв.

2

Комбинированный урок

Сообщения учащихся

П.16

23

ПОУ по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

Урок   обобщения и закрепления знаний

Тестирование. Контрольный опрос

Раздел 3. Московская Русь в в XIY-XYI в

16ч.

24

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества Формы землевладения и хозяйства.  Иван Калита.  

1

Урок-изучение нового материала

Урок-исследование

П.17

25-26

Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Дмитрий Донской

2

Дмитрий Донской-князь московский. Роль Москвы в подготовке к победе на Куликовом поле. Разорение ханом Тохтамышем в 1382г. Москвы.

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

П.18

27

Московское княжество и его соседи в конце XIY-XY века

1

Карта Москвы ХY века.

П.19

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

П.19

28-29

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

2

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

П.20

30

Московское государство в конце XY-начале XYI века  Судебник 1497г. Местничество.

1

Урок   обобщения и закрепления знаний

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

П.21

31

Церковь и государство в конце XY- начале XYI века.

1

Становление  московского государства. Москва - третий Рим

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

П.22

32-33

Реформы  Избранной рады.

2

Комбинированный урок

Урок-исследование

П.23

34

Внешняя политика Ивана IY

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

П.24

35

Опричнина

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

П.25

36

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVIвеках.

1

Ремесла, торговля и управление Москвой  в

ХY – ХYI веков

Комбинированный урок

Сообщения учащихся

П.26

37

Архитектура, живопись в XIV – XVIвеках.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

П.27

38

Быт  XIV – XVI веков.

1

Быт  москвичей  в

ХY – ХYI веков

Комбинированный урок

Сообщения учащихся

П.28

39

ПОУ по теме «Русь Московская»

1

Государственный

историко-культурный музей заповедник «Московский Кремль».

Урок   обобщения и закрепления знаний

Тестирование.

Контрольный

опрос

40

Итоговое повторение и обобщение. «Основные периоды в истории нашей страны  с древнейших времен  до конца XVI вв.»

1

Урок   обобщения и закрепления знаний

Тестирование.

Проверочная работа

4. Ресурсное обеспечение.

4.1 Основная литература.

  • История России IX-XVI века: программы для общеобразовательных школ. - «Дрофа», 2011
  • УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССА:
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века.   – М.: Просвещение, 2013
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

4.2 Дополнительная  литература:

Б.Н. Серов. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. К учебным комплектам Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века.- М.: ВАКО, 2011.

4.3 Медиаресурсы «Мир знаний»: http://www.mirznaniy.com

  • Серия видеохрестоматий «Ожившая история»  Часть 1: История России X-XVI веков
  • Электронное пособие «История России IX – XVI веков»
  • Электронное пособие «История России в документах»



[1] В тексте подчереркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...