Технологическая карта урока «Владимир Святославович. Принятие христианства».
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Технологическая карта урока «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет история Класс 6
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;
-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
– уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;
-создать условия (учебные ситуации)для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
- совершенствовать навыки групповой работы,
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.
Тип урока: формирование новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстративный материал по теме «Крещение Руси», настенная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»
Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная
Предполагаемый результат
Знать
-причины принятия христианства;
-основные социально-исторические процессы проведения христианской реформы князя Владимира;
-каково значение принятия христианства на Руси
Уметь
- анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи
- читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Мотивационный. 1.1. Актуализация знаний - Какую большую тему мы изучаем? - Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? Загадки: О ком идет речь? Приложение 1 1.2. Формулировка темы урока - Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси». - Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока… Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться? «Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей» Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы 1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели - Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи. Совместно с детьми формулируется план. План изучения новой темы: 1.Начало правления князя Владимира. 2.Причины принятия христианства на Руси. 3.Крещение Руси. 4.Русская православная церковь. 5.Значение принятия христианства на Руси . - Послушайте мнения различных историков о Владимире. Высказывания историков о князе Владимире: «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин. Проблемный вопрос. Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? - Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника. Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. | - Создает условия для актуализации знаний обучающихся - Организует проблемную ситуацию; - Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока, - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам - Создает учебную ситуацию целеполагания. - Побуждает обучающихся формулировать цели урока. - Структурирует предложенные формулировки. |
- В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы; - Определяют тему урока; - Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения, составляют план урока | Р: - целеполагание, - планирование, - прогнозирование, - волевая саморегуляция, - выдвигают версии, определяют проблему. П: - самостоятельное выделение познавательной цели, - выбор оптимальных способов решения задач, - умение строить речевое высказывание, - самостоятельное выделение познавательной цели - сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы. К: - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью |
2. | Операциональный 2.1. Изучение нового материала (открытие нового) Беседа с классом: 1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав? 2.Какие сыновья претендовали на киевский престол? Задание классу: - самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях; - ответьте на вопрос: « Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?» Опорный сигнал - схема Святослав --------- !---------------------- ! ! ! Ярополк Олег Владимир (Киев) (Древл. земля) (Новгород) Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев. Учитель: - Перед князьями стояли задачи: 1) укрепление обороны государства; 2) четкой организации сбора налогов; 3) усиление княжеской власти; 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. - Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи. Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира. - Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве. - После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева. - Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью. Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине. - После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях. - При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей. В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть. Вопросы учащимся: - Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? ( принять единую религию) - Какие религии основываются на единобожии?( христианство, ислам, иудаизм) При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство. -внимательно прочитайтеп.5, с.38, объясните, « Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия христианства на Руси?» (составьте план ответа на вопрос). Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы: -какую веру выбрал Владимир и почему? 2.2. Работа в группах. Задания группам: Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы. Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы. Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы. Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы. Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы: -где и как крестили киевлян? -как поступил князь Владимир с языческими идолами? -охотно ли расстались киевляне с языческими идолами? Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно). Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы. - Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте. 1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным? 2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства. 3.Что построено при князе Владимире? (примерные вопросы 2.3. Закрепление изученного материала Задание классу: Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное). | - Организует работу учащихся с учебником и с информацией из презентации по плану урока. - Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся. Читают, находят ответ на вопрос, отвечают. Слушают и сверяют свои записи в тетради. Дают аргументирован ный ответ Читают, находят ответ на вопрос - Организует работу учащихся с учебником, с атласом - Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности - Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы | Работа с опорным сигналом-схемой «Династия Рюриковичей в 9-н.11 вв.» - Осуществляют поиск информации; - Ведут записи в тетради, используя учебник и презентацию урока. - Осуществляют поиск информации и ее преобразование - Узнают и запоминают существующие понятия - Осуществляют поиск информации по картам атласа - Работают с текстом учебника, с атласом и анализируют данные - Оформляют схему - Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации Индивидуальная работа учащихся. Заполнение таблицы в тетради - Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия. | П: - поиск информации, - умение строить речевое высказывание, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - смысловое чтение, - анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, сравнение - установление причинно-следственных связей, - доказательство К: - сотрудничество с учителем и сверстниками - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли, - владение монологической и диалогической речью Р: - волевая саморегуляция, - работают по плану, сверяясь с целью; - определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность |
3. | Рефлексивно-оценочный этап 3.1 Подведение итогов. Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед. - Давайте вспомним наш проблемный вопрос: Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? (ответы обучающихся, вывод) Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили. Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах) Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь? - Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы? 3.2. Рефлексия. -Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Приложение 3 3.3. Инструкция к выполнению домашнего задания. § 5, учить термины по истории Древней Руси. Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси? 2. Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства» 3.Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию. Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности. | - Предлагает найти ответ на вопрос, используя все полученные на уроке знания - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. - Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений | - Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия. - Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока. - Осуществляют рефлексию учебной деятельности | Р: - оценка достижения планируемых результатов, - коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой, - волевая саморегуляция П: - рефлексия способов и условий действий, - контроль и оценка способов и результатов действий К: - сотрудничество с учителем и сверстниками, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»
Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси....
Практические задания к уроку "Владимир Святославович. Принятие христианства" в 6 классе.
Поставлена цель и определены предметные, метапредметные и личностные задачи урока. Даны задания для самостоятеьной работы учащихся к § 5 (учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России 6 ...
разработка урока "Владимир Святославович. Принятие христианства"
разработка урока предназначена для 6 класса, содержит проблемный вопрос и раздаточный материал по теме....
Технологическая карта урока « Владимир Святославич. Принятие христианства». Класс 6 ФГОС ООО
Технологическая карта урока Предмет история Класс 6Базовый учебник:...
Урок_6 класс_ Владимир Святославович. Принятие христианства.
Цель урока:1.сформировать представление о причинах и значении принятия Русью христианства; роли князя Владимира Святославо...
Открытый урок "Владимир Святославович. Принятие христианства на Руси"
Открытый урок по истории в 6 классе. Учебник «История России. С Древнейших времён до конца XVI века. 6 класс». А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2014г....
Технологическая карта урока "Владимир Святой.Принятие Христианства"
Технологическая карта урока "Владимир Святой.Принятие Христианства"...