Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Рабочая программа расчитана для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_istoriya.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

Рассмотрено                                                         «Согласовано»                                                                              «Утверждаю»

на заседании МО учителей                                                 Заместитель директора по   УВР                                            Директор МКОУ СОШ №11

гуманитарного цикла                                                    ____ /К.Е.Бегеева                                                                       ______/А.А. Кундагдиева

Руководитель МО                                                  «19» августа 2017г.                                                                     _______/Приказ №143/1

________/М.С.Бекеева/                                                                                                                                  от «28» августа 2017 г.

Протокол №1                                                                                                    

От 17 августа 2017г.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета :история

Класс:  9 класс

Учитель: Курбанова Завида Мусаевна

Уровень образования: основная школа

Срок реализации программы :2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану:35 учебных  недель,68 часов в год,2  часа в неделю

Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история 5-9 классы» «История россии 5-9классы» Составители: Н.В. Загладин /А.А. Данилов/ Просвещение 2010 год

Учебник: «Всеобщая история»и « История России»., Н.В. Загладин С.И Козленко,А.А. Данилов,Л.Г Косулина

Пояснительная записка

 Образовательная программа составлена на основании  документов:

- ФЗ Закон об образовании №273 от 29.12.2012 г.

- Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года

- Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования (МКОУ СОШ №11)

- Авторских программ А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России.6-9 классы».

- Программы общеобразовательных учреждений, «Просвещение»,2011г. и Н.В.Загладина «Всеобщая история. Новейшая история. 9класс». Программа курса, Москва, «Русское слово»,2012год.

   Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения.

На изучение истории в 9 классе отводится 70 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Всеобщая история  – 24 часа

История России, включая историю Ставропольского края – 46 часов.

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории и истории России– ХХ век и начало XXI столетия

Рабочая программа представлена в виде интегрированного курса, составлена к учебникам:

  • А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России, XX-начало XXI в.», учеб. для 9 кл.  общеобразоват. учреждений, Москва,

 « Просвещение», 2010г

  • Н.В.Загладин «Новейшая история зарубежных стран, XХ век»   учеб. для 9кл. общеобразов. учреждений, Москва, «Русское слово»,2010год.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Интегрированный курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • - воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;
  • закрепление умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;
  • использование  учащимися различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) с целью реализации познавательных и коммуникативных задач;
  • овладение учащимися монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Содержание изучаемого  курса.

  1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. (6ч.)

Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.

Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

Основные понятия: протекторат, модернизация, индустриальное общество, политическая система, гражданское общество, Порт-Артур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия,революция,, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация,ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», репарации, Лига Наций.

II. Великая российская революция.1917-1921гг.(3ч.)

 Февральская  революция 1917 года в России. Особенности политики  Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

Основные понятия: альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир, национализация, интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая контрреволюция, денационализация.

III. СССР и мир в 1920-1930гг.(5ч.)

Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание  СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны.

Основные понятия: НЭП, продовольственный налог, концессии, рентабельный, «Командные высоты» федерализм,  автономия,  саботаж,  Коминтерн, Генуэзская конференция, «мирное сосуществование» ,номенклатура, тоталитаризм, репрессии, культ личности, оппозиция, мировой экономический кризис, коллективизация, индустриализация, система коллективной безопасности, фашизм,  политика умиротворения, анафема, атеизм, конструктивизм, идеология, социалистический реализм, «культурная революция», геополитические интересы.

IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. (6ч.)

Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.

СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

Основные понятия: пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун», демилитаризация, «Багратион», «Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт.

V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые  послевоенные десятилетия. (7ч.)

Политика СССР в Восточной Европе и причины  «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз  в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20  съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы.  Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.  «Великое общество» 1960-х гг. в США.

Основные понятия: репарации, репатриация, национальное богатство,  железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм, Карибский кризис, мирное сосуществование,  «холодная война», десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна, план Маршалла, СЭВ, НАТО.

VI. СССР в 1965-1991 гг. (3ч.)

СССР от реформ  к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений  в начале 1980гг. 

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.

Основные понятия: коррупция,«теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика,  пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность», ускорение,«новое мышление», биполярная система международных отношений.

VII. Мир во второй половине ХХ в. (3ч.)

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.

Основные понятия: шпиономания, импичмент, СОИ, Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди», ФРГ, бундестаг,  федеральный канцлер, СДПГ,

« обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ, национал-реформизм, военная хунта, исламский фундаментализм, «прагматики», хунвейбины.

VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.(3ч.)

 Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.

Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.

Основные понятия: приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор, конвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат, судебная инстанция, сепаратизм, терроризм.

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории

«История России: XX-начало XXI века»  и «Новейшая история»  

в 9 классе 70 ч.

№ урока

Тема  раздела, урока

Кол-во

часов

Дата

Вид занятия

Наглядное пособие и ТСО

Задания для учащихся

Повторение

  1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков.

1-2

Мир в начале XX века.

2

04.09

Вводный

карта  «Мир в начале XX  века»

§1-4,заполнение, таблицы    (НИ)

3

Введение.  Россия в начале  XX  века.

1

10.09

Вводный

карта «Россия в конце 19в.»

§1-2 (ИР). Зад. стр.12,зад.1 стр.19

4

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

11.09

Комб-й

Схема «политические партии в конце XIX- начале XX века

§3, заполнить таблицу, зад.1

5

Внешняя политика России в начале  XX  века.

1

16.09

Комб-й

карта «Русско-японская война », презентация

§4, характеристика войны по памятке

6

Первая российская революция.

1

18.09

Комб-й

карта «Революция 1905-1907гг.»

§5, дать характеристику новым партиям

7

Политическая жизнь России

в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина

1

23.09

Комб-й

Иллюстрации, документы

§6-7зад.1 стр.51

8

Серебряный век русской культуры

1

25.09

Комб-й

Иллюстрации, презентация

§8, сообщения

9

Первая мировая война.

1

30.09

Комб-й

карта «Первая мировая война»

§5 (НИ)

10

Россия в Первой мировой войне

1

02.10

Комб-й

карта «Россия в Первой мировой

войне»

§9 (ИР)зад.2 стр 73

11

Версальско-Вашингктонская система.

1

07.10

Комб-й

карта «Европа после 1-й мировой войны»

§6-7  работа с документом

12

Страны Европы и США в 20-е годы.

1

09.10

Комб-й

карта «Европа после 1-й мировой войны

§8-9

  1. Великая российская революция. 1917 -1921 гг.

13

Свержение монархии и кризис власти.

Февральская революция

1

14.10

Комб-й

карта «Россия в1917г.»

§10-11, характеристика события по памятке

14

Октябрьская революция. Становление Советской власти

1

16.10

Комб-й

карта «Октябрьская революция 1917 г.», иллюстрации

§12-13. Зад.3,4 стр.105

§10-11

15-16

Гражданская война

2

21.10

23.10

Комб-й

 «Гражданская война и интервенция в России» карта

§14-17зад.1 стр.128

17

Обобщение по теме «Россия в

1900-20-х г.г.»

1

28.10

тестирование

Карты,

тесты

Тестирование по КИМам ГИА 

§1-17 (ИР), понятия и термины

  1. СССР и мир в 30-е гг.

18

Новая экономическая политика

1

06.11

Комб-й

Схема «НЭП и военный коммунизм»

§18, вопросы после§

19

 Образование СССР, его внешняя политика.

1

11.11

Комб-й

карта «образование СССР»

§19-20, работа с источником, тетрадь

20

Политическая система СССР в 20- 30-е гг.

1

13.11

Комб-й

таблица

§21, 25зад.1. стр.162

21

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г.

1

18.11

Комб-й

карта «Европа после 1-й мировой войны»

§10 (НИ), работа с документом

22

Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.

1

20.11

Комб-й

карта «Европа после 1-й мировой войны»

§11-12, анализ статистических таблиц

23

Экономическая политика СССР  В 20-30-е годы.

1

25.11

Комб-й

Схема, документы

§23-24, печатная тетрадь.

24

Духовная жизнь: достижения и потери

1

27.11

Комб-й

Иллюстрации

§22,26, сообщения

25

Внешняя политика СССР в 30-е годы.

1

02.12

Комб-й

Карта, документы

§25,27, работа в тетради на печатной основе

26

Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.

1

04.12

Комб-й

карта «Европа после 1-й мировой войны»

 (НИ) §13-14, сообщение, работа с документом.

27

Восток и Латинская Америкав первой половине 20-го века.

1

09.12

Комб-й

карта мира

§15-17

Сообщения, работа с документом

28

Международные отношения в 30-е годы.

1

11.12

Комб-й

карта мира

§19, работа с документом

29

Обобщение по теме : «СССР в 20-30 е гг.»

16.12

тестирование

Тестирование по КИМам ГИА

§18-27, понятия и термины

  1. Вторая мировая война.

Великая отечественная война 1941-1945 гг.

30-31

Вторая мировая война.

2

18.12

23.12

Комб-й

карта «Вторая мировая война»

 (НИ) §20-21, документы

§5 , сравнить I и II  мировые войны

32

Начало Великой Отечественной войны

1

25.12

Комб-й

карта «Вторая мировая война»

§28-29, работа в тетради

33

Предпосылки коренного перелома.

1

30.12

Комб-й

То же

§30-31, работа с документом

34

Коренной перелом в ходе войны.

1

13.01

Комб-й

То же

§32-33, сообщения

35

Заключительный  этап войны.

1

15.01

Комб-й

То же

§34, работа в тетради.

36

Обобщение по теме «СССР в 30-40- е годы»

1

20.01

Комб-й

тесты

Тестирование по КИМам ГИА

§28-34

37

Обобщение по теме «Мир в первой половине 20-го в.»

1

22.01

Комб-й

карта мира

§1-21 

§1-21

  1. СССР в 1945-1964гг.

Мир в первые послевоенные десятилетия.

38-39

Внутренняя политика СССР в послевоенный период.

2

27.01

29.01

Комб-й

карта «Восстановление народного хозяйства»

§35-37

40

Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война

1

03.02

Комб-й

документы

§22-23

41

Начало «холодной войны». Внешняя политика

1

05.02

Комб-й

политическая карта

§38, работа с документом

42-43

Внутренняя политика СССР в 1954-х -1964-х годах

2

12.02

17.02

Комб-й

фотографии, хрестоматия, репродукции

§39-41, зад 1 стр 287

44

Политика мирного сосуществования

1

19.02

Комб-й

политическая карта мира

§42 зад 1 стр 296

45

Обобщение по теме «СССР в 1945-1964-х годах»

1

24.02

тестирование

тесты

§28-42 Тестирование по КИМам ГИА

§28-42, понятия и термины

46

Послевоенное экономическое развитие.

1

26.02

Комб-й

карта мира

§24-25,  (НИ) таблица

47

Послевоенное экономическое развитие.

1

03.03

Комб-й

карта мира

§26-27, (НИ)  работа с документом

  1. СССР в 1965-1991 гг.

48

Внутренняя политика  СССР в  1960-начале 80-х годов.

1

05.03

Комб-й

хрестоматия, фотографии, таблица «Политический режим»

§43-44, зад. 2 стр.301, зад.1 стр.307

49

Общественная жизнь в середине 60-х  - середине 80-х гг.

1

10.03

Комб-й

документы

§45, тетрадь

50

Политика разрядки: надежды и результаты.

1

12.03

Комб-й

политическая карта мира, схема «Внеш-няя политика СССР в 1965-1985 гг»

§46, зад.1 стр. 318

51

Реформа экономики и ее итоги

1

17.03

Комб-й

копии документов, схема

§48, работа с документом

52

Перестройка политической системы. Политика «гласности».

1

19.03

Комб-й

таблица «Экономи-ческие реформы» хрестоматия

§47, 49, работа в тетради

53

Диалектика нового мышления.

1

24.03

Комб-й

политическая карта мира

§50, работа с документом

54

Обобщение по теме «СССР  с середины 1960-х по 1991 г.»

1

02.04

тестирование

тесты

Тестирование по КИМам ГИА

§43-50, понятия и термины

  1. Мир во второй половине 20 в.

55

США во второй половине 20-го в.

1

07.04

Комб-й

таблица

 (НИ) §28

56

Великобритания и Франция во второй половине 20-го в.

1

09.04

Комб-й

таблица

§29-30

57

Италия и Германия во второй половине 20-го в.

1

14.04

Комб-й

Таблица «Страны западной Европы»

§31-32

58

Страны Восточной Европы  во второй половине 20-го в.

1

16.04

Комб-й

Таблица «Революция в странах Восточной Европы»

§33

59

Латинская Америка  во второй половине 20-го в.

1

21.04

Комб-й

таблица

§34

60

Страны Азии и Африки,Япония,Китай и Индия в современном мире.

1

23.04

Комб-й

таблица

§35-36

  1. Россия и мир в конце XX-начале XXI в.

61

Российская экономика на пути к рынку.

1

28.04

Комб-й

копии документов, фотографии

§51, работа в тетради

62

Политическая система современной России

1

30.04

Комб-й

копии документов, Конституция

§52-53, работа с документом

63

Культура  XX - го века.

1

05.05

Комб-й

репродукции

§18§38  (НИ) Сообщения

64

Духовная жизнь России

1

07.05

Комб-й

Репродукции, хрестоматия

§54 Сообщения

65

Россия в начале нового тысячелетия

1

12.05

Комб-й

карта РФ, копии документов

§51-56

66

Обобщение по теме «Россия  начале 21 в.»

1

14.05

Комб-й

тесты

Тестирование по КИМам ГИА

§51-56

67

Международные отношения.

1

19.05

Комб-й

карта

§37 (НИ)§39

68-69

Обобщение по теме  «Мир в XX –начале XXІв.»

1

21.05

26.05

тестирование

70

Итоговое обобщение по курсу «История России XX в.»

1

28.05

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...