П.А. Столыпин
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы. В русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве России. П.Столыпин был высокопрофессиональным политиком способным поставить Россию в один ряд сведущими европейскими державами и США.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Столыпин. Реформы | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Последний реформатор имперской России» (Слайд 1)
Цели:
- Показать значение реформ П. А. Столыпина для дальнейшего развития России.
2. Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи. (2 слайд)
Оборудование:
- Портрет П.А. Столыпина.
- Карта «Россия в начале 20 века»
- Рабочие тетради.
- Термины на доске, эпиграф.
- Учебник 9 класс. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
Тип урока: изучение нового материала.
План:
- Цели реформы
- Основные мероприятия и осуществление реформы.
- Итоги и значение реформы.
Эпиграф на доске: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда – то жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…» И. Бунин «Окаянные дни»
«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» П.А. Столыпин. (3 слайд)
Ход урока
Учитель: На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы. В русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве России. П.Столыпин был высокопрофессиональным политиком способным поставить Россию в один ряд сведущими европейскими державами и США. Его реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое.
Что хотел сказать своему Отечеству этот великий реформатор? Какое значение для России имела его аграрная реформа? На эти и другие вопросы вы ответите во время нашего урока.
Постановка проблемы на уроке:
Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
В чем заключался политический смысл аграрной реформы?
Какую социальную цель преследовала аграрная реформа?
В чем современны реформы Столыпина сегодня? (слайд 4)
Проверка выполнения опережающего задания.
Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”. Подводим итоги опережающего задания: ( 5 слайд)
Политические силы | Предложения по решению аграрного вопроса |
Большевики | возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм. |
Кадеты | не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян. |
Эсеры | “социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье. |
Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий. 9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции. Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел. Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина. (Слайд 6)
В этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина. Почему так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?
На эти вопросы постараемся поразмышлять в ходе изучения данной темы.
Сообщения учащихся:
- О государственном деятеле П.А. Столыпине. (Слайд 7,8)
- Реформы Столыпина. (Аграрная реформа) (Слайд 9)
Преподаватель: Каковы цели аграрной реформы? (Слайд 10)
Работа с документами ( § 6, с. 47-48).
Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
1.“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.
2. Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.
Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос. Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Работа с документом №1. «Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года.» Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
Основные мероприятия аграрной реформы: работа с § 6 учебника (по группам):
- I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.47-49);
- II группа: Переселенческая политика (с.49-50).
Выступления представителей групп:
Обобщение ответов, вывод в форме схемы.
Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. (Слайд 11)
Аграрная реформа
Развитие кооперации
Создание новых форм
землевладения
Крестьянский банк Переселенческая политика
Разрушение общины Создание хуторов, отрубов
Работа с понятиями. (Слайд 12)
Запись в словари:
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Преподаватель: Кому выгодно данное мероприятие?
- Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
- Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
- Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Результаты реформы. (Слайд 13,14)
Задание: Определить какие результаты имела данная реформа? ( § 6, с. 50).
- 1 Варианту - выписать положительные результаты реформы;
- 2 Варианту – выписать отрицательные.
Положительные результаты: Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба. За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования.
Отрицательные результаты: Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. Проблема малоземелья не было решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением.
Вывод по уроку: (15 слайд)
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Учитель: О государственных деятелях судят не по их замыслам, а по воплощенным делам. П.А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог воплотить их. Трагедия этого человека была в том, что в итоге он был отвергнут властью, не принят обществом. Так как по своему профессионализму был намного выше власти, а власть этого не прощает.
Домашнее задание: параграф 6.
Изучить понятия, даты. (Слайд 16) Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная экскурсия по с. Столыпино Балтайский район Саратовскаяобласть
Работа предназначена для знакомства учащихся начальноя и основной школы с достопримечательностями села Столыпино Балтайского района Саратовской области. изображения обектов экскурсии сопровождается ис...
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
страница о П.А. Столыпине
данный материал пригодится при проведении урока истории в 9 класса по теме "Экономическое развитие России в 1906-1914 гг."...
Открытый урок "Деятельность П.А. Столыпина"
Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает уч-ся в более доступной форме понять смысл реформ начала 20 века и саму личность Великого реформатора...
Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"
Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....
Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"
Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....