Открытый урок "Деятельность П.А. Столыпина"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает уч-ся в более доступной  форме понять смысл реформ начала  20 века и саму личность Великого реформатора  в период 1906-1911 годов.

 

О Т К Р Ы Т Ы Й У Р О К по ИСТОРИИ

Тема урока: «Деятельность П.А. Столыпина»

Учитель истории: Арсентьева О.А. 2012 год.

Открытый урок по ИСТОРИИ для 11 класса

Тема урока: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА»

Цели урока: 1) изучить личность П.А. Столыпина как политического и экономического деятеля в историческом контексте; 2) развить способности анализировать, обобщать и выделять из текста важные факты; 3) прививать учащимся интерес к выдающимся деятелям нашей страны, ярким примером которых является П.А. Столыпин.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (Урок-дискуссия)

Оборудование: ПК, Презентация, учебник, портрет П.А. Столыпина, дополнительная литература, карта.

ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Вводная часть А) доклад на тему «Личность П.А. Столыпина» 3. Работа над новым материалом. 4. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА: 1. Организационный момент.

2. Вводная часть. Учитель: История не складывается из случайностей, история не творится безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс. История – это непрерывная череда поступков множества личностей, каждая из которых формируется в определенных общественных условиях. Очевидно, что в истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой проступила личность именно П.А. Столыпина. С чего началась история его жизни, мы сейчас узнаем из доклада.

А) ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЛИЧНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА» Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 г. Столыпин стал ковенским губернским предводителем дворянства, а в 1902 году был назначен гродненским губернатором. Постепенно потомок старинного рода сумел ярко проявить себя на государственной службе. С 1903 года Столыпин занял пост губернатора одной из самых беспокойных поволжских губерний – Саратовской. В разгар революции 1905 года Столыпин проявил себя умным, распорядительным администратором. Он смог поддержать порядок в губернии и избежать кровопролития. Продвигаясь по службе, Столыпин 26 апреля 1906 года был назначен министром внутренних дел в правительстве Горемыкина. За день до «разгона» думы 8 июля 1906 года. Столыпин был назначен представителем Совета министров и при этом сохранил за собой пост министра внутренних дел. Возглавив правительство, Столыпин стал проводить борьбу с революцией еще более решительно. 12 августа 1906 года на него было совершено покушение на Аптекарском острове (здесь проживала его семья) От взрыва погибли 27 человек и многие получили ранения. Потрясенный этими событиями, Столыпин 19 августа в экстренном порядке подписал указ о военно-полевых судах. Суть которого заключалась в том, что судопроизводство над революционерами должно совершаться в рамках 48 часов, а исполнение приговора - в 24 часа. Таким образом, с августа 1906 года по апрель 1907 года было вынесено 1102 смертных приговора. После неоднократных попыток думы отменить эти суды Столыпин четко заявил : «Умейте отличать кровь на руках от крои на руках палача». Потом член ЦК кадетской партии А. Тыркова отметила: «На этот раз правительство выдвинуло человека сильного и даровитого. С ним нам придется считаться». 3. Работа над новым материалом. Учитель: Да, Столыпин – человек и энергичный. Благодаря этим качествам он смог подавить революцию. Но он был убежден, что для стабилизации положения в России недостаточно только карательных мер «Революция, - считал он, - болезнь не наружная, а внутренняя, и одними Наружными лекарствами ее не вылечишь». Столыпин полагал, что осуществляя программу преобразований, он сможет «вылечить» Россию. Какова была расстановка политических сил в этот период? Ученик: Столыпин, проводя новый политический курс «порядок и реформы», попал в сложную ситуацию. С одной стороны, революция была подавлена, но волнения в обществе остались. Большая часть населения не доверяла власти. Также были недовольные со стороны революционеров и буржуазной оппозиции. Последние выступали против карательных действий правительства. С другой стороны, Столыпин подвергался большой критике со стороны черносотенцев. Он не давал черносотенцам полной воли, использовал их для борьбы с революционерами, тем самым держал их под контролем, чтобы избежать погромов и кровопролития. Столыпин не был лишен поддержки. Октябристы глубоко верили в его курс. Это были богатые и влиятельные люди: крупные предприниматели, помещики. В итоге получилось, что левые и правые критиковали Столыпина, а центр был готов оказать самую мощную поддержку. Учитель: Каким образом развивалась ситуация вокруг Государственной Думы?

Ученик: В подобной сложной ситуации вокруг Государственной Думы главным стал вопрос о судьбе думы. Черносотенцы, поддерживающие разгон Второй Думы, настаивали на необходимости окончательно избавиться то этого учреждения. Они стремились вернуться к самодержавию. Столыпин, наоборот, считал, что дума чрезвычайно полезна для поддержания порядка в стране. Выборы депутатов, думские прения давали понять массам, что о них думают и заботятся. Но дума должна стать управляемой со стороны власти, попасть под ее контроль. Для того чтобы осуществить эти планы, Столыпин 3 июня 1907 года принимает новый избирательный закон.

Учитель: Третьеиюньский государственный переворот: какие произошли изменения в думе благодаря новому закону?

Ученик: 3 июня 1907 г. Новый избирательный закон полностью перераспеределил число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. 1 ноября 1907 г. На свое первое заседание собралась Третья Государственная Дума. В новой думе по составу превосходили октябристы(154) и монархисты (147). Кадеты получили 54 мандата, социал-демократы-19. Теперь, когда состав думы стал наилучшим, правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

Учитель: Рассмотрим аграрную реформу Столыпина. Каковы ее основные направления и итоги? Ученик: Основная направленность аграрной реформы – разрушение общины. В новых указах, появляющихся в период с 1907- по 1911 г., правительство четко обозначило свои цели – земли закрепить за отдельными хозяевами общины. Крупных хозяев нацеливали на превращение своих хозяйств в независимые друг от друга хутора. За 1907-1914 гг. из общины выделилось 2.5 млн крестьян (22% всех крестьянских хозяйств). Еще одно направление, которое также было нацелено на укрепление зажиточных крестьян, - это создание Крестьянского банка. Он был посредником между помещиками, которые хотели продать свои земли, и крестьянами, желавшими купить их. Так, банк способствовал переходу помещичьих земель в реки сельской буржуазии. Причем это осуществлялось в свободной форме, путем купли – продажи и на выгодных условиях для помещиков. А крестьянам банк предоставлял на льготных условиях ссуды для этой покупки. Еще одна проблема стояла перед Столыпиным – сельская беднота. По его мнению, решение этой проблемы заключалось в массовом переселении людей. Этим Столыпин рассчитывал, с одной стороны, ослабить нехватку земель в центральных губерниях, а с другой – переместить ожесточенную часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений. Большая часть людей переселилась в Сибирь.

Учитель: Как мы видим, Столыпину удалось многое сделать за свою жизнь, но многое он так и не успел. Он не решил главную свою задачу- расширить социальную опору за счет зажиточных крестьян. В 1911 г. Столыпин был убит в Киеве. Еще при жизни главы правительства стало понятно, что его политика, успокоившая только на время Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Уже в 1910 г. Опять появилось забастовочное движение, которое усилилось к 1911 г. То же происходило и в среде студенчества и демократической интеллигенции. Прошла крупная забастовка на Ленских приисках в 1912 г., расстрелянная воинской командой. Начались волнения в армии и на флоте. Как итог- восстание в Троицких лагерях под Ташкентом. В дальнейшем революционное движение продолжало неудержимо нарастать.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали Столыпина как сильную личность и хорошего политического деятеля. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы:

А) Дайте характеристику Столыпину как политическому деятелю.

Б) Какие цели преследовала аграрная реформа

В) Почему столыпинская политика в итоге потерпела неудачу?

5. Оценки за урок, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Мини-эссе по теме "Реформы П.А. Столыпина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_dlya_11_klassa_deyatelnost_p.a._stolypina.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 Хутора Беднягина

Муниципального образования Тимашевский район

О  Т  К  Р  Ы  Т  Ы  Й     У  Р  О К

 

по    ИСТОРИИ

Тема урока: «Деятельность П.А. Столыпина»

Учитель истории: Арсентьева О.А.

2010 год.

Открытый урок по ИСТОРИИ

Тема урока:  «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА»

Цели урока:

  1. изучить личность П.А. Столыпина как политического и экономического деятеля в историческом контексте;
  2. развить способности анализировать, обобщать  и выделять из текста важные факты;
  3. прививать учащимся интерес к выдающимся деятелям нашей страны, ярким примером которых является П.А. Столыпин.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (Урок-дискуссия)

Оборудование: учебник, портрет П.А. Столыпина, дополнительная литература, карта.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть

  А) доклад на тему  «Личность  П.А. Столыпина»

3. Работа над новым материалом.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть.

Учитель: История не складывается из случайностей, история не творится безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс. История – это непрерывная череда поступков множества личностей, каждая из которых  формируется в определенных общественных условиях. Очевидно, что в истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой  проступила личность именно П.А. Столыпина. С чего началась история его жизни, мы сейчас узнаем из доклада.

А) ДОКЛАД НА ТЕМУ

«ЛИЧНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА»

         Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 г. Столыпин стал ковенским губернским предводителем дворянства, а в 1902 году был назначен гродненским губернатором. Постепенно потомок старинного рода сумел ярко проявить себя на государственной службе.  С 1903 года Столыпин занял пост губернатора одной из самых беспокойных поволжских губерний – Саратовской. В разгар революции 1905 года Столыпин  проявил себя умным, распорядительным администратором. Он смог поддержать порядок в губернии и избежать кровопролития. Продвигаясь по службе, Столыпин 26 апреля 1906 года был назначен министром внутренних дел в правительстве Горемыкина. За  день до  «разгона»  думы 8 июля 1906 года. Столыпин был назначен представителем Совета министров и при этом сохранил за собой  пост министра внутренних дел.

        Возглавив правительство, Столыпин стал проводить борьбу с революцией еще более решительно. 12 августа 1906 года на него было совершено покушение на Аптекарском острове (здесь проживала его семья)

От взрыва погибли 27 человек и многие получили ранения. Потрясенный этими событиями, Столыпин 19 августа в экстренном порядке подписал указ о военно-полевых судах. Суть которого заключалась в том, что судопроизводство над революционерами должно совершаться в рамках 48 часов, а исполнение приговора - в 24 часа.  Таким образом, с августа 1906 года по апрель 1907 года было вынесено 1102 смертных приговора. После неоднократных попыток думы отменить эти суды Столыпин четко заявил : «Умейте отличать кровь на руках  от крои на руках палача». Потом член ЦК кадетской партии А. Тыркова отметила: «На этот раз правительство выдвинуло человека сильного и даровитого. С ним нам придется  считаться».

  1. Работа над  новым материалом.

Учитель: Да, Столыпин – человек и энергичный. Благодаря этим качествам он смог подавить революцию. Но он был убежден, что для стабилизации положения в России недостаточно только карательных мер

 «Революция, - считал он, -  болезнь не наружная, а внутренняя, и одними  

Наружными  лекарствами ее не вылечишь». Столыпин полагал, что осуществляя программу преобразований, он сможет  «вылечить» Россию.

Какова была  расстановка политических сил в этот период?

Ученик: Столыпин, проводя новый политический курс «порядок и реформы», попал в сложную ситуацию. С одной стороны, революция была подавлена, но волнения в обществе остались. Большая часть населения не доверяла власти.  Также были недовольные со стороны революционеров и буржуазной оппозиции. Последние выступали  против карательных действий правительства. С другой стороны, Столыпин подвергался большой критике со стороны черносотенцев. Он не давал черносотенцам полной воли, использовал их для борьбы с революционерами, тем самым держал их под контролем, чтобы избежать погромов и кровопролития. Столыпин не был лишен поддержки. Октябристы  глубоко верили в его курс. Это были богатые и влиятельные люди: крупные предприниматели, помещики. В итоге получилось, что левые и правые критиковали Столыпина, а центр был готов оказать самую мощную поддержку.

Учитель:  Каким образом  развивалась ситуация вокруг Государственной Думы?

Ученик: В подобной сложной ситуации вокруг Государственной Думы главным стал вопрос о судьбе думы. Черносотенцы, поддерживающие разгон Второй Думы, настаивали на необходимости окончательно избавиться то этого учреждения. Они стремились вернуться к самодержавию. Столыпин, наоборот, считал,  что дума чрезвычайно полезна для  поддержания порядка в стране. Выборы депутатов, думские прения  давали понять массам, что о них думают и заботятся. Но дума должна стать управляемой со стороны власти, попасть под ее контроль. Для  того чтобы осуществить эти планы, Столыпин 3 июня 1907 года принимает новый избирательный закон.

Учитель:  Третьеиюньский государственный переворот: какие произошли изменения в думе благодаря новому закону?

Ученик: 3 июня 1907 г.  Новый избирательный закон полностью перераспеределил число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. 1 ноября 1907 г. На свое первое заседание собралась  Третья Государственная Дума. В новой  думе по составу превосходили октябристы(154) и монархисты (147). Кадеты получили 54 мандата, социал-демократы-19. Теперь, когда состав думы   стал наилучшим, правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

Учитель: Рассмотрим аграрную реформу Столыпина. Каковы ее основные направления и итоги?

Ученик: Основная направленность аграрной  реформы – разрушение общины. В новых указах, появляющихся  в период с 1907- по 1911 г., правительство четко  обозначило свои цели – земли закрепить за отдельными хозяевами общины. Крупных хозяев нацеливали на превращение своих хозяйств в независимые друг от друга хутора.

          За 1907-1914 гг.  из  общины выделилось 2.5 млн крестьян (22% всех крестьянских хозяйств).

           Еще одно направление, которое также было нацелено на укрепление зажиточных крестьян, - это создание Крестьянского банка. Он был посредником между помещиками, которые хотели продать свои земли, и  крестьянами, желавшими купить их. Так, банк способствовал переходу помещичьих земель в реки сельской  буржуазии. Причем это осуществлялось в свободной форме, путем купли – продажи и на выгодных условиях для помещиков. А крестьянам банк предоставлял на льготных условиях ссуды для этой покупки.

        Еще одна проблема стояла перед Столыпиным – сельская беднота. По его мнению, решение этой проблемы заключалось в массовом переселении людей.  Этим Столыпин рассчитывал,  с одной стороны, ослабить нехватку земель в центральных губерниях, а с другой – переместить ожесточенную  часть населения на окраины России, подальше от помещичьих  имений. Большая часть людей переселилась в Сибирь.

       Учитель: Как мы видим, Столыпину удалось многое сделать за свою жизнь, но многое он так и не  успел. Он не решил главную свою задачу- расширить социальную опору за счет зажиточных крестьян. В 1911 г. Столыпин был убит в Киеве. Еще при жизни главы правительства стало  понятно, что его политика, успокоившая только на время Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Уже в 1910 г. Опять появилось забастовочное движение, которое усилилось к 1911 г. То же происходило и в среде студенчества и демократической интеллигенции. Прошла крупная  забастовка на Ленских приисках в 1912 г., расстрелянная воинской командой. Начались волнения в армии и  на флоте. Как итог- восстание в Троицких лагерях под Ташкентом. В дальнейшем революционное движение продолжало неудержимо нарастать.

   

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали Столыпина как сильную личность и хорошего политического деятеля. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы:

А) Дайте характеристику Столыпину как политическому деятелю.

Б) Какие цели преследовала аграрная реформа?

В) Почему столыпинская политика в итоге потерпела неудачу?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"

Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....

Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"

Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....

Открытый урок по истории: «Деятельность П.А. Столыпина"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1  с.Октябрьское»...

Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.

В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...

Всероссийский открытый урок: 160 лет со дня рождения Петра Столыпина

Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 160 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по л...

Открытый урок в 9 классе по истории на тему "Социально-экономические реформы П. А. Столыпина"

Открытый урок прошел в 9 классе в рамках предметной недели естественных и общественных дисциплин, технология используемая на уроке-технология проблемного урока...