Гражданская война в России
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Коптев Виталий Михайлович

события 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_v_9_klasse.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 9 классе

Тема урока«Гражданская война и интервенция».

Задачи урока: Аусвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»; 

Б) уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы;  

Вусвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.

Наглядность: карта «Гражданская война и интервенция в России в 1918- 1920 гг.»; на доске диаграмма «Состав учредительного собрания».

Основные понятия:

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.

Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.

«Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.

Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.

Ход урока:

Слово учителя: мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:

  1. Проверка домашнего задания:

1.  Дата второго съезда Советов: 26 октября 1917 года.

2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.

3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства.Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./

4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/

5. Почему Ленин пошел на это?

6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./

7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/

План урока:

  1. Определение гражданской войны; причины; понятие интервенции.
  2. Этапы гражданской войны в России:
  • май – ноябрь 1918 года;
  • ноябрь 1918 – весна 1919 года;
  • весна 1919 года – весна 1920 года;
  • апрель – ноябрь 1920 года.
  1. Политика «военного коммунизма».
  2. Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
  1. Изложение материала:

1. Определение гражданской войны; причины; понятие интервенции.

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.

Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.

Причины начала гражданской войны в России в марте 1918 года понятны:

  • конфискация помещичьих земель;
  • национализация промышленности;
  • создание однопартийной политической системы;
  • стремление классов, потерявших власть и имущество к реваншу.

А что же послужило причиной интервенции?

  • Стремление не допустить ликвидации Восточного фронта;
  • избежать миллиардных потерь от конфискации собственности;
  • отказ большевиков выплачивать государственные долги.

С какого события началась гражданская война?

        Некоторые историки считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим. Другие считают: восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой. Антанта 1904-1907 гг. сформирован – Великобритания, Франция и Россия; Тройственный союз 1882 г. – Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания.

2. Этапы гражданской войны в России: (см. выше).

  * Северный Кавказ – Добровольческая армия генерала Деникина. /русский военачальник, генерал, в гг. первой мировой войны командовал Западным и юго-западным фронтами/, один из главных организаторов Белого движения.

  * Донские казаки под руководством Краснова подошли к Царицыну. /Генерал царской армии, атаман Войска Донского в 1918 году, после поражения эмигрировал в Германию, писал труды по истрии первой мировой войны и гражданской войны в России, сотрудничал с гитлеровцами, в 1947 году казнен по приговору советского суда/.

  * Уральские казаки под предводительством Дутова захватили Оренбург. /генерал царской армии, из семьи казака -офицера/

              23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии..  

Заранее подготовленный ученик: С.С. Каменев родился в семье военного инженера, получил военное образование, во время 1-й мировой войны 1914-18 гг. на штабных должностях, был начальником оперативного управления 1-й армии. С начала 1917 г. командовал пехотным полком в чине полковника. С.С. Каменев совершив головокружительную карьеру, не смог удержаться в этой должности. С 1924 года он занимал ряд высших командных постов в РККА, вплоть до момента смерти в 1936 г.

  • май – ноябрь 1918 года;

       Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев

       /В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/

Это события первого этапа начала гражданской войны.

** ноябрь 1918 – весна 1919 года – английский десант высадился в Батуми, Новороссийске.

Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение.

В Сибири власть захватил адмирал Колчак, на севере генерал Миллер, на северо-западеЮденич, на юге Деникин.

          ***  весна 1919 года – весна 1920 года. 

Колчак приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит.

          Теперь самый опасный противник Деникин на юге. К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена.

Попытка генерала Юденича захватить Петроград также окончилась неудачей.

         ****  апрель – ноябрь 1920 года.

В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия. Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов.

         К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами.

         Политика «военного коммунизма».

В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются комбеды. Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:

  • национализация всей промышленности; Национализация –передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
  • централизация экономики;
  • возникает система учреждений, обязанность которых подчинение всей экономики нуждам фронта;
  • запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих; бесплатные коммунальные услуги, проезд, отмена платы за почтовые и телеграфные операции, телефон, лекарства и т.д.
  • уравниловка в оплате труда рабочих и служащих;
  • всеобщая трудовая повинность;
  • продразверстка. Продразверстка введена с февраля 1919 года –обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все - излишки хлеба и продуктов. План доводился сверху – уезд, волость, селение, крестьянский двор.

Данная система мер получила название - «Военный коммунизм» - внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

  1. Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.

Окончанием гражданской войны считается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года.

 Вывод: Большевики победили в гражданской войне и сохранили государственность России. Причины победы большевиков:

  • поддержка большей части населения;
  • попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнула крестьян к большевикам;
  • национальные окраины поддержали большевиков, поверив Декрету «О правах наций на самоопределение;
  • массовая дисциплина  в армии большевиков;
  • у белого движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра;
  • поддержка большевиков международным пролетариатом: массовые выступления «Руки прочь от России».
  • руководство европейских стран боялось недовольства в своих странах, война против Советской России не была популярной.

Гражданская война – это огромная трагедия для страны. Материальный ущерб составил около 50 млрд. руб. Промышленное производство сократилось с 1917 по 1920 год в 7 раз, сельскохозяйственное на 40 %. * млн. человек погибли, 2 млн. человек мигрировали.

  1. Закрепление материала:

Кто виноват в развязывании гражданской войны?

Сколько выделяется этапов гражданской войны?

Что такое интервенция.

Назовите лидеров белого движения.

Поразмышляйте на тему: военный коммунизм вынужденная мера или расчет большевиков таким образом перейти к коммунизму.

Мероприятия «военного коммунизма»

  1. На дом: 1. с.102-107, 109-110 (по учебнику)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Тесты по теме "Гражданская война в России"

Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...

проектная работа "Гражданская война в России"

Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.   В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...