Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Технологическая карта урока. Тема: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х" | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Цели для ученика 1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (гражданская позиция). 2.Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция. 3. Коммуникативные: развивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Цели для учителя Образовательные: 1. способствовать усвоению знаний о современной России; 2. рассмотреть ход политического кризиса 1993 г.; выявить сущность разногласий между Президентом и Верховным Советом по проекту новой Конституции; 3. показать демократический характер Конституции РФ 1993 г.; 4. изучить процесс становления российского парламентаризма ; 5. обсудить ход предвыборной компании президентских выборов 1996 г.; 6. выявить результаты политического и экономического развития России в 90-е годы ХХ века; 7. обсудить идею о роли личности в истории на примере Б.Н. Ельцина. Развивающие: развивать умения систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, отрабатывать навыки работы с текстом учебника, историческим источником, формировать логичность мышления, развивать навыки коллективной деятельности, формировать способности высказывать и отстаивать свою точку зрения. Воспитательные: воспитание целостной картины мира, формирование интереса к прошлому своей страны, воспитание культуры общения. Развивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). |
Тип урока: Урок открытия нового знания (постановки и решения учебной задачи). | Форма урока: Фронтально-групповая работа |
Опорные понятия, термины: Идеологии ХХ века. Конституционный Суд. Проекты и Конституция 1993года. Вспомнить: монетаризм, кейнсианство, социальное государство, президентская республика. | Новые понятия: Политические и экономические кризисы 90-х годов ХХ века. Становление российского парламентаризма в новых условиях. Роль Конституционного Суда в условиях конфликта ветвей власти (1993 год). Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин (тогда и сейчас) – статья в Российской газете (октябрь 2018года) |
Формы контроля: беседа по вопросам, устный опрос. | Домашнее задание: §§ 42,43. Положительные и отрицательные последствия экономической политики 1990-х гг., финансового кризиса 1998 года. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1. Содержательно-целевой: 1.Организационный компонент урока 2.Актуализация опорных знаний 3.Целеполагание | 1.Инициирует организационную готовность к уроку. Помогает учащимся сформулировать цель урока (исходя из д\з) и выбрать путь к ее достижению. 2.Задает вопросы. Актуализация предыдущей темы «с прицелом» в новую. Почему распался СССР? Какова роль Б.Н.Ельцина в дезинтеграционных процессах («парад суверенитетов»)? Почему в 1991 году Б.Н.Ельцин одержал победу над ГКЧП? И т.д. и т.п. 3. Называет проблемные ситуации-задачи: (1.кто «виноват» в событиях 1993 года? 2.почему Б.Н.Ельцин победил на президентских выборах 1996 года? 3. Последствия экономических реформ начала 90-х). Руководит обсуждением. | 1. Настраиваются на урок. Формулируют (вместе с учителем) тему и цель урока. 2. Отвечают. Объясняют. Комментируют. 3. Учащиеся дома решали поставленные учителем задачи. Для каждого ряда задания отличались. 1ряд. Объясняет проблемные ситуации с точки зрения либерально-демократической. 2ряд. «Коммунистический» взгляд. 3ряд. Любой «третий» взгляд. Обязательно: Конституционный суд по ситуации 1993 года. Вариант: С.Н.Бабурин. | Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. Диалог | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка. | Цель урока формируется и обсуждается в диалоге с учениками. Учащиеся имеют представление о ней т.к. выполняли опережающее задание. Сформировать представление о политических и экономических кризисах 90-х гг. Приблизится к пониманию общих закономерностей исторического процесса. |
2.Организационно-практический: 1.Определение хода урока (выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов). 2. Деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Осмысление и закрепление новых знаний. | Постановка учебных задач. Одни историки приписывают вину за октябрь 1993 года Б.Н.Ельцину, другие - Верховному Совету, третьи - обеим сторонам. Одни считают что выборы 1996 года были проведены с большими нарушениями, другие полагают что Б.Н.Ельцин очередной раз доказал свое законное право быть президентом России. Задача учеников, используя исторические источники, доказать «свою» точку зрения. Акцентирует внимание. Помогает вопросами определить «узловые» моменты названных проблем. Обязательно: окончание 1 Чеченской войны и выборы 1996 года. Роль генерала Лебедя на выборах. | Работают в группах. Каждый ряд представляет презентацию со «своим» взглядом на оба события и их последствия. Представители каждого ряда имеют возможность добавить к презентации дополнительные аргументы. Представители других рядов могут задавать вопросы оппонентам. | Презентации. Круглый стол с элементами дискуссии и игрового моделирования. Диалог. Аргументы «либералов» (например): для государств с переходной экономикой «шоковая терапия» является относительно быстрым и универсальным вариантом перехода к рыночным отношениям. Исчез товарный дефицит, созданы условия для развития свободной экономической системы в России. Аргументы «коммунистов»: (например): высокий уровень инфляции; спад производства; высокий уровень безработицы; имущественное расслоение и снижение уровня жизни; рост социальной напряженностии т. д. | Коммуникативные: 1)Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий 2) Развитие эмпатии 3) Развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Моделируя субъективные точки зрения идеологических противников, учащиеся должны увидеть наиболее объективный взгляд на решение поставленной задачи. |
3)Этап включения в систему знаний. 1. Предъявление результатов урока. 2. Рефлексия | 1. Выслушав позиции сторон, критические замечания, комментарии, выводит на подведение итогов. Побуждает к высказыванию своего мнения. 2.Организует рефлексию. 3. Намечает задачи на будущий урок, учитывая возможные нереализованные задачи. | 1.Проанализировав выступления, учащиеся делают выводы о роли Б.Н.Ельцина в новейшей истории России. 2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. | Обобщающая беседа. | Коммуникативные, личные: Осуществлен процесс, открывший линию самоопределения и проявления мировоззрения у учащихся. Осуществляют рефлексию своих действий Регулятивные: Осуществляют самоконтроль. | Происходит новая актуализация знаний, самооценка, осознание новых задач. |
4) Намечаются цели дальнейшей деятельности. | Дает домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...
Пожары. Их причины и последствия.
Презентация может быть использована на уроке обж для успешного прохождения темы:"Пожары"....
Тема собрания: Агрессия, ее причины и последствия.
В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного возраста. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проя...
"Наркотики: причины и последствия"
Методическая разработка классного часа по проблеме наркомании в молодежной среде. Приложение - образец анкеты для учащихся....
Раскрываем причины и последствия курения
занятие по формированию ЗОЖ...
Общешкольное родительское собрание на тему"Причины и последствия детской агрессии"
Причины и последствия детской агрессии.Задачи собрания:1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родит...
Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...