Формы контроля осмысления текста
статья по истории на тему

 ФГОС подчеркивает важность обучения смысловому чтению.  Растет процесс информатизации общества. Имеет место кризис чтения, ограниченность круга чтения подростков.В статье рассматриваются формы контроля смыслового чтения на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формы контроля осмысления текста.

В наше время проблема обучения чтению становится актуальной в рамках современной системы образования. ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению.       В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.

В рамках данного подхода текст выступает ключевым звеном для самостоятельного открытия нового знания.  Поэтому правильно организованная  система работы с ним,  способствует  развитию УУД.

Актуальность:  ФГОС подчеркивает важность обучения смысловому чтению.  Растет процесс информатизации общества. Имеет место кризис чтения. Ограниченность круга чтения подростков.

Низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники информации, отбирать, оценивать, анализировать, обрабатывать информацию.

Смысловое чтение -   вид чтения, которое нацелено на понимание, читающим,  смыслового содержания текста.

До ФГОС формы контроля осмысления текста были, иногда используются и сейчас, виды переработки текста.

1.        Составление плана (простого и/или сложного)- простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты.

2.        Составление тезисов – краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.

3.        Составление конспекта – краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.

4.        Составление реферата – изложение близкое к тексту, но не расчленённое, как это допускается в конспекте, а связное. От текста отличается меньшими размерами и наличием собственных выводов.                            

5.        Составление аннотации – краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, помещается на оборотной стороне титульного листа, состоит из трёх-четырёх предложений.

6.        Составление рецензии – анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей.

7.        Составление отзыва -  изложение впечатления от знакомства с текстом ( с возможным указанием его особенностей).

В настоящее время используется технология критического мышления.

Она  способствует обучению учащихся навыкам работы с текстом, а именно, осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать собственную оценку тексту.

При изучении новой темы учащимся предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

•        Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?

•        Какие имена встречаются в тексте?                                              

•        Предположить о чем будет текст, какие вопросы будут рассматриваться?

Таким образом, формируется общее представление о содержании изучаемой темы. Затем учащимся ставится задача – составить к тексту, вопросы репродуктивные и продуктивные. Важно то, что ученикам не ставится задача прочитать текст, а затем задать вопросы. Ограниченность времени ставит ученика в условия, когда он должен бегло ознакомиться с текстом, и делает он это гораздо быстрее, чем в режиме «прочти». При подведении итогов, отмечаются лучшие вопросы. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития», которые он хотел бы узнать. В соответствии с «ранжированием» вопросов, определяется их «ценность». Таким образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним учебную цель в череду учебных задач, которые он же себе и создает. Формулирование вопросов является видом таких задач.

При изучении новой темы применяется прием «мозговой штурм». Этот эффективный прием является ключевым в технологии развития критического мышления. После объявления темы занятия учащимся предлагается все, что они знают, слышали или видели по объявленной теме. Данные фиксируются на доске в виде логической схемы, кластера, затем начинается работа с текстом учебника или дополнительным текстом. Учащиеся должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой.

Прием «ключевые слова» заключается в том, что учащимся предлагается подобрать в тексте «ключевые слова, которые являются наиболее важными в изученном материале. Указывается количество таких слов, ученики должны обосновать свой выбор, в связи с чем они выбрали данные слова. Учителем организуется обсуждение, в ходе которого эти слова фиксируются в тетради, на доске.

Прием «сжатая информация» (резюме) формирует умение сжимать информацию. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чем данный текст. Данное задание одно из самых сложных, так как достаточно трудно одной или несколькими фразами изложить самое главное.                                            

Для того чтобы организовать работу в режиме технологии развития критического мышления в условиях отсутствия в опыте учащихся информации по изучаемой теме, мною используется прием «Верные - неверные утверждения» или аналогичный по своей сути прием игровой технологии игра «Да – нетка». Учащимся предлагается ряд утверждений в устной форме, в таблице (заранее приготовленной учителем), на которые они отвечают. В ходе изучения темы (прочтения текста) данные ответы или подтверждаются либо опровергаются, учащиеся отмечают правильные ответы, исправляют неверные. Данные прием способствует повышения интереса к изучению нового материала, вызывают положительные эмоции, особенно если большинство ответов (догадок) оказываются верными. Это универсальный прием, позволяющий работать с любыми видами текстов, различного уровня сложности на любых предметах.

Прием «Кластер» заключается в выделении смысловых единиц текста в графическом оформлении. Данный прием может применяться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, способствует развитию технологии стратегии смыслового чтения, так как учащихся учится находить требуемую информацию в тексте (пробегать глазами, определять его основные элемент). Данный прием мною применяется на уроках обществознания. Текстовый материал учебника изобилует различными понятиями, без понимания сущности и связей которых изучение предмета невозможно. Учащиеся должны уяснить из значения, установить логические связи между ними. В начале изучения темы я предлагаю «пробежать» текст глазами, обращая внимания на навигацию в тексте (понятия выделены жирным шрифтом, курсивом), затем учащиеся свободно подходят к доске, выписывают все найденные понятия на доску, выделяется главное ключевое слово, начинается построение «грозди». Данную работу выполняем на доске, коллективно размышляя, выстраивая взаимосвязи, исправляя ошибки, причем стараюсь, чтобы именно учащиеся сами увидели их и исправили.

После выработки идеальной модели, учащиеся переносят кластер в тетрадь. Затем идет повторная уже вдумчивая работа с текстом, так как общий «скелет» темы составлен, акценты расставлены. Так же учащимся предлагаются практические, проверочные задания по данной теме (использую задания рабочей тетради, рабочие листы, разработанные по другим пособиям). Таким образом, учащиеся учатся видеть главное в тексте, выполняют смысловое свёртывание информации.

Большое значение отводится приемам, формирующим умение задавать вопросы. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащимся необходимо обращать к собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами, по – настоящему думают, стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.                        

Мною используются такие приемы как «Ромашка Блума» и таблица «тонких» и «толстых» вопросов.  Текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:

- на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями,

- на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации,

- на развитие оценочных навыков –  личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений,

- на аналитическую деятельность,

- на применение – использование  информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

Данный прием применяется мною в сочетании с приемом «показательный ответ». В традиционном своем виде опрос у доски малопродуктивен, так как зачастую большая часть учащихся не следит за ответом одноклассника. Но совсем отказываться от опроса ни в коем случае нельзя, так как при устном ответе учащийся демонстрирует навыки владения устной речью, развивает коммуникативную культуру. Поэтому предлагаю следующий вид работы: учащиеся заранее готовят ответ на вопрос, при этом приветствуется использование не только учебника, но и дополнительной литературы (1 – 2 источника). Учащимся класса предлагается составить вопросы по теме выступления, которые они задают выступающему, при необходимости дополняют его ответ. Таким образом, достигается повышение заинтересованности, так как оценивается не только ответ учащегося, но и сами вопросы.

По ходу изучения новой темы учащиеся формулируют свои вопросы по новой теме, первоначально предлагаю на них ответить сначала сильным учащимся, которые в моих классах играют роль консультантов.

 Также используются следующие формы и методы работы с текстом:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.

При работе учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий:

1. Внимательно прочитайте отрывок.

2. Определите видовую принадлежность документа:

- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,

- правовой документ: изложены нормы права,

- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,

- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,

- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,

- информационные материалы: излагаются только факты.

3. Интерпретация текста:

- разделите текст на смысловые блоки,

- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,

- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.

4. Анализ текста:

- раскройте всю полноту социальной информации источника.

5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме.

На стадии рефлексии  используются такие приёмы: 1.Ответы на поставленные в начале урока вопросы 2.Организация устных и письменных круглых столов 3.Написание творческих работ – эссе            4.Составление "синквейна".  5.Создание «кластеров» или сводных таблиц, работа с ними.   6. «Три подсказки»

Потому что деятельность учащихся на этом этапе:  1) коммуникационная (обмен мнениями о новой информации); 2) информационная (преобразование информации в личностное знание); 3) мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению и углублению знаний по теме); 4) оценочная (выработка собственной ценностно-смысловой позиции; самооценка процесса мышления и деятельности).

У учащихся вызывает интерес СИНКВЕЙН.

Он – используется как способ синтеза материала. Ключевое понятие или тема урока, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Например:

«гражданская война»

братоубийственная, кровопролитная

воевать, захватывать, изменять

война между народом внутри одного государства

террор с двух сторон

Вывод:   Применение данных  технологий позволяет не присваивать «готовое» знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится приоритетное значение : его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют.  Это приводит к следующим результатам:

Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

 Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.

Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

 Развитие умения анализировать полученную информацию.

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - презентация "Контроль на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля."

Данный материал будт полезен для выступлния на методобъединениях, так как данная проблема является наиболее актуальной в нашей области. В качестве примера, можно использовать мой  материал "The f...

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...

Основные приемы и формы контроля при работе с текстом

Основные приёмы и формы контроля при работе с текстом.Чтение – одно из  основных видов речевой деятельности. В настоящее время необходимо уделять особое внимание чтению и  другим видам речев...

4 нче сыйныфлар өчен контроль эш тексты (3 нче чирек)

"Үзәк универмаг" темасын үткәннән соң үткәрергә мөмкин булган контроль эш текстын тәкъдим итәм....

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

« Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».

Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...