Возвышение Москвы
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Аникина Елена Николаевна

Уроек- презентация с элементами групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvyshenie_moskvy.docx94.32 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Возвышение Москвы»

                                           Урок-презентация   

 

 Цель урока:
- определить причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель;
- продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами, документами и самостоятельно извлекать знания;
- формирование способности анализировать, сопоставлять.

Задачи урока:
раскрыть причины возвышения Москвы; 
- показать роль московских князей в борьбе за объединение.

Форма урока – урок-презентация с элементами  групповой работы

 План урока:
1. Предпосылки объединения.
2. Возможные центры объединения.
3. Борьба Москвы и Твери.
4. Правление Ивана Калиты и его наследников.

Оборудование урока: мультимедийный  проектор   презентация, документы; учебник: авторы А.А. Данилова «Россия и мир. Древность, Средневековье. Новое время» М., Просвещение 2009,  выдержки из учебника А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до конца  XVII века». 10 класс; карты атласа.

Основные понятия: баскак, калита.

 

Ход урока.

I. Актуализация полученных знаний. (Слайд 1)

 В 1132 г. новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская». 
Через сто лет уже галицкий, летописец с тоской напишет: «Начнем же рассказывать о бесчисленных ратях и великих трудах, и частых войнах, и многих крамолах, и частых восстаниях, и многих мятежах».

   О каком периоде в истории Руси повествуют летописцы?
Что такое феодальная раздробленность?

Крупные княжества продолжали дробиться и после монгольского завоевания. Почему же русский народ стал задумываться о воссоединении своих земель? (Слайд 2) «И почему было Москве царством бытии?..»

Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить (Слайд 3) каковы были причины объединения русских земель вокруг Москвы 
Тема урока 
(Слайд 4).
   План урока: (Слайд 5).
   
II. Изучение нового материала.

1. Предпосылки объединения.
   В XIII-начале XIV вв. начинается процесс собирания русских земель в единое государство.   
Что послужило предпосылками объединения русских земель в единое государство? 
(Слайд 6).

http://festival.1september.ru/articles/537846/img1.jpg

2. Возможные центры объединения.  (Слайд 7).
Работа с картой.   
Забудьте о том, что центром объединения Русских земель стала Москва, и попробуйте определить, какие города Руси имели шанс возглавить объединение? (
Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль, Смоленск, Новгород Великий, Ярославль, Псков, Кострома)

  Учитель
Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения Русских земель
  имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды.
Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества. Это и сильная оппозиция княжеской власти, которая существовала в княжестве, и большие затраты на войны, которые Даниил Галицкий вынужден был вести, чтобы сохранить княжеский титул. Сказывалось также постоянное давление, которое испытывало княжество со стороны западных соседей.
Другим центром объединения могло стать 
Великое княжество Литовское, возникшее в XIII в., которое объединило значительную часть Русских земель. Объединение шло различными путями: соглашения с русскими князьями и боярством, заключение династических союзов, ведение завоевательных войн. Однако после заключения уний с Польшей (1385, 1401, 1413 гг.) и принятия католичества (1387) Литва все больше подпадала под польское влияние, а в ее Русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.
Москва не имела безоговорочных шансов на главенство, как это может показаться при поверхностном изучении материала. 
Каковы же  причины возвышения Москвы, о которых говорят историки.

    Причины возвышения Москвы.
1.  Удобство географического положения, давшее Московскому княжеству население и средства.
2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье), 
3. Плодородные земли и т. д. 
4. Сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии;
5. Политика татар, которая не могла своевременно заметить опасное усиление
 Московского княжества;
6. Поддержка бояр и сочувствие населения.
7. Личные способности первых московских князей.

 (Слайд 9). Но не одна лишь Москва располагала этими преимуществами. Ничуть не менее выгодным V было и положение Твери.
В первой четверти XIV в. начинается борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью. Только случай решал, какой именно город станет столицей нарождающегося государства.

3. Борьба Москвы и Твери. (Слайд 10). 
Основными претендентами в XIV в. были Тверское и Московское княжества. Оба княжества возникли в XIII в.: Тверское в 1247 г. Получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Московское – в 70-х годах младший сын Александра Невского Даниил. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской династий.

(Слайд 11). Самостоятельное изучение учащимися фрагментов литературы. 
Учитель делит класс   группы, каждая из которых получает для изучения приведенный текст, после чего проводится обсуждение и необходимая информация фиксируется в тетрадях учащихся.
 

4. Правление Ивана Калиты и его наследников. (Слайд 12).
Сообщение-презентация учащегося «Иван Калита» (3 мин.). 
Материал для сообщения.
Иван Данилович Калита - (около 1295-1340) - Великий князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (с 1328), Сын Даниила Московского. Когда он начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы ещё семь городов, а через 15 лет он каждому из своих сыновей оставил вдвое больше земель, чем получил он сам. К концу жизни Иван Данилович стал первым на Руси князем, а Москва сделалась главным русским городом. Умный и хитрый, Иван Калита их всего умел извлечь выгоду. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды, восставшие убили родственника Узбека Чолхана, а великий владимирский князь Александр Тверской поддержал восставших. Иван Калита воспользовался ситуацией и одновременно убил двух зайцев. Он отправился в ставку хана, заверил его в своей преданности и вернулся с татарами усмирять Тверь. Восстание было жестоко подавлено, а Тверь подверглась погрому и надолго выпала из политической жизни. За преданность Иван получил ярлык на великое княжение. Поступок князя на Руси ему долго не могли простить, однако Калита был гораздо дальновиднее своих современников. Подобно своему деду, Великому Александру Невскому, Калита не допустил большего кровопролития, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям. Кроме того, Ивану удалось убедить Узбека не посылать более баскаков на Русь, а поручить это дело русским. Баскаки обирали народ, но значительную часть дани от хана утаивали. Теперь, когда сбор дани был поручен Калите, русский народ вздохнул свободнее, а хан, тем не менее, действительно получал больше. Однако и свою казну Калита не обошёл. Утаенные князем деньги оседали в казне, тратились на щедрые подарки хану и его приближённым. При Иване Калите Москва была обнесена новыми деревянными стенами (каменный кремль строить побоялись из опасения, что у хана могут возникнуть подозрения о припрятанной дани). Москвичи при князе жили хорошо, Иван держался просто, всегда подавал милостыню. На поясе князь всегда носил кошель (калиту), откуда и получил прозвище. Накопленные средства князь также   использовал   для   покупки   земель.   Важным   для   возвышения   Москвы действием Калиты было и приглашение в Москву митрополита Петра. Иван приложил старания к тому, чтобы митрополит чувствовал себя в Москве уютно. Запись в тетрадях: (Слайд 8). 

. Охарактеризуйте политику московских князей  в конце XIII-XIV в.   Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель?

            Заполните таблицу:

                            Объединение русских  земель вокруг Москвы.

 

Московские

Князья  (годы

правления)

              Основные события

Территории, вошедшие в

состав Московского княжества

III. Закрепление. (Слайд 13-16).

О каком князе пишет современный поэт  Н. Коржавин?

Был ты видом сильно противен,
Сердцем – подл…
Но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.

Согласуется ли эта точка зрения с фактами истории? Согласны ли вы с такой оценкой деятельности князя?

1.Индивидуальные задания  (выполняются в группах):

 Задание №1.

  Вставьте в текст пропущенные имена московских князей.

         «Первые московские князья выступают смелыми хищниками…  Первый… князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну… Сын этого князя _______________ в 1303 г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы…

          Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы…  Имея свободные деньги…, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, Углич… Преемники его продолжали это мозаичное собирание земель… Земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью  Орды или без нее.  _______________

Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин…»

                                                                                          В.О.Ключевский.

 

 Задание № 2

.Соотнесите события и даты:

 -1327 г.                                       – Куликовская битва

 -1380 г.                                       – восстание в Твери

 -1375г.                                        - поход на Тверь

 -1328 г.                                       - ярлык на великое княжение получил Иван Калита.

 -1332 г.

 

В конце урока оценивается работа учащихся как индивидуально, так и в группах, выставляются оценки.

Домашнее задание:  прочитать в учебнике Духовную Грамоту Ивана Калиты. Проследить по карте атласа  раздел земель между его детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Возвышение Москвы"

Карточки для индивидуального письменного опроса учащихся в начале урока. Можно использовать при проведении дополнительных занятий в качестве повторения, в работе по ликвидации пробелов в знаниях....

Проблемно-диалогическая технология на примере урока «Возвышение Москвы»

Проблемно-диалогическая технология нацелена на то, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новое знание. Использование этой технологии приводит к изменению структуры урока. Урок начинается с создания ...

Конспект и презентация урока "Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы".

Урок изучения нового материала с использованиеминформационных технологий и технологии развитиякритического мышления...

Возвышение Москвы

Презентация к уроку на электронной доске в программе Notebook....

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы

презентация для урока Истории в 6 классе, УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ("Просвещение", 2012)...

Возвышение Москвы

Урок истории России в 6 классе. Разработан к учебнику А.А.Данилова, Д.Д.Данилова, В.А.Клокова, С.В.Трина История России с древнейших времен до начала XVI века, М.; из-во Баласс. Урок разработан в соот...