"Откуда мы знаем, как жили наши предки." Урок-путешествии по истории 5 класс с самоанализом. ФГОС.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Материалы образовательного события в номинации "Неделя пятиклассника"! Фрагмент урока истории можно посмотреть здесь: https://youtu.be/FhO-lrkfPlA
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dedyukhina_l_v_proekt_uroka_istorii_5_klass.doc | 112 КБ |
dedyukhina_l_v_analiz_obrazovatelnogo_sobytia.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. | |||||
Ф. И. О. команды участников | Дедюхина Любовь Васильевна | ||||
Формы организации образовательного пространства | Урок | ||||
Предмет | История | ||||
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием автора | Учебник «История. 5 класс». Авторы А.А. Вигасин и т.д. | ||||
Участники | Учащиеся 5 класса | ||||
Тема | Откуда мы знаем, как жили наши предки | ||||
Образовательное учреждение | МБОУ «Дороховская СОШ», Назаровского района Красноярского края. | ||||
Описание урока | |||||
Тип урока | урок общеметодологической направленности | ||||
Время реализации урока | 45 мин | ||||
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Создание условий для формирования представлений об истории, путях и способах изучения прошлого человечества. Создание условий для применения учащимися способов действий в нестандартной форме по форме и содержанию приближенных к реальным условиям через выполнение творческого задания. | ||||
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока. Развивать познавательный интерес к предмету. Воспитывать интерес к прошлому человека. Развивать умения анализировать, делать выводы, проводить рефлексию. | ||||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Предметные: - дают определение истории как науки; - называют виды исторических источников, приводят не менее двух примеров на каждый вид. | ||||
УУД | Личностные: выражают положительное отношение к предмету история, формируют адекватную позитивную взаимооценку, самооценку, самоуважение и самопринятие. Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока); Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, осознанно и произвольно строят речевого высказывание в устной форме, выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (проектной задачи); распределяют роли в группе, договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения, строят речевое высказывание в устной форме. | ||||
Ресурсы, оборудование и материалы, использующиеся на уроке: технические средства обучения, ЭОР, раздаточный материал, лаборатория и др. (перечислить) | Раздаточный материал, для творческого задания ( глиняная дощечка, береста, камень, уголь, деревянные палочки, мелки) | ||||
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник «История. 5 класс». Авторы А.А. Вигасин и т.д. | ||||
Проект урока | |||||
Этапы урока | Планируемые результаты каждого этапа урока (предметные, метапредметные, личностные) | Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы, оборудование, материалы, ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Диагностика достижения результатов (как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты) |
Мотивация. | Выражают положительное отношение к процессу познания. | Пословица. | Работа с пословицей. «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Вопросы: Как вы понимаете данное высказывание? Как вы думаете, почему я выбрала данную пословицу девизом нашего урока? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Наблюдение. |
Актуализация знаний. | Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Высказывание Платона | Хорошо, а чтобы понять, какими именно знаниями мы будем «освещаться» сегодня, давайте прочитаем высказывание Платона «Народ, не знающих или забывающий свое прошлое, не имеет будущего» Как вы понимаете данное высказывание? Зачем изучать и знать историю? А как же узнать , что было много веков назад? | Высказывают свою точку зрения. | Фронтальный опрос |
Определение темы и постановка целей. | Совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока); | Таблица с глаголами-помощниками. | Как же мы можем сформулировать тему нашего урока? Данная тема для вас новая? А чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Попробуйте определить цели на наш урок, опираясь на глаголы- помощники. Наши действия на уроке: У – ( узнавать, удивляться) Р – ( развивать, рассуждать) О – ( обсуждать, открывать) К – ( корректировать) | Формулируют тему урока: «Откуда мы знаем, как жили наши предки». Опираясь на глаголы-помощники, формулируют цели урока. | Определена тема урока, осуществлено целеполагание. |
Проблематизация. | Совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты | Путевые листы. | Мне хотелось, чтобы урок сегодня у нас был необычный! Я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое. Как вы думаете, что нам нужно, чтобы оправиться в путешествие? Как заглянуть в прошлое? (машина времени) Нам поможет отправиться в путешествие муза истории Клио. Вам нужно выполнить в начале все её задания, а за это она перенесет нас в далекое прошлое. Ну что в путь? | Отвечают на вопросы. Высказывают предположения: нужна машина времени. | |
Закрепление изученного материала. | Познавательные: Предметные: - дают определение истории как науки и историческому источнику. -называют виды исторических источников, приводят не менее двух примеров на каждый вид. | Раздаточный материал. | Итак, первое задание от музы истории Клио вы будете выполнять самостоятельно. Возьмите первую карточку, задание «Верно- неверно» Второе задание от музы истории Клио вы будете выполнять в группе. Индивидуальные задания для 1 группы:
Индивидуальные задания для 2 группы:
Индивидуальные задания для 3 группы:
| Работают самостоятельно, находят верные и неверные ответы, осуществляют взаимопроверку по образцу. Работают в группе, выбирают названия исторических источников, распределяя их по предложенным группам | |
Творческое задание. | Предметные: - Коммуникативные: строят речевое высказывание в устной форме. | Проектная задача. | Мы справились со всеми заданиями музы истории Клио, и она готова отправить нас в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени, очень нужно соседям! С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки. 1.Группа. Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки, следующую информацию: «На ваше племя надвигается гроза, сильный дождь. Спасайтесь!»(глиняные дощечки, палочки). 2.Группа. Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки, следующую информацию: «Сегодня наша охота очень удалась! Поймали много дичи!» ( береста, уголек) 3 Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки, следующую информацию: «Приглашаем вас на свадьбу нашего вождя!» (камень, мел). | Выполняют творческое задание. Презентуют продукт проектной задачи. Отвечают на вопросы одноклассников. | Продукт проектной задачи. |
Итог урока Критериальная самомооценка. | Формируют адекватную позитивную самоооценку. | Критерии оценивания. | Обсудите в группе работу одноклассников, поставьте оценку себе за работу над творческим заданием, опираясь на критерии в путевом листе. Давайте вернемся к целям нашего урока. Все ли удалось выполнить? Что было сложным? Что понравилось? Получился ли у нас совершить путешествие в далекое прошлое? | Оценивают свою работу, опираясь на критерии. | Самооценка. |
Рефлексия. | Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | Пословица | А теперь еще раз вернемся к нашей пословице. Какими знаниями вы сегодня себя осветили? Что было сложно? Что больше всего понравилось? | Отвечают на вопросы. |
Приложение.
Индивидуальные задания для 1 группы:
1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
2. Объясните свой выбор.
Орудия труда, законы, пословицы, предметы быта( посуда, вазы), украшения, песни, монеты, поговорки, летописи, загадки, одежда.
Индивидуальные задания для 1 группы:
1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
2. Объясните свой выбор.
Орудия труда, законы, пословицы, предметы быта( посуда, вазы), украшения, песни, монеты, поговорки, летописи, загадки, одежда.
Индивидуальные задания для 1 группы:
1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
2. Объясните свой выбор.
Орудия труда, законы, пословицы, предметы быта( посуда, вазы), украшения, песни, монеты, поговорки, летописи, загадки, одежда.
Творческое задание.
Группа 1.Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени, очень нужно соседям!
С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.
Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «На ваше племя надвигается гроза, сильный дождь. Спасайтесь!»
(глиняные дощечки, палочки).
Группа 2. Представьте, что вы древнейшиие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени, очень нужно соседям!
С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.
Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Сегодня наша охота очень удалась! Поймали много дичи!»
( береста, карандаш)
Группа3.Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени, очень нужно соседям!
С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.
Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Приглашаем вас на свадьбу нашего вождя!»
(камень, мелок).
Оценочные материалы | Лист самооценки Название группы ___________________________________________ Фамилия и имя _________________________________________________ Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
• А. Да, все работали одинаково. • Б. Нет, работал только один. • В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
• А. Работали дружно, ссор не было. • Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. • В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
• А. Да, все получилось хорошо. • Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. • В. Нет, не нравится.
|
Предварительный просмотр:
Анализ образовательного события.
Дата проведения: 07 сентября 2018 года
Тема урока : Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Вид урока: урок-путешествие в прошлое
Форма урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Цель урока:
Создание условий для формирования представлений об истории, путях и способах изучения прошлого человечества.
Создание условий для применения учащимися способов действий в нестандартной форме по форме и содержанию приближенных к реальным условиям через выполнение творческого
Задачи:
Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать интерес к прошлому человека.
Содержательные аспекты урока
Сложность содержания урока соответствовала возможностям обучающихся и типу класса, что обеспечивало работу в зоне ближайшего развития. Реализовывался компетентностный и коммуникативно-деятельностный подход, принцип связи теории и практики обучения с жизнью. На уроке использовала творческие продуктивные задания, которые носили не только обучающий, но и развивающий характер.
Структура и логика построения урока
Структура урока соответствовала системе обучения, программе и специфике данного предмета и данного урока. Урок строила логично и системно, продумывая последовательность учебных заданий. Для урока рефлексии считаю уместным следующие этапы урока: мобилизующий(мотивация к учебной деятельности), целеполагание, коммуникация-актуализация знаний, самоконтроль с проверкой по эталону, включение в систему знаний, подведение итогов, рефлексия
Методические и технологические аспекты урока
Предусматривалось оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. На уроке старалась предусмотреть достаточный объём самостоятельной работы с учётом возраста обучающихся и типа урока. Были использованы проблемные методики обучения: частично-поисковые, игровые, диалогические технологии. Была организована оперативная обратная связь, отслеживающая усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществлялась своевременная коррекция ошибок, учитывала индивидуальные особенности детей, предусматривала дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Деятельностный аспект урока
Создавала положительную мотивацию, в том числе учебно-познавательные мотивы, на уроке ставились учебные задачи, дети их осознавали, принимали участие в целеполагании, рефлексии.
Обучающиеся осваивали несколько универсальных учебных действий:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; формулирование понятий, выполнение и анализ работы, контроль результатов.
Личностные УУД: выражают положительное отношение к предмету история, формируют адекватную позитивную взаимооценку, самооценку, самоуважение и самопринятие.
Регулятивные УУД: планирование собственной деятельности, осуществление итогового и пошагового контроля, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: сотрудничают в совместном решении проблемы (проектной задачи); распределяют роли в группе, договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения, строят речевое высказывание в устной форме.
Предметные результаты:
дают определение истории как науки;
называют виды исторических источников, приводят не менее двух примеров на каждый вид.
Организационные аспекты урока. По моему мнению, выбран оптимальный темп урока, старалась соблюдать временные рамки, следить за чёткой организацией учебного процесса и дисциплиной.
Коммуникативные и личностные аспекты урока. Осуществлялось сотрудничество «учитель-дети», что позволяло соблюдать демократический стиль общения, благоприятный психологический микроклимат. Создавалась ситуация успеха и ситуация выбора: обучающиеся имели возможность высказывать собственную точку зрения, учитывались их интересы.
Педагогическая техника учителя. На данном уроке старалась использовать следующую систему работы : постановка проблемного вопроса в начале урока, чёткая постановка целей на каждом этапе урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока, использование рефлексии, говорила чётко, выразительно.
На уроке реализовывались современные подходы к преподаванию истории:
Коммуникативно-деятельностный: добывание знаний в поисковой и исследовательской деятельности, обмен информацией, взаимодействие на уроке, творческое задание, развивающее умение нестандартно мыслить, позволяющее применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни.
Текстоориентированный: монологический ответ, работа с научным текстом;
Функциональный: совершенствование устной речи, развитие творческих способностей;
Интегрированный: связь с уроками русского языка.
Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся
Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися
Психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками, возможностью творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний и интерес к предмету, что поможет в дальнейшем изучении истории Древнего мира.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг, задачи урока реализованы полностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Вводный урок по истории для 5 класса. Презентация...
"Откуда мы знаем как жили наши предки". Технология критического мышления.
Формирование представлений о науке изучающей прошлое человечества на основе исторических источников....
Откуда мы знаем как жили наши предки
Вводный урок истории в 5 классе...
Презентация "Откуда мы знаем как жили наши предки". 5 класс
Вводный урок в 5 классе по истории Древнего мира...
Откуда мы узнаем, как жили наши предки
1 урок истории Древнего мира 5 класс...
Презентация к уроку "Откуда мы знаем, как жили наши предки"
Цель урока: дать представление об особенностях и специфики курса "История древнего мира: 5 класс"; опредлеить место место учебнойдисциплины в образовательном процессе....
Презентация на тему "Откуда мы знаем, как жили наши предки"
Презентация к учебнику А. А. Вигасина. История Древнего мира 5 класс....