Конфуций
план-конспект урока по истории на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по истории
Тема: «Чему учил китайский
мудрец Конфуций»
5 класс
учителя высшей квалификационной категории
Свиридова Олега Васильевича
2013 - 2014 учебный год
Тема:Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Цель урока:ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.
Задачи:
1. Учащиеся должны:
А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.
Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы.
2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.
3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями Поднебесная, Сын Неба ,дракон ,бамбуковая книга
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный ,эвристический,
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, карта « Индия и Китай в древности», раздаточный материал.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Сегодня мы приступаем к изучению необычной древней загадочной страны- Китая.
Запишите сегодняшнее число 7.12.12. Тема урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
Наши основные задачи:
1.Определить, где находится эта страна и каковы основные занятия её жителей?
2.Познакомиться с древнейшими верованиями китайцев
3.Выяснить, кто такой Конфуций и каковы основные положения его учения и применимы ли его советы в настоящее время
Но как говорили древние-«Повторение –мать учения».Поэтому вспомним ту страну ,знания о которой вы приобрели накануне. Как вы считаете, о какой стране я говорю?
(слайд 1) Задание 1-Вставьте в текст недостающие слова
(слайд 2)Задание 2. Представьте себе, что один древний путешественник ,побывавший в Индии, вернулся на родину ,в Европу. Какая удивительная страна Индия ,рассказывал он друзьям…..
Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
(слайд 3)Задание 3.- «Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят, и нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мной сражений! - хвастается один. - Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!
- Все было не так, - отвечает другой. - В тот момент, когда успех кружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся...
- Совсем ненадолго, - возражает первый. - Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся: это случайное везение... Берегись, мы встретимся еще раз, и уж тогда победа останется за мной!»
О каких сражениях говорили индийцы? Что вы знаете об этих сражениях? (Шахматы).
(Слайд 4)Задание- 4Что такое каста? Какие касты существовали в Индии? Возможен ли был переход из одной касты в другую? какое наказание ожидало тех кто пытался нарушить эти порядки?(Слайд5)Используя знания ,которые вы приобрели на прошлом уроке заполнитетаблицу(Раздаточный материал ,задание-1)(это групповая работа-каждая группа характеризует одну касту).--- (Вот такой вид должна приобрести ваша таблица)(слайд 6)
(слайд 7)Задание-5 • Будда Просветлённый считал, что не сразу стал царевичем. Сначала он был обезьяной, затем слоном, торговцем и только потом царевичем. Какое положение буддизма заложено в этом убеждении? – всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру и ни к кому не испытывать злобы и зависти.
Но мудрецы подобные Будде или не только в Индии –их было немало и в соседнем государстве –Китае. Настало время приступить к изучению этой экзотической страны . Ас чего мы начинаем изучать новую страну? План нашей дальнейшей работы таков(слайд8)
Работа с картой -обратите внимание на карту-Китай находится в Восточной Азии ,По его территории протекают две огромные реки-на севере река Янцзы(Голубая река),на юге река Хуанхэ(Желтая река),берущие начало в горах Гималаях. Обе реки впадают в Желтое море, которое является частью Тихого Океана. Используя легенду карты и полученные ранее знания, сравните природные и климатические условия Индии и Китая. Предположите, каковы были основные занятия древних китайцев?( слайд 9)
На обширной территории возникло в древности несколько государств,правители которых враждовали между собой.Но простые жители считали себя единым народом,разговаривали на сходных языках и имели сходные верования.(слайд 10)
-покойных родителей и других предков они почитали как могучих покровителей
-лучшей похвалой для человека являлось сравнение его с древним героем
-Китайцы бережно хранили в памяти рассказы о старине
-они верили в сверхъестественных существ, но главным высшим существом было для них Небо
-Сын неба-китайский царь,Китай-Поднебесная(под запись)
У жителей Китая сходны были и обычаи. Об этих обычаях много и часто рассказывал китайский мудрец Конфуций ,которого очень почитали китайцы .И сейчас самое время послушать рассказ о жизни этого великого китайского мудреца.(рассказ на основе дополнительной литературы и ресурсы Интернета)(Сообщение « Биография Конфуция»)
Физкультминутка
Своим ученикам излагал содержание старинных книг,чтобы они приобщились к мудрости древних. Книги эти были не совсем обычные (слайд11) как вы считаете с книгами какой страны их можно сравнить? Составьте рассказ…Китайцы вели записи черной тушью специальной кисточки или палочки и вели записи сверху вниз. Китайские буквы назывались –иероглифы-не правда ли знакомое название? Предположите легко ли было стать ученым китайцем?А вот Конфуций таким ученым стал.
Какие мудрости излагал Конфуций в своих книгах?(слайд 12)
Поработаем с текстом учебника с.108 Как должны вести себя учтивые китайцы Ваша задача-изучив содержание учебника, определите ,какие правила поведения актуальны(важны) и в наше время а какие для нас –европейцев не подойдут? Что бы вы добавили к данным поучениям?
(слайд)Немало мудростей Конфуция посвящено правилам поведения в семье и взаимоотношениям людей в государстве. Используя раздаточный материал, (задание № 2),содержащий высказывания Конфуция определите какие из них затрагивают отношения в семье а какие отношения в государстве(работа по парам)
(слайд13) Немало мудрец говорил о том каким должен быть благородный и достойный человек Давайте поработаем с текстом документа на 107. Учебник .Согласны ли вы Конфуцием?
Закрепление:
1.Что нового вы узнали и чему научились сегодня на уроке?
2.Какие высказывания Конфуция запомнились больше всего?
3.К.и Б. Жили приблизительно в одно и тоже время- в 5 в до н.э.Подсчитайте приблизительно ,сколько лет назад жили мудрецы? В чем сходство их учений?
4.Подходят ли положения учения К. людям .живущим в 21 веке?-Это мудрость проверенная веками и даже после нас люди будут удивляться учености великого мудреца
И напоследок,еще одна мудростьКонфуция«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам,
что любых наших знаний мало.Когда человек перестаёт учиться,
он может потерять и то,чему научился раньше».(слайд 14)
Оценка работы детей
(слайд15) Домашнее задание П.22 стр.105-108 вопросы стр.10
Конфуций –древнекитайский мудрец.
В историю мировой культуры Конфуций вошёл как основатель особой религии-конфуцианства. О нем существовали различные легенды. Согласно одной из них ,матери Конфуция было видение о том ,что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы и добрые духи.На самом деле Конфуций родился в городе Лу, расположенном на востоке Китая ,в благородной но обедневшей семье чиновников и военных. Поэтому его жизнь была полна лишений и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и и уважаемым членом общества.
Его отличало жадное стремление к знаниямЮноша много читал и старался приобрести любые книги ,какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного они писалисьна кусках дерева бамбука.В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая,древняя история и литература.Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, прославившись, как один из лучших учителей Китая.В школе Конфуция дети изучали четыре науки:мораль,язык,политику и литературу. После смерти матери он вернулся домой и соблюдал траур три года.согласно общепринятому обычаю.Он отказался от всех удовольствий ,только читал и занимался самообразованием.Ему было тогда 42 года.В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в городе Лу. Три месяца торговцы не осмеливались поднимать цены, на дорогах никто не смел, поднимать оставленного» и в царстве был мир и спокойствие.Но вскоре ему пришлось уйти из-за интригПосле этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю,но так и не нашел применения своим способностям и идеям.Ведь честным и справедливым быть непросто во все времена.В дальнейшем он больше не вернулся на службу, большую часть времени преподавал и служил домашним учителем детей знатных господ. Учение Конфуция стало известно из по книге «Беседы и суждения», составленной из записей ,сделанных его учениками, которых насчитывалось около 3 тысяч человек.Последние годы жизни Конфуций провел ,записывая свои мысли,Изречения были собраны в литературный сборник.Одно из изречений,например,гласит: «Не причиняй другим то,что они могут причинить тебе» .Умер Конфуций в возрасте 72 года ,а на месте его дома был построен храм. Идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались ею до 1912 года ,когда народ сверг с престола последнего императора Китая
Раздаточный материал
Задание 1Заполните таблицу:
Название касты | Цвет одежды | Из какой части тела Брахмы произошли | Что имели | Чем занимались |
Брахманы | ||||
Воины | ||||
Земледельцы | ||||
Слуги |
Задание 2
Заполните таблицу, используя поучения Конфуция
Об отношениях в семье | Об отношениях в государстве |
Из высказываний Конфуция:
1.Почтительный сын –это тот ,кто огорчает отца и мать разве своей болезнью
2.Не беспокойся о том .что занимаешь высокий пост, беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте ,где находишься
3., Старшим необходимо относится к младшим с вниманием и заботой
4. В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи- почитай старших.
5.Будьте почтительны к родителям и учителям своим, только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.
6.Казнить кого либо, вместо того, чтобы наставить его на путь истинный бесчеловечно
7.Подданные должны уважать правителя как отца
8.Везде должен соблюдаться порядок между младшими и старшими
9.Не будь легок на слова ,не говори недозволенного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Презентация урока по теме: "Чему учил китайский мудрец Конфуций". Разработана к учебнику истории Древнего мира 5 класса. автор: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая А.И,...
Этические учения великих учителей человечества. Конфуций. (Предмет "Этика")
Урок в 8-ом классе по предмету "Этика"....
Чему учил китайский мудрец Конфуций
5 класс...
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Аннотация к методической разработке.Автор: Гаврилова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.КарамышкаЦель данного урока: сформировать представлен...
Чему учил Конфуций. 5 класс ФГОС
Презентация к уроку....
Китайский мудрец Конфуций
Урок истории в 5 классе. Знакомит детей с великим китайским мудрецом Конфуцием, с его учениями. Материал урока связан с современностью. Расширяет кругозор уч-ся....
План –конспект урока по этике 8 класс «Этическое учение Конфуция».
Цель: познакомить учащихся с этическим учением Конфуция. Ход урокаОрганизационный момент.Настрой на урок.Работа с текстом....