Урок "Гражданская война"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Димчогло Наталья Ивановна

Материал разработан для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrab._ist_11_kl_grazhd_voyna.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 11-М КЛАССЕ

«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ»

Тема занятия: «Гражданская война и военная интервенция в России»

11 класс. Базовый уровень.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: урок исследование

Оборудование: учебники, тетради, мультимедийный проектор, раздаточный материал: информационные карты, исторические источники

Приветствие учащихся. Организационный момент

Все рядком лежат —

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белый стал:

Смерть побелила.

М.Цветаева

Скажите, ребята, о каком историческом событии так пронзительно написала Марина Цветаева?

Да, Вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории     

«Гражданской войне и военной интервенции в России»

Давайте попробуем совместно определить цель сегодняшнего нашего занятия. (В результате обсуждения формулируется образовательная цель урока)

 

Цель урока:

- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;  

(Учитель определяет развивающую и воспитательную цели)

- совершенствовать умения учащихся работать с различного рода источниками информации, прежде всего, историческими источниками, исторической картой, анализировать факты, события, делать выводы;

- подвести учащихся к выводу о том, что Гражданская война стала национальной трагедией нашего народа.  

Для удобства в работе я предлагаю вам, ребята, использовать информационную карту. Думаю, что она поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Работа с информационной картой будет продолжена на последующих уроках.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения:

1. Понятия «гражданская война» и «иностранная интервенция»

2. Предпосылки и особенности Гражданской войны в России

3. Проблема периодизации Гражданской войны

4. Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил, белый и красный террор

5. Последствия Гражданской войны для судьбы страны в XX веке.  

Имена: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, М.В.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, С.С.Каменев, В.К.Блюхер, С.М.Буденный, В.И.Чапаев; Л.Г.Корнилов, М.В.Алексеев, А.И.Деникин, А.В.Колчак, Н.Н.Юденич, П.Н.Врангель

Понятия: Гражданская война, иностранная интервенция, белое движение, «демократическая контрреволюция», белый и красный террор.

1. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Давайте вспомним значение этого понятия. (Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение:

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)

(учащиеся записывают определение в информационные карты)

А что же стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война?  

Кто эти вооруженные группы населения?

В чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних?

Дискуссия

Мы видим страшные особенности этого события, значит и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, наверно, не должно быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что безусловно важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что поле боя в этой войне – человеческие сердца, мысли, идеалы, чувства, судьбы, жизни.

Но в теме нашего занятия содержится еще одно понятие – военная интервенция. Давайте дадим ему определение.      

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.

(учащиеся записывают определение в информационные карты)

(Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.)

И вот, мы с вами можем отметить особенность, свойственную именно  Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией. (запись в информационные карты)    

2. Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки, т.е. предварительные условия? Давайте обратимся к учебнику. (Работа с учебником, учащиеся записывают предпосылки в информационную карту)

- Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы

- Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны

- Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы

Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую.

Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины. Сделать это нам поможет задание,  которое содержится в информационной карте. В предложенном перечне, укажите причины Гражданской войны. Правильные ответы:  

- Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности

- Экономическая политика большевиков

- Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией  

- Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках

Проблема: Возможно ли было избежать Гражданской войны в России?

3. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.

А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?

Некоторые историки считают, что первыми актами ее были захват власти Временным правительством в феврале — марте 1917 года или большевистский переворот в октябре. Но большинство называют другую дату: ноябрь—декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.

Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны. В широком смысле она закончилась только в 30-х гг. XX в., когда крупные боевые силы русской эмиграции были в основном разгромлены и дезорганизованы действиями советских спецслужб. Ряд историков считают также необходимым включить в понятие «гражданская война» и коллективизацию в СССР, и массовые репрессии 20—40-х гг.

Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 г., с эвакуацией армии П. Н. Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Дальнего Востока, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.

Обратите внимание на приведенную в информационной карте периодизацию Гражданской войны. На последующих уроках вы наполните конкретным содержанием каждый из этапов этого события.

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел и пропасть пролегла

От правого до левого крыла

                                                                                М.Цветаева

5. Как точно отмечено: пропасть пролегла от правого до левого крыла…

Рушилась старая государственность, а вместе с ней и человеческие судьбы. Исконные традиционные ценности русского народа, основанные на вере, христианских традициях, общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас», уступая место насилию и классовой ненависти. Страшная трагедия, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, братьями, даже между любимыми.

Групповая работа с историческими источниками (Приложение).

Задание 1-й группе. Кто  оказался на стороне большевиков, «Красных»? Каковы были их политические ориентации?

Работа с документом №1.  

Широкая социальная база. Хорошо знали психологию народа. Предлагали то, чего жаждал народ. Например, землю (никто же не знал, что ее потом отберут).

 

Задание 2-й группе. Прочтите документ. Интересы каких социальных групп он выражал? Работа с документом №2

(Дополнительный материал для учителя, который может быть использован для характеристики антибольшевистских сил и Белого движения на этом или последующих уроках)

Антибольшевистские силы не были однородны ни по социально-классовому происхождению его участников, ни по их политическим убеждениям.

Предпринятый большевиками штурм частной собственности сплотил на время помещиков, капиталистов, торговцев, верхние слои интеллигенции, офицерства, казачества. Поддерживали Белое движение часть высокооплачиваемых рабочих, зажиточное крестьянство.

Объединяла все эти разнородные силы идея восстановления государственности и порядка. Однако сложный клубок противоречий и взаимных обвинений, столкновения интересов раздирали Белое движение изнутри, в силу чего единый центр сопротивления большевикам так и не сложился. Не было и цельной идеологии: одна часть антибольшевистских сил выступала за восстановление монархии, вторая — за республику, третья — за военную диктатуру. При разных целях не могло быть и единства действий. Из-за острых внутренних противоречий теоретики Белого движения так и не смогли выдвинуть и обосновать программу, которая бы обеспечила им поддержку со стороны широких слоев населения. Впоследствии А.И.Деникин признавал, что руководители Белого движения были вождями без народа, они не учитывали «силу сопротивляемости или содействия народной массы». На территориях, занятых Белыми армиями, нередко были случаи возвращения крестьянской земли помещикам.

Не удалось также создать единое военное командование Белой армии. Ее основной костяк составляло русское офицерство. Антибольшевистские армии имели в своих рядах почти всех выдающихся военачальников русской императорской армии, включая двух бывших Верховных главнокомандующих — генералов М.В.Алексеева и Л.Г.Корнилова, генералов А.И.Деникина, А.М.Драгомирова, А.М.Каледина, П.Н.Врангеля, П.Н.Краснова, М.Г.Дроздовского, но они представляли разные партии, программы, течения (от социалистов до монархистов). В антибольшевистском лагере сохранялись сословные различия между рядовыми солдатами (из крестьян, рабочих, казаков) и командным составом (из зажиточных слоев, дворян).

Белая армия использовала щедрую поддержку из-за рубежа, что в конечном счете обернулось против нее, ослабив и без того непрочные идейно-политические позиции Белого движения.

Добровольческая армия Деникина сформировалась после Октябрьского переворота и к февралю 1918 г. насчитывала около 3700 человек, причем 2350 из них были офицерами. Ядро Добровольческой армии составляли офицеры военного времени и патриотически настроенная молодежь.

 

По словам Шульгина начинали Белое движение почти святые, закончили – почти бандиты.

Особый трагизм событиям Гражданской войны придает тактика террора, которой придерживались обе стороны

Работа с таблицей в информационной карте. Проанализируйте данные.

Каковы Были последствия Гражданской войны для судьбы России?

  • разрушение государственности
  • традиционных ценностей
  • потеря национальной элиты (отсюда коррупция и предательство национальных интересов)
  • забвение, манкуртизм

Возможно ли было избежать трагедии ?

Относительно неизбежности гражданской войны во многих публикациях высказывается мнение, что войны в тех условиях можно было бы избежать. Для этого прежде всего нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков – с одной стороны и меньшевиков – с другой. Вместо того чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как принято сейчас говорить у политиков, «тянули одеяло на себя». Большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им. Оппозиционные партии, претендующие на власть, были ликвидированы.

 

Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого?              

Накапливать опыт мирного разрешения конфликтов,  быть толерантными, терпимыми. Оставаться человеком в любой ситуации.

 Домашнее задание.     Выставление отметок.          Спасибо за урок.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

№ п/п

Этап

Общая характеристика

I.

Октябрь 1917 г. – весна 1918 г.

период «мягкой Гражданской войны». Военные действия имели локальный характер

Весна – лето 1918 г.

перерастание политической борьбы в форму открытого военного противостояния между большевиками и их противниками. Выступление Чехословацкого корпуса.

II.

Лето – осень 1918 г.

период эскалации войны, вызванный введением продовольственной диктатуры, организацией комбедов и разжиганием классовой борьбы в деревне.

Декабрь 1918 г. – июнь 1919 г.

период противоборства регулярных красных и белых армий. Белое движение добилось наибольших успехов в вооруженной борьбе с советской властью.

Вторая половина 1919 г. – осень 1920 г.

период военного поражения белых армий

III.

конец 1920 – 1922 г.

период «малой Гражданской войны»: массовые крестьянские восстания против экономической политики большевиков, рост недовольства рабочих, выступление кронштадтских матросов. Введение НЭПа. Завершение вооруженной борьбы в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

4. В развязывание полномасштабной Гражданской войны в России свой вклад внесли каждая из противоборствующих сторон.

1. Большевики и их сторонники (красные)

Социальный состав ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Политическая ориентация (цели, идеи)____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Белое движение 

Социальный состав ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ Политическая ориентация (цели, идеи) ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Иностранная интервенция

Участники ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сущность политики интервентов ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Демократическая контрреволюция ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Крестьянское движение. «Зеленые»___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Красный и белый террор

Ночь с 16 на 17 июля 1918 г. – расстрел бывшего императора Николая II и его семьи в Екатеринбурге.

5 сентября 1918 г. –  принятие Совнаркомом Декрета о красном терроре

Потери в ходе Гражданской войны

Категория потерь

Численность (тыс. чел.)

Всего убито и умерло от ран

2500

Красная армия

950

белая и национальные армии

650

партизанские отряды

900

Погибло в результате террора

2000

от красного террора

1200

от белого террора

300

от партизанского террора

500

Умерло от голода и эпидемий

6000

Всего погибло

10 500

Эмигрировало

2000

5. Последствия Гражданской войны для России:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: параграф 11, п.1-6. дополнительные индивидуальные сообщения об участниках Гражданской войны.

Вопрос 6* – письменно (Охарактеризуйте роль личности в событиях Гражданской войны. Подтвердите ваши суждения примерами),

вопрос 7-устно

Документ №1

Прочтите и проанализируйте документ. В чем вы видите его значение? Интересы каких групп населения он отражал? На основании документа охарактеризуйте позицию в отношении эксплуататорских элементов. Способствовал ли этот документ сохранению мира в обществе?

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа в редакции, ратифицированной III Всероссийским съездом советов

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
12 января 1918 г.
I.
1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.
II.
Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:
1) В осуществление социализации земли
частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования.
Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются
национальным достоянием.
2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и пр. средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.
3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится
всеобщая трудовая повинность.
5) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров
декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.
III.
1) Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей, преступнейшей из всех войн, III съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящимся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
2) В тех же целях III съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.
III съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.
3) Как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, III съезд Советов рассматривает
советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пройдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.
IV.
III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы с эксплуататорами,
эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком ж исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельно решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном Правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях

Документ №2

Прочитайте документ. Интересы каких социальных групп он выражал? Каким образом предусматривалось решение аграрного вопроса?

Общие основания политической программы генерала Л.Г.Корнилова.

Январь 1918 г.

I. Восстановление прав гражданства:

— все граждане равны перед законом без различия пола и национальности;

— уничтожение классовых привилегий;

— сохранение неприкосновенности личности и жилища;

— свобода передвижения, местожительства и пр.

II. Восстановление в полном объеме свободы слова и печати.

III. Восстановление свободы промышленности и торговли, отмена национализации частных финансовых предприятий.

IV. Восстановление прав собственности.

V. Восстановление русской армии на началах подлинной военной дисциплины. Армия должна формироваться на добровольческих началах без комитетов, комиссаров и выборных должностей.

VI. Полное исполнение всех принятых Россией союзных обязательств международных договоров. Война должна быть доведена до конца в тесном единении с нашими союзниками. Мир должен быть заключен всеобщий и почетный на демократических принципах, т. е. с правом на самоопределение порабощенных народов.

VII. В России вводится всеобщее, обязательное начальное образование с широкой местной автономией школы.

VIII. Сорванное большевиками Учредительное Собрание должно быть созвано вновь. Выборы в Учредительное Собрание должны быть проведены свободно, без всякого давления на народную волю и во всей стране. Личность народных избранников священна и неприкосновенна.

I. Правительство, созданное по программе генерала Корнилова, ответственно в своих действиях только перед Учредительным Собранием, коему она передает всю полноту государственно-законодательной власти. Учредительное Собрание, как единственный хозяин земли Русской, должно выработать основные законы русской конституции, и окончательно сконструировать государственный строй.

X. Церковь должна получить полную автономию в делах религии. Государственная опека над делами религии устраняется. Свобода вероисповеданий осуществляется в полной мере.

XI. Сложный аграрный вопрос представляется на разрешение Учредительного Собрания. До разработки последним в окончательной форме земельного вопроса и издания соответствующих законов всякого рода захватно-анархические действия граждан признаются недопустимыми.

XII. Все граждане равны перед судом. Смертная казнь остается в силе, но применяется только в случаях тягчайших государственных преступлений.

XIII. За рабочими сохраняются все политико-экономические завоевания революции в области нормирования труда, свободы рабочих союзов, собраний и стачек, за исключением насильственной социализации предприятий и рабочего контроля, ведущего к гибели отечественной промышленности.

XIV. Генерал Корнилов признает за отдельными народностями, входящими в состав России, право на широкую местную автономию при условии, однако, сохранения государственного единства. Польша, Украина и Финляндия, образовавшиеся в отдельные национально-государственные единицы, должны быть широко поддержаны правительством России в их стремлениях к государственному возрождению, дабы этим еще более спаять вечный и несокрушимый Союз братских народов.

Белый архив. Сборники материалов по истории и литературе войны, революции, большевизма, белого движения и т. п. / Под ред. Я. М. Лисовского. — Париж, 1928. — Т. II—III. — С. 130—131.

Документ №3

Постарайтесь на основании содержания документа сформулировать письменно сущность политики лидеров Антанты в отношении Гражданской войны в России.

Мы должны оказать помощь здоровым элементам.

Из материалов Главного командования армиями Антанты.

17 февраля 1919 г.

III. План действий

Реставрация режима порядка в России является делом сугубо национальным, которое должен осуществить сам русский народ.

Однако: поддержать их путем окружения большевистских армий; оказать им нашу материальную и моральную поддержку.

Окружение большевизма, начатое с севера, востока и юга, следует дополнить:

На юго-востоке действиями, предпринимаемыми из района Каспийского моря для обеспечения эффективного смыкания двух основных группировок национальных сил (армий Деникина – Краснова и Уральской армии).

На западе путем реставрации Польши, способной в военном отношении защитить свое существование.

Эвентуально путем занятия Петрограда и во всяком случае путем блокады Балтийского моря.

Непосредственная поддержка, которую следует оказать русским национальным силам, состоит, помимо всего, в поставках необходимых материальных средств, в создании базы, где эти силы могли бы продолжить свою организацию и откуда они могли бы затем начать свои наступательные операции.

В этой связи возникает необходимость оккупации Украины,

Действия Антанты должны быть, следовательно, направлены главным образом к осуществлению: полного окружения большевизма, оккупации Украины, организации русских сил.

Из истории гражданской войны в СССР. — М., 1961. — Т. 2. — С. 7—8.

В чем вы видите причины создания Красной Армии? Чем она должна была отличаться от буржуазной армии? Почему большевики выдвинули идею создания регулярной армии, несмотря на то что ранее предполагалось заменить армию боевыми отрядами красногвардейцев?                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...