Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического объединения образовательного учреждения
председатель МО /Гусева Е.И. / / Кузнецова Е.В./
протокол № 1 приказ №
от « » августа 2018 г. от «31» августа 2018 г
Рабочая программа
учебного курса ООО по истории
9 класс
Составитель: Павлинова Г.А.,
учитель истории и обществознания
квалификационная категория – высшая.
2018
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений, авторской программы по истории России А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс, Н.В. Загладин, М:. «Русское слово», 20015год;
Для реализации программы используются учебники:
История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2013г.
Всеобщая история. Новейшая история ХХ век: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. организаций/ Н.В. Загладин.- М.: ООО «Русское слово». 2016.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Изучение всемирной истории и истории России ведется интегрировано, так как на изучение курса выделено всего 68 часов в год, на изучение Всеобщей истории запланировано 24 часа, на историю России 44 часа. В авторскую программу внесены следующие изменения: 2 часа выделены на организацию вводного и итогового контроля, добавлен час на тему «Россия и мир в начале ХХ века», в связи с тем, что материал о формировании политических партий и основ парламентаризма сложен для усвоения, по 1 часу добавлено на темы по второй половине ХХ века.
При распределении часов учитывается необходимость более подробного изучения истории России, так как предмет имеет выход на ЕГЭ. Предполагается дополнительное время – 5 часов использовать для развития навыков работы с тестами различного уровня сложности, текстами документов.
Для выявления и корректировки уровня усвоения материала в ходе уроков используются мини-тесты, карточки оценки за которые выставляются в классный журнал выборочно, так как целью в данном случае является создание ситуации успешности и повышения мотивации к изучению курса истории и подготовки к итоговой аттестации.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Количество часов на год по программе 68.
Количество часов в неделю 2, что соответствует школьному учебному плану.
Контрольных работ 9.
Программа рассчитана на учащихся 9 класса.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и специфики классного коллектива.
В классе обучаются 15 детей. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. По результатам обучения в 8 классе обучающиеся показывают качество знаний по предмету – 59 %. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения. Они отличаются организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Данная категория учащихся является опорой во время урока, с ними можно организовывать работу дифференцированно на более глубоком уровне изучения предмета.
Так же в классе можно выделитьнезначительную группу обучающихся, которые не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы индивидуальные формы организации их деятельности, с учетом уровня подготовки, частые смены видов работы.
Физическое развитие и здоровье детей класса соответствует основной физической группе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и другие.
Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В .Иванова)
Тип учебных занятий | Дидактические задачи |
1. Вводный урок | Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями |
2. Урок образования понятий | Расширение понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных ориентиров |
3. Урок практической работы | Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала. |
4. Комбинированный урок | Отработка способов изучения теоретического материала, хронологических, картографических и общелогических умений |
5. Урок с использованием ТСО | Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемой эпохе, участниках исторических событий |
6. Урок закрепления знаний, умений, навыков | Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся. |
7. Контрольный урок | Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу. |
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- входной контроль – тестовая работа;
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований
К личностным результатам изучения истории в школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов:
работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Учащиеся должны:
- Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в ВО войне;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. ( 12 часов)
Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.
Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм, парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума, ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая вой а, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
Уметь:
- Раскрывать причины социально-экономических изменений начала ХХ века;
- Характеризовать причины и итоги первой русской революции;
- Давать оценку политическим и культурным событиям;
II. Великая российская революция. (5 часов)
Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство, Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
- Периодизацию Гражданской войны;
- Периодизацию Первой мировой войны;
Уметь:
- Раскрывать причины Первой мировой войны, оценивать итоги;
- Характеризовать причины и итоги Гражданской войны;
- Давать оценку политическим и культурным событиям;
III. СССР и мир в 1920-1930гг. ( 12 часов)
Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн, модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
- Условия перехода к НЭПу и модернизации в СССР;
- Суть проблемы коллективной безопасности накануне Второй мировой войны;
Уметь:
- Раскрывать причины введения новой экономической политики;
- Характеризовать причины и итоги коллективизации;
- Давать оценку политическим и культурным событиям;
IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война (8 часов)
Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.
СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
- Периодизацию Великой Отечественной войны;
Уметь:
- Раскрывать причины Великой Отечественной войны, оценивать итоги;
- Характеризовать причины поражения Красной армии на начальном этапе войны;
- Давать оценку действиям советского командования;
V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия (9 часов)
Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира», реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
- Противоречия политики мирного сосуществования;
- Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС;
Уметь:
- Раскрывать причины возврата к политике репрессий после войны;
- Характеризовать первые попытки реформ и XX съезд КПСС;
- Давать оценку причинам и последствиям «холодной войны»;
VI. СССР в 1965-1991 гг. (8 часов)
СССР от реформ к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.
Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов», «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
- Противоречия системы «коллективного руководства».;
- Причины перехода к политике разрядки международной напряженности;
- Противоречия политики перестройки;
- Причины кризиса и распада советского общества;
Уметь:
- Раскрывать проблемы «застоя» в экономике;
- Давать оценку кризисных явлений в СССР;
- Раскрывать проблемы гласности и демократии в СССР;
- Характеризовать попытки экономических реформ.;
- Давать оценку распада СССР и создания СНГ;
VII. Мир во второй половине 20 в. (6 часов)
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт, военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо», фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция, : апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм, информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
Уметь:
- Раскрывать причины социально-экономических изменений конца ХХ века;
- Характеризовать причины перехода к информационному обществу;
- Давать оценку политическим и культурным событиям;
VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в. (7 часов)
. Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.
Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России
Основные понятия: постиндустриальное общество, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений.
Знать/понимать:
- Основные понятия темы;
- Сущность исторических процессов;
- Противоречия внешней политики;
Уметь:
- Раскрывать проблемы формирования демократического общества;
- Характеризовать курс реформ и политический кризис 1993 г
- Давать оценку современному положению РФ;
Итоговое повторение.
Тематическое планирование учебного курса
№ п.п. | тема | количество часов | Теоретическое обучение | Семинары | Практические работы | контрольные работы |
1 | Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. | 12 | 9 | 1 | 2 | |
2 | Великая российская революция. 1917 -1921 гг. | 5 | 4 | 1 | ||
3 | СССР и мир в 30-е гг. | 12 | 8 | 1 | 2 | 1 |
4 | Вторая мировая война. Великая отечественная война 1941-1945 гг. | 8 | 5 | 1 | 1 | 1 |
5 | СССР в 1945-1964гг. Мир в первые послевоенные десятилетия | 9 | 7 | 1 | 1 | |
6 | СССР в 1965-1991 гг. | 8 | 6 | 1 | 1 | |
7 | Мир во второй половине 20 в. | 6 | 6 | |||
8 | Россия и мир в конце XX-начале XXI в. | 7 | 3 | 2 | 1 | 1 |
Итоговое обобщение | 1 | 1 | ||||
Итого | 68 | 48 | 7 | 4 | 9 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено и одобрено на Утверждено руководителем
заседании методического объединения образовательного учреждения
председатель МО /Гусева Е.И./ /Кузнецова Е.В./
протокол № 1 приказ №
от « » августа 2018 г. от «30» августа 2018 г.
календарно-тематическое планирование курса истории 9 класс
№ | § | ТЕМА УРОКА | Вид занятия. | кол. часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
план | факт | ||||||
| 12 | ||||||
1.1 | (НИ) | Мир в начале XX века | Вводный | Фронтальная: беседа. Групповая: работа с текстом документа | |||
1.2 | §1-2 (ИР). | Россия в начале XX века. | Вводный | Фронтальная: беседа. Групповая: Анализ статистических данных | |||
1.3 | Вводная контрольная работа | Урок контроля знаний (вводный) | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | ||||
1.4 | §3, | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | Комбинированный | Фронтальная: анализ теста, беседа Индивидуальная: работа с таблицей. | |||
1.5 | §4 | Внешняя политика России в начале XX века. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Индивидуальная: Работа по карточкам | |||
1.6 | §5, | Первая российская революция. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: работа с таблицей | |||
1.7 | §6-7 | Политическая жизнь России в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Индивидуальная: работа с таблицей, мини-тест. | |||
1.8 | §8, | Серебряный век русской культуры | Семинар | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. | |||
1.9 | § 1 (НИ) | Первая мировая война. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Анализ статистических данных | |||
1.10 | §9 (ИР) | Россия в Первой мировой войне | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
1.112 | §2-3 (НИ) | Страны Европы и США в 20-е годы. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
1.12 | Повторительно-обобщающий урок | Урок контроля знаний . | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | ||||
II. Великая российская революция. 1917 -1921 гг. | 5 | ||||||
2.1 | §10-11 | Свержение монархии и кризис власти. Февральская революция | Комбинированный | Фронтальная: анализ теста, беседа Индивидуальная: работа с таблицей. | |||
2.2 | §12 | Октябрьская революция | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
2.3 | §13 | Становление Советской власти | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
2.4 | §14-17 | Гражданская война | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с таблицей. | |||
2.5 | Тестирование | Обобщение по теме «Россия в 1900-20-х г.г.» | Урок контроля знаний . | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | |||
III. СССР и мир в 30-е гг. | 12 | ||||||
3.1 | §18 | Новая экономическая политика | Комбинированный | Фронтальная: анализ теста, беседа Индивидуальная: работа с текстом учебника. Групповая: Анализ документа | |||
3.2 | §19-20 | Образование СССР, его внешняя политика. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с таблицей. | |||
3.3 | §21, 25 | Политическая система СССР в 20- 30-е гг. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
3.4 | §4 (НИ), | Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
3.5 | §6 (НИ) | Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | Комбинированный | Фронтальная: опрос.. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
3.6 | §23-24 | Экономическая политика СССР В 20-30-е годы. | Комбинированный | Фронтальная: опрос.. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
3.7 | §22,26 | Духовная жизнь: достижения и потери | Семинар | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. | |||
3.8 | §25,27 | Внешняя политика СССР в 30-е годы. | Урок-практическая работа | Индивидуальная: работа с таблицей | |||
3.9 | (НИ) §5, | Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | Комбинированный | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Групповая: Работа с текстом учебника Фронтальная: беседа. | |||
3.10 | §7-8 (НИ) | Милитаризм и пацифизм на международной арене | Комбинированный | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Групповая: Работа с текстом учебника Фронтальная: беседа. | |||
3.11 | §19 | Международные отношения в 30-е годы. | Урок-практическая работа | Индивидуальная: работа с таблицей | |||
3.12 | Тестирование | Обобщение по теме : «СССР в 20-30 е гг.» | Урок контроля знаний. (промежуточный) | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | |||
IV. Вторая мировая война. Великая отечественная война 1941-1945 гг. | 8 | ||||||
4.1 | НИ) § 9-10, | Вторая мировая война | Комбинированный | Фронтальная: анализ теста, беседа Индивидуальная: работа с текстом учебника. Групповая: Анализ документа | |||
4.2 | (НИ) §11 | Основные участники Второй мировой войны. | Практическая работа | Индивидуальная: работа с таблицей | |||
4.3 | §28-29 | Начало Великой Отечественной войны | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
4.4 | §30-31 | Предпосылки коренного перелома. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
4.5 | §32-33, | Коренной перелом в ходе войны. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
4.6 | §34, | Заключительный этап войны. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
4.7 | Тестирование | Обобщение по теме «СССР в 30-40- е годы» | Урок контроля знаний . | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | |||
4.8 | §12 (НИ) | Обобщение по теме «Мир в первой половине 20-го в.» | Семинар | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа, анализ теста. | |||
V. СССР в 1945-1964гг. Мир в первые послевоенные десятилетия | 9 | ||||||
5.1 | §35-37 | Внутренняя политика СССР в послевоенный период. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
5.2 | §22-23 | Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
5.3 | §38, | Начало «холодной войны». Внешняя политика | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
5.4 | §39-41, | Внутренняя политика СССР в 1954-х -1964-х годах | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
5.5 | §41, | «Оттепель» в духовной жизни. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
5.6 | §42 зад | Политика мирного сосуществования | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
5.7 | §28-42 Тестирование ГИА | Обобщение по теме «СССР в 1945-1964-х годах» | Урок контроля знаний . | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | |||
5.8 | §13 (НИ) | Международные отношения в годы «Холодной войны» | Комбинированный | Фронтальная: анализ теста, беседа Индивидуальная: работа с текстом учебника. | |||
5.9 | §15 (НИ) | Кризис политики «Холодной войны» | Семинар | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. | |||
VI. СССР в 1965-1991 гг. | 8 | ||||||
6.1 | §43-44 | Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
6.2 | §45 | Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
6.3 | §46 | Политика разрядки: надежды и результаты. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
6.4 | §48 | Реформа экономики и ее итоги | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
6.5 | §47, 49, | Перестройка политической системы. Политика «гласности». | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
6.6 | §50, работа с документом | Диалектика нового мышления. | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с текстом учебника | |||
6.7 | СССР в середине 1960 – 1991 гг. | семинар | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. | ||||
6.8 | Тестирование | Обобщение по теме «СССР с середины 1960-х по 1991 г.» | Урок контроля знаний . | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | |||
VII. Мир во второй половине 20 в. | 6 | ||||||
7.1 | §16-17 (НИ) | Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970 г. | Комбинированный | Фронтальная: анализ теста, беседа Индивидуальная: работа с текстом учебника. | |||
7.2 | §18-19 (НИ) | Возникновение информационного общества. | Комбинированный | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. Групповая: работа по тексту учебника. | |||
7.3 | § 20 (НИ) | Восточная Европа: путь к демократии | Комбинированный | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. Групповая: работа по тексту учебника. | |||
7.4 | §22 (НИ) | СНГ в мировом сообществе | Комбинированный | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. Групповая: работа по тексту учебника. | |||
7.5 | §23-25 (НИ) | Япония, Индия , Китай во второй половине ХХ века | Комбинированный | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. Групповая: работа по тексту учебника. | |||
7.6 | §27-27 (НИ) | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века | Комбинированный | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. | |||
VIII. Россия и мир в конце XX-начале XXI в. | 7 | ||||||
8.1 | §51 | Российская экономика на пути к рынку. | Комбинированный | Фронтальная: рос. Групповая: работа по тексту учебника. | |||
8.2 | §52-53 | Политическая система современной России | Комбинированный | Фронтальная: рос. Групповая: Анализ документа, работа с таблицей | |||
8.3 | §29-29 (НИ) §54 | Культура XX - го века. Духовная жизнь России | Семинар | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. | |||
8.4 | §51-56 | Россия в начале нового тысячелетия | Комбинированный | Фронтальная: опрос. Групповая: Анализ документа. Индивидуальная: Работа с мини-тестом | |||
8.5 | Тестирование | Обобщение по теме «Россия начале ХХ1 в.» | Урок контроля знаний | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | |||
8.6 | §31-32 (НИ) | Международные отношения. | Практическая работа | Фронтальная: анализ теста. Индивидуальная: Работа с таблицей | |||
8.7 | Итоговое обобщение по курсу «Мир на рубеже ХХ – XXI веков» | Семинар | Индивидуальная Индивидуальные сообщения. Фронтальная: беседа. | ||||
IX. Итоговое повторение. | 1 | ||||||
Итоговое тестирование по курсу «История России и мира в XX - XXI века» | Урок контроля знаний (итоговый) | Индивидуальная: индивидуальная работа с тестами | |||||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...