Рабочая программа
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (в соответствии с Примерной программой по истории.Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины..Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 33 часов и истории России – 37 часов (согласно программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.Во втором полугодии в курс изучения истории России включёны региональные особенности содержания образования (РОСО ) в количестве 7 интегрированных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_klass_kuzmina.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №2
им.А.Асеева и Ю.Голикова»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _Иванюта Е.В/______________/ ФИО «___»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №2 ИМ. А.Асеева и Ю.Голикова Тесленко Н.А./________________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История» 6 класс
на 2018-2019 учебный год, количество часов в неделю2.
Составлена КУЗЬМИНОЙ ГАЛИНОЙ ПЕТРОВНОЙ-учителем высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.
3. Закон Республики Адыгея от 27.12.2013г. №264 «Об образовании в Республике Адыгея».
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова.
5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова.
6. Учебный план МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова на 2018 – 2019 учебный год.
7.Программы общеобразовательных учреждений.История 5-11 классы М.Просвещение 2012 г.,Дрофа 2016 год
8.учебник Всеобщая история. История Средних веков. учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А
М. Просвещение 2013 г.
9.учебник И.Л.Андреева, И.Н.Фёдорова«История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М, Дрофа, 2016год.
1.Общая характеристика курса "История России"
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- познавательное значение российской истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
2.Цели изучения курса "История России"
в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
3.Описание места учебного предмета "История" в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (в соответствии с Примерной программой по истории.Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 33 часов и истории России – 37 часов (согласно программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.Во втором полугодии в курс изучения истории России включёны региональные особенности содержания образования в количестве 7 интегрированных уроков.
1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | всего |
18 | 14 | 20 | 18 | 70 |
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
6 класс:
Выпускник научится:
- локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
5. Содержание тем учебного курса
История Средних веков
Раздел 1.Введение (1 час)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (5 часов)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 3.Византийская империя и славяне.(3часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы
Раздел 4. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 5. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 6. Средневековый город и его обитатели (3 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 7. Католическая церковь. (2 часа)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 8.Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Раздел 9. Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа)
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Раздел 10. Славянские государства и Византия. (2 часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 11. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(3 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 12. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 час)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Раздел 13. Итоговое повторение. (1 час)
Итоговое повторение курса История Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ
37 (часов)
Введение
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X– начале XII века
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:
«Русская Правда», церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.
«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII– начале XIII века
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII–XIV веке
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV веках
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое Поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория
«Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Наш регион в древности и Средневековье изучается в контексте урок по истории России.
Основные события, даты, персоналии, термины[1]
Понятия и термины:
Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Русь. Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.
Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины.
Орда. Курултай, баскак, ярлык. Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Герб.
Персоналии:
Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Ягайло. Витовт. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тамерлан. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный. Иван III.
Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Епифаний Премудрый, Пахомий Серб. Стефан Пермский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев. Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.
События/даты:
860 – поход Руси на Константинополь
862 – «призвание» Рюрика
882 – захват Олегом Киева
907 – поход Олега на Константинополь
911 – договор Руси с Византией
941, 944 – походы Игоря на Константинополь, договор Руси с Византией
964-972 – походы Святослава
978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве
988 – крещение Руси
1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого
XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)
1097 – Любечский съезд
1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. – «Повесть временных лет»
XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)
1147 – первое упоминание Москвы
1185 – поход Игоря Святославича на половцев
1223 – битва на р. Калке
1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей
1240, 15 июля – Невская битва
1242, 5 апреля – Ледовое побоище
1242-1243 – образование Золотой Орды
1325-1340 – княжение Ивана Калиты.
1327 – антиордынское восстание в Твери
1359-1389 – княжение Дмитрия Донского
1378, 11 августа – битва на р. Воже
1380, 8 сентября – Куликовская битва
1382 – разорение Москвы Тохтамышем
1389 – 1425 – княжение Василия I
1395 – разгром Золотой Орды Тимуром
1410, 15 июля – Грюнвальдская битва
1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве
1425-1462 – княжение Василия II
1448 – установление автокефалии Русской церкви
1462-1505 – княжение Ивана III
1478 – присоединение Новгородской земли к Москве
1480 – «стояние» на р. Угре
1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве
1497 – принятие общерусского Судебника
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Форма контроля | Творческие работы |
1 | Введение.Живое Средневековье | 1 | ||
Тема: Становление средневековой Европы в VI – XI вв. | 5 | |||
2 | Образование варварских королевств.Государство франков VI – VIII | 1 | ||
3 | Христианская церковь и королевство франков в VI – VIII вв. | 1 | Проект «Средневековый монастырь» | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | ||
5 | Феодальная раздробленность. Западной Европы в 1Х-Х1 вв. | 1 | ||
6 | Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов. | 1 | тест | Проект «Путешествие викингов» |
Тема: Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 3 | |||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | |||
8 | Культура Византии. | |||
9 | Образование славянских государств. | Проект «Создание славянской азбуки» | ||
Тема: Арабы в VI – XI вв. | 2 | |||
10 | Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат и его распад. | 1 | ||
11 | Культура стран халифата. | 1 | ||
| Тема: Феодалы и крестьяне. | 2 | ||
12 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | ||
13 | В рыцарском замке. | 1 | Проект «Рыцарский замок» | |
Тема: Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 3 | |||
14 | Возникновение средневековых городов.Городское ремесло. | 1 | Проект «История возникновения городов» | |
15 | Торговля и денежное дело в Европе. | 1 | ||
16 | Горожане и их образ жизни. | тест | ||
17 | Тема: Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. | 2 | ||
18 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Проект «История духовно-рыцарских орденов» | |
19 | Крестовые походы и их последствия. | 1 | Сочинение о крестовых походах | |
| Тема: Образование централизованных государств в Западной Европе. | 6 | ||
20 | Как началось и происходило объединение Франции. | 1 | Сочинение о подвиге Жанны Д.Арк | |
21 | Что англичане считают началом своей свободы. | 1 | ||
22 | Столетняя война. | 1 | ||
23 | Усиление королевской власти в Англии и во Франции. | 1 | тест | |
24 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | ||
25 | Германия и Италия в XI1 – XV вв. | 1 | ||
26 | Усиление власти князей в Германии. Политическая борьба в Италии. | |||
Тема: Славянские государства и Византия XIV – XVI вв. | 2 | |||
27 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | ||
28 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова.. | 1 | ||
| Тема: Культура Западной Европы в XI – XV вв. | 3 | ||
29 | Образование и философия. Средневековая литература. | 1 | ||
30 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | ||
31 | Научные открытия и изобретения. | 1 | Сочинение Непростая история простых предметов. | |
| Тема: Народы Азии, Америки и Африки в средние века. | 2 | ||
32 | Китай и его борьба с завоевателями. Культура средневекового Китая. Индия.,Япония. | 1 | ||
33 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в средние века. | 1 | ||
34 | Введение в историю России. | 1 | ||
Тема: Народы и государства Восточной Европы в древности. | 3 | |||
35 | Древнейшие народы на территории Восточной Европы. | 1 | Проекты Зихи,касоги. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны. | |
36 | История народов Восточной Европы в 1 тыс. до н.э. до сер. 5 в. н.э. | 1 | ||
37 | Первые государства на территории Восточной Европы.Заселение Северо –Западного Кавказа. | 1 | ||
Тема: Русь в XI - первой половине XI1 века. | 9 | |||
38 | Образование Древнерусского государства | 1 | Проекты Исторические портреты. | |
39 | Образование Древнерусского государства | 1 | Проекты Исторический выбор князя Владимира. | |
40 | Русь в конце Х — первой половине XI в. | 1 | Проекты Русская правда-первый письменный свод законов. | |
41 | Становление государства. | 1 | ||
42 | Русь в середине XI — начале XII в. | 1 | ||
43 | Общественный строй Древней Руси. Общественный строй народов С-З Кавказа. | 1 | ||
44-45 | Древнерусская культура. Культура народов С-З Кавказа 1Х- XI1 вв. | 2 | Проекты по теме. | |
46 | Повторительно – обобщающий урок по теме: Русь в XI - первой половине XI1 века. | 1 | тест | |
Тема: Русь в середине в XII- начале XIII в. | 7 | |||
47 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. | 1 | Проекты Соседи южной Руси- половцы. | |
48 | Княжества Северо-Восточной Руси. | 2 | Проект Путешествие по старинным городам | |
49 | Боярские республики Северо - Западной Руси. | 1 | Проекты Как разбогател Великий Новгород. | |
50-51 | Культура Руси в домонгольский период. | 2 | Проекты Древнерусский храм. | |
52 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII — начале XIII века» | 1 | тест | |
Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV веке | 6 | |||
53 | Походы Батыя на Русь | 1 | ||
54 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Проекты Сопротивление русских людей завоевателям. | |
55 | Русь и Золотая Орда | 1 | ||
56 | Русь и Золотая Орда Борьба народов Северо-Западного Кавказа с монголо –татарами. | 1 | ||
57 | Москва и Тверь борьба за лидерство. | 1 | ||
58 | Повторительно- обобщающий урок по теме: Русские земли в середине XIII — XIV веке | 1 | ||
| Глава 5. Русские земли в XIII — первой половине XV века. | 4 | ||
59 | Начало объединения Русских земель вокруг Москвы. | 1 | ||
60 | Московское княжество в конце XIV - середине XV в. | 1 | Проекты Московский кремль в XIV веке. | |
61 | Соперники Москвы | 1 | ||
62 | Хозяйственная деятельность народов С-З Кавказа в XIII — первой половине XV века. | 1 | ||
Глава 6. Формирование единого Русского государства в XV веке | ||||
63 | Объединение русских Земель вокруг Москвы. | |||
64 | Русское государство во второй половине XV — начале XVI в. | |||
65 | Культура Руси XIV — начала XVI в. | |||
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого русского государства в XV — начале XVI в.» | |||
67 | Общественно-политический уклад жизни народов С-З Кавказа | Творческие работы | ||
68-69 | Защита проектов по истории России. | Проекты по выбранной теме. | ||
70 | Общие и особенные черты в истории Западной Европы и России в средние века. |
Календарно- тематическое планирование по истории Средних веков.
№ п/п | Название раздела Тема урока | Дата | Домашнее задание | |
|
| план | факт |
|
1 | Живое Средневековье | 03.09 | Введение с. 5-11 | |
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках | 06.09 | § 1; р-т., задания | |
3 | Королевство франков и христианская церковь. | 10.09 | § 2 р. т., задания | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 13.09 | § 3, р. т., задания | |
5 | Западная Европа в IX-XI веках. | 17.09 | §4 , р т., задания 4, 5,6, | |
6 | Англия в раннее Средневековье | 20.09 | § 5; р. т., задания 4, 5, с. 19 | |
7 8 | Византия – при Юстиниане, борьба с внешними врагами. Культура Византии. | 24.09 27.09 | § 6-7, вопросы | |
9 | Образование славянских государств | 01.10 | § 8,р/т | |
10 | Арабский халифат и его распад | 04.10 | 01.10 | §9; р. т., задание |
11 | Культура стран халифата | 09.10 | §10; р. т., задания | |
12 | Средневековая деревня и ее обитатели | 11.10 | §11 ; р. т., задания | |
13 | В рыцарском замке | 15.10 | §12;р-т., задания | |
14 15 | Возникновение средневековых городов. Торговля и денежное дело в Европе | 18.10 22.10 | § 13,14; р. т., задание | |
16 | Горожане и их образ жизни | 25.10 | §15; р. т., задания | |
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 29.10 | §16; р. т., задания | |
18 | Крестовые походы | 01.11 | §17; р. т., задания | |
19 | Как происходило объединение Франции. | 12.11 | §18; р. т., задания | |
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 15.11 | § 19; р. т., задания | |
21 | Столетняя война | 19.11 | §20; р. т., задания | |
22 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | 22.11 | §21;р.т задания | |
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 26.11 | §22; р. т., задания | |
24 | Германия и Италия в XII-XY вв. | 29.11 | §23; р. т., задания | |
25 | Усиление власти князей Германии. Политическая борьба в Италии | 03.12 | §23; p. т., задания | |
26 | Гуситское движение в Чехии | 06.12 | §24; p. т., задания | |
27 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 10.12 | §25; р. т., задания | |
28 29 | Образование и философия, литература. Средневековое искусство | 13.12 17.12 | § 26,27 (пп. 1,2,3); §28; р. т., задания | |
30 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 20.12 | § 29 (п 3, 4), § 30; Р- т., задания | |
31 | Китай,его борьба с завоевателями Культура средневековых Китая.Индии, Японии. | 24.12 | ||
32 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
| 27.12 | §31,32; р. т., задания | |
33 | Итоговое повторение по курсу Наследие средних веков в истории человечества. | Внеурочное время | Подготовка к контроль-ному тестированию |
Календарно- тематическое планирование по истории России.
№ п/п | Название раздела Тема урока | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||
34 | Введение в историю России. | с.3-9 | 14.01 | ||
35 | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. | § 1 | 17.01 | ||
36 | История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э. | § 2 | 21.01 | ||
37 | Первые государства на территории Восточной Европы. Заселение Северо-Западного Кавказа. | § 3 | 24.01 | ||
38 | Образование Древнерусского государства. | §4-5 | 28.01 | ||
39 | Образование Древнерусского государства. | §4-5 | 31.01 | ||
40 | Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства. | §6-7 | 04.02 | ||
41 | Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства. | §6-7 | 07.02 | ||
42 | Русь в середине XI – начале XII в. | §8-9 | 11.02 | ||
43 | Русь в середине XI – начале XII в. | §8-9 | 14.02 | ||
44 | Общественный строй Древней Руси. Общественный строй народов С-З Кавказа. | §10 | 18.02 | ||
45 | Древнерусская культура. | §11-12. | 21.02 | ||
46 | Древнерусская культура. Культура народов С-З Кавказа. | §11-12. | 25.02 | ||
47 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь в IX – первой половине XII века» | §4-12 | 28.02 | ||
48 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. | §13 | 04.03 | ||
49 | Княжества Северо-Восточной Руси. | §14. | 07.03 | ||
50 | Боярские республики в Северо-Западной Руси. | § 15 | 11.03 | ||
51 | Культура Руси. | §16-17 | 14.03 | ||
52 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь в середине XII – начале XIII в» | §13-17 | 18.03 | ||
53 | Походы Батыя на Русь. | §18 | 21.03 | ||
54-55 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. | § 19 | 01.04 04.04 | ||
56-57 | Русские земли под властью Орды. Борьба народов С-З Кавказа с монголо-татарами. | §20-21. | 08.04 11.04 | ||
58 | Москва и Тверь: борьба за лидерство. | § 22 | 15.04 | ||
59 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Русские земли в середине XIII –XV в» | §18-22 | 18.04 | ||
60 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. | § 23 | 22.04 | ||
61 | Московское княжество в конце XIV – середине XV в. | §24 | 25.04 | ||
62 | Соперники Москвы. | § 25 | 29.04 | ||
63 | Повторительно-обобщающий урок по главе: «Русские земли в XIII –первой половине XV в» .Хозяйственная деятельность народов С-З Кавказа в XIII –первой половине XV в» | §23-25 | 02.05 | ||
64 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | §26 | 06.05 | ||
65 | Русское государство во второй половине XV – начале XVI в. | § 27 | 09.05 | 13.05 | |
66 | Русская культура в XIV – начале XVI в. | §28-29 | 13.05 | ||
67 | Общественно-политический уклад жизни народов С-З Кавказа. | 16.05 | |||
68 | Повторительно-обобщающий урок по теме «На пути к единому государству. XIV — начало XVI в.». | §26-29 | 20.05 | ||
69 | Защита проектов по истории России | проекты | 23.05 | ||
70 | Общие и особенные черты в истории Западной Европы и России в Средние века. | 27.05 |
[1] В соответствии с Историко-культурным стандартом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...