Урок-путешествие "Древнее Двуречье"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Древнее Двуречье»
5 класс
Цель урока: ознакомить учащихся с географическим положением и природой Древнего Друречья, с занятиями его жителей, религиозными верованиями и культурой.
Планируемые результаты:
Предметные: показывать на карте месторасположение Двуречья, уметь описать особенности климата и занятий жителей
Метапредметные: развивать воображение, учить анализировать различные виды информации, самостоятельно делать выводы, устанавливать связи между событиями.
Личностные: формирование нравственных и коммуникативных качеств, умений точно выражать свою мысль в соответствии с поставленной задачей
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урок - путешествие
Оборудование: учебник 5 класс История древнего мира Вигасин А.А., Г.И.Годер, карта «Египет и Передняя Азия в древности», пластилин и острые палочки, иллюстрации по теме.
Понятия: шумеры, клинопись, глиняная табличка
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.
3. Мотивация учебной деятельности Сообщение темы и определение целей урока совместно с обучающимися.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений
5. Проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. Применение учащимися знаний
6. Подведение итогов
7. Рефлексия.
8.Домашнее задание.
1.Оргмомент
2. Проверка домашнего задания:
1. На доске записаны понятия, объяснить значение слов - сфинкс, пирамида, мумия, миф, храм.
2. У карты – задание показать Древний Египет, и описать природные условия Древнего Египта.
3. Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?
4. Какими знаниями обладали египетские жрецы?
3. Мотивация учебной деятельности Сообщение темы и определение целей урока совместно с обучающимися
Слово учителя. Древний Египет был не единственной цивилизацией Древнего Востока. В долине, по которой протекают реки Тигр и Ефрат, издревле существовали очаги земледелия. Посмотрите на карту и скажите, как можно назвать такую страну. Правильно, страна, расположенная по берегам рек, называется Двуречьем, Междуречьем (Месопотамией).
И так тема сегодняшнего нашего урока «Древнее Двуречье». Внимательно рассмотрите карту и определите цель нашего урока. Учащиеся определяют цель урока - ознакомится с географическим положением и природой Древнего Друречья, понять, что определяло занятия жителей, какие особенности религиозных верований в Месопотамии.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений
Давайте перенесемся с вами в Древнюю Месопотамию. Я сегодня останусь в нашем времени, а вы станете жителями этой страны. Машина времени перенесла и меня в Двуречье. Для того, чтобы рассказать мне о своей стране, вы разделитесь на группы и каждая группа задание. Класс делится на три группы.
Задания для групп., работа с учебником с.65-66, дополнительный материал.
- Группа расскажет о географическом положении и занятиях жителей и ответит на вопрос «Как географическое положение сказалось на занятии жителей Двуречья?».
Примерный ответ.
Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Ефрата, жаркое солнце, превратившее землю в пустыню. Двуречье ещё называют Месопотамией, что в переводе с древнегреческого языка означало «Земля между реками» или междуречье. Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге- совсем ровная и камней там нет. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удалённых от рек. Лишенная влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась, а в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. В южном Двуречье не хватало много видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть, товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались.
- Группа расскажет нам о «доме табличек» и ответят на вопрос «Почему в Двуречье сформировалось особое письмо – клинопись?»
Примерный ответ
В школе Древнего Двуречьем ученикам было трудно учиться. В Двуречье, как и в Египте, много иероглифов (их можно назвать и так). От ученика требовалось учить эти знаки и знать, что они означают. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки были каждый день, от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички ученых-звездочетов, гадавших по звездам.
Во главе школы был человек которого звали отцом школы, ученики же считались сыновьями школы. А один из работников школы назывался «человек с палкой» - он следил за порядком и за дисциплиной.
Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. Для деловой переписки нужен был простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Значки в виде клинышков выдавливали на табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья - клинопись.
- Группа расскажет нам о верованиях жителей, месте, где жили боги и ответят на вопрос «Почему особо почитаемыми богами, были боги, связанные и с явлениями природы?»
Примерный ответ.
В центре города возвышалась высокая ступенчатая башня- храм. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. Каждый этаж её строился на более узком основании, так что башня уступами поднималась к небу. Строили их из больших глиняных кирпичей.
В Древнем Двуречье существовало много богов: в одном городе больше всего почитали бога солнца Шамаша, в другом - бога луны Сина, Мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Эштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях
Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, поэтому они и преклонялись этим богам.
Физминутка
У нас сохранилась Ваша песня древнешумерской богини Иштар. Давайте попробуем оживить хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя слова движением
Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу. Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. | Встали, руки вверх, потянулись. Кистями рук делаем «фонарики». Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место. |
Я оче6нь много узнала о Вашей стране. Но мне надо возвращаться домой. Для того, чтобы я вернулась домой, мне надо проложить путь по карте. Помогите мне ….
Задания для групп:
- Группа на контурных картах рисует путь в Крым по суше.
- Группа рисует путь в Крым через Средиземное море.
- Группа определяет племена и народы, через которые будет проложены пути возвращения домой.
Вывешиваем карты на доске.
- Ребята, я хочу написать слово, которое символизирует место, из которого я приехала к вам, это - Крым. У нас ребята пишут в тетрадях, читают книги.
Расскажите подробнее как выглядят ваши книги и тетради.
Задания для групп:
1. Группа делает из пластилина тетрадь, палочкой чертит линии и изображают слово нога, рыба.
2. Группа делает из пластилина тетрадь, палочкой чертит линии и изображают слово вода, голова.
3. Группа делает из пластилина тетрадь, палочкой чертит линии и изображают слово делают тетрадь плуг, гора.
Спасибо, я теперь могу очень много интересного рассказать о вашей стране. До свидания!!!
6.Подведение итогов
Ребята наш гость уехал, о чем вы говорили с ним.
Примерный ответ. Мы рассказали нашему гостью о природных условиях Двуречья, занятиях его жителей, рассказали о клинописи, о наших богах.
7. Рефлексия.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что …
Теперь я могу….
Я научился …
У меня получилось …
Я смог …
Меня удивило…
Мне захотелось…
8. Домашнее задание: &13, читать, закончить работу по контурной карте. Подумайте, как бы мог выглядеть герб Друречья, если бы в те времена уже был известен обычай составления гербов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"
Древнее Двуречье урок №1 в разделе «Западная Азия в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...
Древнее Двуречье
Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...
Древнее Двуречье
Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...
Урок по истории в 5 классе Древнее Двуречье
Знакомство учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху Древнего мира. ...
Урок истории в 5 классе "Древнее Двуречье"
Урок истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье". Содержит план-конспект урока, приложения, презентацию...
план - конспект урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"
Метедическая разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"....