Вспомогательный материал для успешной подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему
Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. В этом процессе задействованы: классные руководители, родители, библиотека, учителя- предметники, администрация.
Необходимые направления работы по подготовке к итоговой аттестации:
Изучение и анализ КИМов
Подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Проведение консультаций по предмету.
Обучение учащихся по заполнению бланков ответов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_portrety.doc | 240.5 КБ |
hronologicheskaya_tablitsa_dat_po_istorii.pdf | 159.72 КБ |
ege_2019_plan-setka.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный список исторических деятелей Российского государства (для подготовки исторического портрета)
Древняя Русь | Удельная Русь | Московская Русь | Россия в XVI в. Смута | Россия в XVII в. | Российская империя в XVIII в. | Российская империя в I-ой половине XIX в. | Российская империя во II-ой половине XIX в. | Россия XX в. |
*Владимир I *Ярослав Мудрый *Владимир II Мономах | *Юрий Долгорукий *Андрей Боголюбский *Всеволод III Большое Гнездо *Даниил Александрович | *Иван Калита *Дмитрий Донской *Иван III *Василий III *Иван IV Грозный | *Б. Годунов *Лжедмитрий I *Лжедмитрий II | *Михаил Романов *А.М. Романов | *Петр I *Екатерина II | *Александр I *Николай I | *Александр II *Александр III *Николай II | *Витте *Столыпин *Ленин *Сталин *Хрущев *Брежнев *Горбачев |
*Сергий Радонежский *А. Рублев | *И. Федоров | *Никон *Аввакум | *Ломоносов | *Сперанский | *Лобачевский | *Менделеев Д.И. *Сахаров А.Д. *Солженицын А.И. | ||
*Александр Невский | *Кузьма Минин *Дмитрий Пожарский | *Суворов *Ушаков | *Кутузов | *Жуков | ||||
*Ст. Разин | *Е.Пугачев |
Примерный план ответа об историческом деятеле
Исторический портрет …………………………………………………………… (имя исторического деятеля) | Исторический портрет ……………………………………………………… (имя исторического деятеля) | ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | ||
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | ||
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | ||
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
Исторический портрет Владимира I. | Исторический портрет Ярослава Мудрого
| ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Третий сын князя Святослава, родившийся от его рабыни Малуши. Один из самых значимых правителей в русской истории. Князь Руси (980-1015 гг.). Полководец. | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Один из 12 сыновей князя Владимира I. Победитель в усобице между сыновьями Владимира I. Князь Киевской Руси 1019-1054гг. Успешный полководец. Прожил 76 лет (978-1054). |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Конец Х- начало XI вв. Время междоусобных войн сыновей Святослава Игоревича. Расцвет Древнерусского государства. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | XI век – время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложненных внешними нашествиями. Время наивысшего могущества Древнерусского государства. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
| Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
|
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
| Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
|
Исторический портрет Владимир II Мономах | Исторический портрет ……………………………………………………… (имя исторического деятеля) | ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын Всеволода, любимого сына Ярослава Мудрого и Марии, дочери византийского императора. Внук Ярослава Мудрого, а также византийского императора Константина IX Мономаха. Призван на великокняжеский престол киевскими боярами в ходе восстания 1113 года. Киевский князь (1113-1125). Крупный политический деятель, талантливый полководец, законодатель и писатель (1053-1125). | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Первая четверть XII века. «Очередной» (лествичный) порядок престолонаследия. Конфликты и военные усобицы в роду Ярославичей. Переход к удельной раздробленности. Период временной централизации. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
| Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | |
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) | Годы правления великого князя Владимира Мономаха были относительно спокойными для Руси. Политика Владимира Мономаха будет продолжена его сыном Мстиславом Великим (1125-1132). «Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари. | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
Исторический портрет Юрия Долгорукого
| Исторический портрет Андрея Боголюбского
| ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Шестой и младший сын Владимира II Мономаха, ростовский, суздальский переяславский и киевский князь, талантливый политик, полководец. | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо, ростово-суздальский князь, великий князь Владимиро-Суздальского княжества, полководец, дипломат. |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Период политической раздробленности (начальный период, середина XII века), период возвышения отдельных княжеств и их борьбы между собой. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Период политической раздробленности (вторая половина XII века), период возвышения отдельных княжеств и их борьбы между собой, процесс централизации Владимиро-Суздальской Руси. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
| Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
|
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
| Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
|
Исторический портрет Всеволода III Большое Гнездо | Исторический портрет Даниила Александровича
| ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского, князь владимиро-суздальский (1176-1212), полководец. | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Младший сын Александра Невского, племянник Ярослава Ярославича, первый удельный московский князь, новгородский князь, талантливый и дальновидный политик, завоеватель. |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Период политической раздробленности (конец XII века – начало XIII века), процесс централизации Владимиро-Суздальской Руси. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Период политической раздробленности, установление татаро-монгольского ига, период возвышения Московского княжества, период борьбы сыновей Невского за власть, зарождение борьбы Твери и Москвы за лидерство. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
| Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
|
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
| Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
|
Работа ученицы Исторический портрет Иван Даниилович Калита | Исторический портрет Ивана Даниловича Калиты | ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын Данила Московского, внук Александра Невского, Московский князь с 1325-1340. Одна из самых значимых и ярких личностей в истории России. «Собирателем земли русской» | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын князя Даниила Александровича, основателя династии Московских князей. Внук Александра Невского. Московский князь (1325-1340), создал основы будущего могущества Московского государства. Похоронен в Архангельском соборе Московского кремля. |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Период политической раздробленности(1 половина XIV века). Расширил границу Московского княжества. Поддерживал хорошие отношения с Ордой. Укрепил Сотрудничество с православной церковью. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | 1 половина XIV века. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Политика стравливания русских князей Ордой. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | Реализация двух принципов: Мир и Порядок. Покупка крупных территорий -Галич, Углич, Белоозеро (1328г.), Присоединение Ростовского Княжества (1331 г.)Борьба с Тверью за ярлык. Переместил цент митрополичьей кафедры из Владимира в Москву в 1328 году. При нем в Москве стали вестись первые летописи, а также возведены Успенская, Архангельская десятинные церкви, церковь Спаса на Бору в московском Кремле и возведен сам дубовый Кремль(1326-1333) | Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
1327г. - И.Д. Калита с монголо-татарским войском подавил восстание в Твери, получил ярлык на Великое княжение. С этого времени ярлык почти постоянно в руках московских князей. Получил право сбора дани с русских земель и доставки ее в Орду.
Митрополит Петр подолгу жил в Москве, похоронен в 1326г. в Успенском соборе Московского Кремля. Его преемник Феогност окончательно переселился в Москву. Строительство первых белокаменных храмов в Москве (не дошли до нас).
|
Значение деятельности (деятель в оценках ист.) | Построил в 1339 году первый Кремль(детинец) из дуба- Заложил основу будущего могущества Московского государства. Князь был невероятно щедр и любил давать милостыню. | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
|
Исторический портрет Александра Невского | Исторический портрет Дмитрия Донского | ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын Ярослава II, внук Всеволода Большое Гнездо, брат Ярослава Ярославича, великий полководец, талантливый дипломат, опытный государственный деятель, великий князь киевский, великий князь владимирский (1252 – 1263 гг.) | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын Ивана II Красного, внук Ивана Даниловича Калиты, московский князь, великий владимирский князь (1359 – 1389), полководец, одна из самых ярких личностей в истории России. |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Период политической раздробленности (середина XIII века), этап борьбы русских земель и княжеств с монгольскими завоеваниями и крестоносцами. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Период политической раздробленности (вторая половины XIV века), период борьбы Московского и Тверского княжеств, борьба русских княжеств с Ордой и Литвой. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
| Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
- 1378 – победа над ордынцами на реке Воже, приток Оки (полководец Бегич) -8 сентября 1380 г. – Куликовская битва (Мамай) -1382 – разорение Москвы Тохтамышем |
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
| Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
|
Примерная работа ученицы: Исторический портрет Ивана IV Грозного | Исторический портрет Ивана IV Грозного | ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын великого князя Владимира III и Елены Глинской. Русский царь, натура противоречивая. Князь Москвоский и всея Руси с 1533 года,1 русский царь с 1547 г. | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Сын великого князя Василия III и Елены Глинской. Внук Ивана III. Иван Грозный (1533-1584) – царь и великий князь всея Руси. |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | XVI век, Представительский строй в стране, независимость Руси от направленной деятельности Орды. Твердо решил сделать Москву «третьим Римом». Он подчинил идее укрепления самодержавия и усиления централизации страны. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Завершился процесс объединения русских земель. Московское государство (царство) XVI. Регенство Елены Глинской (1533-1538). Борьба за власть боярских группировок (Бельские, Глинские, Шуйские). |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | С 1540 года вместе с Избранной Радой провел ряд реформ ,направленных на централизацию государства: Земскую, Губную реформы, провел преобразование в армии. 1550 г.- Судебник Ивана IV. В 1549 г -I Земский собор, 1551 г.- Стоглавый собор, 1555-1556 Отменил кормления. и принял уложение о службе, 1550-1551 г. Иван лично участвовал в Казанских походах, 1552 г.- покорение Казани,1556 г.- присоединение Астраханского ханства , 1558 г.- Ливонская война(за балтийское море), 1565 г.- ввел опричнину, ввел единую денежную единицу- серебряный рубль. Построил стены Китай-Города. | Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
Первым венчался в 1547 г. на царство в Успенском соборе Московского Кремля, царь, государь, великий князь всея Руси. Титул по наследству. Опричнина (1565-1572) ликвидировала пережитки удельного времени и укрепила режим личной власти царя.
* присоединение (Казанское 1552г., Астраханское 1556г., Сибирское 1581г. ханства) и освоение новых земель (Дикое поле, Западная Сибирь). |
Значение деятельности (деятель в оценках историков, совр.) | Первый русский царь, натура неординарная и противоречивая, получил за крутой и необузданный нрав прозвище Грозный | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
|
Примерная работа ученицы: Исторический портрет Михаил Романов | Исторический портрет Михаила Федоровича Романова | ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | (1596—1645)Первый русский царь из династии Романовых с 1613-1645 годы. Сын боярина Федора Никитича Романова-Юрьева-Захарьина (впоследствии Московского патриарха Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой. Михаил Федорович находился ближе всех по родству с прежними русскими царям: он двоюродный племянник русского царя Федора Ивановича. | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Первый царь новой династии Романовых (1613-1645), избран Земским собором. Сын боярина Федора Никитича Романова (Филарет) и боярыни Ксении Ивановны Шестовой, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (сестра деда Михаила Романова). Формально сохранена преемственность с прежней династией. Поначалу решающую роль в управлении государством при молодом и неопытном царе играли мать царя и ее родственники (бояре Салтыковы). После возвращения из плена в 1619г. вместе с сыном (соправление) правил страной патриарх Московский и всея Руси и великий государь Филарет, умный и властный политик. |
Время жизни и деятельности (век, эпоха…) | Царь был избран на царствование Земским собором 1613 года, что закрывало период Смутного времени | Время жизни и деятельности (век, эпоха…) | При нем кончился период Смуты (1696-1613). Россия после Смуты. Период преодоления «великого московского разорения». |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | Курс на примирение в стране, разоренной в смутное время. Преодоление хозяйственной разрухи, восстановление государственности, упорядочение системы управления -введение воеводского правления на местах. Смоленская война(1632-1633) Опора в управлении страной на Боярскую думу и Земские соборы | Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) |
3. Смоленская война(1632-1634) – неудачная попытка вернуть русские земли. По Полянскому миру Владислав признал Михаила законным царем. |
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) | В государственных делах Михаил не проявил себя практически ничем. В основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Продолжался процесс освоения (колонизации) страны. Основаны многие сибирские города-остроги: Енисейск 1618г., Красноярск (1628г.), Братск (1631г.), Якутск (1632г.). В 1643-1645 гг. экспедиция В.Пояркова по р. Амур вышла в Охотское море. |
Исторический портрет Андрея Рублева | Исторический портрет Сергия Радонежского | ||
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Гениальный русский живописец, автор шедевра - икона «Троица» (хранится в Третьяковской галерее). Рублев заслуживает почетного места в истории мирового искусства. Представитель московской художественной школы. Молодые годы прошли в Троицком монастыре – инок. Позже жил в московском Андрониковом монастыре (здесь похоронен), основанном учеником Сергия преподобным Андроником. | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | История православия неразрывно связана с именем знаменитого подвижника Сергия Радонежского. Один из самых почитаемых и любимый православными людьми русский святой. Основатель и игумен Троицкого (Троице-Сергиева) монастыря, поддержал великого московского князя Дмитрия Ивановича в борьбе с ордынцами. «Великий старец». |
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Иноземное иго. 1370(?)-1430гг. Куликовская битва (8 сентября 1380г.) пришлась на отроческие годы Рублева. Духовный и культурный подъем Руси эпохи Куликовской битвы. Начало Московского государства. Творчество вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | XIV век. 1314-1392гг. В условиях иноземного ига формировалась тенденция к духовному объединению русских земель. Особая роль в становлении духовного единства Руси принадлежит Православной церкви. Духовный и культурный подъем Руси эпохи Куликовской битвы. Начало Московского государства. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | *Решающими для творческого роста Рублева были 90-е гг. XIVв. В это время Москва жила интенсивной художественной жизнью. Здесь творили греческие, южнославянские мастера, работал Феофан Грек. Рублев вместе с Феофаном и «старцем» Прохором «с Городца» расписал Благовещенский собор в Москве (не дошел до нас). *До нас дошли - фресковая роспись Успенского собора во Владимире (вместе с Даниилом Черным), иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее) и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. *Икона «Троица», самое знаменитое произведение Рублева, написана в память Сергия Радонежского. На иконе изображен рассказ из Ветхого завета Библии о явлении к праотцу Аврааму и его Жене Саре трех путников. В трех изображенных на иконе ангелах он воплотил богословское учение о Святой Троице. Произведение проникнуто идеей о единстве, согласии и любви. Чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует будущую жертву Христа во имя спасения человечества. Цветовая гамма произведения мягка и гармонична. | Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | *Варфоломей (в монашестве Сергий) родился в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Учился грамоте в церковной школе. *Из ростовской земли разорившаяся семья перебралась в село Радонеж, недалеко от нынешней Троице-Сергиевой лавры. После смерти родителей соорудил маленькую Троицкую церковь, положив этим начало знаменитой Троице-Сергиевой лавре. *50 лет Сергий провел в монашестве в глубине лесов: рубил кельи, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. *18 августа 1380г. благословил в своем монастыре князя Дмитрия Ивановича на битву с татарами и отправил с ним двух «великих ратников» и «крепких богатырей» - иноков Пересвета и Ослябю. *Умер Сергий будучи одним из признанных духовных лидеров русской церкви. Над могилой его позже был построен собор, над росписями которого работал гениальный русский художник Андрей Рублев. |
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) | Слава А. Рублева была так велика, что в постановлениях Стоглавого собора, состоявшегося в Москве в 1551г, на вопрос о том, как следует правильно писать изображение Троицы, был дан официальный ответ: «Писать с древних образцов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев». Традиции А.Рублева продолжал Дионисий. «Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания» (Д.С. Лихачев). А. Тарковский к/ф «Андрей Рублев». | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) | *Епифаний Премудрый, ученик Сергия, – самый известный автор житийных произведений, автор жития Сергия Радонежского, 1418г. Писатель Пахомий Логофет составил на основе жития Епифания собственное «Житие Сергия Радонежского». *Его называют игумен земли русской. Большинство русских святых конца XIV-XVвв. были учениками самого Сергия или учениками его последователей. Художник Нестеров. |
Исторический портрет Алексея Михайловича | Исторический портрет патриарха Никона | ||
Представле-ние деятеля (государствен-ный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Второй русский царь (1645-1676) из династии Романовых. Получил прозвище «Тишайший». Воспитан боярином Б.И. Морозовым. Человек начитанный, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, примерный семьянин. После смерти Марии Милославской женился на Наталье Нарышкиной. Любил роскошь и ритуалы. Был вспыльчив и «подвижен на гнев», но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота («Урядник сокольничья пути»). | Представление деятеля (государствен-ный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | 1605-1681гг. В миру мордовский крестьянин Никита Минов, сделал стремительную церковную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, вскоре стал игуменом в Каргопольском монастыре, затем архимандритом московского Новоспасского монастыря – родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским в 1652г. избран московским патриархом. |
Время жизни и деятель-ности (век, эпоха, период истории страны …) | Россия при первых Романовых. Становление абсолютной монархии. Окончательное оформление крепостного права. XVII век - «бунташный век»: «Соляной бунт» 1648г. в Москве, волнения посадских людей в Новгороде и Пскове в 1650г., «Медный бунт» в Москве в 1662г., казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина 1667-1671гг. | Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | Россия при первых Романовых. Становление абсолютной монархии. Окончательное оформление крепостного права. XVII век - «бунташный век». Церковные реформы. Раскол – одна из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризую-щие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | 1. Окончательное юридическое оформление крепостного права. Соборное уложение 1649г.
- освободительная война против польского владычества на западных русских землях, 1654г. – воссоединение Украины с Россией, русско-польская война 1654-1667гг., Андрусовское перемирие, Смоленск и земли, утраченные в Смуту возвращены; 1686г. – «Вечный мир» с Польшей. - русско-шведская война 1656-1661гг., Кардисский мир, отказ России от всех земель, завоеванных в Прибалтике. Балтика за Швецией. - борьба с Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Азовское осадное сидение казаков 1637-1642гг. Русско-турецкая война 1677-1681гг. за контроль над Ю.Украиной. Бахчисарайский мир. Признание вхождения в состав России Киева и Левобережной Украины. Правобережная Украина – за Османской империей. - дальнейшее освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока: Дежнев (пролив между Азией и Сев. Америкой), Хабаров (Приамурье), Атласов (Камчатка). 5. «Рать заела казну» (В.О. Ключевский). Рост повинностей крестьян, усиление налогового гнета. | Основные направления деятельности ( факты, характеризую-щие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | *Взаимоотношения с царем Алексеем Михайловичем. Никон – «собинный друг» царя. Кружок ревнителей древнего благочестия. *Роль Никона в проведении церковной реформы. Стремясь превратить русскую православную церковь в центр мирового православия, властный и «крутой» патриарх Никон в 1653г. начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила, обряды. Новшества были поддержаны светской властью и утверждены Церковным собором 1656г. *Борьба с раскольниками и их главой протопопом Аввакумом. Реформы вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви. Приверженцы старых порядков отказались признать реформу и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Соловецкий монастырь на Севере России – очаг сопротивления никоновским нововведениям. Соловецкое восстание 1668-1676гг. – наиболее мощный протест против реформы. «Никон-Антихрист». *Опала патриарха Никона. Никон стремился поставить свою духовную власть выше царской, принял титул великого государя. Власть патриарха сравнивал с Солнцем, а власть царя – с Луной, лишь отражающей свет. Все это неизбежно привело к конфликту с царем. Церковный собор 1666-1667 гг. осудил Никона и лишил его сана. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и храм Гроба Господня в Иерусалиме. Реформы сохранены. |
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников | Экономическое развитие России XVII в. характеризуется новыми явлениями в хозяйственной жизни: ремесло перерастало в мелкотоварное производство, экономическая специализация отдельных регионов, появление казенных и частновладельческих мануфактур, зарождение общероссийского рынка, Макарьевская и Ирбитская ярмарки. | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) | Оказал мощное воздействие на царя, добился независимости от светских властей в деле управления церковью и церковными делами. «Он стал самовластным управителем церкви, подвел под патриаршую власть мощную экономическую базу, стал вторым «великим государем» в государстве и даже, в отсутствие царя в столице, выполнял его функции». (Богданов А.П.) |
Исторический портрет Михаила Васильевича Ломоносова | Исторический портрет ……………………………………………………… (имя исторического деятеля) | ||
Представле-ние деятеля (государствен-ный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | Выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик. Научные открытия в геологии, минералогии, химии, физике. Заслуги в искусстве (возродил искусство мозаики). Наиболее важные научные достижения в области гуманитарных и общественных наук: вклад в развитие риторики, грамматики и теории стиля, поэтической теории и практики. Развитие российской исторической науки: основные труды — «Древняя Российская история», «Краткий Российский летописец с родословием»; опровергал норманскую теорию, сравнивал российскую историю с историей Римской Империи. | Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) | |
Время жизни, деятельности | 1711-1765гг. XVIII век. Российская империя эпохи дворцовых переворотов. Приоритет светских начал в культуре. | Время жизни и деятельности | |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | *Из черносошных (государственных) крестьян Архангельской губернии; в конце своей жизни получил чин статского советника (V класс), стал потомственным дворянином. *В 1731г. поступил в Славяно-греко-латинскую Академию (Московские Спасские школы). *В 1736 года Петербургская Академия наук и художеств принимает решение отправить двенадцать наиболее способных молодых людей, учеников «Спасских школ», для дальнейшей учебы в Европу, в числе которых был из Архангелогородской губернии Двинского уезда Куростровской волости, двадцати пяти лет, Михайло Ломоносов. Проходил обучение в Марбургском (1736–1739) и Фрейбургском (1739–1740) университетах. *В начале 1742г. начал работать в Петербургской Академии наук и художеств в качестве адъюнкта (ассистента) физического класса, где в 1745г. был назначен профессором химии, а в 1763г. был избран почётным членом. *В 1755 году по проекту М.В. Ломоносова и мецената генерал-адъютанта Ивана Шувалова при Елизавете Петровне был основан Императорский Московский университет. Были открыты факультеты философии, медицины и права (юридический). Преподавание изначально велось на двух языках — латыни и русском. Преимущественно на латыни – общепризнанном языке науки, но М.В.Ломоносов считал чрезвычайно важным преподавание и на родном — русском языке. Окончательно вопрос о языке преподавания решила Екатерина II, издавшая в 1768 году указ, предписывавший читать лекции «природными россиянами на российском языке». | Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | |
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников | Его ученики и коллеги – географ С.П. Крашенинников, математик М.Е. Головин и др. обогатили русскую науку замечательными открытиями. «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», - А.С.Пушкин. В.Г. Белинский называл его «Петром Великим русской литературы». | Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) |
Исторический портрет Степана Тимофеевича Разина | Исторический портрет Екатерины Второй | ||
Представле-ние деятеля | Донской казак. Удачливый и бесстрашный атаман, признанный вождь казачества. Обладал организаторскими и военными способностями. Человек огромной воли и бурных страстей. Предводитель крестьянско-казацкого восстания 1670-1671 гг. После поражения восстания казнен через четвертование в Москве. | Представ-ление деятеля | Родом из Пруссии, урожденная принцесса Ангальт-Цербстская Софья – Фредерика - Августа, супруга Петра III. Российская императрица (1762-1796). Вступила на престол в 33года в результате дворцового переворота (во главе фаворит Екатерины Григорий Орлов и его брат Алексей). Екатерининские орлы» (Панин Н.И., Безбородко А.А., Потемкин Г.А., Державин Г.Р., Румянцев П.А., Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Спиридов Г.А. и др.) вошли в историю как крупные политики, дипломаты, полководцы, общественные деятели. Обладала огромной работоспособностью, умом, железной волей, мужеством и оптимизмом. |
Время жизни и деятель-ности | 1630-1671. Время первых Романовых – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина 1667-1671гг. – кульминация «бунташного» века. | Время жизни и деятель-ности | Вторая половина XVIII в. Екатерининский период или эпоха Екатерины II. Эпоха просвещенного абсолютизма. «Золотой век» русского дворянства. Время формирования антикрепостнической идеологии (просветитель Н.И. Новиков, первый русский революционер А.Н. Радищев). |
Основные направле-ния деятель-ности | Казачество (тюрк. – удалые, вольные люди) – военное сословие, складывалось с XIV в., когда на окраинах русских княжеств стали селиться служилые люди с целью охраны границ. «Устав сторожевой службы» (1571г.). Были определены жалованье и земли при условии пожизненной сторожевой службы. С закрепощением крестьян и ростом повинностей на юге России скапливались беглые крестьяне и посадские люди. Поселения беглецов превращались в самоуправляющиеся общины вольных людей – казаков. «С Дона выдачи нет». Появились донские, волжские, яицкие и др. казаки. Казаки – низший слой служилых людей, служилые люди по прибору или по набору. Родился в семье зажиточного казака. Донской казак. С.Т. Разин хорошо знал положение и нужды народа. Нелюбовь Разина к царским воеводам и боярам объясняется разными причинами, в том числе и сугубо личными. По приказу воеводы несправедливо был казнен его старший брат. 1667-1669гг. – поход казацкой «голытьбы» под руководством казацкого атамана Разина «за зипунами» (добычей) на Волгу и Каспийское море. 1670-1671гг. – широкое антиправительственное, антикрепостническое восстание на Волге, в Поволжье. Участники: казаки, крепостные крестьяне, мелкие служилые и работные люди, бурлаки. «Прелестные письма» с требованиями: уничтожение рабства, освобождение от ига бояр и дворян, за доброго царя, захват Москвы, установление казацкого уклада жизни в стране. Восставшие захватили Царицын, Астрахань, Саратов, Самару. Осада повстанцами Симбирска, где они потерпели поражение. Разин был тяжело ранен, обманом захвачен и выдан казацкой старшиной царскому правительству. | Основные направле-ния деятель-ности | 1. Преобразование устаревшей системы государственного управления: - реформа Сената (1763): упорядочение структуры и полномочий, деление на 6 департаментов со строго определенными полномочиями, изъятие законодательных функций, сохранив их только за монархом; - изменении система местного управления на Украине - ликвидация гетманства и элементов автономии (1764); - секуляризация церковных и монастырских земель (1764) – духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства, духовенство. Создание коллегии экономии для управления экономическими крестьянами (бывшие монастырские); - 1773г. – введение принципа веротерпимости. 2. Подготовка нового Уложения законов (в условиях действия Соборного Уложения 1649г. и др. законов) - не удалась: - издавала по 12 законов в месяц – «законодательница»; - «Наказ» (1765г.) Екатерины II депутатам – теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма; - созыв Уложенной комиссии (1767-1678гг.) «Великая, премудрая матерь Отечества». 3. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 гг. заставила провести серию реформ по централизации и унификации органов управления в центре и на местах и законодательному закреплению сословных прав населения: - губернская реформа (1775) – уезды, губернии, генерал-губернаторства; - городская реформа (1785); - Жалованные грамоты дворянству и городам (1785); 4. Образовательная реформа: создание системы закрытых сословных образовательных учреждений (Смольный институт благородных девиц) 5. Активная экспансионистская внешняя политика с целью включения в состав государства новых земель и укрепления позиций в Европе: 1) борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому завершилась победой - русско-турецкие войны 1768- 1774, 1787- 1791гг.; 1783г. – Крым в составе России. Присоединение Восточной Грузии (Георгиевский трактат 1783г.); 2) борьба с революционной Францией (1789- 1794), Россия состоит в антифранцузской коалиции с европейскими странами; участие России в разделах Польши (1772, 1793, 1795). |
Значение деятель-ности | Современник о Разине: «вид его был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». О личности Разина сложены многочисленные легенды, песни, сказания. Правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам, будут верны царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Восстание заставило правительство искать пути укрепления существующего строя: усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. | Значение деятель-ности | - «Философ на троне». Стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. В конкретных условиях России XVIII в. сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на тогдашний уровень знаний о природе и обществе. - 6 войн, 34 года правления. «Екатерина Великая». Стремилась сделать Россию сильной, цивилизованной страной. Рост престижа России в мире. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по истории
(Подготовка к ЕГЭ)
№ | Тема по кодификатору | Основные даты, понятия | Исторические личности | История зарубежных стран | Закрепление | Дата |
1. | 1.1.1* Восточнославянские племена и их соседи 1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян 1.2.1* Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. | Аскольд и Дир Гостомысл Рюрик Олег Игорь Ольга | ||||
2. | 1.2.2 Категории населения. «Русская Правда» 1.2.3* Международные связи Древней Руси. Принятие христианства | Святослав Владимир Ярослав Мудрый Всеволод | ||||
3. | 1.3.1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики | Владимир Мономах Мстислав Великий | ||||
4. | 1.3.2* Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада | Чингисхан Батый А. Невский | ||||
5. | 1.3.3* Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества 1.3.4 Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город | Даниил Ал. Юрий Д. Иван Калита Семен Гордый Иван 2 Дмитрий Донской Василий 1 Василий 2 | ||||
6. | 1.2.4* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции 1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств | |||||
7. | 1.4.1* Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига 1.4.2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения | Иван Ш Василий Ш | ||||
8. | 1.4.3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян | Иван IV | ||||
9. | 1.4.4* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война | Иван IV | ||||
10. | 1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. | |||||
11. | 1.4.6* Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией | Борис Годунов Лжедмитрий 1 Василий Шуйский Лжедмитрий 2 Пожарский Дм. Минин К. Ляпунов Болотников И. | ||||
12. | 1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы 1.4.8* Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права | Михаил Романов Алексей Михайл-ич | ||||
13. | 1.4.9 Церковный раскол 1.4.10 Социальные движения XVII в. | Никон Аввакум С. Разин | ||||
14. | 2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации | Петр 1 А. Меншиков | ||||
15. | 2.1.2* Северная война. Провозглашение Российской империи | Петр 1 Карл XII | ||||
16. | Потомки Петра 1 | Екатерина 1 Петр 2 Анна Иоанновна Елизавета Петровна | ||||
17. | 2.1.3* «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя 2.1.4* Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота | Екатерина 2 | ||||
18. | 2.1.6* Превращение России в мировую державу в XVIII в. Внешняя политика Екатерины2 | Екатерина 2 | ||||
19. | 2.1.7* Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. | |||||
20. | 2.1.8 Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Павел 1 | Павел 1 | ||||
21. | Внутренняя и внешняя политика Александра 1 2.1.9* Отечественная война 1812 г. | Александр 1 | ||||
22. | 2.1.10 Движение декабристов Правление Николая 1 2.1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм | Николай 1 Пестель Бестужев-Рюмин Муравье-Апостол Рылеев Каховский | ||||
23. | 2.1.12* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны | Нахимов Корнилов Истомин | ||||
24. | 2.2.1 Реформы 1860–1870-х гг. | Александр 2 | ||||
25. | 2.2.2 Политика контрреформ 2.2.3* Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны | Александр 3 | ||||
26. | 2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования | |||||
27. | 2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте Правление Николая 2 | Николай 2 Плеве Витте | ||||
28. | 2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков | Чернов Ленин Мартов Гучков Милюков Пуришкевич | ||||
29. | 2.2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов 2.2.7* Русско-японская война | Макаров Рождественский Стессель | ||||
30. | 2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения 2.2.10 Реформы П.А. Столыпина Новейшая история | Гапон Зубатов Столыпин | ||||
31. | 3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество | Раннекампф Самсонов Брусилов | ||||
32. | 3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы 3.1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание | Чхеидзе Львов Керенский Корнилов Троцкий | ||||
33. | 3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны | Врангель Колчак Юденич Деникин Фрунзе | ||||
34. | 3.1.5 Переход к новой экономической политике Контрольный тест | |||||
35. | 3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. | Сталин И.В. Тухачевский Зиновьев Каменев Бухарин Троцкий Ежов | ||||
36. | 3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация | Стаханов | ||||
37. | 3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования | |||||
38. | 3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны | Молотов Риббентроп | ||||
39. | 3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны | Гитлер Ворошилов Тимошенко Жуков | ||||
40. | 3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны | Ковпак | ||||
41. | 3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции 3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира | Черчилль Эшли Рузвельт Трумэн | ||||
42. | 3.2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. 3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы | |||||
43. | 3.2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста | Хрущев | ||||
44. | 3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. | Брежнев | ||||
45. | 3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности | Горбачев | ||||
46. | 3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы | |||||
47. | 3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг. | |||||
48. | 3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР | Ельцин | ||||
49. | 3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения РФ. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств | Ельцин | ||||
50. | 3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия | Гайдар Путин | ||||
51. | 3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев | Медведев | ||||
52. | 3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе 3.3.6* Современная российская культура | |||||
53. | Итоговый тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и использование цифровых образовательных ресурсов – как вспомогательный материал для ведения уроков информатики в школе
Применение компьютерных технологий в обучении информатике позволяет видоизменить весь процесс преподавания данного предмета, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать...
Вспомогательный материал "Виды домашних заданий"
Памятка. Помощь молодому специалисту...
Вспомогательный материал
Вспомогательный материал...
НАРЕЧИЕ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАРЕЧИИ. РР. СОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ОПОРОЙ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
В данной разработке урока рассматривается наречие как часть речи, его основные морфологические признаки. Часть урока посвящена развитию речи с опорой на вспомогательный материал....
Вспомогательный материал к электронному приложению по русскому языку "Орфо". Памятка и словарь. 8-11 классы.
На планшетах системы Android и iOS есть приложение "Орфо". Хорошо тренирует орфографические правила в условиях игры. Вы можете выставить своё время, количество слов, наборы слов (например, 400 сл...
Вспомогательный материал для изучения внешней политики 18 века"
Вспомогательный материал...
Вспомогательный материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Здесь представлены правила для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку, на которые учащийся может опереться рри решении типовых заданий....