Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Крапивин Владимир Викторович

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. – М: Просвещение. Программа составлена для учащихся с ослабленным здоровьем, имеющих индивидуальную форму обучения на дому. Программа рассчитана на 68 часов: 17 часов очного обучения (0,5 часа в неделю) и 1,5 часа заочного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_6_klass.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. – М: Просвещение. Программа составлена для учащихся с ослабленным здоровьем, имеющих индивидуальную форму обучения на дому. Программа рассчитана на 68 часов: 17 часов очного обучения (0,5 часа в неделю) и 1,5 часа заочного обучения.

Цели и задачи курса

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

 освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

 овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

 формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

 применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии рабочей программы в V-IX классах предполагают синхронно-параллельное изучение истории России и всеобщей истории с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

Особенностью рабочей программы является включение в содержание курса регионального компонента «Историческое краеведение» в 6-х-9-х классах в качестве содержательных линий. Темы по историческому краеведению обозначены в программе символом.

Технологии обучения:

При преподавании курса истории в 5-9 классах используются положения следующих педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, проектное обучение, ИКТ – технологии, проблемное обучение.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Социальная компетенция: применение задач разного уровня, вариативные домашние задания, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы (в группах сменного и постоянного состава), самооценка и взаимооценка работ и ответов.

Коммуникативная компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на уроке, проведение нестандартных уроков, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Информационная компетентность: предлагаются задачи для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации, составление плана, конспекта.

Компетентность саморазвития и самообразования: Стимулирование самообразовательной деятельности ученика, контроль за динамикой развития ученика.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный.

Методы контроля: письменный контроль (тестирование, контрольная работа с использованием типологии заданий ГИА по истории, самостоятельная работа) и устный контроль (беседа, устный опрос, зачет, защита проектов, презентаций).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать основные понятия:

 средние века

Уметь:         

 разграничивать понятия История Древнего мира и История Средних веков

 устанавливать синхронность и длительность исторических событий.

Средневековый мир в V –ХI веках

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать

 основные понятия: германские племена, христианство, ислам, Коран

 причины возникновения и распада Арабского халифата.

Уметь:

 показывать на карте основные государства Западной и Восточной Европы, Арабский халифат, направления завоеваний викингов.

 характеризовать последствия распада Арабского халифата, сходства и отличия обществ германцев и римлян.

 оценивать деятельность исторических личностей (Карла Великого, Юстиниана, Мухаммеда)

 Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого)

Средневековый мир в ХII - ХV веках

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Духовный мир средневекового человека.

Норманнские завоевания.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать

 основные понятия: сословия, натуральное хозяйство, барщина, оброк, церковная десятина, сеньоры, вассалы, рыцари, цехи, гильдии, ярмарки, сословно-представительная монархия, крестовые походы

Уметь:

 показывать на карте направление Крестовых походов, основные события Столетней войны.

 характеризовать причины и последствия Крестовых походов, Столетней войны, народных восстаний, возникновения городов

 оценивать деятельность исторических личностей (Жанна д’Арк, Уот Тайлер, Ян Гус)

 Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого)

 Описывают облик средневекового города;

 Раскрывают систему управления средневекового города

 Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;

 Перечисляют характерные черты сословной монархии.

Государства и народы Азии, Африки, Америки в эпоху средневековья

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Держава Сельджуков, образование Османской империи.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать

 Понятия: кочевники, касты, империя

Уметь:

 Характеризовать причины колониального вторжения в Китай, политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман;

 Раскрывать причины успехов завоеваний турков-сельджуков

Народы и государства на территории Росси (с древнейших времен до середины IХ в.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. *Население Тамбовского края в древности. Жилища, орудия труда, занятия. Памятники неолита на территории Тамбовщины. *Цнинская мордва (VI-XIII вв). Расселение, особенности хозяйства, верования, взаимоотношения с соседями

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать/понимать:

 особенности процесса освоения человеком евразийского континента, возникновения и развития государств на территории Восточной Европы;

 направления колонизации территории Восточно-Европейской равнины, основные этапы этнической истории восточных славян;

уметь

применять знания из курса географии для описания местоположения объектов, определения влияния природно-географического фактора на развитие жизнедеятельности общества (сравнение Западной и Восточной Европы, взаимосвязь хозяйственной деятельности и религиозных представлений восточных славян)

Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. *Тамбовский край в XI-XIII вв. Появление русских поселений по берегам рек Лесной и Польной Воронеж, Матыра, в верховьях Цны

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать/понимать:

 причинно-следственные связи основных событий и процессов в истории Древней Руси;

знать:

 даты основных событий (VI-VIII вв., 862, 882, 911, 945, 988, 1097, 1113, 1136, 1147);

 хронологическую последовательность периодов правлений великих русских князей, основные направления и итоги их деятельности;

 причины и последствия принятия восточнославянским обществом христианства;

 характерные черты государственно-политического и социального устройства Древней Руси, особенности вотчинного землевладения;

 основные памятники культурного наследия домонгольской Руси;

уметь

доказывать, что к концу X в. в целом завершился процесс становления Древнерусского государства; что население Руси оказывало ожесточенное сопротивление ордынскому нашествию;

Раздробленность на Руси (вторая треть ХII – ХIII в.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. *Тамбовский край как русско-ордынское пограничье в XIV-XV вв

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать/понимать:

особенности образа жизни, исторического развития кочевых народов Центральной Азии;

 даты важнейших исторических событий: 1206,1223, 1237,1240,1242,

 политические и военные причины поражения Руси в борьбе с монгольским нашествием;

 ход, историческое значение Невской битвы, Ледового побоища;

 важнейшие памятники культуры Руси XIII-XV вв., основные литературные жанры (жития, воинские и сюжетные повести),

уметь:

 выявлять основные черты развития русских земель и княжеств XII — начала XIII в. (с использованием карты),

 определять историческое значение борьбы Руси с крестоносцами;

 давать сравнительную характеристику возможным центрам объединения русских земель (на основе линий сравнения);

характеризовать деятельность Александра Невского

На пути к единому государству (XIV - начало XVI в.)

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать/понимать:

знать:

 даты важнейших исторических событий: 1380, 1385, 1410, 1480;

 хронологическую последовательность периодов деятельности великих русских князей, основные результаты проводимой ими политики;

 ход, историческое значение Куликовской битвы;

 важнейшие памятники культуры Руси XV вв.,

уметь:

 характеризовать деятельность князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского

 определять итоги борьбы за политическое лидерство в Северо-Восточной Руси,

 выделять этапы формирования единого Российского государства (1 этап: XIV— начало XV в., 2 этап: вторая четверть XV в., 3 этап: вторая половина XV — нач. XVI в.);

 определять историческое значение свержения Ордынского владычества, причины и результаты реформ середины XVI в., характерные черты социально-политического устройства Московского государства;

В ходе обучения и усвоения истории учащиеся 6 классов должны придти к следующим результатам:

Предметные результаты:

-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты:

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

III . УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6 класс (68 часов)

Наименование темы и раздела

Общее количество часов

Введение

1

Средневековый мир в V-XI веках

12

Средневековый мир в XII-XV

19

Государства и народы Азии, Америки и Африки в эпоху Средневековья

3

Народы и государства на территории России (с древнейших времен до середины IX века)

3

Древняя Русь (середина IX-первая треть XII)

7

Раздробленность на Руси (вторая треть XII-XIII)

9

На пути к единому государству (XIV- начало XVI)

13

Повторение

1

Итого

68

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

 основные этапы и ключевые события истории России и мира эпохи Средневековья; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Средневековья;

 изученные виды исторических источников;

 основные понятия: Средневековье, аграрное общество, феодализм, феодальные отношения, международные отношения, дипломатия, картина мира. Варварский мир, Великое переселение народов, вассалитет, политическая раздробленность, централизованное государство, монархия, империя, сословно-представительная монархия, халифат, сословие, рыцарство, городское самоуправление, города-коммуны.

Агрикультура, натуральное хозяйство, средневековый город, торговые гильдии, цех, мануфактура, ярмарка.

Конфессия, христианская церковь, православие, католицизм, духовенство, монашество, духовно-рыцарский орден, крестовый поход, Папская курия, ересь, инквизиция, индуизм, буддизм, ислам, хиджра, шариат, синтоизм. Ученая и народная культура, Возрождение, гуманизм, романский стиль, готический стиль, эпос, фольклор, университет.

уметь

 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

 изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);

 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, проектов;

 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры, высказывать свою позицию по следующим спорным проблемам истории: образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель, роль Ивана IV Грозного в русской истории.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

 использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

V. Литература

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2010.

  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  «История России   с древнейших времён до конца XVI века» учебник  для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2014.

  3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2014.

  4. Назаренко М.Н..  «История России с древнейших времён до конца  XVI века. Поурочные планы по  учебнику  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  6 класс». Волгоград: «Учитель», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...